Упражнения по русскому языку
Оценка 4.9

Упражнения по русскому языку

Оценка 4.9
docx
12.02.2020
Упражнения по русскому языку
занимательные упражнения.docx

                                                                                                           Приложение

Упражнение «Работа с метафорами»

Цель: формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов).

Форма выполнения задания: учащимся предъявляется список русских и немецких пословиц. Необходимо установить, какие пословицы подходят друг другу по смыслу.

 Инструкция: многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки.

 Например, русской пословице «Как волка не корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно опять в лужу прыгнет» В таблице слева даны немецкие пословицы, справа – русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

Немецкие пословицы

Русские пословицы

1. Кто много начинает, очень мало осуществляет.

1. Язык до Киева доведёт.

 2. Ошибки других – хорошие учителя.

2. Один в поле не воин.

3. Совершённые поступки в советах не нуждаются.

3. Семь раз отмерь, один – отрежь.

4. С красноречивым языком не пропадёшь.

 4. Дело мастера боится.

5. Лицо выдаёт негодяя.

 5. Кончил дело, гуляй смело.

6. Один всё равно, что никто.

6.Насильно мил не будешь

7.Любовь к делу делает труд лёгким

7.На ошибках учатся.

8. Сначала подумай, потом начинай.

8. После драки кулаками не машут.

9.Сначала ноша, потом отдых.

 9.Молчание – знак согласия

10.Любить и петь заставить нельзя

10.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

11.Отсутствие ответа тоже ответ

11.Истинные друзья познаются в беде.

12.В беде сотня друзей  весят очень мало.

12.На воре шапка горит

 

 

Упражнение «Пословицы»

 Цель: формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры.

Форма выполнения задания: работа в группах.

Описания задания: учащимся предлагается прочитать пословицы и выполнить задания. Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения в группе и представляется классу как общее решение. Для создания мотивации можно использовать форму командного соревнования – конкурса по аналогии, например, с телевизионными передачами «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?»

Задания: Перепутанные пословицы. На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую часть.

Не рой другому яму – не жди добра

Без труда – гуляй смело.

Встречают по одёжке – в том и совесть.

 Сделал дело – глаз не выклюет.

В ком есть стыд – люби и саночки возить.

 Ворон ворону – кулаками не машут.

 Сделав худо – сам в неё попадёшь.

 После драки – не выловишь рыбку из пруда.

Любишь кататься – провожают по уму.

Инструкция: учащиеся восстанавливают пословицы и читают их вслух. Затем отвечают на вопросы: какова основная идея каждой из пословиц? Есть ли в получившемся списке близкие по смыслу пословицы? Какие именно?

Упражнение «Сочинение историй по пословице»

 На карточке приведен список пословиц. Необходимо сочинить историю, раскрывающую смысл выбранной пословицы.

Инструкция: учащиеся внимательно читают пословицы. Выбирают наиболее важную, по их мнению. И затем сочиняют историю, которая бы отражала смысл и главную идею этой пословицы. Завершающей фразой истории должна стать выбранная учащимися пословица.

Материал: карточки с пословицами.

 Задания: Что ни делается, всё к лучшему (русск.) Как аукнется, так и откликнется (русск.) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда (русск.) По одёжке протягивай ножки (русск.) В чужой монастырь со своим уставом не суйся (русск.) Не имей сто рублей, а имей сто друзей (русск.)

Упражнение «Составление слов из элементов по правилу»

 Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов, формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи. Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания: требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы.

 Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, ломка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления слов. Определите самый эффективный способ.

Материал: 1. В, Г, Д (выгода) 2. С, К, Р, Т (секрет) 3. Ж, К, Л (ложка) 4. Н, Л, С, К (носилки) 5. Ж, Ц (жнец) 6. Б, Р, Щ (борщ)

Упражнение «Исследование»

 

При изучении темы «Указательные местоимения» в 6 классе дается исследовательское задание классу: 

  • Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах? 
  • Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно) 

Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того. 
После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы (местоимения и наречия): 

  • Это 
  • этот 
  • такой 
  • столько 
  • такова 
  • та 
  • того тут 
  • теперь 
  • там 
  • туда 
  • оттуда 
  • тогда 
  • так

 Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. 

 

 Упражнение «Угадай подлежащее!

(к теме «Главные члены предложения. Подлежащее»»)

 Задание:
Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки.
1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. (Свинья) 3.Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница)
4.Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
6.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. (Ухват)
Условие:
Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан.
Методические цели и задачи:
- знакомство учащихся с главными членами предложения;
- знакомство с подлежащим;
- развитие у учащихся смекалки, находчивости; - воспитание у учащихся чувства языка.
Придумать небылицу за 10 минут


 

Приложение Упражнение «Работа с метафорами»

Приложение Упражнение «Работа с метафорами»

Упражнение «Пословицы» Цель: формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры

Упражнение «Пословицы» Цель: формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры

Не имей сто рублей, а имей сто друзей (русск

Не имей сто рублей, а имей сто друзей (русск

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020