Приложение
Упражнение «Работа с метафорами»
Цель: формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов).
Форма выполнения задания: учащимся предъявляется список русских и немецких пословиц. Необходимо установить, какие пословицы подходят друг другу по смыслу.
Инструкция: многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки.
Например, русской пословице «Как волка не корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно опять в лужу прыгнет» В таблице слева даны немецкие пословицы, справа – русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.
Немецкие пословицы |
Русские пословицы |
1. Кто много начинает, очень мало осуществляет. |
1. Язык до Киева доведёт. |
2. Ошибки других – хорошие учителя. |
2. Один в поле не воин. |
3. Совершённые поступки в советах не нуждаются. |
3. Семь раз отмерь, один – отрежь. |
4. С красноречивым языком не пропадёшь. |
4. Дело мастера боится. |
5. Лицо выдаёт негодяя. |
5. Кончил дело, гуляй смело. |
6. Один всё равно, что никто. |
6.Насильно мил не будешь |
7.Любовь к делу делает труд лёгким |
7.На ошибках учатся. |
8. Сначала подумай, потом начинай. |
8. После драки кулаками не машут. |
9.Сначала ноша, потом отдых. |
9.Молчание – знак согласия |
10.Любить и петь заставить нельзя |
10.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. |
11.Отсутствие ответа тоже ответ |
11.Истинные друзья познаются в беде. |
12.В беде сотня друзей весят очень мало. |
12.На воре шапка горит |
Упражнение «Пословицы»
Цель: формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описания задания: учащимся предлагается прочитать пословицы и выполнить задания. Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения в группе и представляется классу как общее решение. Для создания мотивации можно использовать форму командного соревнования – конкурса по аналогии, например, с телевизионными передачами «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?»
Задания: Перепутанные пословицы. На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую часть.
Не рой другому яму – не жди добра
Без труда – гуляй смело.
Встречают по одёжке – в том и совесть.
Сделал дело – глаз не выклюет.
В ком есть стыд – люби и саночки возить.
Ворон ворону – кулаками не машут.
Сделав худо – сам в неё попадёшь.
После драки – не выловишь рыбку из пруда.
Любишь кататься – провожают по уму.
Инструкция: учащиеся восстанавливают пословицы и читают их вслух. Затем отвечают на вопросы: какова основная идея каждой из пословиц? Есть ли в получившемся списке близкие по смыслу пословицы? Какие именно?
Упражнение «Сочинение историй по пословице»
На карточке приведен список пословиц. Необходимо сочинить историю, раскрывающую смысл выбранной пословицы.
Инструкция: учащиеся внимательно читают пословицы. Выбирают наиболее важную, по их мнению. И затем сочиняют историю, которая бы отражала смысл и главную идею этой пословицы. Завершающей фразой истории должна стать выбранная учащимися пословица.
Материал: карточки с пословицами.
Задания: Что ни делается, всё к лучшему (русск.) Как аукнется, так и откликнется (русск.) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда (русск.) По одёжке протягивай ножки (русск.) В чужой монастырь со своим уставом не суйся (русск.) Не имей сто рублей, а имей сто друзей (русск.)
Упражнение «Составление слов из элементов по правилу»
Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов, формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи. Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы.
Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, ломка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления слов. Определите самый эффективный способ.
Материал: 1. В, Г, Д (выгода) 2. С, К, Р, Т (секрет) 3. Ж, К, Л (ложка) 4. Н, Л, С, К (носилки) 5. Ж, Ц (жнец) 6. Б, Р, Щ (борщ)
Упражнение «Исследование»
При изучении темы «Указательные местоимения» в 6 классе дается исследовательское задание классу:
Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда,
та, тогда, так, того.
После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты
ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается
вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на
группы (местоимения и наречия):
Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы.
Упражнение «Угадай подлежащее!
(к теме «Главные члены предложения. Подлежащее»»)
Задание:
Ведущий предлагает загадки, в которых даны
сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют
отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки.
1.Весной веселит, летом холодит, осенью
питает, зимой согревает. (Дерево) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не
болит, а все стонет. (Свинья) 3.Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная
мельница)
4.Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
(Замок)
6.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.
(Ухват)
Условие:
Дети должны соблюдать очередность, не
выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан.
Методические цели и задачи:
- знакомство учащихся с главными членами
предложения;
- знакомство с подлежащим;
- развитие у учащихся смекалки, находчивости;
- воспитание у учащихся чувства языка.
Придумать небылицу за 10 минут
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.