Достижение высоких результатов возможно лишь при рациональном построении многолетней тренировки, когда планомерно формируются основные физические качества и функциональные возможности юных спортсменов. Оптимизация тренировки подразумевает поиск таких методов и средств, которые приведут к необходимому росту результатов, без перегрузки спортсменов, к развитию их индивидуальных возможностей, достижению спортивной формы и сохранению будущего спортивного долголетия.
«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
СИНХРОНИСТОК В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ
МАКРОЦИКЛЕ»ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР....................................................................6
1.1. Построение годичного макроцикла..............................................................6
1.2. Упражнения, применяемые в синхронном плавании................................18
1.3. Оценка специальной подготовленности в синхронном плавании............23
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования.................................26
2.1. Задачи исследования...................................................................................26
2.2. Методы исследования.................................................................................26
2.3 Организация исследования..........................................................................28
Глава 3. Результаты исследования........................................................................30
Выводы.....................................................................................................................37
Список литературы.................................................................................................38
2ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Центральной проблемой управления тренировочным
процессом, является изучение взаимодействия между тренировочным
эффектом и ростом результатов. В этом направлении выполнено значительное
количество исследований и сформулированы концепции долговременной
адаптации в спортивной педагогике и в области физиологии спорта.
Дальнейшее совершенствования системы подготовки спортсменов требует
поиска новых форм организации тренировочного процесса, способствующих
достижению высоких спортивных результатов. Для этого необходим
постепенный переход от эмпирически построенного тренировочного процесса
к управлению им на основе современных научных достижений.
Достижение высоких результатов возможно лишь при рациональном
построении многолетней тренировки, когда планомерно формируются
основные физические качества и функциональные возможности юных
спортсменов. Оптимизация тренировки подразумевает поиск таких методов и
средств, которые приведут к необходимому росту результатов, без перегрузки
спортсменов, к развитию их индивидуальных возможностей, достижению
спортивной формы и сохранению будущего спортивного долголетия.
В научной и методической литературе имеется большое количество
рекомендаций по построению тренировки на отдельных этапах многолетней
подготовки. Известны различные подходы к планированию годичных
тренировочных циклов – классическая концепция периодизации (В.Н.
Платонов, 2010; Л.П. Матвеев, 2009; В.Р. Воронцов, 2011; Бомпа Т.О., 2003),
блоковые схемы и структуры (Ю.В. Верхошанский, 1998; В.Б. Иссурин, 2010).
Однако данные концепции основаны преимущественно на материале
циклических видов спорта (беговые виды легкой атлетики, плавание, гребля,
лыжный спорт и др.), скоростносиловых видов и единоборств (тяжелая
3атлетика, борьба). В синхронном плавании вопросы построения годичного
цикла изучены недостаточно.
В этой связи, одним из необходимых условий решения проблемы
управления подготовкой спортсменов является разработка эффективной
системы контроля. Последний создает объективные предпосылки для
индивидуализации тренировочных В особенности разноречивы рекомендации
по составлению батарей тестов для высококвалифицированных спортсменов.
воздействий в различных структурных звеньях спортивной подготовки.
Цель исследования: обосновать набор тестов для контроля специальной
подготовленности синхронисток высокой квалификации.
Гипотеза исследования предполагает взаимообусловленность динамики
спортивных результатов пловцов, наличие закономерных соотношений между
тренировочными упражнениями и их эффектом.
Объектом исследования
является построение
годичного
тренировочного цикла в синхронном плавании.
Предметом исследования стали контрольные упражнения (тесты),
применяемые для оценки динамики специальной подготовленности
высококвалифицированных синхронисток.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены критерии,
характеризующие параметры состояния организма спортсменок. Проведена
оценка взаимосвязи отдельных показателей, установлены информативные
тесты, которые целесообразно использовать для контроля специальной
работоспособности в годичном макроцикле.
Практическая значимость. В экспериментальном исследовании были
предложены подходы к выбору тестирующих упражнений, характеризующих
плавательную подготовленность во всех зонах мощности. Кроме них, в
программу тестов были включены ряд специфических упражнений,
4имитирующих нагрузки с переменной интенсивностью, сопровождающиеся
работой на задержке дыхания. Данная батарея тестов успешно прошла
апробацию в ходе годичного тренировочного цикла группы
высококвалифицированных синхронисток.
5ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Построение годичного макроцикла
В теории и методике спорта под термином «макроцикл» принято
понимать тренировочный цикл с продолжительностью, как правило, от
полугода до года. При этом главным признаком выделения макроцикла как
структурного элемента является не его продолжительность, а наличие четко
выраженной динамики состояния тренированности спортсмена. Для того,
чтобы некий тренировочный период имел полное основание называться
«макроциклом», эта динамика должна включать фазы развития, стабилизации
и временной утраты спортивной формы. Кроме того, макроцикл должен иметь
свою внутреннюю структуру, то есть включать в себя законченный и логически
обоснованный ряд периодов, этапов, мезоциклов. Многие специалисты
считают, что в ряде случаев можно выделить и четырехлетний циклы,
связанные с подготовкой к Олимпийским играм (В. Платонов, 2012). Однако
болееменее четко он выделяется в практике элитных спортсменов с большим
стажем, имеющих «за плечами» опыт участия в двух и более Олимпиадах. В
практике подготовки высококвалифицированных спортсменов, готовящихся к
первой или второй Олимпиаде, выделение таких циклов менее очевидно.
Наибольшее распространение в практике подготовки спортсменов
высокой квалификации получило построение годичной тренировки на основе
одного макроцикла или двухтрех макроциклов. В таких случаях говорят об
одноцикловом, двухцикловом или трехцикловом планировании. Значительно
реже применяются четырёх и пятицикловые модели периодизации. В
литературе имеются сведения о шести и семицикловые схемах построения
годичной тренировки, однако вызывает сомнение возможность в течение года
реализовать полноценную кривую динамики состояния спортивной формы
(приобретение—стабилизация—временная утрата). Как правило, такие схемы
6описываются как потенциальная (теоретическая) возможность и в лучшем
случае приводится картина динамики тренировочных нагрузок. Однако
фактических количественных данных по динамике спортивных результатов,
критериев достижения состояния спортивной формы не приводится (В.Н.
2012).
минимальная продолжительность
Платонов,
макроцикла составляет, повидимому, 10 недель.
Таким образом,
Каждый макроцикл (большой цикл) состоит из нескольких средних
циклов (мезоциклов). Это отдельные блоки тренирующих воздействий,
организуемые по определенному принципу. Каждый мезоцикл решает свой
узкий набор задач подготовки. Продолжительность мезоцикла определяется
временем, необходимому для решения этих задач для данного контингента
спортсменов.
Если рассматривать макроциклы с продолжительностью от года до
полугода, то в них обычно четко выделяются три периода: подготовительный,
соревновательный,
Их наличие
определяется закономерностями долговременной адаптации к тренировочным
(восстановительный).
переходный
воздействиям и достаточно тесно увязано с календарем спортивных
соревнований (Л.П. Матвеев, 2009; Башкеев М. Д. 2004).
Календарь спортивных соревнований является главным фактором,
определяющим построение годичного цикла, его структуру – наличие и
продолжительность указанных выше периодов. С учетом сроков основных,
контрольных, отборочных соревнований определяется время, когда спортсмен
должен находиться в состоянии наилучшей готовности. Соответствующим
образом выстраивается тренировочная работа.
Таким образом, после анализа календаря официальных соревнований и
принятия решения о ранге соревнований для отдельного спортсмена
начинается работа по планированию макроцикла.
что
закономерности развития спортивной формы являются основополагающим
Считается,
7фактором для выработки структуры годичного цикла тренировка. Однако
сложность заключается в том, что одни и те же соревнования имеют
неодинаковую значимость для разных спортсменов. Например, некоторые
спортсмены могут отобраться на главные соревнования сезона, не входя в
состояние спортивной формы (находясь под нагрузкой), то для других
необходим выход на пик формы к моменту отборочных состязаний. В случае
успешного выступления и прохождения в следующий тур перед спортсменом и
тренером стоит непростая задача – времени для формирования классической
схемы «утрата–приобретение–стабилизация» спортивной формы может не
хватить.
Следует отметить, что понятие оптимальной готовности весьма условно.
Как правило, оно верно для конкретного цикла развития спортивной формы. В
дальнейшем, по мере роста спортивного мастерства спортсмена значение
критериев оптимальной готовности изменяется (Золотов В.Н. 2009, Бомпа
Т.О., 2003).
С медикобиологической точки зрения состояние спортивной формы
характеризуется
функциональными
возможностями отдельных органов и систем, экономизацией функций –
(максимальными)
высокими
снижением энергетических затрат на выполнение работы в единицу времени,
ускорением врабатываемости отдельных систем и органов в начале работы,
повышением эффективности восстановительных процессов.
Интегральным показателем состояния спортивной формы является
спортивный результат. Контроль за уровнем спортивных результатов
позволяет судить о динамике спортивной формы. Считается, что спортсмен
находится в состоянии спортивной формы, если показывает результат в
пределах 1,53% от «критериального». В качестве критерия используется
личный рекорд или лучшее спортивное достижения в году (Л.П. Матвеев,
2009; В.Б. Иссурин, 2010). Однако это легко осуществимо в тех видах спорта,
8в которых спортивные достижения измеряются объективно и на
количественном уровне (бег, плавание, тяжелая атлетика и т.п.). Там же, где
спортивный результат не имеет объективных количественных способов
оценивания, использовать его для определения состояния спортивной формы
напрямую невозможно. Обычно в таких видах приходится отталкиваться от
данных тестирования уровня физической, функциональной, технической и
психологической подготовленности.
Качество развития спортивной формы может быть определено по
уровню спортивных результатов. Однако при этом важное значение имеет
выбор количественных критериев, позволяющих установить динамику ее
приобретения на отдельных этапах годичного или большого полугодичном
макроцикла. К таким критериям можно отнести: 1) направленность и скорость
и интенсивность приобретения спортивной формы; 2) достигнутый уровень
спортивных достижений; 3) стабильность состояния, характерного для пика
тренированности; 4) точность (своевременность) попадания в пик формы.
Для оценки первого критерия необходимо оценить прирост результата
спортсмена относительно лучшего достижения (личного рекорда) в
предыдущем году. Можно использовать в качестве отправной точки для
сравнения результат контрольных соревнований в начале макроцикла. Здесь
можно использовать определение абсолютных либо относительных темпов
прироста спортивных результатов. Оценка по второму критерию предполагает
определение максимального уровня соревновательной готовности спортсмена.
Можно сопоставить пиковый результат года с личным или мировым
достижением. Для третьего критерия оценивается продолжительность
демонстрации соревновательных результатов в «коридоре», характеризующем
спортивной формы в ходе соревновательного периода.
уровень
Критериальным показателем служит количество, или относительная частота
демонстрации спортсменом результатов в принятом диапазоне (например, 1,5
95% от лучшего). Четвертый критерий характеризует способность атлета
показывать наивысший результатов именно на главных стартах макроцикла.
Здесь можно оценить уровень соответствия плана и фактических достижений
в период ответственных соревнований.
Следует отметить, что довольно часто можно получить разноплановую
динамику критериальных параметров. У когото выше показатели
стабильности спортивной формы, у других – точность ее достижения. При
высочайшем уровне спортивных результатов могут фиксироваться низкие
значения стабильности и точности приобретения спортивной формы. Эти
положения необходимо учитывать при долгосрочном планировании и
управления тренировочным процессом в годичном цикле.
Как известно, динамика развития спортивной формы носит фазовый
характер (Л.П. Матвеев, 2009; В.С. Рубин, 2009; В.Н. Платонов, 2012).
Последовательно сменяют друг друга фазы приобретения, относительной
стабилизации и временной утраты состояния спортивной формы. Такая
динамика состояния тренированности обусловлена биологические
закономерностями адаптации к тренировочным и соревновательным
биохимическими,
нагрузкам.
Она определяется физиологическими,
морфологическими и психологическими изменениями, происходящими в
организме спортсменов под воздействием тренировки и других факторов. В
некоторой степени можно утверждать, что в основу периодизации спортивной
тренировки заложены фазы развития состояния спортивной формы. Именно
они и определяют оптимальную длительность, структуру периодов и
содержание тренировочного процесса в них (М.Д. Бакшеев, 2004).
Считается,
что подготовительный период соответствует фазе
приобретения спортивной формы (этап накопления потенциала),
соревновательный – фазе ее удержания (стабилизации). В переходном периоде
происходит снижение спортивных достижений, что трактуется как фазе
10временная утраты формы. Такая сложная динамика состояния организма
структуру
спортсмена обуславливает конкретизацию целей,
задач,
тренировочных средств, соотношение методов тренировки, объем и
интенсивность нагрузки по отдельным периодам.
В зависимости от возрастных особенностей и квалификации
спортсменов, условий спортивной тренировки, календаря, спортивно
массовых мероприятий, вида спорта и других факторов продолжительность и
содержание каждого периода может изменяться.
Методика построения тренировочных макроциклов в первую очередь
обуславливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на
данном этапе многолетнего процесса подготовки спортсменов. На каждом из
этапов многолетней подготовки тренировочный процесс строится
преимущественно на основе годичных макроциклов, в которых параллельно
или последовательно, решаются задачи всех сторон подготовки спортсменов.
Когда ставится задача максимального раскрытия индивидуальных
возможностей спортсменов для достижения наивысших спортивных
результатов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура
тренировки приобретает значительно более сложный характер.
«Планирование учебнотренировочного процесса в спортивных школах
осуществляется в форме перспективного (многолетнего), текущего
(годичного) и оперативного (мезо и микроциклов). Перспективное
планирование применяют при составлении планов для следующих этапов
подготовки: учебнотренировочного, спортивного совершенствования и
высшего спортивного мастерства. Значение перспективного планирования
чрезвычайно велико, так как оно учитывает тенденции возрастающих из года в
год требований к подготовленности спортсменов». Спортивные школы
реализуют учебнотренировочную работу с помощью программ. Так, в
синхронном плавании программа разработана М.Н. Максимовой [23]. В
11определяющим учебно
учебной программе основным документом,
тренировочную работу, является учебный план. В нем распределяются по
годам основные разделы подготовки и их обьёмы. При планировании годичной
подготовки целесообразно придерживаться следующей последовательности
действий:
– проанализировать выполнение тренировочной программы предыдущего
года,
– определить уровень биологической зрелости индивидуально для каждого
пловца,
– определить состояние материальнотехнической базы и бытовые условия
занимающихся,
– составить календарь соревнований года,
– определить главные задачи для данного года подготовки,
– выбрать структуру года (определить периоды и этапы подготовки).
– провести расшифровку учебного плана по количеству занятий, объемам (в
км), по зонам интенсивности и распределению этих показателей по мезо и
микроциклам,
– распределить по темам в течении года психологическую, тактическую,
теоретическую подготовку, а также время на сдачу переводных
нормативов и участие в соревнованиях.
Структура и длительность и годичных циклов обуславливается такими
факторами, как:
– специфика вида спорта, особенности процесса роста спортивного
мастерства,
– закономерностями планирования тренировки при подготовке атлетов к
участию в определенным стартам,
– индивидуальные особенности организма спортсмена, в частности его
адаптационные возможности,
12– структура общей и специальной подготовленности спортсмена,
– объемы и интенсивность предшествующих нагрузок.
Минимальная продолжительность макроцикла составляет дватри
месяца. В литературе приводятся схемы деления года на 56 макроциклов
(В.Н. Платонов, 2012). Максимальная продолжительность не превышает 4х
лет (олимпийский цикл). В полследнем случае макроцикл делится на
переходноподготовительный, базовый, специальноподготовительный и
соревновательный периоды. При этом цели, конкретные задачи и структура
каждого из годичных этапов макроцикла решают так называемые
«промежуточные» задачи. Они, в свою очередь, обусловлены целью
подготовки спортсменов к главным соревнованиям олимпийского цикла.
В начале четырехлетнего олимпийского цикла (первый переходно
подготовительный макроцикл), опытные спортсмены восстановливаются
физически и психологически после прошедшего олимпийского сезона. В ряде
случаев полностью прекращают тренировки в избранном виде спорта.
Следующий, базовый макроцикл должен привести к накоплению нового
потенциала в развитии ведущих физических качеств, лимитирующих факторов
и техникотактических параметров соревновательной деятельности.
В специальноподготовительном макроцикле происходит дальнейшее
совершенствование тактического и технического мастерства. Спортсмен
должен приблизиться к своим личным рекордам.
Последний годичный цикл получил название «соревновательного
макроцикла». Он считается основным в четырехлетнем олимпийском цикле.
Здесь необходим планомерный рост спортивной формы, обеспечивающий
выполнение контрольных нормативов для участия в международных
соревнованиях. Однако главное – это выведение спортсмена на пик формы во
время Олимпиады.
13Далее макроцикл разбивается на несколько средних циклов
(мезоциклов). Это своего рода отдельные блоки тренирующих воздействий.
Каждый из них посвящен решению определенных задач подготовки и по
объективно
продолжительности должен соответствовать времени,
необходимому для решения этих задач (Булгакова Н.Ж. 1996; В,С. Рубин,
2009).
Проблема планирования нагрузок на любом отрезке тренировочного
процесса достаточна сложна вследствие положительных (однонаправленных) и
конкурентных (разнонаправленных) взаимодействий упражнений. Суммарный
эффект тренирующих воздействий в значительной мере обусловлен
рациональным сочетанием выбранных средств и методов подготовки. Поэтому
на отдельных этапах тренировки целесообразно использовать типовые
микроциклы избирательной функциональной направленности. Оптимальный
период концентрированного воздействия развивающих нагрузок аэробной
направленности на организм высококвалифицированного пловца равен
примерно 3 неделям. После чего вводится 47дневный компенсаторный
микроцикл или (если состояние пловца находилось в норме) микроцикл
развивающих силовых нагрузок. В случае необходимости такая серия
аэробных воздействий может быть повторена. Предельная длительность
периода развивающих концентрированных нагрузок анаэробно
гликолитической направленности составляет 23 недели, а нагрузок
анаэробной алактатной направленности — однуполторы недели.
Акцентированное применение нагрузок избирательной направленности не
исключает одновременного совершенствования других сторон спортивной
подготовленности. Однако основной решаемой проблемой остается
кумулирование последействий тренировочных нагрузок в соответствии с
задачами мезо и макроциклов.
14Для правильного планирования круглогодичной подготовки,
обеспечивающей заранее предусмотренные изменения тренировочных
требований и подготовленности спортсменов, в спортивной практике принято
годовой цикл (макроцикл) делить на три периода: подготовительный,
соревновательный и переходный.
Подготовительный период целесообразно делить на этапы, позволяющие
точнее планировать подготовку в соответствии с намеченными задачами. Здесь
закладываются основы будущих достижений и поэтому данный период должен
быть, по возможности, более продолжительным. Тренировочная нагрузка на
протяжении периода постепенно возрастает. Объем тренировочной нагрузки
становится наибольшим к середине периода, затем снижается, но
увеличивается интенсивность. Сроки и продолжительность периода и этапов
зависят от задач подготовки, календаря соревнований (В.С. Рубин, 2009).
На этапе общей подготовки этого периода частными задачами являются:
– разностороннее физическое развитии укрепление здоровья;
– дальнейшее развитие силы мышечных групп ног, туловища, плечевого
пояса, быстроты; совершенствование умения выполнять движения без
излишних напряжений;
– повышение
спортсмена:
совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной
функциональных
возможностей
систем, повышение уровня обменных процессов и на этой основе
повышение уровня общей выносливости;
– стимулирование восстановительных процессов;
– улучшение психологической готовности;
– восстановление и совершенствование навыков в выполнении техники;
– повышение уровня знаний в области теории и методики тренировки,
гигиены, врачебного контроля и самоконтроля.
15Добиться высокой работоспособности организма в целом – главная
задача этапа общей подготовки пловцов высокой квалификации.
На этапе специальной подготовки возрастает интенсивность и объем
тренировочных нагрузок. Изза этого возможно временное снижение
спортивной формы. Это закономерное явление, т.к. организм спортсменов
сразу не может адаптироваться к прогрессирующим высоким нагрузкам. По
мере накопления энергетического потенциала под воздействием нагрузок и
отдыха происходит повышение тренированности к концу подготовительного
периода. При наблюдаемой временной утрате тренированности целесообразно
на этом этапе использовать разгрузочный микроцикл, в котором значительно
уменьшается (или совсем прекращается) специальная подготовка, что дает
возможность восстановить деятельность ЦНС и психическую сферу
спортсменов. Уменьшать число занятий нецелесообразно, лучше снизить
нагрузку.
Предсоревновательный этап преследует главную цель – моделирование
соревновательного режима и задачами являются:
– развитие соревновательной выносливости и скоростносиловых качеств;
– совершенствование техники;
– создание условий для активного отдыха.
За 23 недели до соревнований тренировочный объем нагрузок
рекомендуется снизить, сохраняя соревновательный режим интенсивности.
Предсоревновательный этап преследует главную цель – моделирование
соревновательного режима и задачами являются:
– развитие соревновательной выносливости и скоростносиловых качеств;
– совершенствование техники;
– создание условий для активного отдыха.
16За 24 дня следует снизить и интенсивность, что обеспечит возможность
полного восстановления организма и наилучшую эмоциональную готовность к
соревнованиям (B.N. Davies, 1995; Hovde, 2013).
Работа по развитию физических качеств направлена на развитие
быстроты, скоростносиловых качеств и специальной выносливости.
Соревновательный период зависит от числа соревнований, проводимых в
периоде, и от принципов построения календаря соревнований. Основными
задачами тренировок в паузах между соревнованиями являются:
– совершенствование техникотактического мастерства, повышение уровня
психологической устойчивости;
– поддержание общей и специальной физической работоспособности на
достигнутом уровне;
– создание условий для восстановления организма спортсменов;
– повышение уровня теоретических знаний.
Очень важны в этом периоде данные экспрессконтроля состояния
физической работоспособности и функционального состояния спортсменов,
по которым можно корректировать индивидуальную нагрузку для повышения
уровня специальной работоспособности (если наблюдается снижение этого
уровня).
Переходный период имеет очень важное значение. Основная задача
снятие мышечной усталости и утомления центральной нервной системы. Есть
два варианта: отдыхать пассивно и отдыхать активно (Башкеев М.Д. 2004).
Пассивный отдых предоставляется спортсмену с профилактической
целью (для лечения травм, при явлениях истощения нервной системы и других
отклонениях в состоянии здоровья) на основании медицинского обследования.
Научные исследования в спорте показывают, что для здоровых спортсменов
длительный пассивный отдых – верный способ потерять приобретенное
упорными тренировками и соревнованиями. Как правило, после такого
17«отдыха» спортсмен очень долго втягивается в привычный тренировочный
режим. Кроме того, пассивный отдых вреден для здоровья, т. к. организм
спортсмена после высоких психических и физических напряжений вдруг
перестал получать какуюлибо нагрузку и как результат бездеятельности –
потеря аппетита, бессонница, нарушение деятельности сердечнососудистой
системы, желудочнокишечного тракта и т.п.
Активный отдых предусматривает переход от специализированных
упражнений к новым видам мышечной деятельности. К ним можно отнести
кроссы, езду на велосипеде, туристические походы, гимнастику на снарядах,
игра в волейбол и другие спортивные игры. Направленность тренировочных
занятий различная, но необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений
на силу, гибкость, на общую выносливость. Тренировочная нагрузка
уменьшается более чем наполовину по сравнению с нагрузками в
подготовительном и соревновательном периодах. Интенсивность выполнения
упражнений – средняя или малая. Число тренировочных дней в неделю – 56. В
этом периоде спортсменам важно не набрать лишний вес. Желательно раз в
неделю посещение сауны с массажем или бани. Правильно организованный
активный отдых дает возможность прийти к началу подготовительного
периода в хорошей физической форме.
1.2. Упражнения, применяемые в синхронном плавании
В синхронном плавании имеется большое разнообразие применяемых
упражнений: модифицированные способы плавания, ныряния в длину и
глубину, специальные передвижения и комбинированные упражнения из фигур
синхронного плавания, прыжки в воду и элементы акробатики в воде,
исполнение частей произвольных композиций синхронного плавания.
Спортсменки должны владеть следующими стилями плавания:
– кролем,
18– на спине,
– брассом,
– баттерфляем,
– на боку,
а также вариантами этих способов [28, 29].
Владение этими стилями является необходимой предпосылкой для того,
чтобы заниматься фигурным плаванием. Однако технический принцип их
воспроизведения в фигурном плавании изменяется:
– лицо постоянно находится над водой;
– чтобы спортсменка могла следовать музыкальному ритму, сохранять
ориентацию в пространстве и координировать свои движения с
движениями партнерш;
– энергичная работа ногами происходит глубоко под водой, чтобы на
поверхности не появились брызги;
– движения рук стилизованы, их темп, направление, форма и акцент зависят
от музыки, темы и уровня подготовленности команды.
Техническая подготовка включает в себя освоение основных элементов
обязательной и произвольной программ. Объем и разносторонность
технических элементов в синхронном плавании характеризуется количеством
и степенью фигур, специальных передвижений, винтовых и вращательных
движений, выпрыгиваний, выталкиваний, овладение работой с партнерами и
т.д.
На всех этапах спортивной тренировки занимающиеся изучают новые
фигуры и соединения, шлифуют ранее разученное, постепенно их усложняют,
овладевают целостностью и динамичностью движений, учатся чувству ритма,
восприятию музыкальных произведений, приобретают музыкальность и
артистичность, характерность и индивидуальность. [М.Н. Максимова, 2009].
19«Паддельн»
Несмотря на то что «паддельн», в общем, не является самостоятельным
спортивным стилем плавания, в фигурном плавании он имеет чрезвычайно
важное значение. «Паддельн» – это мелкие движения руками и кистями рук,
которые повышают плавучесть и позволяют выполнять в воде самые различные
движения.
«Паддельн» в положении лежа на спине на месте (кисти рук движутся по
бокам на уровне несколько ниже бедер) часто является исходной и
заключительной позицией при выполнении фигур в синхронном плавании.
«Паддельн» служит для продвижения тела вперед при смене рисунка, если
только переход не осуществляется под водой.
Фигуры
Согласно международной классификации, фигуры в синхронном
плавании подразделяются на пять групп («балетная позиция», «дельфин»,
«контрадельфин», «сальти» и «диверсе») и обозначаются цифрами. Для фигур
группы «балетная позиция» характерна поднятая вертикально над
поверхностью воды нога с оттянутым носком.
В исходной позиции спортсменка лежит на спине на поверхности воды
при абсолютно вытянутом положении тела. Отдельные фигуры выполняются
путем вращения вокруг продольной и поперечной оси, а также различной
формы погружений и всплываний (Максимова М.Н., 2011, 2014).
Для групп «дельфин» и «контрадельфин» характерно проплывай не
круга, которое начинается погружением в положении на спине и заканчивается
всплыванием в том же положении. В фигурах группы «дельфин» круг
проплывается головой вперед, группы «контрадельфин» – ногами вперед.
Легкое сгибание одной ноги в колене, оттягивание носков, вращение
вокруг продольной оси, непрерывное проплывание двух кругов для
выполнения фигуры горизонтально лежащей восьмерки, одновременное
20проплывание круга двумя или несколькими участницами все это
существенные возможности варьирования фигур этих групп.
Скоростные способности спортсменок – синхронисток позволяют
успешно справляться с базовыми фигурами обязательной программы, в
которых присутствуют элементы – выталкивание «барракуда», барракуда,
оборот назад», «барракуда с ногой, согнутой в колене» и др.). Умение
выполнять подобные движения, сохраняя точность вертикальной позиции,
координированностть и взрывной темп, характеризуют техническое
мастерство и уровень проявления скоростных качеств.
Быстрота реакции (латентное время) реагирования на стартовый сигнал
или на ритмический акцент (музыкальную долю) во время исполнения
групповых композиций является основой достижения синхронности в
коллективных действиях спортсменок.
В то время как в других видах спорта для выполнения сальто
необходимо сделать по меньшей мере один полный оборот, в фигурном
плавании как сальто расценивается четверть оборота. Так, например, первая в
группе «сальти» фигура «барракуда» состоит из погружения головой вперед в
положении лежа на спине с последующим вынесением над поверхностью воды
согнутых в тазобедренных суставах ног.
В эту группу, кроме того, включены вращения, выполняемые с
согнутыми в коленях и тазобедренных суставах ногами (в положении
«группировки») или только в тазобедренных суставах. К вращениям
непосредственно примыкает движение,
вертикально над поверхностью воды.
обеспечивающее вынос ног
Однако ноги не должны «застывать» в этом положении над водой. В
группу «диверсе» входят все прочие формы движения, которые состоят из
выполнения стойки на руках, переворотов, вращений на поверхности воды и
фигур.
21Образование рисунков
Техника образования рисунков в синхронном плавании не предполагает
владения большим числом форм движения. Тело спортсменки в положении
лежа на спине плоско вытянуто на поверхности воды. Она должна уметь
находиться в таком положении в течение длительного времени, не двигая
руками и ногами.
Руки могут быть при этом прижаты к корпусу, полуопущены по
отношению к корпусу, раскинуты в разные стороны, полуприподняты или
подняты вертикально над головой. Мышцы таза напряжены. Вытянутые ноги с
оттянутыми носками могут быть сомкнуты или раздвинуты.
Основу рисунков составляют треугольники, четырехугольники и круги,
которые могут быть преобразованы в кресты, звезды и другие рисунки.
Спортсменки держатся друг за друга (способы соединения: рука к руке, нога к
ноге, нога к голове, нога к руке и т. д.). Смыкая и раздвигая руки и ноги,
спортсменки могут как бы заставить рисунки двигаться.
Можно добиться повышения эффекта путем образования кругов. Очень
эффектным и трудным упражнением синхронного плавания (группового)
является «колесо». Это упражнение заключается не в создании рисунка на
поверхности воды, а представляет собой находящуюся в постоянном
движении фигуру.
Все спортсменки одной группы лежат на спине в один ряд, касаясь
ногами головы партнерши. Первая ныряет головой вперед, как при
выполнении упражнений группы «дельфин», и проплывает под всем рядом.
Она находится под водой до тех пор, пока, вынырнув, не коснется головой ног
последней участницы ряда. Поскольку движение всей группы непрерывно и
соединение «голова к ноге» не нарушается, пловчихи изображают
вращающееся колесо «дельфин».
221.3. Оценка специальной подготовленности в синхронном
плавании
В работе М.В. Гордеевой и Т.В. Рудковской (2009) проанализированы
средства контроля специальной подготовленности синхронисток. Авторы
считают, что выполнение упражнений на суше не дает возможности реально
судить об уровне подготовленности спортсменок. Одной из причин этого
является то, что спортсменки находятся в воде в безопорном положении,
выполняют большое количество действий без зрительного контроля и в
условиях гипоксии.
Поэтому даже для оценки силовых качеств можно использовать
элементы достаточно высокой степени сложности. Рекомендуется применять
плавание с включением таких элементов.
Для оценки динамики силовой выносливости авторы предлагают тест
«угол вверх двумя» (фиксируется время, затраченное на удержание
правильного положения). «Угол вверх двумя» по другому это называется
двойная балетная, девушки лежа в воде в плоскости на спине поднимает две
ноги в вверх соблюдая геометрию, угол должен быть ровно 90°, если это не
соблюдается, то фигура выполнена не правильно, в этом упражнении
задействованы все группы мышц, очень сильная нагрузка на руки и пресс, без
специальной подготовки девушка не сможет выполнить этот элемент, колени и
подъемы спортсмены должны быть сильно натянутыми, иначе элемент не
будет выполнен правильно. Это упражнение можно делать на время,
удерживая ноги под правильным углом и делать это как подкачку,повторяя
подходы, в основном это 5 подходов по 1 минуте удержания ног в двойной
балетной.
Для оценки скоростносиловых качеств в условиях гипоксии можно
применять упражнение «кран».
что для
малоквалифицированных спортсменок (IIIII разряд) это упражнение довольно
Однако выяснилось,
23трудное. В то же время более квалифицированные синхронистки выполняли
данный тест с полным соблюдением требований к исполнению данного
элемента. Кран это базовый элемент синхронного плавания, позицию кран учат
делать с детства, очень важно сразу поставить правильный гребок
спортсменке, делать этот элемент для малоквалифицированных спортсменок
очень тяжело, нужно соблюдать геометрию элемента с натянутыми ногами,
девушка должна очень хорошо чувствовать воду, этот элемент для
дальнейшего будет использоваться в обязательной и произвольной программе,
для более квалифицированных спортсменок этот элемент дается гораздо
легче, так как они обладают большей силой и выносливостью .
Авторы предлагают оценивать специальную работоспособность
синхронисток с помощью серий упражнений, сочетающих выпрыгивания,
плавание кролем на задержке дыхания, выполнение винтов (720°), погружения,
эгбите боком, руки в стороны. Далее выполняется погружение, поворот под
водой на 180° вокруг продольной оси тела, всплывание. В других сериях
комбинируются проплывание под водой брассом, выталкивание, погружение,
всплывание в группировке, проплывание в позиции «фламинго» с
четырехкратной сменой ноги, группировка и вертикаль. В зависимости от
уровня квалификации в тест может входить от 4 до 6 таких серий. На
разминке тренеры часто используют упражнения с задержкой дыхания, это
различные серии упражнений на задержку дыхания, разными способами
плавания, различные горки с дыханием через 3, 5, 7, 9, 11, 13 гребков, тренер
часто дает такие задания, чтобы спортсменка раздышалась перед
непосредственной тренировкой вниз головой. Выполнение винтов это очень
сложный элемент синхронного плавания, здесь учитывается техника,
постановка гребка, умение держать тело в вертикальном положение, умение
тянуть ноги и делать винт на высоте и, самое главное центрично, выполнение
начиная с 90 градусов заканчивая
винтов очень разнообразное,
24неограниченным количеством кругов, этот элемент так же учат делать с
детства. Эгбите это основной элемент синхронного плавания, это когда
спортсменка находится вверх головой, а ноги работают внизу при этом
девушка может стоять в положение экбите неограниченное количество
времени, когда спортсменка уверенно стоит, тренер увеличивает нагрузку и
поднимает руки вверх, тем самым давая большую нагрузку на ноги, это
делается для того, чтобы спортсменка могла уверенно выполнять
произвольные программы с руками наверх. Выпрыгивания выталкивание это
технически сложное упражнение, здесь задействованы все группы мышц,
девушка должна обладать, силой, мощность, выносливостью и иметь большой
запас в легких. Такое упражнение не каждый сделает, здесь идет большая
подготовка к этому элементу, потом это применяется, в обязательной,
произвольной и технической программах.
Данная батарея тестов педагогического контроля хорошо
зарекомендовала себя при контроле динамики специальной подготовленности
в годичном цикле подготовки (М.В. Гордеева, Т.В. Рудковская, 2009).
Следует отметить, что большинство предлагаемых упражнений являются
элементами, которые используются в соревновательных программах. Они
достаточно сложны, что ограничивает их использование спортсменками,
имеющими достаточно высокий уровень спортивной подготовленности.
Определенным недостатком теста, составленного из комплекса таких
упражнений, является необходимость качественной оценки выполнения
технически сложных элементов. Это делает менее информативным оценку
специальных физических качеств. В то же время упражнения, использующие
способы спортивного плавания, недостаточно специфичны. Пловцы, в отличие
от синхронисток, практически не работают в условиях длительной задержки
дыхания (за исключением дистанции 50 м). Сравнительно длительная и
интенсивная работа на задержке дыхания предоставляет особые трудности.
25Поэтому для оценки специальной подготовленности в синхронном плавании,
наряду с оценкой технического компонента и плавательной подготовленности,
в программу тестов целесообразно включать оценку задержки дыхания и
эффективности работы, выполняемой на задержке дыхания.
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования
1. Установить перечень упражнений, используемых для педагогического
контроля тренировочного процесса в синхронном плавании.
2. Обосновать набор тестов для педагогического контроля, позволяющий
определить уровень специальной подготовленности синхронисток высокой
квалификации.
3. Установить взаимосвязи между показателями, определяющими разные
стороны подготовленности синхронисток высокой квалификации.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач нами использовались следующие
методы.
1. Теоретический анализ и обобщения литературных источников.
2. Педагогическое тестирование.
3. Математикостатистическая обработка проводилась стандартными
методами с ипользованием электронных таблиц Excel. Рассчитывались:
средняя арифметическая x, стандартное (среднеквадратическое) отклонение
σ
, коэффициент вариации V%. Для оценки взаимосвязи рассчитывался парный
коэффициент корреляции. Достоверность разности между средними
арифметическими определялась с помощью tкритерия Стьюдента. Поскольку
оценивалась разность между повторными измерениями на одних и тех же
испытуемых, то применялась модификация tкритерия для сопряженных пар.
26Всего было подвергнуто анализу 29 работ (монографии, статьи, учебные
пособия и др.) известных российских и зарубежных специалистов. На основе
анализа данных литературы нами были выбраны тестирующие упражнения.
Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование включало в себя экспертную оценку
уровня спортивного мастерства испытуемых по итогам серии крупнейших
соревнований сезона 2014/15 г. и выполнение ряда тестов плавательной и
специальной подготовленности.
Экспертную оценку уровня спортивного мастерства проводила
пятикратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию,
многократная чемпионка мира и Европы. В результате каждой спортсменке
был присвоен условный рейтинг в баллах.
Тесты проводились в несколько этапов. На первой неделе девушки
проплывали дистанции 50, 100, 200, 400, 1500 м вольным стилем. Упражнения
выполнялись с толчка от стенки бассейна, на максимальной скорости. В
течение одного тренировочного занятия проплывалась одна дистанция.
Выполнению контрольного упражнения предшествовала стандартная разминка
в воде в течение 20 мин.
На второй неделе испытуемые преодолевали дистанции 200 и 400 м,
проверялась задержка дыхания без движения и ныряние под водой на
дальность. Проводились специальные проплывы, регистрировалось качество
выполнения технических и произвольных элементов. Непосредственно после
выполнения специфических тестов тренер проводил анализ и сообщал девушке
об ошибках и недочетах, с заданиями на исправление.
Тест 200 м с проныром состоит из комплексного плавания,
адаптированного к условиям синхронного плавания. Дистанция разбивается на
8 отрезков по 25 м с чередованием плавания спортивными способами (в
порядке комплексного плавания) и ныряния.
Последовательность
27проплывания отрезков: 1) 25 м баттерфляем, 2) 25 м под водой, 3) 25 м на
спине, 4) 25 м под водой, 5) 25 м брасс, 6) 25 м под водой, 7) 25 м кроль, 8) 25
м под водой. Суммарно под водой преодолевается 100 м, что предъявляет
высокие требования к гипоксической подготовленности спортсменок.
Тест 400 м с проныром преодолевается с чередованием плавания 75 м
вольным стилем (кролем на груди) и 25 м под водой. То есть дистанция 400 м
проплывается как 4х(75м+25 м) слитно, без пауз отдыха.
Оба теста – 200 и 400 м – очень сложны и без хорошей физической
подготовки их проплыть с хорошим временем не получится. К выполнению
этих тестов спортсменки готовятся длительное время, причем как физически,
так и психологически. Здесь необходим спортивный характер и проявление
терпения.
2.3 Организация исследования
В исследовании приняло участие 8 девушек, имеющих спортивную
квалификацию МС (n = 5), МСМК (n = 3). Возраст испытуемых составил 1618
лет, тренировочный стаж – от 10 до 12 лет (Табл. 1). Глубина бассейна 6
метров, длина 25 м, бассейна состоит из 6 дорожек, температура воды 28
градусов. В течении всего времени тренировочного процесса данные
обрабатывались, обобщались и анализировались полученные результаты,
формулировались основные выводы и практические рекомендации,
оформлялась квалификационная работа.
Исследования проводились с ноября 2014 г. по апрель 2015 г. в бассейне
«Торпедо» СШОР «Юность Москвы» по синхронному плаванию Анастасии
Давыдовой.
Таблица 1
Характеристика спортсменок, принявших участие в исследовании
Спортсмен Квалификация
Возраст,
Стаж,
Длина тела, Масса тела,
28ГМ
ПЕ
КЕ
ФЕ
ПЕ
КА
КА
ВД
МСМК
МСМК
МС
МС
МС
МСМК
МС
МС
X
σ
V, %
лет
17
18
16
16
18
17
16
18
17,0
0,9
5,45
лет
12
11
10
10
11
12
11
12
11,1
0,8
7,50
см
173
175
170
172
170
169
170
167
170,8
2,5
1,46
кг
55
57
53
54
52
51
53
49
53,0
2,4
4,62
29ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
При планировании годичного макроцикла в 2014/15 гг. перед группой
синхронисток были поставлены следующие задачи:
– увеличить объем нагрузок по сравнению с предыдущим годом; увеличить
количество тренировочных занятий с большими нагрузками;
– широко применять на занятиях «жесткие» тренировочные режимы с
короткими паузами отдыха;
– увеличить количество стартов;
– более широко применять внетренировочные средства, в частности
ускоряющие процессы восстановления после напряженных нагрузок;
– повысить психическую напряженность на тренировочных занятиях путем
ужесточения конкуренции и имитации соревновательной обстановки;
Общая схема планирования годичного цикла подготовки была таковой:
– средние циклы (мезоциклы) состояли из 46 микроциклов:
– продолжительность микроцикла составляла главным образом 7 дней.
Выносливость в смешанной и анаэробной зонах мощности развивалась за
счет увеличения количества тренировочных занятий и целых микроциклов с
ударной нагрузкой.
Для оценки специальной выносливости синхронисток высокой
квалификации была разработана программа тестов, включающая в себя оценку
плавательной подготовленности (в различных зонах мощности, с оценкой
скоростных качества, скоростной выносливости, выносливости в смешанной
аэробноанаэробной зоне), техническую подготовленность (технические и
произвольные компоненты) и работоспособность в условиях задержки
дыхания (произвольное апноэ в статической позе, ныряние в длину, различные
комбинации плавания с произвольным дыханием и нырянием).
Данные по рейтингу спортсменок и скорости плавания вольным стилем
на различных дистанциях представлены в табл. 2. По большинству показателей
30группа довольно однородна, что неудивительно, так как уровень спортивного
мастерства достаточно близок. Самые низкие коэффициенты вариации
зарегистрированы для скорости плавания на 200 и 400 м (2,1 и 2,2 %), самый
высокий – на дистанции 1500 м (5,7%).
Таблица 2
Рейтинг спортсменок и скорость плавания вольным стилем на различных
Спорт
смен
ГМ
ПЕ
КЕ
ФЕ
ПЕ
КА
КА
ВД
X
σ
V, %
Рейтинг,
балл
8
7
5
2
3
6
1
4
–
–
–
дистанциях
Скорость плавания на дистанциях, м/с
100 м
1,639
1,70
1,612
1,538
1,747
1,60
1,56
1,613
1,626
0,069
4,2
200 м
1,408
1,37
1,38
1,342
1,342
1,426
1,369
1,38
1,377
0,029
2,1
400 м
1,24
1,22
1,26
1,20
1,24
1,18
1,20
1,23
1,221
0,026
2,2
1500 м
1,287
1,146
1,283
1,283
1,209
1,16
1,109
1,21
1,211
0,069
5,7
50 м
1,82
1,704
1,76
1,81
1,65
1,79
1,70
1,68
1,739
0,064
3,7
Иными словами можно сказать, что девушки в возрасте от 16 до 18 лет,
имеют достаточно близкие результаты на дистанциях, проплываемых вольным
стилем. Следует отметить, что каждая девушка имеет свой индивидуальный
профиль работоспособности – у когото развиты больше спринтерские
качества, нежели стайерские и наоборот.
Если рассматривать динамику направленности тренировочных нагрузок в
годичном цикле, то спортменки начинали свой сезон (подготовительный
период) с более длинных дистанций.
В табл. 3 сведены результаты выполнения специфических тестов и
элементов. В нырянии на дальность спорсменки преодолевали под водой в
среднем 71,6±7,4 м (максимальное значение – 79 м, минимальное – 63 м). здесь
31вариативность существенно выше, чем в для показателей плавательной
подготовленности – 10,3%. Устойчивость к гипоксии и гиперкапнии – важные
элементы подготовки синхронисток, поэтому неудивительно, что в данной
группе три спортсменки, которые задерживают дыхание на 5 мин и более. В
среднем произвольное апноэ составило 223,1±76,3 с. Этот параметр показал
наивысшую вариативность среди всех зарегистрированных показателей –
34,2%. Во многом это объясняется тем, что на время произвольной задержки
дыхания влияет большое количество факторов, в том числе мотивация и
способность переносить болевые ощущения.
Результаты выполнения специфических тестов и элементов
Таблица 3
Спорт
смен
Ныря
ние, м
ГМ
ПЕ
КЕ
ФЕ
ПЕ
КА
КА
ВД
X
σ
V, %
79
75
73
78
67
63
60
78
71,6
7,4
10,3
За
держка
дыха
ния, с
302
137
190
174
174
170
321
317
223,1
76,3
34,2
200 м
тест
400 м
тест
Скорость плавания, м/с
Спец.
про
плывы
1,111
1,093
1,081
1,087
1,070
1,099
1,075
1,093
1,089
0,013
1,2
1,394
1,365
1,356
1,342
1,351
1,384
1,375
1,338
1,363
0,020
1,5
1,379
1,361
1,351
1,351
1,342
1,370
1,342
1,333
1,354
0,015
1,1
Элементы, балл
Техниче
ские
Произ
вольные
9
8
7
8
8
9
8
7
8,0
0,8
9,45
9
9
8
7
8
9
8
8
8,3
0,7
8,57
Результаты в специфических тестах показали высокую однородность
данных по группе, что может быть объяснено близким уровнем спортивного
мастерства. Оценки за выполнение технических и произвольных элементов,
напротив, достаточно вариативны (коэффициент вариации 9,458,57%).
Следует отметить, что на время выполнения специфических тестов
большое влияние оказывает психологическая подготовка. Ведь в момент пика
32усталости, в условиях нарастающей гипоксии, спортсменка должна заставлять
себя плыть правильно и быстро. В данных тестах проверяется еще и умение
восстанавливать дыхание после его задержки, продолжая выполнять
достаточно высокую физическую нагрузку.
В Табл. 4 представлена корреляция рейтинга спортсменок с значениями
показателей специальной подготовленности, а также взаимосвязь данных
показателей.
Матрица коэффициентов корреляции показателей (значения коэффициентов умножены на
1000)
Таблица 4
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
149
478
100
32
347
40
9
138
38
435
543
465
219
538
305
72
741
441
648
501
80
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Примечание. Жирным выделены статистически достоверные значения (r =
0,707 при p = 0,05). Цифрами обозначены 1 – рейтинг; скорость плавания на
дистанциях: 2 – 50 м, 3 –100 м, 4 – 200 м, 5 – 400 м, 6 – 1500 м; 7 – ныряние; 8
– задержка дыхания, скорость плавания: 9 – тест 200 м, 10 – тест 400 м, 11 –
спец. проплывы; 12 – технические элементы; 13 – произвольные элементы.
191
79
108
211
652
717
732
480
747
804
749
794
668
518
798
755
20
139
322
495
231
117
208
160
171
87
30
547
458
96
136
221
122
501
19
710
43
208
209
254
126
327
1
368
389
666
254
206
400
175
771
534
779
386
825
509
586
535
Как видно из таблицы, статистически достоверную прогностическую
информативность в отношении рейтинга спортсменок показали тест на 200 м
(r = 0,771), специальные проплывы (r = 0,779). Самая высокая корреляция
была зарегистрирована с параметром «произвольные элементы» (r = 0,825). Из
тестов на плавательную подготовленность взаимосвязь средней силы (r =
0,666, p = 0,07) продемонстрировала скорость плавания на 400 м в/с.
33Если рассматривать взаимосвязь показателей между собой, то
наибольшее количество достоверных взаимосвязей у теста 200 м с пронырами:
со скоростью плавания на 50 м (r = 0,771), с тестом 400 м с пронырами (r =
0,804), со специальными проплывами (r = 0,749), и с техническими элементами
(r = 0,794). Можно заключить, что тест 200 м с пронырами является
наилучшим из данного комплекса тестов: он имеет высокую информативность
(взаимосвязь с рейтингом) и хорошо взаимосвязан с показателями ряда других
тестов. При необходимости сокращать программу тестирования при частом
применении в ходе годичного макроцикла этот тест желательно оставлять в
батарее тестов. То же можно сказать и в отношении специальных проплывов.
Тест 400 м с пронырами несколько менее ценен. Тесты на задержку
дыхания показал отсутствие корреляции (r = –0,175) с рейтингом и с другими
показателями. Ныряние в длину достоверно не связано с рейтингом (r = 0,400,
p = 0,33); единственная достоверная взаимосвязь обнаружена с результатом на
1500 м.
В ноябре 2014 г., было проведено первичное тестирование по полной
программе измерений, включавшей 13 тестовых заданий. Данные тестирования
были проанализированы, после чего была сделана коррекция первоначальных
планов. Больше уделять времени стало отводится заданиям на скоростную
выносливость и проплывам под водой.
В течение годичного макроцикла у спортсменок проводилось
тестирование проводилось примерно 1 раз в 12 месяца (всего 6 тестирований).
Девушки начинали вхождение в форму с длинных дистанций, плавно переходя
на задания с задержкой дыхания, после этого были короткие дистанции с
максимальной скоростью. Девушки в подготовке много работали над
задержкой дыхания, выполняя различные упражнения для разработки легких.
34В качестве примера анализа динамики специальной подготовленности на
(рис. 1) показаны результаты повторного тестирования с использованием двух
специальных тестов – 200 и 400 м с пронырами.
Рис. 1. Динамика показателей тестов 200 м комплекс с проныром и 400 м
вольный стиль с проныром. 1 – в начале сезона; 2 – в конце сезона
Как видно из диаграммы рис. 1, улучшение спортивной формы в конце
сезона нашло свое отражение в положительной динамике показателей. Так,
средняя скорость проплывания 200 м с 1,354±0,015 м/с увеличилась до
1,377±0,014 м/с (разность достоверна по tкритерию Стьюдента, p ≤ 0,001).
Аналогичный прирост скорости произошел и на дистанции 400 м с пронырами
– с 1,363±0,020 м/с до 1,382±0,023 м/с (разность достоверна по tкритерию
Стьюдента, p ≤ 0,001). При сравнительно малом проценте (соответственно,
1,69 и 1,37%) статистическая достоверность разности обусловлена
однонаправленностью сдвигов: положительные изменения наблюдались у всех
девушек без исключения. Небольшие приросты следует рассматривать как
35успешное выполнение программы в целом, поскольку квалификация
испытуемых (МС и МСМК) была весьма высокой.
36ВЫВОДЫ
1. На основе анализа научнометодической литературы и обобщения
практического опыта была предложена комплексная программа оценки
специальной подготовленности высококвалифицированных синхронисток.
2. Обнаружено, что 13 предложенных тестирующих заданий имеют
различную прогностическую информативность (взаимосвязь с рейтингом
спортсменок). Наибольшую информативность показали: тест на 200 м с
проныром (r = 0,771), специальные проплывы (r = 0,779), показатель
«произвольные элементы» (r = 0,825).
3. Анализ годичной динамики результатов в тестовых заданиях показал,
что наиболее информативные показатели хорошо взаимосвязаны с ростом
спортивной формы. Другие показатели не взаимосвязаны напрямую с уровнем
спортивного мастерства, но их можно рассматривать как индикаторы
динамики отдельных сторон подготовленности (например, показатели
плавательной подготовленности, задержки дыхания, длины ныряния и т.д.).
37СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакшеев, М.Д. Структура многолетней подготовки пловцов: Лекция / М.Д.
Бакшеев. Омск: Издательство СибГУФК, 2004. 36с.
2. Бомпа Т.О. Подготовка юных чемпионов. – М.: Астрель, 2003. – 259 с.
3. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной
тренировки // Теория и практика физ. культуры. – 1998. – № 7. – С. 4154.
4. Воронов А.В. Имитационное биомеханическое моделирование как метод
изучения двигательных действий человека //Теория и практика физической
культуры. – 2004 – №2; №3 – С. 51; С.46 53.
5. Воронцов А.Р. Многолетняя подготовка юных пловцов – алгоритм и
инструмент планирования спортивного успеха // Актуальные проблемы
подготовки квалифицированных пловцов: Материалы Всероссийской
научнопрактической конференции. Млсква, 57 сентября 2011 г. – М.:
2011, С. 2135.
6. Гамалий В. В. Спортивная техника как объект изучения в теории спорта /
В.В. Гамалий // Наука в олимпийском спорте. – 2014. №1. С. 2530.
7. Гордеева М.В. Контроль специальной подготовленности спортсменок,
специализирующихся в синхронном плавании / Гордеева М.В., Рудковская
Т.В. // Физическое воспитание студентов. – 2009. – N 1. – С. 1618.
8. Звягинцева Т.М. Биомеханические основы техники гребковых движений в
синхронном плавании / Звягинцева Т.М.; КГАФК. Краснодар, 1994. 64 с.
9. Золотов, В.Н. Физическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста с применением элементов синхронного плавания: автореф. дис.
канд. пед. наук / В.Н. Золотов. – Набережные Челны, 2009. – 24 с.
10. Иссурин В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки. – М.:
Советский Спорт, 2010. – 288 с.
11. Кашкин А.А. Оценка специальной подготовленности и гидродинамических
качеств пловцов: Деловые игры : учеб. пособие для слушателей ИПК и
38ППК, студентов специализации плавания физкультур. ВУЗов / [сост. А.А.
Кашкин] ; Рос. гос. унт физ. культуры. – М., 2005. – 172 с.: табл.
12. Максимова М.Н. Многолетняя спортивная тренировка в синхронном
плавании / М. Максимова, М. Боголюбская, Г. Максимова.– М.: Учеб.
пособие для студентов РГУФКа, 2014 – 58с.
13. Максимова М.Н. Теория и методика синхронного плавания : учеб. для
образоват. учреждений высш. проф. образования, осуществляющих
образоват. деятельность по направлению 034300.62 : рек. УМО вузов РФ
по образованию в обл. физ. культуры / М.Н. Максимова. М.: Сов. спорт,
2012. 304 с.
14. Максимова М.Н., Боголюбская М.С., Максимова Г.В. Многолетняя
спортивная тренировка в синхронном плавании : Учеб. пособие для
студентов РГУФКа: Рек. Эксперт.метод. Советом РГУФКа. – М.: РГУФК,
2004. – 58 с.
15. Максимова, М. Н. Факторы, определяющие спортивные достижения в
синхронном плавании : методические разработки / М.Н. Максимова. – М. :
Физкультура и спорт, 2011. – 157 с.
16. Максимова, М.Н. Принципы и методы обучения в синхронном плавании:
методическая разработка для студентов специализации тренерского
факультета / М.Н. Максимова. – М. : ГЦОЛИФК, 2012. – 18 с.
17. Мария Гордеева. История возникновения синхронного плавания
[Электронный ресурс] Гордеева Мария // Мой тренер – Режим доступу:
http://miytrener.com/26istorijavozniknovenijasinkhronnogo.html
18. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменов: учебное пособие / Л.П. Матвеев. – Киев : Олимпийская
литература, 2009. – 318 с.
3919. Павлова Т.Н., Никитина С.М. Техника спортивных способов плавания :
Лекции для студентов РГУФК : [рек. Эксперт.метод. советом РГУФК] /
Рос. гос. унт физ. культуры, спорта и туризма. – М., 2007. – 16 с.
20. Платонов Владимир. Система подготовки спортсменов в олимпийском
спорте / Владимир Платонов. К.: Олимпийская литература, 2012. 807 с.
21. Платонов, В. Форсирование многолетней подготовки спортсменов и
Юношеские Олимпийские игры // В. Платонов, И. Большакова / Наука в
олимпийском спорте. – 2013. – № 2. – С. 3742.
22. Рубин В.С. Олимпийский и годичные циклы тренировки. Теория и
практика – М.: Советский Спорт, 2009. – 188 с.
23. Синхронное плавание : пример. прогр. спортив. подгот. для ДЮСШ,
СДЮШОР : доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту / [подгот.
М.Н. Максимовой] ; Федер. агентство по физ. культуре и спорту. М.:
Сов. спорт, 2007. 190 с.
24. Спортивное плавание : учеб. для вузов физ. культуры : доп. Ком. по физ.
культуре и туризму / ред. Булгакова Н.Ж. – М.: ФОН, 1996. – 429 с.
25. Таормина, Ш. Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов
/Шейла Таормина пер. с англ. Анжелы Павленко; под ред. Масима
Буслаева. М : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 176 с.
26. Davies B.N., Donaldson G.C., Joels N. Do the competition rules of
synchronized swimming encourage undesirable levels of hypoxia? British
Journal of Sports Medicine. 1995, vol.29 (1), pp. 16–19.
27. Hovde, Lynn Simply Synchro /Lynn Hovde and Nancy Speser. – Washington
Blue Horizons Publishing Company, 2013. – 88 p.
28. Coaching synchronized swimming effectively : [Man.] / U. S. Synchronized
Swimming; Ed. by M. S. Forbes. Champaign (Illinois): Human Kinetics,
1984. VIII, 126 p.
4029. Coaching intermediate synchronized swimming effectively / U. S.
Synchronized Swimming; Ed. by K. E. Van Buskirk. Champaign (Illinois):
Human Kinetics, 1987. VII, 135 p.
41