Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Оценка 4.9
Документация
docx
чтение
1 кл—2 кл
07.11.2017
В работе описаны приёмы развития полноценного навыка чтения. Даны разнообразные упражнения, формирующие и развивающие осознанность чтения; упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. Представлены виды работы над текстом на уроках литературного чтения. А также анкеты для обучающихся и их родителей.
Упражнения по формированию читательской компетентности.docx
Упражнения используемые для формирования читательской компетенции.
I. Приёмы развития полноценного навыка чтения
Упражнения, формирующие и развивающие
осознанность чтения.
1. Чтение текста с пропущенными словами.
Листочками закрывается по одному слову в предложении. Дети должны догадаться при
чтении и назвать его.
2. Игра в прятки.
Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное
предложение.
3. Мнимое слово.
В ходе чтения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и
читают слово правильно.
4. Фотоглаз
Считывание слов с доски по одному. Для контроля после каждого десятка слов учитель
спрашивает, было ли представлено такоето слово. При этом названное слово могло и
отсутствовать.
5. Финиш
Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос, описание,
мысли (сформулируйте теми же словами, что и в тексте или другими.
Упражнения, развивающие
оперативное поле чтения и память.
Развитие поля и способа чтения. Его необходимо выполнять в оптимальном темпе с
тем, чтобы «поле» чтения постоянно увеличивалось.
1. Упражнения начинаются с предъявления очень простых слов:
ус, крот, друг, вдруг, хруст;
а) чтение односложных слов: уж, глаз, брат, съезд, взять;
б) чтение двусложных и трехсложных слов: зима, доктор, валенки, поле, спинка, деревья;
1 в) чтение однокоренных слов.
Эти группы слов можно включать в урок только лишь после того, как поле чтения детей
будет не менее 57 букв: бегбегатьбегство; мореморякморской.
г) чтение слов синонимов с ограничением времени восприятия:
ключродник;
воинсолдатбоец;
зябнутьстынутьмерзнуть.
д) чтение употребительных словосочетаний с предлогом и без предлога, с тем, чтобы в
текстах они узнавались сразу: дед да баба, веснакрасна, заяц беляк, жилибыли.
2. Тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты.
колво
букв
Время
( сек. )
1 Набор №1 «Обозначение звука [ й'] »
1. Скоро май.
2. Юля читает.
3. Маяк светит.
4. Ночью мы спим.
5. Крылья птицы.
6. Братья дружны.
2 Набор №2 «Большая буква в именах
собственных»
1. Котенок Пушок.
2. Алматы и Астана.
3. У Юры коза Машка.
4. Юля и Яна ученицы.
5. Том и Тим ученики.
6. Иртыш и Ульба реки.
3 Набор № 3 «Орфограммы сильных
позиций»
2
8
9
10
11
11
12
12
13
13
14
14
4
4
5
5
5
6
6
6
6
7
7 1. Малыши идут в рощу.
2. Весело бегут ручьи.
3. Дети ищут грибочки.
4. Храбрые мыши пищат.
5. У девочки была ручка.
6. Чайки и стрижи птицы.
4 Набор № 4. «Разделительный Ь,
ЦЫЦИ, ЧК, большая буква»
1. Илья и Дарья пьют чай.
2. Птички для нас друзья.
3. Цыплята Цып и Цыпочка.
4. На арене в цирке циркач.
5. Наша страна Казахстан.
6. Город УстьКаменогорск.
5 Набор № 5.Разделительный Ь
1. У Татьяны добрые друзья.
2. Тетя Марья варит варенье.
3. Дарья шьет куклам платья.
4. Ночью разыгралась вьюга.
5. Наталья и Софья любят петь.
6. Грачи вьют прочные гнезда.
6 Набор № 6 Все орфограммы
1. В речках Африки живет сомик.
2. Может плавать вверх животом.
3. Разные бывают птичьи домики.
4. Самый красивый дом у пеночки.
5. Она вьет его на ветках березы.
15
15
16
17
17
17
18
18
19
19
20
20
21
21
21
22
22
23
24
24
24
3
8
8
8
8
8
8
7
7
7
7
7
6
6
6
6
6
6
5
5
5
5 6. Часто любит украшать бумагой.
24
25
5
5
3. Пирамидка
Чтение: столбца из 23 слов, 23 слова в строчке и строчки, 3 слова в столбике и в строчке,
добавить предложение (пословице или устойчивое выражение) – для 3 класса, до 8 слов в
столбце, предложение и небольшой абзац – для 4 класса.
Установка: читаешь слово, сразу смотри на следующее за ним,
Постарайся понять прочитанное слово.
Используй разный темп чтения: медленно, в нормальном темпе, быстро.
Другие виды работ при чтении для увеличения скорости чтения.
Виды работы над текстом на уроках литературного чтения
Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед
чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на
осознанное чтение.
1 Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.
2 Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.
3 Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками «про себя».
4 Самостоятельное чтение с конкретным заданием.
5 Чтение, деление на части. Составление плана.
6 Чтение по готовому плану.
7 Чтение, после чтения – пересказ.
8 Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.
9 Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно
опустить) Подготовка к сжатому пересказу.
10 Чтение цепочкой по предложению.
11 Чтение цепочкой по абзацу.
12 Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.
13. Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса,
стараясь успеть вместе с диктором.
14 Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
15 Чтение, ответы на вопросы.
16 Нахождение в тексте отрывка к рисунку.
17 Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
18 Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно
заменять логически законченным отрывком.)
19 Чтение до указанного слова или до указанной информации.
20 Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо зная
свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 1015 слов,
4 например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний текст ребенок
должен прочитать с нормой 5055 слов в минуту.)
Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу. Нахождение предложения, с
помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
21 Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.
22 Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).
23 Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).
24 Чтение, составление сценария к диафильму.
25 Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
26 Беседа с сопровождением выборочного текста.
27 Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.
28 Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения
учителем или учеником.
29 Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
30 Установление путем чтения причинноследственных связей.
31 Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)
32 Чтение по ролям.
33 Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
34 Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.
35 «Живая картинка» один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на
услышанное.
36 Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.
37 Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой,
досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
38 Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком,
запятой, многоточием, тире и т.д.
39 Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)
40 Нахождение и чтение образных слов и описаний.
41 Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
42 Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко,
быстро.
43 Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.
44 Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
45 Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.
46 Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.
47 Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме
__________чн_________,_______жи______ и т.д.
48 Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.
49 Нахождение в рассказе самого длинного слова.
50 Нахождение двух, трех, четрырехсложных слов.
51 Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное, б)
существительное + глагол, в) местоимение + глагол
52 Чтение, пометка непонятных слов.
5 53 Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги
( морковка)
54 Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный
портрет.
55 Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова
записаны на доске)
56 Чтение слов, к которым даны сноски.
57 Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании
сочинений.
58 Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень,
Зима» и т.д.
59 Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)
60. Тетради по чтению для творческих заданий.
61. Индивидуальные тексты для чтения на карточках соответствующих теме урока.
62. Творческие задания на карточках.
Для слабых учеников:
1 Чтение с проговариванием слогов.
2 Шепотом.
3 Выделять посильные для себя части текста.
4 Хоровое чтение.
5 Групповое чтение.
6 Выборочное чтение.
7 Комментированное чтение.
Для регуляции темпа чтения:
1 Отстукивание темпа.
2 Скандирующее чтение.
6 1. Как часто родители читают тебе вслух?
Анкета для детей
Каждый день
Раз в неделю
Раз в месяц
Никогда
2. Обсуждаешь ли ты с родителями содержание прочитанной книги?
Да
Нет
3. Есть ли у тебя своя домашняя библиотека.
Да
Нет
4. Назови книгу, которую ты с родителями читал последний раз?
5. Любишь ли ты читать?
Да
Нет
6. Что ты больше любишь?
Читать сам
Слушать чтение взрослых
7. Какие книги ты любишь?
Сказки
Рассказы
Другое:
7 Анкета для родителей.
Приложение 2
1. Любит ли ваш ребенок читать?
Да
Нет
Не знаю
2. Читает ли ребенок самостоятельно?
Да
Нет
3. Читаете ли вы ребенку вслух?
По его просьбе
По своему желанию
Не читаю
4. Каков объем вашей домашней библиотеки?
10 20 книг
20 50 книг
50 100книг
более 200 книг
5. Довольны ли вы начитанностью своего ребенка?
Да
Нет
Не знаю
6. Посещает ли ваш ребенок библиотеки?
Школьные
Районные
Нет
7. Умеет ли пользоваться каталогом?
Алфавитным
Тематическим
Не умеет
8 8. Приходится ли вам помогать ребенку в подборе литературы для выполнения школьных
заданий?
Да, всегда
Да, иногда
Нет
9. Умеет ли ваш ребенок работать на компьютере?
Да
Нет
Не знаю
10. Пользуется ли ваш ребенок компьютером для поиска информации?
Да
Нет
Не знаю
9 ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №11
Перепелова Светлана Ивановна
20132014уч.г.
10 Цель работы по обучению чтению в начальной школе: заложить основы
грамотного чтения, воспитать человека, который на протяжении всей своей
жизни будет обращаться к книге. Учебнометодическим комплектом
«Начальная школа XXI века», по которому я работаю,уже заложено, что
школьник осваивает принципиально другую роль «исследователь». Такая
позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также
усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на
инициативе и самостоятельности каждого школьника
Мною были поставлены следующие задачи (слайд 2)
Научить:
осознанно, правильно, выразительно читать;
извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
самостоятельно выбирать книги для чтения;
работать с разными источниками информации (словарями,
справочниками, в том числе и на электронных носителях);
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
самостоятельно выбирать книги для чтения.
План работы на начальном этапе: (слайд 3)
анализ существующей практики использования актуальных технологий
для формирования и развития читательской компетентности
составление модели формирования читательской компетентности
11 накапливание методических материалов
по формированию читательской компетентности
проведение диагностик, анкетирования
Научить читать детей можно на любом материале. Но как
добиться того, чтобы развить у детей интерес к чтению, а затем потребность
в нём, как сделать само чтение средством духовного развития учащихся – вот
какие задачи ставятся самой жизнью.
Были выбраны следующие направления работы. (слайд 4)
Как отмечал К.Д. Ушинский «Опыт перенять нельзя, перенять можно
лишь идею». Главное понять, что чтению надо учиться и чтению надо учить.
В основу учебной деятельности взяла технологии акмеологического чтения
(В. А. и С. М. Бородины) (слайд 5) Типология продуктивности чтения по
двум основаниям (скорости чтения и коэффициенту усвоения) позволяет
индивидуализировать обучение чтению, продвигая читателя к «акме». ».
Акмеологические уроки выстраиваются таким образом, что результативность
чтения наглядна и отражает уровень достижения и показатели продвижения в
читательском развитии, в культуре чтения. (слайд 6)
используются методы вопросов, рассуждений, эмоционально
интеллектуальных заданий;
разнообразных игр (лингвистических, литературных);
психологических тренингов;
ассоциативного моделирования, трансформации содержания читаемого
из одной знаковой системы в другую (слово в образ, образ в
мультимедийном варианте мысленно – в воображении, и через
творческие продукты – рисунки, лепку, музыкальное сопровождение в
макеты);
12 театрализация;
выразительное чтение диалогов;
выставка рисунков к изучаемому произведению;
выставка книг
Работа по формированию читательской компетентности проходит не
только на уроках литературного чтения, она должна быть связана с ее
развитием и на других ступенях обучения и воспитания. После введения
ФГОС ее можно продолжать и во внеурочной деятельности.(слайд 7,8)
Об эффективности работы по формированию читательской компетентности
можно судить по следующим проведенным диагностикам.
Положительная динамика формирования первоначальных основ
Повышение мотивации читательской активности родителей и
читательской компетенции второклассников: наблюдается повышение уровня
развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения.
обучающихся через совместную деятельность по ведению дневника «
Грамотный читатель».
читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях,
родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности.
конкурсах чтецов, литературных викторинах по прочитанным произведениям.
Заинтересованности родителей в решении проблемы формирования
Развитие литературно творческих способностей детей: участие в
13
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Упражнения используемые для формирования читательской компетентности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.