Основная цель проведения игровых упражнений: профилактика простудных заболеваний и закаливание школьников, привитие учащимся навыков сознательного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья, обучение школьников навыкам освобождения от стрессов и перенапряжения.
Общеукрепляющая гимнастика
1. «Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем и похлопываем ребром ладони и кулачком с целью улучшения работы кишечника.
2. «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая, красивая, хорошая».
3. «Заводим машину». Упражнение выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Ставим пальчики на середину груди и вращательными движениями по часовой стрелке «заводим машину» со звуком «ж-ж-ж». Затем делаем то же самое против часовой стрелки.
4. «Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, любуемся длинной красивой шеей.
5. «Массаж головы». Выполняется сидя, ноги раздвинуты на ширину плеч и выпрямлены. Сильным нажатием пальцев прорабатываем активные точки на голове («моем голову»). Сгибаем пальцы рук (делаем «грабли»), расчесываем волосы, затем спиральными движениями ведем руки от висков к затылку.
6. «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки, надавливая на каждый палец до появления ощущения сильного тепла. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготкам другой. Такая «стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.
Упражнения по профилактике заболеваний учащихся
Основная цель проведения игровых упражнений: профилактика простудных заболеваний
и закаливание школьников, привитие учащимся навыков сознательного отношения к
сохранению и укреплению своего здоровья, обучение школьников навыкам освобождения от
стрессов и перенапряжения
Общеукрепляющая гимнастика
1. «Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем и
похлопываем ребром ладони и кулачком с целью улучшения работы кишечника.
2. «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты потурецки. Поглаживаем
область грудной клетки со словами «Я милая, красивая, хорошая».
3. «Заводим машину». Упражнение выполняется сидя, ноги согнуты потурецки. Ставим
пальчики на середину груди и вращательными движениями по часовой стрелке «заводим
машину» со звуком «жжж». Затем делаем то же самое против часовой стрелки.
4. «Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
Вытягиваем шею, любуемся длинной красивой шеей.
5. «Массаж головы». Выполняется сидя, ноги раздвинуты на ширину плеч и
выпрямлены. Сильным нажатием пальцев прорабатываем активные точки на голове («моем
голову»). Сгибаем пальцы рук (делаем «грабли»), расчесываем волосы, затем спиральными
движениями ведем руки от висков к затылку.
6. «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки, надавливая на каждый
палец до появления ощущения сильного тепла. Фалангами пальцев одной руки трем по
ноготкам другой. Такая «стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы:
сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.
7. «Велосипед». Сидя на стуле, крутим ногами педали воображаемого велосипеда со
звуковым сопровождением («жжж»). Упражнение усиливает кровообращение в ногах,
улучшает работу кишечника.
Упражнения, направленные на улучшение осанки
1. «Улучшим осанку». Встаем вплотную к стене, стопы сомкнуты, живот втянут, голова
касается стены, глаза закрыты. Начинаем движение от стены с гордо поднятой головой, плечи
немного откинуты, живот подтянут. Таким образом укрепляются мышцы спины и брюшного
пресса.
2. «Птица перед взлетом». Стоя, подышать спокойно. Выполнить наклон вперед, не
сгибая ног, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья.
Опустить голову, руки расслабленно уронить вниз. Задержаться в таком положении на 5–6
секунд. Это упражнение учит детей напрягать и расслаблять мышцы спины.
3. «Освобождение позвоночника». Сесть на стул правым боком к спинке, упираясь
бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками взяться за спинку стула и поворачиваться
вправо — назад до предела. Затем вернуться в исходное положение, расслабляясь. При этом
происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем упражнение выполняется в
другую сторону.
Психогимнастика1. Игра «Веселая пчелка». Вдох глубокий и свободный. На выдохе произносится звук
«ззз». Представляем, что пчелка села на нос, на руку или на ногу. Упражнение учит
направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
2. «Остров плакс». Представляем, что путешественник попал на волшебный остров, где
живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы отталкивают его и
продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ
опущены, всхлипывание — короткие резкие вдохи (3–5 минут). За счет этого происходит
насыщение крови кислородом.
3. «Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки.
Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами
(«смена времен года» проводится 2–3 раза). Происходит расслабление и напряжения мышц
туловища.
Дыхательная и звуковая гимнастика
Цель — научить детей дышать через нос, подготовить их к более сложным дыхательным
упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных
путей.
1. Погладить на вдохе боковые части носа от кончика к переносице. Вдох левой ноздрей,
правая ноздря прижата пальчиком, выдох правой (при этом прижата левая). На выдохе
постучать по ноздрям 5 раз.
2. Сделать 8–10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди прижимая то
одну, то другую.
3. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «ммм»
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «гммм» на выдохе. То же самое
проделать, закрыв левую ноздрю.
5. Энергично произносить «пб». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
6. Энергично произносить «тд». Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
7. Энергично произносить «кг», «нг». Произношение этих звуков укрепляет мышцы
полости глотки.
8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно
легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
9. «Покорители космоса». Дети сидят по–турецки, расслабляются, готовятся к
«полету».
10. «Полет на Луну». На выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку
вверх, достигая Луны, медленно ее опускают.
11. «Полет на Солнце». На выдохе дети тянут звук «б», но произносят его громче и
длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
12. «Полет к инопланетянам». На выдохе дети произносят звук «а», постепенно
увеличивая высоту и громкость. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется
ощущение радости и легкости. На выдохе во время упражнения достигается длительная
задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс
«грязной» энергии.
13. «Гудок парохода». Через нос с шумом ученики набирают воздух. Задержав дыхание
на 1–2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у»(выдох длиннее). Упражнение учит дышать в темпе 3–6 (короткий вдох, задержка дыхания,
длинный выдох).
14. «Полет самолета». Детисамолеты «летают» со звуком «у». На взлете звук
направляется к голове, при посадке — к туловищу. Упражнение регулирует кровяное
давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе.
Упражнения для глаз
1. Двигать зрачками влево — вправо, вверх — вниз, по кругу. Крепко зажмурить глаза на
10–12 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
2. Слегка поглаживать пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (это упражнение
приносит успокоение).
3. Сесть напротив стены на расстоянии 2–5 метров. Наметить на стене две точки, одна
под другой на расстоянии 50 см. Переводить взгляд с точки на точку.
4. На 10–20 секунд сосредоточить взгляд на неподвижной точке, находящейся на
расстоянии около 5 метров.
Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии
1. Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох.
Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5–6 раз.
2. Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко
зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
3. Исходное положение — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на
локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в
исходное положение. Повторить упражнение 5–6 раз.
4. Исходное положение — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой отдаленный
объект 2–3 секунды, затем поднять руку перед лицом на расстоянии 15–20 см от глаз.
Перевести взгляд на кончик среднего пальца и смотреть на него 3–5 секунд. Опустить руку,
вновь сосредоточиться на отдаленном объекте. Упражнение повторить 5–6 раз.
5. Исходное положение — сидя, руки вытянуты вперед. Посмотреть на кончики пальцев,
поднять руки вверх, вдох. Не поднимая головы, посмотреть вверх. Опустить руки, опустить
взгляд, выдох. Повторить 4–5 раз.
Упражнения для укрепления мышц рук
1. Вытянуть руки вперед, с напряжением сделать вращательные движения. Затем
свободно уронить руки, отдохнуть.
2. Имитация подъема тяжестей с последующим расслаблением.
Упражнения на отдых позвоночника
1. Повороты туловища в разные стороны из положения сидя.
2. Сидя в «позе кучера», расслабиться. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на
20–30 секунд. Выдох направить в разные участки тела (болевые).
Релаксационные упражнения для мимики лица
1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабиться. Постараться сохранить лоб
абсолютно гладким хотя бы в течение нескольких секунд.
2. Нахмуриться (сдвинуть брови) — расслабиться.3. Широко раскрыть глаза — вернуться в исходное состояние.
4. Расширить ноздри — расслабиться.
5. Зажмуриться — расслабить веки.
6. Сузить глаза, прищуриться — расслабиться.
7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос — расслабиться.
8. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.
9. Оттянуть вниз нижнюю губу — расслабиться.