Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отличие орфограмм-букв гласных и, у, а после букв шипящих от сходных с ними написаний после букв шипящих. На доске записаны слова: Жестянка, шерстяной, железный, чистовик, щекотка. – Что общего у всех записанных слов? (Во всех есть шипящие звуки, состоят из трёх слогов, гласный после шипящих безударный.) – Произнесите эти слова в соответствии с законами произношения. – Какие звуки вы слышите после шипящих? ([ы], [и]) А какие буквы видите? (Буквы е, и.) – Есть ли здесь слова с изученной орфограммой-буквами гласных и, у, а после букв шипящих? Подсказка: вспомните изученные буквосочетания. (Нет, здесь другие виды орфограмм.) – Какие здесь орфограммы после шипящих? (Проверяемые и непроверяемые буквы гласных е, и.) – Назовите слова с орфограммой-проверяемой буквой гласного после шипящих (жестянка, шерстяной, чистовик). – Подберите к ним проверочные слова, запишите их парами. (Жестянка – жесть, шерстяной – шерсть, чистовик – чистый.) Подчеркните проверяемую букву безударного гласного после шипящего. – Как называются оставшиеся слова? (Словарными.) – Запишите их. (Железный, щекотка.) Как можно узнать их написание? (По словарю.) Подчеркните букву после букв шипящих. – Сделайте вывод: какое правило является основным для написания букв безударных гласных после шипящих? (Сначала подобрать проверочное слово, а если его нет, обратиться к словарю.)
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur104.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ жи­ши, ча­ща, чу­щу Урок 104 (79). Тема: Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих. Цель: совершенствование умений находить слова с изученными орфограммами­буквами гласных после шипящих в тексте и отличать данный вид орфограммы от других (проверяемых и непроверяемых написаний букв безударных гласных), находить и исправлять ошибки. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3   3  – Вспомните, над какой орфограммой работали на предыдущих уроках. (Написание букв гласных и, у, а после букв шипящих.) Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  © ООО «Баласс», 2012 1– Напишите по два слова на каждую орфограмму. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   1  3  3 –  Как   вы   думаете,  что   мы   будем   делать   на   уроке?   (На  уроке   будет продолжаться   работа  над   изученной   орфограммой   в   тексте   и совершенствоваться умение отличать изученную орфограмму от сходных случаев написаний букв гласных после букв шипящих.) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) делать выводы. 5. Обобщать и классифици­ ровать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  1  3  4  3  1     1. Отличие орфограмм­букв гласных и, у, а после букв шипящих от сходных с ними написаний после букв шипящих. На доске записаны слова: Жестянка, шерстяной, железный, чистовик, щекотка. –  Что общего у всех записанных слов? (Во всех есть шипящие звуки, Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами.  © ООО «Баласс», 2012 23. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. состоят из трёх слогов, гласный после шипящих безударный.) – Произнесите эти слова в соответствии с законами произношения. –  Какие звуки вы слышите после шипящих? ([ы], [и]) А какие буквы видите? (Буквы е, и.) – Есть ли здесь слова с изученной орфограммой­буквами гласных и, у, а после букв шипящих? Подсказка: вспомните изученные буквосочетания. (Нет, здесь другие виды орфограмм.) –  Какие   здесь   орфограммы   после   шипящих?   (Проверяемые   и непроверяемые буквы гласных е, и.) –  Назовите слова с орфограммой­проверяемой буквой гласного после шипящих (жестянка, шерстяной, чистовик). – Подберите к ним проверочные слова, запишите их парами. (Жестянка –   жесть,   шерстяной   –   шерсть,   чистовик   –   чистый.)   Подчеркните проверяемую букву безударного гласного после шипящего. – Как называются оставшиеся слова? (Словарными.) – Запишите их. (Железный, щекотка.) Как можно узнать их написание? (По словарю.) Подчеркните букву после букв шипящих. –  Сделайте   вывод:   какое   правило   является   основным   для   написания букв   безударных   гласных   после   шипящих?   (Сначала   подобрать проверочное слово, а если его нет, обратиться к словарю.) 2. Работа в учебнике. – Прочитайте слова в рамке после упр. 184. – Что в них общего? (Пишется же.) – Как они называются? (Словарными.) –  Можно ли их отнести к орфограммам­буквам гласных  и,  у,  а  после шипящих? (Это другая орфограмма – непроверяемая буква гласного.) – Запишите эти слова в тетрадях и обозначьте орфограмму. © ООО «Баласс», 2012 3Упр. 183  – развивается умение самостоятельно подбирать слова с орфограммами   в   буквосочетаниях  жи­ши,   ча­ща,   чу­щу.  После выполнения   упражнения   дети   должны   ответить   на   проблемный вопрос:   правильно   ли  жевать  и  железный  отнести   к   словам   с орфограммой после шипящих? 4. Работа с «Дидактическим материалом». Упр. 158   (выборочное списывание) – развивается умение находить в тексте   слова   с   изученными   орфограммами­буквами   гласных   после шипящих   и   отличать   их   от   сходных   написаний   проверяемых   букв безударных   гласных   после   шипящих   (чистюля).   Выполняется самостоятельно. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 5.  М  Дополнительно: упр. 161 («Дидактический материал»). – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. –  Какие   могут   быть   орфограммы­буквы   гласных   после   шипящих? (Буквы и, у, а после шипящих, проверяемые и непроверяемые буквы © ООО «Баласс», 2012 4безударных гласных [и], [е].)   4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Задание № 8, тема 13 в Рабочей тетради. 2. Упр. 182. Деятельность учеников:   –  Наблюдать  за   написанием   слов,   выявлять   закономерность,   формулировать   орфографическое   правило   с   помощью учителя.  – Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы­буквы в словах. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также