Отличие орфограмм-букв гласных и, у, а после букв шипящих от
сходных с ними написаний после букв шипящих.
На доске записаны слова:
Жестянка, шерстяной, железный, чистовик, щекотка.
– Что общего у всех записанных слов? (Во всех есть шипящие звуки, состоят из трёх слогов, гласный после шипящих безударный.)
– Произнесите эти слова в соответствии с законами произношения.
– Какие звуки вы слышите после шипящих? ([ы], [и]) А какие буквы видите? (Буквы е, и.)
– Есть ли здесь слова с изученной орфограммой-буквами гласных и, у, а после букв шипящих? Подсказка: вспомните изученные буквосочетания. (Нет, здесь другие виды орфограмм.)
– Какие здесь орфограммы после шипящих? (Проверяемые и непроверяемые буквы гласных е, и.)
– Назовите слова с орфограммой-проверяемой буквой гласного после шипящих (жестянка, шерстяной, чистовик).
– Подберите к ним проверочные слова, запишите их парами. (Жестянка – жесть, шерстяной – шерсть, чистовик – чистый.) Подчеркните проверяемую букву безударного гласного после шипящего.
– Как называются оставшиеся слова? (Словарными.)
– Запишите их. (Железный, щекотка.) Как можно узнать их написание? (По словарю.) Подчеркните букву после букв шипящих.
– Сделайте вывод: какое правило является основным для написания букв безударных гласных после шипящих? (Сначала подобрать проверочное слово, а если его нет, обратиться к словарю.)
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жиши, чаща, чущу
Урок 104 (79).
Тема: Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих.
Цель: совершенствование умений находить слова с изученными орфограммамибуквами гласных после шипящих в тексте
и отличать данный вид орфограммы от других (проверяемых и непроверяемых написаний букв безударных гласных),
находить и исправлять ошибки.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
– Вспомните, над какой орфограммой работали на предыдущих уроках.
(Написание букв гласных и, у, а после букв шипящих.)
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
© ООО «Баласс», 2012
1– Напишите по два слова на каждую орфограмму.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (На уроке будет
продолжаться работа над изученной орфограммой в тексте и
совершенствоваться умение отличать изученную орфограмму от сходных
случаев написаний букв гласных после букв шипящих.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
делать выводы.
5. Обобщать и классифици
ровать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 4 3 1
1. Отличие орфограммбукв гласных и, у, а после букв шипящих от
сходных с ними написаний после букв шипящих.
На доске записаны слова:
Жестянка, шерстяной, железный, чистовик, щекотка.
– Что общего у всех записанных слов? (Во всех есть шипящие звуки,
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
© ООО «Баласс», 2012
23. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
состоят из трёх слогов, гласный после шипящих безударный.)
– Произнесите эти слова в соответствии с законами произношения.
– Какие звуки вы слышите после шипящих? ([ы], [и]) А какие буквы
видите? (Буквы е, и.)
– Есть ли здесь слова с изученной орфограммойбуквами гласных и, у, а
после букв шипящих? Подсказка: вспомните изученные буквосочетания.
(Нет, здесь другие виды орфограмм.)
– Какие здесь орфограммы после шипящих? (Проверяемые и
непроверяемые буквы гласных е, и.)
– Назовите слова с орфограммойпроверяемой буквой гласного после
шипящих (жестянка, шерстяной, чистовик).
– Подберите к ним проверочные слова, запишите их парами. (Жестянка
– жесть, шерстяной – шерсть, чистовик – чистый.) Подчеркните
проверяемую букву безударного гласного после шипящего.
– Как называются оставшиеся слова? (Словарными.)
– Запишите их. (Железный, щекотка.) Как можно узнать их написание?
(По словарю.) Подчеркните букву после букв шипящих.
– Сделайте вывод: какое правило является основным для написания
букв безударных гласных после шипящих? (Сначала подобрать
проверочное слово, а если его нет, обратиться к словарю.)
2. Работа в учебнике.
– Прочитайте слова в рамке после упр. 184.
– Что в них общего? (Пишется же.)
– Как они называются? (Словарными.)
– Можно ли их отнести к орфограммамбуквам гласных и, у, а после
шипящих? (Это другая орфограмма – непроверяемая буква гласного.)
– Запишите эти слова в тетрадях и обозначьте орфограмму.
© ООО «Баласс», 2012
3Упр. 183 – развивается умение самостоятельно подбирать слова с
орфограммами в буквосочетаниях жиши, чаща, чущу. После
выполнения упражнения дети должны ответить на проблемный
вопрос: правильно ли жевать и железный отнести к словам с
орфограммой после шипящих?
4. Работа с «Дидактическим материалом».
Упр. 158 (выборочное списывание) – развивается умение находить в
тексте слова с изученными орфограммамибуквами гласных после
шипящих и отличать их от сходных написаний проверяемых букв
безударных гласных после шипящих (чистюля). Выполняется
самостоятельно.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
5. М Дополнительно: упр. 161 («Дидактический материал»).
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Какие могут быть орфограммыбуквы гласных после шипящих?
(Буквы и, у, а после шипящих, проверяемые и непроверяемые буквы
© ООО «Баласс», 2012
4безударных гласных [и], [е].) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Задание № 8, тема 13 в Рабочей тетради.
2. Упр. 182.
Деятельность учеников:
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью
учителя.
– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммыбуквы в словах.
© ООО «Баласс», 2012
5