Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Словарная работа Повторение словарных слов из прописей (1-й кл.). – Запишите слова. Топор, посуда, шёл, что, ещё, камыш. – Подчеркните орфограммы. – Какое слово здесь лишнее? (Что.) Почему? (Здесь орфограмма-буква согласного.) – Как называется орфограмма в остальных словах? (Непроверяемая буква безударного гласного.) – Образуйте от первых двух слов новые слова при помощи суффиксов. Запишите их, выделите суффикс. (Топорик, посудина.) 2. Упр. 171 – закрепляется умение образовывать пары слов, в которых на конце пишется буква а после ч и щ (выполняют самостоятельно). – В чём особенность слов ножищи и ручищи? (Называют очень большие предметы.) – Что в этих словах выражает значение «очень большой»? (Суффикс -ищ-.) – Приведите примеры слов-названий признаков с орфограммой-буквой гласного а после букв шипящих ч и щ из домашнего задания (упр. 147 «Дидактический материал»).
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur98.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ жи­ши, ча­ща, чу­щу Урок 98 (77). Тема: Упражнения в написании буквосочетаний ча­ща. Развитие орфографических умений. Цель:  – развитие умений писать слова с орфограммой­буквой а после ч и щ, находить слова, в которых написание надо сначала проверить ударением, и графически обозначать орфограмму;  – различать однокоренные слова и слова с созвучными (похожими) корнями. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».          3   3  1. Словарная работа  Повторение словарных слов из прописей (1­й кл.). (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. © ООО «Баласс», 2012 14. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифици­ ровать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. – Запишите слова. Топор, посуда, шёл, что, ещё, камыш. – Подчеркните орфограммы. –  Какое слово здесь лишнее? (Что.) Почему? (Здесь орфограмма­буква согласного.) – Как называется орфограмма в остальных словах? (Непроверяемая буква безударного гласного.) –  Образуйте от первых двух слов новые слова при помощи суффиксов. Запишите их, выделите суффикс. (Топорик, посудина.) 2. Упр. 171 – закрепляется умение образовывать пары слов, в которых на конце пишется буква а после ч и щ (выполняют самостоятельно). –  В чём особенность слов  ножищи  и  ручищи? (Называют очень большие предметы.) – Что в этих словах выражает значение «очень большой»? (Суффикс ­ищ­.) –  Приведите   примеры   слов­названий   признаков   с   орфограммой­буквой гласного  а  после букв шипящих  ч  и  щ  из домашнего задания (упр. 147 «Дидактический материал»). 3. – Запишите слова и продолжите ряд слов: Ворчат, пищат, стучат … (кричат, трещат, молчат). – Что называют эти слова? (Действия.) – Какую букву написали после ч и щ? – Как называется эта орфограмма? Как нужно подчеркнуть? Подчеркните. – Какие ещё орфограммы есть в этих словах? (Буквы безударных гласных.) – Назовите проверочные слова. – Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово? © ООО «Баласс», 2012 2–  Правильно ли утверждение, что проверочным словом для слова  пищат будет слово пища? Свой ответ обоснуйте. II. Формулиро­ вание  проблемы,  планирование  деятельности.   1  3  3 – Запишите два слова: часы и чистюля. – Одинаковые ли вы буквы написали? Почему?  Дети обосновывают выбор одинаковых или разных написаний. –  Сделайте вывод: что нужно помнить, чтобы правильно написать букву гласного после шипящих? (Сначала нужно подобрать проверочное слово, а потом применить правило написания буквы а после ч или щ.) – Определите задачу урока. Научиться писать слова с гласными звуками после шипящих ч и щ. – Составим план урока. План (примерный) Учитель составляет план вместе с детьми. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  Подготовка к  сочинению.   1  3  4  3  1   1. Работа по учебнику. Упр.  172  –  развивается  умение  различать  группы  однокоренных  слов, находить   слова,   в   которых   букву   гласного   после   шипящего   сначала нужно проверить, и писать слова с орфограммой­буквой гласного после ч. Методическая   рекомендация:  желательно   сначала   провести коллективное   наблюдение   над   словами:   найти   основание   деления   на Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  © ООО «Баласс», 2012 3устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. группы   (однокоренные   слова   в   каждой   группе),   затем   разграничить однокоренные слова и слова с омонимичными (похожими) корнями: чай, чайка,   а   затем   записать   слова   с   разными   корнями   (можно   по вариантам: I вариант – сначала с корнем чай, II вариант с корнем час, потом в другом порядке). После выполнения работы проводится взаимопроверка. Лексическая работа со словом часовой с опорой на картинки. Упр. 173  – развиваются орфоэпические умения (постановка ударения в слове  щавель  и   однокоренных   с   ним),   а   также   умение   писать непроверяемую букву гласного [а] после щ. Слова   нужно   прочитать   несколько   раз   вслух,   списать,   поставить ударение,   указать,   что   здесь   совпадают   две   орфограммы   –   буква гласного   после  щ  и   непроверяемая   буква   безударного   гласного, обозначить орфограмму. 2. – Посмотрите на доску (слайд). Выч_стить ботинки, дождик зач_стил. – Какие буквы вы напишете? Объясните. – Запишите слова и выделите в них корень. – Будут ли эти слова однокоренными? – Сколько орфограмм в корнях? (2.) Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2012 4– Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? –  Что   нужно   помнить,  чтобы   правильно   написать   букву   гласного   после шипящих?   (Если   положение   гласного   безударное,   то   сначала   нужно проверить или запомнить в случае непроверяемого написания.) –  Можно   ли   утверждать,   что   цель   достигнута?   (Мы   поняли,   что   для правильного написания нужно знать и делать.)        4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Задание № 9, тема 13 в Рабочей тетради. 2. Упр. 153 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:   –  Наблюдать  за   написанием   слов,   выявлять   закономерность,   формулировать   орфографическое   правило   с   помощью учителя. © ООО «Баласс», 2012 5– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы­буквы в словах. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также