Словарная работа
Повторение словарных слов из прописей (1-й кл.).
– Запишите слова.
Топор, посуда, шёл, что, ещё, камыш.
– Подчеркните орфограммы.
– Какое слово здесь лишнее? (Что.) Почему? (Здесь орфограмма-буква согласного.)
– Как называется орфограмма в остальных словах? (Непроверяемая буква безударного гласного.)
– Образуйте от первых двух слов новые слова при помощи суффиксов. Запишите их, выделите суффикс. (Топорик, посудина.)
2. Упр. 171 – закрепляется умение образовывать пары слов, в которых на конце пишется буква а после ч и щ (выполняют самостоятельно).
– В чём особенность слов ножищи и ручищи? (Называют очень большие предметы.)
– Что в этих словах выражает значение «очень большой»? (Суффикс -ищ-.)
– Приведите примеры слов-названий признаков с орфограммой-буквой гласного а после букв шипящих ч и щ из домашнего задания (упр. 147 «Дидактический материал»).
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жиши, чаща, чущу
Урок 98 (77).
Тема: Упражнения в написании буквосочетаний чаща. Развитие орфографических умений.
Цель:
– развитие умений писать слова с орфограммойбуквой а после ч и щ, находить слова, в которых написание надо сначала
проверить ударением, и графически обозначать орфограмму;
– различать однокоренные слова и слова с созвучными (похожими) корнями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
1. Словарная работа
Повторение словарных слов из прописей (1й кл.).
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
© ООО «Баласс», 2012
14. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифици
ровать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
– Запишите слова.
Топор, посуда, шёл, что, ещё, камыш.
– Подчеркните орфограммы.
– Какое слово здесь лишнее? (Что.) Почему? (Здесь орфограммабуква
согласного.)
– Как называется орфограмма в остальных словах? (Непроверяемая буква
безударного гласного.)
– Образуйте от первых двух слов новые слова при помощи суффиксов.
Запишите их, выделите суффикс. (Топорик, посудина.)
2. Упр. 171 – закрепляется умение образовывать пары слов, в которых
на конце пишется буква а после ч и щ (выполняют самостоятельно).
– В чём особенность слов ножищи и ручищи? (Называют очень большие
предметы.)
– Что в этих словах выражает значение «очень большой»? (Суффикс ищ.)
– Приведите примеры словназваний признаков с орфограммойбуквой
гласного а после букв шипящих ч и щ из домашнего задания (упр. 147
«Дидактический материал»).
3. – Запишите слова и продолжите ряд слов:
Ворчат, пищат, стучат … (кричат, трещат, молчат).
– Что называют эти слова? (Действия.)
– Какую букву написали после ч и щ?
– Как называется эта орфограмма? Как нужно подчеркнуть? Подчеркните.
– Какие ещё орфограммы есть в этих словах? (Буквы безударных гласных.)
– Назовите проверочные слова.
– Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово?
© ООО «Баласс», 2012
2– Правильно ли утверждение, что проверочным словом для слова пищат
будет слово пища? Свой ответ обоснуйте.
II. Формулиро
вание
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
– Запишите два слова: часы и чистюля.
– Одинаковые ли вы буквы написали? Почему?
Дети обосновывают выбор одинаковых или разных написаний.
– Сделайте вывод: что нужно помнить, чтобы правильно написать букву
гласного после шипящих? (Сначала нужно подобрать проверочное слово, а
потом применить правило написания буквы а после ч или щ.)
– Определите задачу урока.
Научиться писать слова с гласными звуками после шипящих ч и щ.
– Составим план урока.
План (примерный)
Учитель составляет план вместе с детьми.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Подготовка к
сочинению.
1 3 4 3 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 172 – развивается умение различать группы однокоренных слов,
находить слова, в которых букву гласного после шипящего сначала
нужно проверить, и писать слова с орфограммойбуквой гласного после
ч.
Методическая рекомендация: желательно сначала провести
коллективное наблюдение над словами: найти основание деления на
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
© ООО «Баласс», 2012
3устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
группы (однокоренные слова в каждой группе), затем разграничить
однокоренные слова и слова с омонимичными (похожими) корнями: чай,
чайка, а затем записать слова с разными корнями (можно по
вариантам: I вариант – сначала с корнем чай, II вариант с корнем час,
потом в другом порядке).
После выполнения работы проводится взаимопроверка.
Лексическая работа со словом часовой с опорой на картинки.
Упр. 173 – развиваются орфоэпические умения (постановка ударения в
слове щавель и однокоренных с ним), а также умение писать
непроверяемую букву гласного [а] после щ.
Слова нужно прочитать несколько раз вслух, списать, поставить
ударение, указать, что здесь совпадают две орфограммы – буква
гласного после щ и непроверяемая буква безударного гласного,
обозначить орфограмму.
2. – Посмотрите на доску (слайд).
Выч_стить ботинки, дождик зач_стил.
– Какие буквы вы напишете? Объясните.
– Запишите слова и выделите в них корень.
– Будут ли эти слова однокоренными?
– Сколько орфограмм в корнях? (2.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
© ООО «Баласс», 2012
4– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Вспомните, какую цель мы ставили на уроке?
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать букву гласного после
шипящих? (Если положение гласного безударное, то сначала нужно
проверить или запомнить в случае непроверяемого написания.)
– Можно ли утверждать, что цель достигнута? (Мы поняли, что для
правильного написания нужно знать и делать.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Задание № 9, тема 13 в Рабочей тетради.
2. Упр. 153 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью
учителя.
© ООО «Баласс», 2012
5– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммыбуквы в словах.
© ООО «Баласс», 2012
6