– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
Словарная работа.
1. – Мы сегодня отправимся в заморский сад. Вы знаете много слов – названий фруктов, но во многих словах встречаются трудности в написании. Как вы думаете, почему? (Есть фрукты, которые растут в других, жарких странах.)
– Какие фрукты вы видите? (Учитель показывает картинки с изображением фруктов или муляжи абрикоса, апельсина, мандарина.)
– А знаете ли вы, откуда к нам пришли эти слова?
Абрикос (из лат. яз.) – скороспелый.
Апельсин (голланд.) – китайское яблоко.
Мандарин (португ.) – единого значения нет.
– Запишите эти слова. Обозначьте орфограмму.
– Как она называется? (Буква безударного гласного в корне слова.)
2. – Запишите под диктовку предложение.
В квартире семьи Костещук рос лимон весом в один килограмм.
– Подчеркните орфограммы.
– Сколько здесь словарных слов? (С непроверяемой буквой гласного в корне.)
– Какие ещё орфограммы вы подчеркнули?
– Сколько орфограмм в слове Костещук?
– Назовите группу слов с орфограммой-буквой гласного [у] после шипящих из домашнего задания (упр. 150 «Дидактический материал»). Какие вы cами подобрали слова с такой же орфограммой?
– Какие ещё орфограммы вы обозначили в домашнем задании? (Буква и после ж и ш, буква а после ч.)
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жиши, чаща, чущу
Урок 102 (78).
Тема: Упражнения в написании буквосочетаний чущу.
Цель:
– развитие умений воспринимать на слух и писать слова с орфограммамибуквами гласных после ч и щ и графически
обозначать орфограммы.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
Словарная работа.
1. – Мы сегодня отправимся в заморский сад. Вы знаете много слов –
названий фруктов, но во многих словах встречаются трудности в
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
1делать выводы.
5. Обобщать и классифици
ровать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
написании. Как вы думаете, почему? (Есть фрукты, которые растут в
других, жарких странах.)
– Какие фрукты вы видите? (Учитель показывает картинки с
изображением фруктов или муляжи абрикоса,
апельсина,
мандарина.)
– А знаете ли вы, откуда к нам пришли эти слова?
Абрикос (из лат. яз.) – скороспелый.
Апельсин (голланд.) – китайское яблоко.
Мандарин (португ.) – единого значения нет.
– Запишите эти слова. Обозначьте орфограмму.
– Как она называется? (Буква безударного гласного в корне слова.)
2. – Запишите под диктовку предложение.
В квартире семьи Костещук рос лимон весом в один килограмм.
– Подчеркните орфограммы.
– Сколько здесь словарных слов? (С непроверяемой буквой гласного в
корне.)
– Какие ещё орфограммы вы подчеркнули?
– Сколько орфограмм в слове Костещук?
– Назовите группу слов с орфограммойбуквой гласного [у] после
шипящих из домашнего задания (упр. 150 «Дидактический материал»).
Какие вы cами подобрали слова с такой же орфограммой?
– Какие ещё орфограммы вы обозначили в домашнем задании? (Буква и
после ж и ш, буква а после ч.)
II.
Формулирование
1 3 3
– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
© ООО «Баласс», 2012
2проблемы,
планирование
деятельности.
– Составим план урока.
План (примерный).
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1 3 3 1
1. Письмо по памяти.
Предложение записано на доске (или представлено на слайде).
Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.
а) – Прочитайте предложение. Как его понимаете? Что значит трепеща?
Подберите другое слово так, чтобы смысл не изменился.
б) – Назовите орфограммы. (Учитель на доске подчёркивает их.)
в) – Прочитайте предложение ещё раз, чтобы запомнить.
г) – Прочитайте по слогам трудные для написания слова.
д) – Запишите по памяти. (Предложение закрывается.)
е) – Проверка написанного. (Предложение открывается на доске или
появляется исходный слайд.)
2. Работа по учебнику.
Упр. 179 – развивается умение воспринимать на слух слова с
орфограммойбуквой гласного [у] после букв шипящих ч и щ и писать
предложения под диктовку учителя.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (один из пары) (начало формирования
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
© ООО «Баласс», 2012
3алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
3. П – Сравните слова часы, число, чудесный, черепаха.
– Правильным ли будет утверждение, что здесь одна орфограмма – буква
гласного после ч? Ответ аргументируйте. (Нет, здесь одновременно есть
и другая орфограмма – проверяемая (часы, число) и непроверяемая
буква безударного гласного: черепаха.)
– А почему в слове чудесный не надо подбирать проверочное слово, ведь
гласный без ударения? (Нельзя написать другую букву, кроме у.)
3. М Дополнительно: упр. 157 («Дидактический материал») – выбо
рочное списывание и заучивание наизусть стихотворения.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Нужно ли искать проверочные слова для написания буквосочетаний
чущу? А чаща? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
© ООО «Баласс», 2012
4V. Домашнее
задание.
Упр. 155 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью
учителя.
– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммыбуквы в словах.
© ООО «Баласс», 2012
5