Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 3 Словарная работа 1. – Вспомните слова с непроверяемыми безударными гласными, которые надо запомнить, из прописей «Мои волшебные пальчики». Запишите, поставьте ударение. а) – Этот предмет – обувь. Его носят солдаты. Они бывают резиновыми, кирзовыми, модными, детскими. (Сапоги.) б) Этот предмет – название дерева. Это дерево может переодеваться прямо у вас на глазах: быть зелёным и стать серебристо-серым. Его листочки поворачиваются то внешней стороной, то внутренней. (Осина.) в) Этот предмет – название растения, овоща. По-итальянски – это помидор, а по-индейски – ... (Томат.) г) Начало этих слов может произнести ворона. Запишите 2–3 слова. (Картон, картина, картофель.) – Можно ли считать буквы непроверяемых безударных гласных орфограммами? Почему? (На слух нельзя определить, какую букву писать: о или а, слышим а, а писать нужно то о, то а.) – Назовите словарные слова, в которых пишется буква о; слова, в которых пишется буква а. 2. Творческое задание. – Подберите подходящие по смыслу слова из стихотворения Н. Бетеньковой в начале урока и из словарных слов и запишите 1–2 предложения. (Мальчишки бегали в сапогах по лужам.) – Какие правила нужно знать, чтобы правильно записать предложения? (Как оформляется предложение, как пишутся слова с орфограммами – непроверяемыми буквами гласных и гласных после шипящих.) 3. – Вспомните правило, которое вы учили дома. Как называется орфограмма? (Буква и после ж и ш.) – Что вам помогло увидеть, быстро найти эту орфограмму? (Звуки [ж] и [ш].) – Какие примеры из домашнего упражнения (№ 148, «Дидактический материал») на это правило вы могли бы привести? (Крыши, малыши, шалаши.)
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur95.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ жи­ши, ча­ща, чу­щу Урок 95 (74). Тема: Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы. Цель:  – развитие умений писать слова с орфограммой­буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала проверить ударением, и графически обозначать орфограмму. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».     3    3  Словарная работа  1. – Вспомните слова с непроверяемыми безударными гласными, которые © ООО «Баласс», 2012 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 14. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифици­ ровать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. надо запомнить, из прописей «Мои волшебные пальчики». Запишите, поставьте ударение. а) – Этот предмет – обувь. Его носят солдаты. Они бывают резиновыми, кирзовыми, модными, детскими. (Сапоги.) б) Этот предмет – название дерева. Это дерево может переодеваться прямо у   вас   на   глазах:   быть   зелёным   и   стать   серебристо­серым.  Его   листочки поворачиваются то внешней стороной, то внутренней. (Осина.) в) Этот предмет – название растения, овоща. По­итальянски – это помидор, а по­индейски – ... (Томат.) г)   Начало   этих   слов   может   произнести   ворона.   Запишите   2–3   слова. (Картон, картина, картофель.) –  Можно   ли   считать   буквы   непроверяемых   безударных   гласных орфограммами? Почему? (На слух нельзя определить, какую букву писать: о или а, слышим а, а писать нужно то о, то а.) – Назовите словарные слова, в которых пишется буква о; слова, в которых пишется буква а. 2. Творческое задание. –  Подберите   подходящие   по   смыслу   слова   из   стихотворения   Н. Бетеньковой   в   начале   урока   и   из   словарных   слов   и   запишите   1–2 предложения. (Мальчишки бегали в сапогах по лужам.) –  Какие   правила   нужно   знать,   чтобы   правильно   записать   предложения? (Как   оформляется   предложение,   как   пишутся   слова   с   орфограммами   – непроверяемыми буквами гласных и гласных после шипящих.) 3. – Вспомните правило, которое вы учили дома. Как называется  орфограмма? (Буква и после ж и ш.) – Что вам помогло увидеть, быстро найти эту орфограмму? (Звуки [ж] и  © ООО «Баласс», 2012 2II. Формулиро­ вание  проблемы,  планирование  деятельности.   [ш].) –  Какие   примеры   из   домашнего   упражнения   (№   148,   «Дидактический материал»)   на   это   правило   вы   могли   бы   привести?   (Крыши,   малыши, шалаши.) 1  3  3 – Найдите лишние слова (текст размещён на слайде или доске): Вершина, лужи, тишина, Душистый, ландыши, весна. Шиповник, чижик, зашипит, Пушистый, котик, сторожит. (Н. Бетенькова) – Объясните, почему они лишние? (В них нет жи­ши.) – А есть ли в этих словах орфограммы? Докажите. (На слух нельзя  определить, какую букву нужно писать, так как гласный звук е или и в  безударном положении.) – Назовите тему урока. (Буква и после ж, ш.) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ΙΙI. Развитие  умений –  применение     1  3  4  3  1   1. Работа по учебнику. Упр. 166  – развивается умение писать слова с орфограммой­буквой  и Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  © ООО «Баласс», 2012 3знания.  Подготовка к  сочинению. после ж и ш, а также графически обозначать орфограмму и объяснять её выбор. 2. – Запишите два слова: шиповник,  душистый. – Сравните их между собой. высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. –  Какое   отличие   вы   заметили?   Подсказка:   поставьте   ударение   в   этих словах. В чём отличие? – Сколько же орфограмм в слове шиповник? (Две: буква и после ш и буква безударного гласного в корне.) – Произнесите слово шиповник. –  Какие   буквы   можно   выбрать   на   месте   безударного   гласного   для обозначения звука [ы]? (ы, и, а также е.) –  Как быть в этом случае? (Нужно подобрать проверочное слово –  шип, тогда будет выбор только между буквами ы и и, и можно применить второе правило – о правописании жи­ши.) – Запишите рядом со словом шиповник проверочное слово шип. Как вы его напишете? – Подчеркните орфограммы в этих словах. 3. Работа по учебнику. Упр. 167 – развивается умение подбирать слова с орфограммой­буквой и после  ж,  ш,   а   также   находить   слова,   в   которых   совмещаются   две орфограммы – буквы безударного гласного в корне и буква и после ш. Дети выписывают слова с буквосочетаниями жи­ши самостоятельно, а затем подчёркивают слова, в которых написание буквы и сначала надо © ООО «Баласс», 2012 4проверить ударением.  Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. Задание № 2, тема 13 в Рабочей тетради. – Почему в этом слове нужно сначала подобрать проверочное слово? (Звук находится в безударном положении.)             4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 154 («Дидактический материал»). © ООО «Баласс», 2012 5Деятельность учеников:   –  Наблюдать  за   написанием   слов,   выявлять   закономерность,   формулировать   орфографическое   правило   с   помощью учителя.  – Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах. © ООО «Баласс», 2012 6