– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
Словарная работа
1. – Вспомните слова с непроверяемыми безударными гласными, которые надо запомнить, из прописей «Мои волшебные пальчики».
Запишите, поставьте ударение.
а) – Этот предмет – обувь. Его носят солдаты. Они бывают резиновыми, кирзовыми, модными, детскими. (Сапоги.)
б) Этот предмет – название дерева. Это дерево может переодеваться прямо у вас на глазах: быть зелёным и стать серебристо-серым. Его листочки поворачиваются то внешней стороной, то внутренней. (Осина.)
в) Этот предмет – название растения, овоща. По-итальянски – это помидор, а по-индейски – ... (Томат.)
г) Начало этих слов может произнести ворона. Запишите 2–3 слова. (Картон, картина, картофель.)
– Можно ли считать буквы непроверяемых безударных гласных орфограммами? Почему? (На слух нельзя определить, какую букву писать: о или а, слышим а, а писать нужно то о, то а.)
– Назовите словарные слова, в которых пишется буква о; слова, в которых пишется буква а.
2. Творческое задание.
– Подберите подходящие по смыслу слова из стихотворения Н. Бетеньковой в начале урока и из словарных слов и запишите 1–2 предложения. (Мальчишки бегали в сапогах по лужам.)
– Какие правила нужно знать, чтобы правильно записать предложения? (Как оформляется предложение, как пишутся слова с орфограммами – непроверяемыми буквами гласных и гласных после шипящих.)
3. – Вспомните правило, которое вы учили дома. Как называется орфограмма? (Буква и после ж и ш.)
– Что вам помогло увидеть, быстро найти эту орфограмму? (Звуки [ж] и [ш].)
– Какие примеры из домашнего упражнения (№ 148, «Дидактический материал») на это правило вы могли бы привести? (Крыши, малыши, шалаши.)
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жиши, чаща, чущу
Урок 95 (74).
Тема: Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.
Цель:
– развитие умений писать слова с орфограммойбуквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых
написание надо сначала проверить ударением, и графически обозначать орфограмму.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
Словарная работа
1. – Вспомните слова с непроверяемыми безударными гласными, которые
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
14. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифици
ровать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
надо запомнить, из прописей «Мои волшебные пальчики».
Запишите, поставьте ударение.
а) – Этот предмет – обувь. Его носят солдаты. Они бывают резиновыми,
кирзовыми, модными, детскими. (Сапоги.)
б) Этот предмет – название дерева. Это дерево может переодеваться прямо
у вас на глазах: быть зелёным и стать серебристосерым. Его листочки
поворачиваются то внешней стороной, то внутренней. (Осина.)
в) Этот предмет – название растения, овоща. Поитальянски – это помидор,
а поиндейски – ... (Томат.)
г) Начало этих слов может произнести ворона. Запишите 2–3 слова.
(Картон, картина, картофель.)
– Можно ли считать буквы непроверяемых безударных гласных
орфограммами? Почему? (На слух нельзя определить, какую букву писать:
о или а, слышим а, а писать нужно то о, то а.)
– Назовите словарные слова, в которых пишется буква о; слова, в которых
пишется буква а.
2. Творческое задание.
– Подберите подходящие по смыслу слова из стихотворения Н.
Бетеньковой в начале урока и из словарных слов и запишите 1–2
предложения. (Мальчишки бегали в сапогах по лужам.)
– Какие правила нужно знать, чтобы правильно записать предложения?
(Как оформляется предложение, как пишутся слова с орфограммами –
непроверяемыми буквами гласных и гласных после шипящих.)
3. – Вспомните правило, которое вы учили дома. Как называется
орфограмма? (Буква и после ж и ш.)
– Что вам помогло увидеть, быстро найти эту орфограмму? (Звуки [ж] и
© ООО «Баласс», 2012
2II. Формулиро
вание
проблемы,
планирование
деятельности.
[ш].)
– Какие примеры из домашнего упражнения (№ 148, «Дидактический
материал») на это правило вы могли бы привести? (Крыши, малыши,
шалаши.)
1 3 3
– Найдите лишние слова (текст размещён на слайде или доске):
Вершина, лужи, тишина,
Душистый, ландыши, весна.
Шиповник, чижик, зашипит,
Пушистый, котик, сторожит.
(Н. Бетенькова)
– Объясните, почему они лишние? (В них нет жиши.)
– А есть ли в этих словах орфограммы? Докажите. (На слух нельзя
определить, какую букву нужно писать, так как гласный звук е или и в
безударном положении.)
– Назовите тему урока. (Буква и после ж, ш.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
1 3 4 3 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 166 – развивается умение писать слова с орфограммойбуквой и
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
© ООО «Баласс», 2012
3знания.
Подготовка к
сочинению.
после ж и ш, а также графически обозначать орфограмму и объяснять
её выбор.
2. – Запишите два слова:
шиповник, душистый.
– Сравните их между собой.
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– Какое отличие вы заметили? Подсказка: поставьте ударение в этих
словах. В чём отличие?
– Сколько же орфограмм в слове шиповник? (Две: буква и после ш и буква
безударного гласного в корне.)
– Произнесите слово шиповник.
– Какие буквы можно выбрать на месте безударного гласного для
обозначения звука [ы]? (ы, и, а также е.)
– Как быть в этом случае? (Нужно подобрать проверочное слово – шип,
тогда будет выбор только между буквами ы и и, и можно применить второе
правило – о правописании жиши.)
– Запишите рядом со словом шиповник проверочное слово шип. Как вы его
напишете?
– Подчеркните орфограммы в этих словах.
3. Работа по учебнику.
Упр. 167 – развивается умение подбирать слова с орфограммойбуквой и
после ж, ш, а также находить слова, в которых совмещаются две
орфограммы – буквы безударного гласного в корне и буква и после ш.
Дети выписывают слова с буквосочетаниями жиши самостоятельно,
а затем подчёркивают слова, в которых написание буквы и сначала надо
© ООО «Баласс», 2012
4проверить ударением.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
Задание № 2, тема 13 в Рабочей тетради.
– Почему в этом слове нужно сначала подобрать проверочное слово? (Звук
находится в безударном положении.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 154 («Дидактический материал»).
© ООО «Баласс», 2012
5Деятельность учеников:
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью
учителя.
– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.
© ООО «Баласс», 2012
6