Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проверка домашнего задания. 1. Письмо под диктовку. В поле травы хороши. А на речке камыши. Мимо поля, мимо ржи Шли колючие ежи. – Обозначьте известные вам орфограммы. (Три вида: буква и после ж и ш, буква проверяемого гласного – хороши, колючие, ежи, непроверяемого гласного – хороши, камыши.) – Подчеркните слова с орфограммой-буквой гласного после ж и ш. Взаимопроверка. 2. – Послушайте предложение. Век живи, век учись. – Объясните, как вы понимаете его смысл. – Как называется такое предложение? (Пословица.) – Запишите слово с орфограммой-буквой гласного после ж, ш. (Живи.) – Какую букву вы написали?
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur96.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ жи­ши, ча­ща, чу­щу Урок 96 (75). Тема: Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы. Цель:   –  развитие   умений   писать   слова   с   орфограммой­буквой  и  после  ж  и  ш,   различать   слова   с   проверяемыми   и непроверяемыми написаниями букв безударных гласных после ж и ш, графически обозначать орфограмму. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3   3  1. Словарная работа.  © ООО «Баласс», 2012 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  1особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифици­ ровать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. – Отгадайте загадку. – Что это? Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей, Ты знаком, конечно, с ней? (Машина) – Запишите это слово. Сколько здесь орфограмм? Какие они? – Образуйте однокоренные слова. Обозначьте орфограмму. Машина, машинка, машинист, машинный. – Составьте предложение со словом машина. 2. Проверка домашнего задания. 1. Письмо под диктовку. В поле травы хороши. А на речке камыши. Мимо поля, мимо ржи Шли колючие ежи. – Обозначьте известные вам орфограммы. (Три вида: буква и после ж и ш,   буква   проверяемого   гласного   –  хороши,  ежи, непроверяемого гласного – хороши, камыши.) – Подчеркните слова с орфограммой­буквой гласного после ж и ш. Взаимопроверка. 2. – Послушайте предложение. Век живи, век учись. – Объясните, как вы понимаете его смысл. – Как называется такое предложение? (Пословица.)  колючие, © ООО «Баласс», 2012 2– Запишите слово с орфограммой­буквой гласного после ж, ш. (Живи.) – Какую букву вы написали? –  В   чём   особенность   этой   орфограммы?   (Находится   в   безударном положении, сначала нужно подобрать проверочное слово – жить.) – Назовите ещё слово из домашнего упр. 154 «Дидактический материал», в   котором   написание   буквы   после  ж,  ш  сначала   надо   проверить ударением. (Ошибается – ошибка.) 3. На доске записаны два слова. Шестой и широкий – Поставьте ударение. – Что вас удивило? (После шипящих стоят буквы е и и.) –  Докажите,   что   написанное   является   верным.   (Звуки,   обозначенные этими   буквами,   находятся   в   безударном   положении,   подбираем проверочные слова – шесть, шире, значит, надо писать в слове шестой букву е, а широкий – букву и.) 4. Задание № 3, тема 13 в Рабочей тетради. – Как вы нашли нужное слово? –  Что нового вы узнали из этого задания? (После шипящих  ж  и  ш  в безударном положении могут быть буквы е и и.) Сделайте вывод: чтобы написать букву после буквы шипящего, надо сначала подобрать проверочное слово. 1  3  3 На доске записаны две группы слов: шипит, жираф и живёт, шипы II.  Формулирование  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе  © ООО «Баласс», 2012 3проблемы,  планирование  деятельности.   ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  – Что общего между этими группами слов? (Буква и после букв  шипящих, гласный звук в безударном положении.) – Найдите различие между ними. (В 1­й группе нельзя подобрать  проверочные слова.) – Как быть в этом случае? (Нужно запомнить, посмотреть в словаре.) – Сформулируйте задачу урока. Научиться находить и писать слова с буквой и после букв шипящих,  которые нужно запомнить.  – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 1  3  4  3  1   1. Диктант со зрительной подготовкой, упр. 168. 1) Чтение текста. Беседа по содержанию: – Какие животные есть в зоопарке? – Где живут там моржи? – Почему дети не боятся ужей? – Что происходит вечером? – У какой клетки вы бы смеялись? – А где высоко поднимали бы голову? После чтения: – Как вы думаете, кто рассказывает о зоопарке? Почему? 2) Орфографическая работа. а) Работа над орфограммой­буквой гласного и после шипящих. – Найдите слова с буквосочетаниями жи­ши. работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  © ООО «Баласс», 2012 4выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. –  В   каких   словах   написание   этих   буквосочетаний   надо   сначала проверить ударением? Подчеркните их. (Животные, жираф, рожицы, живут, шипят, широкие.) – В каких словах написание буквы и нельзя проверить, а нужно просто запомнить? (Жираф, рожицы, шипят.) Отметьте эти слова галочкой. б) Работа над трудными словами: –  Как   образовалось   слово  зоопарк?   (Зоологический   парк:   парк животных.) –  Проговорите   орфографически   слова  мартышка,  бассейн,  ворота. Букву   безударного   гласного   подчеркните.   Подчеркните   удвоенную букву согласного в слове бассейн. – Отметьте орфограмму­пробел: до_свидания. – Обратите внимание на знаки препинания в последнем предложении. 3)  Коллективное чтение вслух. Орфографическое чтение отдельных слов. 4) орфограммы­буквы и после шипящих ж и ш. 5) Проверка написанного по учебнику.  Запись   предложений   под   диктовку   учителя,   обозначение Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма  самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2.  Дополнительно:  П  упр.   146  («Дидактический   материал»)   – © ООО «Баласс», 2012 5расшифровать слова и придумать свои «шифровки». – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. –  Какие   орфограммы   могут   быть   спрятаны   за   орфограммой­буквой гласного после ж и ш? (Проверяемая и непроверяемая буква гласного.) 4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 159 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:   –  Наблюдать  за   написанием   слов,   выявлять   закономерность,   формулировать   орфографическое   правило   с   помощью учителя.  – Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также