Урок – основная форма организации обучения детей с нарушениями слуха
Урок – это ограниченная во времени организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения [26; с. 227]. Он характеризуется комплексом свойств: гомогенным по возрасту и уровню подготовленности составом учащихся, предметной системой обучения, своей структурной относительной законченностью (проверка пройденного, изучение нового, закрепление, контроль). Урок занимает прочное место и в общей, и в специальной дидактике. Имея 350-летнюю историю и, несмотря на исторически разнообразные попытки придумать иные формы массового обучения (см. Дальтон-план, белл-ланкастерская система, мангеймская система, бригадно-лабораторный метод (модернизация Дальтон-плана), план Л. Трампа, метод проектов и др.), урок не потерял своего высокого статуса.
Функции урока воплощены в педагогической практике в виде задач урока, которые формулирует учитель при его планировании и реализует при проведении. Сурдопедагог решает триединый комплекс задач, которые выстраивают содержание и логику урока: это образовательная, воспитательная, коррекционно-развивающая задачи.
Образовательная задача – давать знания, формировать умения и навыки. Формулировки данного типа задач начинаются с типичных слов-стереотипов: «Сформировать представление о ... Сформировать систему понятий о ... Дать знания о ... Научить умениям ... Формировать навыки ... Повторить способы ... Закрепить навыки ... Проверить ... Проконтролировать... Организовать восприятие картины ... Проникнуть в художественное своеобразие стихотворения ...»
Воспитательная задача связана с формированием и/или развитием личностных качеств учащегося (нравственных, гражданских, трудовых, эстетических, коммуникативных, самосознания, познавательных интересов, творческих качеств), воспитанием социализированности, а также нормативного поведения ученика. Формулировки воспитательных задач, реализующих данную функцию, не так стереотипны, как образовательные, но все-таки имеют некое типичное начало: «Активизировать интерес к ... Привить навыки кооперации и сотрудничества в процессе ... Сформировать положительную оценку трудовых качеств героя ... Воспитать чувство патриотизма и любви к малой Родине ... Воспитать толерантность и терпимость к окружающим на примере ... Воспитать уважение к традициям и обрядам своего народа ... Формировать навыки сознательного поведения ...»
Коррекционно-развивающая задача отражает работу по коррекции, развитию, компенсации и реабилитации нарушенных или отсутствующих психофизических функций средствами учебной деятельности. Это задачи, связанные с речевым развитием, развитием всех психических процессов, в том числе интеллектуальной активности, видов восприятия, в том числе – слухового, навыков произношения и чтения с губ, двигательной сферы, коррекции эмоциональной сферы, развития природных склонностей и способностей. Формулировка коррекционно-развивающих задач урока по общеобразовательному предмету начинается с таких «зачинов», как: « Закрепить навыки произношения ... Корректировать прозношение группы звуков ... Совершенствовать слитность и орфоэпические стороны произношения ... Развивать мелкую моторику ... Развивать устойчивость и концентрацию внимания ... Формировать пространственное мышление ...» и т.д.
К уроку, проводимому в школе для детей с нарушениями слуха, предъявляется определенный ряд общедидактических и специфических требований.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.