Окружающий мир
Тема: Где живут белые медведи?
Цель: Сформировать у учащихся и добиться понимания понятий «Крайний Север», «Арктика», «Антарктида», дать представление о климатических условиях и животном мире этих районов Земли.
Задачи
Образовательные: Учить находить, рассматривать, сравнивать иллюстрации в учебнике и детской энциклопедии, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов Земли, устанавливать связи между природными условиями и образом жизни животных. Формировать умения слушать и вести диалог в группе, определять общую цель и распределять роли в совместной деятельности.
Развивающие: Развивать общеучебные навыки, частично-поисковые умения, речь учащихся, познавательный интерес к предмету, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Повышать учебную мотивацию, уважительное отношение к мнению товарищей в группе.
Материалы и оборудование: ноутбук, телеэкран, презентация, видеоролик «Животные Арктики», карточки с заданиями, детские энциклопедии, глобус.
Тип урока: урок изучения нового.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Психоэмоциональный настрой: приветствие гостей.
Наш урок пора начать.
Чтоб природу изучать,
Её тайны открывать
Будьте любознательны,
Активны и внимательны.
II. Актуализация опорных знаний
1. Слайд 1. Муравьишка готов выслушать синоптиков
(Сегодня 28 января, вторник. На улице…)
2. Повторение времен года
Заканчивается второй месяц зимы. А когда наступит календарное лето?
- Какое время года будет после лета?
- Какое время года наступит после зимы?
- Давайте назовем хором все времена года, начиная с зимы: зима, весна, лето, осень.
2.а Подготовка к введению новой темы.
- Почему происходит смена времен года? От чего это зависит?
- Какое место на планете освещается и нагревается всегда одинаково?
( Показать на глобусе экватор).
III. Самоопределение к деятельности
- Послушайте, какой вопрос вам подготовил Муравьишка:
На глобусе и карте есть разные цвета:
Коричневый – то суша,
А синий – то вода.
Я вижу слово «океан»
И что-то не пойму,
На карте он не синий,
А белый. Почему?
- О каком белом океане идет речь? (Северно-Ледовитый океан)
- Кто сможет показать на глобусе, где он находится?
- Почему океан так называется: «Ледовитый»?
- Кто знает, как называется этот район? ( Северный полюс)
- Почему тут всегда лед?
- А где еще такой холодный район на планете? (Южный полюс)
- Сегодня мы с Муравьишкой побываем в этих районах Земли: район Арктики и Антарктики (на доске повесить термины)
IV. Целеполагание. Постановка учебной задачи
- Давайте подумаем, что мы бы могли (хотим) узнать об этих районах?
( какой там климат, кто там живет, почему?)
- Какие у вас есть предположения, там вообще кто-нибудь живет?
- Давайте вместе попробуем найти ответ на вопрос «Где живут белые медведи?»
- Где мы можем найти ответы на свои вопросы? Кто нам поможет? (учебник, учитель, энциклопедия, интернет)
- Путешествие с научной целью называется..? Экспедиция!
Перед дальней дорогой нужно отдохнуть..
Физминутка ( «Нас в любое время года учит мудрая природа..»)
V. Открытие новых знаний
1. Задание на развитие внимания и пространственных представлений
Игра «Муха» ( определить, где будет находится магнит, после передвижения в квадрате из 9 клеток, если он стоит в центре под № 5)
Прокладываем маршрут: шаг на юг, шаг на восток, два шага на север, два шага на запад. В какой клетке квадрата остановились?
Перед дальней дорогой нужно набраться сил…
Физкультминутка («Нас в любое время года учит мудрая природа»..
2. Изучение климатических условий.
Попав на Северный полюс, что мы можем увидеть в-первую очередь?
Слайды 2-3 Попав сюда, мы оказываемся в царстве холода, снега и льда. Здесь на огромных пространствах гуляют ледяные метели. Зимой солнце вообще не показывается над горизонтом и с октября по февраль стоят полярные ночи, а морозы бывают до 60 градусов. И в такие дни в небе можно увидеть удивительное явление – северное сияние. Воздух переливается разными цветами. Лето очень короткое, холодное. Снег тает только на берегу и то ненадолго. В океане плавают огромные глыбы льда – айсберги.
В Антарктиде еще холоднее. В отличие от Северного полюса это участок суши, покрытый вечными льдами. Антарктиду открыли ровно 200 лет назад (20.01) русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Постоянно люди здесь не живут. Антарктида не принадлежит ни одной стране. Сегодня там работают ученые из разных стран, и поднимают над станцией флаг своей страны. Ученые зафиксировали температуру воздуха 90 градусов мороза. В таких условиях очень сложно выживать.
- Поэтому Муравьишка спрашивает, а там вообще кто-нибудь живет? Какие тут могут жить животные?
Ответ на этот вопрос вы будете искать, работая в группах.
VI. Поиск решения задач урока – работа в группах.
а) Повторение правил работы в группе.
б) Объяснение заданий учителем каждой группе.
С помощью учебника и энциклопедии, определить, как называются животные на картинках и выбрать:
1-я группа – животные Арктики;
2-я группа – животные Антарктики;
3 и 4 группы – из набора предложений составить текст и определить о ком идет речь.
VII. Презентация учащимися результатов выполнения заданий 1 и 3 группы.
VIII. Уточнение результатов исследования учащихся по презентации учителя.
1. Первичное закрепление. – просмотр видеоролика «Животные Арктики».
Физминутка.
Зарядка для глаз.
2. Продолжение проверки работы в группах № 2 и № 4.
Мы сказали, что белый медведь – хищник, нападает на всех животных.
У Муравьишки вопрос, а на пингвинов медведь охотится?
2.а. Закрепление – слайды презентации.
IX. систематизация знаний.
1. Вывод: -Почему эти животные живут в таких холодных местах?
(Здесь много пищи для них: теплый перьевой покров, шерсть, толстый
слой жира не позволяют им замерзнуть).
2. Игра – закрепление « ДА или НЕТ»
· Пингвины плавают, ныряют
Им лапы-ласты помогают. (да)
· На Южном полюсе медведь
Любит громко песни петь? (нет!)
· Белый медведь не замерзает
Так как на зиму засыпает? (нет)
· Белая лиса – песец
Леммингов ест на обед? (да)
· Если тюлень в снегу заснет,
Медведь по запаху найдет (да)
· Пингвин зимою не скучает, (нет!)
ведь он на зиму улетает?
· Морж огромен и силен
И клыками награжден (да)
· В Антарктиде там и тут
Летом яблони цветут (нет!)
3. Обобщение.
- В каких районах планеты мы побывали?
- Отметьте стрелками на карточке: где район Арктики, где Антарктида;
«поселите» медведя и пингвина в их районы проживания.
- Могут ли встретиться белый медведь и пингвин? (только в зоопарке)
X. Итог урока
-Что интересного узнали на уроке?
-О чем хотите рассказать дома?
XI. Рефлексия
Покажите цветом карандаша свое настроение
Путешествовать приятно,
Но пора уже обратно.
Скоро прозвенит звонок,
Всем спасибо за урок!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.