Окружающий мир
Тема: Где живут белые медведи?
Цель: Сформировать у учащихся и добиться понимания понятий «Крайний Север», «Арктика», «Антарктида», дать представление о климатических условиях и животном мире этих районов Земли.
Задачи
Образовательные: Учить находить, рассматривать, сравнивать иллюстрации в учебнике и детской энциклопедии, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов Земли, устанавливать связи между природными условиями и образом жизни животных. Формировать умения слушать и вести диалог в группе, определять общую цель и распределять роли в совместной деятельности.
Развивающие: Развивать общеучебные навыки, частично-поисковые умения, речь учащихся, познавательный интерес к предмету, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Повышать учебную мотивацию, уважительное отношение к мнению товарищей в группе.
Материалы и оборудование: ноутбук, телеэкран, презентация, видеоролик «Животные Арктики», карточки с заданиями, детские энциклопедии, глобус.
Тип урока: урок изучения нового.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Психоэмоциональный настрой: приветствие гостей.
Наш урок пора начать.
Чтоб природу изучать,
Её тайны открывать
Будьте любознательны,
Активны и внимательны.
II. Актуализация опорных знаний
1. Слайд 1. Муравьишка готов выслушать синоптиков
(Сегодня 28 января, вторник. На улице…)
2. Повторение времен года
Заканчивается второй месяц зимы. А когда наступит календарное лето?
- Какое время года будет после лета?
- Какое время года наступит после зимы?
- Давайте назовем хором все времена года, начиная с зимы: зима, весна, лето, осень.
2.а Подготовка к введению новой темы.
- Почему происходит смена времен года? От чего это зависит?
- Какое место на планете освещается и нагревается всегда одинаково?
( Показать на глобусе экватор).
III. Самоопределение к деятельности
- Послушайте, какой вопрос вам подготовил Муравьишка:
На глобусе и карте есть разные цвета:
Коричневый – то суша,
А синий – то вода.
Я вижу слово «океан»
И что-то не пойму,
На карте он не синий,
А белый. Почему?
- О каком белом океане идет речь? (Северно-Ледовитый океан)
- Кто сможет показать на глобусе, где он находится?
- Почему океан так называется: «Ледовитый»?
- Кто знает, как называется этот район? ( Северный полюс)
- Почему тут всегда лед?
- А где еще такой холодный район на планете? (Южный полюс)
- Сегодня мы с Муравьишкой побываем в этих районах Земли: район Арктики и Антарктики (на доске повесить термины)
IV. Целеполагание. Постановка учебной задачи
- Давайте подумаем, что мы бы могли (хотим) узнать об этих районах?
( какой там климат, кто там живет, почему?)
- Какие у вас есть предположения, там вообще кто-нибудь живет?
- Давайте вместе попробуем найти ответ на вопрос «Где живут белые медведи?»
- Где мы можем найти ответы на свои вопросы? Кто нам поможет? (учебник, учитель, энциклопедия, интернет)
- Путешествие с научной целью называется..? Экспедиция!
Перед дальней дорогой нужно отдохнуть..
Физминутка ( «Нас в любое время года учит мудрая природа..»)
V. Открытие новых знаний
1. Задание на развитие внимания и пространственных представлений
Игра «Муха» ( определить, где будет находится магнит, после передвижения в квадрате из 9 клеток, если он стоит в центре под № 5)
Прокладываем маршрут: шаг на юг, шаг на восток, два шага на север, два шага на запад. В какой клетке квадрата остановились?
Перед дальней дорогой нужно набраться сил…
Физкультминутка («Нас в любое время года учит мудрая природа»..
2. Изучение климатических условий.
Попав на Северный полюс, что мы можем увидеть в-первую очередь?
Слайды 2-3 Попав сюда, мы оказываемся в царстве холода, снега и льда. Здесь на огромных пространствах гуляют ледяные метели. Зимой солнце вообще не показывается над горизонтом и с октября по февраль стоят полярные ночи, а морозы бывают до 60 градусов. И в такие дни в небе можно увидеть удивительное явление – северное сияние. Воздух переливается разными цветами. Лето очень короткое, холодное. Снег тает только на берегу и то ненадолго. В океане плавают огромные глыбы льда – айсберги.
В Антарктиде еще холоднее. В отличие от Северного полюса это участок суши, покрытый вечными льдами. Антарктиду открыли ровно 200 лет назад (20.01) русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Постоянно люди здесь не живут. Антарктида не принадлежит ни одной стране. Сегодня там работают ученые из разных стран, и поднимают над станцией флаг своей страны. Ученые зафиксировали температуру воздуха 90 градусов мороза. В таких условиях очень сложно выживать.
- Поэтому Муравьишка спрашивает, а там вообще кто-нибудь живет? Какие тут могут жить животные?
Ответ на этот вопрос вы будете искать, работая в группах.
VI. Поиск решения задач урока – работа в группах.
а) Повторение правил работы в группе.
б) Объяснение заданий учителем каждой группе.
С помощью учебника и энциклопедии, определить, как называются животные на картинках и выбрать:
1-я группа – животные Арктики;
2-я группа – животные Антарктики;
3 и 4 группы – из набора предложений составить текст и определить о ком идет речь.
VII. Презентация учащимися результатов выполнения заданий 1 и 3 группы.
VIII. Уточнение результатов исследования учащихся по презентации учителя.
1. Первичное закрепление. – просмотр видеоролика «Животные Арктики».
Физминутка.
Зарядка для глаз.
2. Продолжение проверки работы в группах № 2 и № 4.
Мы сказали, что белый медведь – хищник, нападает на всех животных.
У Муравьишки вопрос, а на пингвинов медведь охотится?
2.а. Закрепление – слайды презентации.
IX. систематизация знаний.
1. Вывод: -Почему эти животные живут в таких холодных местах?
(Здесь много пищи для них: теплый перьевой покров, шерсть, толстый
слой жира не позволяют им замерзнуть).
2. Игра – закрепление « ДА или НЕТ»
· Пингвины плавают, ныряют
Им лапы-ласты помогают. (да)
· На Южном полюсе медведь
Любит громко песни петь? (нет!)
· Белый медведь не замерзает
Так как на зиму засыпает? (нет)
· Белая лиса – песец
Леммингов ест на обед? (да)
· Если тюлень в снегу заснет,
Медведь по запаху найдет (да)
· Пингвин зимою не скучает, (нет!)
ведь он на зиму улетает?
· Морж огромен и силен
И клыками награжден (да)
· В Антарктиде там и тут
Летом яблони цветут (нет!)
3. Обобщение.
- В каких районах планеты мы побывали?
- Отметьте стрелками на карточке: где район Арктики, где Антарктида;
«поселите» медведя и пингвина в их районы проживания.
- Могут ли встретиться белый медведь и пингвин? (только в зоопарке)
X. Итог урока
-Что интересного узнали на уроке?
-О чем хотите рассказать дома?
XI. Рефлексия
Покажите цветом карандаша свое настроение
Путешествовать приятно,
Но пора уже обратно.
Скоро прозвенит звонок,
Всем спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.