Урок 10 «Добрым молодцам урок» (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10.docx

Урок 10
«Добрым молодцам урок»
(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Педагогические цели: способствовать развитию умения прогнозировать содержание текста на основе заглавия и ключевых слов, способности эмоционально переживать прочитанное; создать атмосферу,  побуждающую учащихся к активному обсуждению ключевой проблемы: чему учит сказка.

Планируемые результаты образования.

Предметные: осмысленно и выразительно читают; воспринимают на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; различают народную и литературную (авторскую) сказку.

Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам; эмоционально «проживают» текст сказки.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать своё предположение (версию); осуществляют действия по реализации плана.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; ориентируются в тексте; извлекают необходимую информацию из иллюстраций и художественного текста; логические – овладевают навыками смыслового чтения; находят в тексте незнакомые слова, определяют их значение разными способами; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.

Сценарий урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

II. Актуализация знаний.

– Какой смысл, как правило, заложен в сказках? Почему важно с раннего детства знакомить малышей со сказками? Чему учит сказка?

Чтение авторского текста (на с. 31 от слов: «…Наступило утро…»).

Задание 1 на с. 4 тетради:

– Прочитайте скороговорку.

III. Постановка проблемы.

– Прочитайте имя и фамилию автора и название сказки.

– Что можно узнать из заголовка?

– Кто изображен на иллюстрации? Где будут происходить события? Что еще можно предположить?

IV. Открытие учениками нового знания.

Первичное чтение с комментированием. (Читают учитель и хорошо читающие ученики.)

1-я часть.

По ходу чтения учитель организует словарную работу.

Вопросы для обсуждения после чтения:

– Как жили старик со старухой?

– Какое чудо произошло?

– Каким вам представляется старик? А старуха?

2–3-я части.

Чтение учащимися, попутное объяснение слов.

– Чего теперь захотелось старухе? Как отнеслась рыбка к просьбе старика?

4-я часть.

Читает учитель.

– Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется?

V. Первичное закрепление.

Чтение 5–7-й частей.

Ученики читают про себя, затем вслух.

– Кем захотела теперь быть старуха?

– Почему это желание испугало старика?

– Выполнил ли он приказ старухи?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Чтение  8–11-й частей.

– Чем теперь недовольна старуха?

– А что же старик, попытался ли он остановить старуху?

– Чем закончилась сказка?

Мяч подскакивает вверх…

Мяч подскакивает вверх.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Тише, тише, мяч устал,

Прыгать мячик перестал

И под парту закатился.

(Ходьба на месте.)

Ну и мы за стол садимся.

(Садятся за парты.)

Упражнение «Шарик»

Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счет 1–4 дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1–8 медленно выдыхают.

Работа в тетради (с. 4, задание 2).

Словарная работа.

…Они жили в ветхой землянке

Ветхий – разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

Землянка – крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия.

…Старик ловил неводом рыбу…

Невод – большая рыболовная сеть.

…Пришел невод с одною тиной.

Тина – водоросли, плавающие густой массой, в стоячей или малопроточной воде и при оседании образующие вязкое дно.

…Как взмолится золотая рыбка…

Взмолиться – начать горячо просить, упрашивать кого-либо.

…Голосом молвит человечьим…

Молвить – говорить.

«…Отпусти ты, старче, меня в море!..»

Старче – устаревшее обращение к старику.

«…Дорогой дам за себя откуп…»

Откуп – плата, которой откупаются от чего-либо.

«…Дурачина ты, простофиля!..»

Простофиля – глуповатый, малосообразительный человек; разиня.

…Видит – море слегка разыгралось

Разыграться – проявиться бурно, с силой.

«…Смилуйся, государыня рыбка…»

Государыня – госпожа, повелительница (вежливое обращение).

«…В корыте много ль корысти?..»

Корысть – выгода, материальная польза.

Помутилось синее море…

Помутиться – сделаться мутным.

«…Избу просит сварливая баба…».

Сварливый – ворчливый, склонный к ссорам.

…С дубовыми, тесовыми вороты…

Тесовый – сделанный из тёса, то есть из тонких отесанных (гладких) досок.

«…Не хочу быть черной крестьянкой…»

Черная (крестьянка) – принадлежащая к низшему слою общества.

«…Что ты, баба, белены объелась?..»

Белены объесться – обезуметь, одуреть.

…Что ж? пред ним царские палаты

Палата – большое богатое помещение, каменное здание.

…Служат ей бояре да дворяне

Боярин, боярыня – в Московской Руси: богатый и знатный человек, владеющий землей, советник государя.

Дворянин, дворянка – человек, принадлежащий к дворянству, то есть знатный.

«…Поделом тебе, старый невежа!..

…Не садися не в свои сани!..»

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Садиться (сесть) не в свои сани – занимать неподобающее место, положение на службе, в обществе; не соответствовать занимаемому месту, положению.

Царедворцев за мужем посылает…

Царедворец – то же, что придворный, относящийся ко двору царя.

«…Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках…»

Быть на посылках – исполнять чьи-либо мелкие поручения.

VII. Повторение пройденного.

– Какие чувства остались у вас после чтения?

– Было ли жалко кого-нибудь?

– Хороший ли конец у сказки? Почему?

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Какой урок извлекли вы из сказки?

Оценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: перечитать сказку; выполнить задание 6 в тетради (с. 5).


 

Скачано с www.znanio.ru