Урок 10
«Добрым
молодцам урок»
(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Педагогические цели: способствовать развитию умения прогнозировать содержание текста на основе заглавия и ключевых слов, способности эмоционально переживать прочитанное; создать атмосферу, побуждающую учащихся к активному обсуждению ключевой проблемы: чему учит сказка.
Планируемые результаты образования.
Предметные: осмысленно и выразительно читают; воспринимают на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; различают народную и литературную (авторскую) сказку.
Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам; эмоционально «проживают» текст сказки.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать своё предположение (версию); осуществляют действия по реализации плана.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; ориентируются в тексте; извлекают необходимую информацию из иллюстраций и художественного текста; логические – овладевают навыками смыслового чтения; находят в тексте незнакомые слова, определяют их значение разными способами; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.
II. Актуализация знаний.
– Какой смысл, как правило, заложен в сказках? Почему важно с раннего детства знакомить малышей со сказками? Чему учит сказка?
Чтение авторского текста (на с. 31 от слов: «…Наступило утро…»).
Задание 1 на с. 4 тетради:
– Прочитайте скороговорку.
III. Постановка проблемы.
– Прочитайте имя и фамилию автора и название сказки.
– Что можно узнать из заголовка?
– Кто изображен на иллюстрации? Где будут происходить события? Что еще можно предположить?
IV. Открытие учениками нового знания.
Первичное чтение с комментированием. (Читают учитель и хорошо читающие ученики.)
1-я часть.
По ходу чтения учитель организует словарную работу.
Вопросы для обсуждения после чтения:
– Как жили старик со старухой?
– Какое чудо произошло?
– Каким вам представляется старик? А старуха?
2–3-я части.
Чтение учащимися, попутное объяснение слов.
– Чего теперь захотелось старухе? Как отнеслась рыбка к просьбе старика?
4-я часть.
Читает учитель.
– Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется?
V. Первичное закрепление.
Чтение 5–7-й частей.
Ученики читают про себя, затем вслух.
– Кем захотела теперь быть старуха?
– Почему это желание испугало старика?
– Выполнил ли он приказ старухи?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Чтение 8–11-й частей.
– Чем теперь недовольна старуха?
– А что же старик, попытался ли он остановить старуху?
– Чем закончилась сказка?
Мяч подскакивает вверх…
Мяч подскакивает вверх.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал
И под парту закатился.
(Ходьба на месте.)
Ну и мы за стол садимся.
(Садятся за парты.)
Упражнение «Шарик»
Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счет 1–4 дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1–8 медленно выдыхают.
Работа в тетради (с. 4, задание 2).
Словарная работа.
…Они жили в ветхой землянке…
Ветхий – разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.
Землянка – крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия.
…Старик ловил неводом рыбу…
Невод – большая рыболовная сеть.
…Пришел невод с одною тиной.
Тина – водоросли, плавающие густой массой, в стоячей или малопроточной воде и при оседании образующие вязкое дно.
…Как взмолится золотая рыбка…
Взмолиться – начать горячо просить, упрашивать кого-либо.
…Голосом молвит человечьим…
Молвить – говорить.
«…Отпусти ты, старче, меня в море!..»
Старче – устаревшее обращение к старику.
«…Дорогой дам за себя откуп…»
Откуп – плата, которой откупаются от чего-либо.
«…Дурачина ты, простофиля!..»
Простофиля – глуповатый, малосообразительный человек; разиня.
…Видит – море слегка разыгралось…
Разыграться – проявиться бурно, с силой.
«…Смилуйся, государыня рыбка…»
Государыня – госпожа, повелительница (вежливое обращение).
«…В корыте много ль корысти?..»
Корысть – выгода, материальная польза.
…Помутилось синее море…
Помутиться – сделаться мутным.
«…Избу просит сварливая баба…».
Сварливый – ворчливый, склонный к ссорам.
…С дубовыми, тесовыми вороты…
Тесовый – сделанный из тёса, то есть из тонких отесанных (гладких) досок.
«…Не хочу быть черной крестьянкой…»
Черная (крестьянка) – принадлежащая к низшему слою общества.
«…Что ты, баба, белены объелась?..»
Белены объесться – обезуметь, одуреть.
…Что ж? пред ним царские палаты…
Палата – большое богатое помещение, каменное здание.
…Служат ей бояре да дворяне…
Боярин, боярыня – в Московской Руси: богатый и знатный человек, владеющий землей, советник государя.
Дворянин, дворянка – человек, принадлежащий к дворянству, то есть знатный.
«…Поделом тебе, старый невежа!..
…Не садися не в свои сани!..»
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Садиться (сесть) не в свои сани – занимать неподобающее место, положение на службе, в обществе; не соответствовать занимаемому месту, положению.
…Царедворцев за мужем посылает…
Царедворец – то же, что придворный, относящийся ко двору царя.
«…Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках…»
Быть на посылках – исполнять чьи-либо мелкие поручения.
VII. Повторение пройденного.
– Какие чувства остались у вас после чтения?
– Было ли жалко кого-нибудь?
– Хороший ли конец у сказки? Почему?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Какой урок извлекли вы из сказки?
Оценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: перечитать сказку; выполнить задание 6 в тетради (с. 5).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.