Урок 12. Конструирование швейных изделий 7 кл

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 12. Конструирование швейных изделий 7 кл.docx

Урок 12. Конструирование швейных изделий

 

Цель урока:

·        ознакомление учащихся с понятием «поясная одежда» и видами поясной одежды;

·         закрепление приобретённого ранее умения снимать мерки с фигуры человека;

·        закрепление навыков работы с инструментами и приспособлениями для чертёжных работ;

·         формирование умения рационально обустраивать рабочее место, навыков соблюдения правил безопасного труда;

·        формирование умения изготовлять выкройку поясного изделия с прямым притачным поясом;

·        ознакомление с получением выкройки из пакета готовых выкроек, журнала мод и Интернета.

Ожидаемый учебный результат:

     приобретение опыта снятия мерок с фигуры человека;

·     ознакомление с рациональной организацией рабочего места при чертёжных работах, соблюдением правил безопасного труда;

·     приобретение опыта построения с помощью чертёжных инструментов чертежа швейного изделия в натуральную величину.

Место проведения урока: кабинет технологии швейных изделий.

Дидактические средства обучения: сантиметровая лента, миллиметровка для выполнения чертежа в натуральную ве- личину, чертёжные инструменты и приспособления; видео- материалы; ЭОР и информационно-технологические мате- риалы; учебник технологии (§ 13), РТ.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, ла- бораторно-практическая работа.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, комму- никативные.

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: визуальные материалы (плакаты, фотографии, слайды, видеоматериалы),  иллюстрирующие  приёмы   снятия   мерок с фигуры человека, построения чертежа прямой юбки.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: п. 1–3 задания 13 из РТ, практическая работа № 9 из учебника.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 4 задания 13 из РТ.

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: освоение знаний, сотрудничество, коммуникация, использование ИКТ.

Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя).

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, программы для работы с ресурсами.

Потребности в ЭОР: иллюстративные материалы, деловая графика (схемы, таблицы).

 

Ход урока

1.  Введение нового материала («Конструирование поясной одежды»)

Актуализация знаний. В целях актуализации полученных в 6 классе знаний  предложим учащимся ответить на следующие вопросы.

Что нужно знать, чтобы изготовить выкройку швейного изделия?

Какой инструмент нужен для снятия мерок с фигуры человека? Можно ли снимать свои мерки самостоятельно? Почему?

объясняем обучающимся, что в 7 классе они ознакомятся с приёмами построения чертежа прямой юбки, которая может стать проектным изделием. Далее знакомим школьников с понятием «поясная одежда» и видами поясной одежды, используя для этого рис. 30 из учебника. Обращаем внимание обучающихся на то, что у поясных изделий могут быть пояса различной конструкции. В 5 классе они ознакомились с юбкой на кулиске. Кулиска являлась цельнокроеным поясом. Приводим пример другого цельнокроеного пояса (см.рис. 30, б), он прилегает к фигуре и является частью выкройки. В 7 классе учащиеся будут иметь дело со швейными изделиями с прямым притачным поясом (см. рис. 30, в–д).

Используя рис. 31 из учебника,  знакомим обучающихся с конструкциями юбок: прямой, клиньевой и конической, сообщаем, что прямая юбка самая сложная в изготовлении. Научившись её шить, школьники при желании смогут легко изготовить клиньевую или коническую юбку.

напоминаем, что для пошива любой одежды на ин- дивидуальную фигуру необходимо снять с неё мерки и изготовить выкройку. Демонстрируем обучающимся приёмы снятия мерок, необходимых для изготовления поясного изделия, на манекене или фигуре одной из учениц. Напоминаем, что практическая работа, как и в 6 классе, будет проходить в форме деловой игры. Обучающиеся разделятся на бригады по три человека: один клиент, с него снимают мерки, другой закройщик, он снимает мерки, третий приёмщик, он заносит мерки в таблицу рабочей тетради. Затем участники игры меняются ролями.

 

2.  Первичное закрепление знаний и обратная связь

Осуществляются в процессе выполнения практической работы № 9 «Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки» (п. 1) из учебника.

Учащиеся в форме деловой игры снимают мерки, а результаты измерений записывают простым карандашом в таблицу рабочей тетради (п. 1 задания 13). За выполнение этого задания каждый ученик может получить отметку.

Поскольку от точности снятия мерок в дальнейшем зависит качество всего изделия,   лично  проверим все снятые мерки у всех обучающихся и запишем их в ту же таблицу рабочей тетради, в графу «Контроль». Если будет обнаружена большая погрешность в измерениях,  вправе снизить отметку «закройщику». Нужно заранее договориться с учениками, как погрешность будет влиять на отметку, например ошибка в измерениях на 2 см ведёт к снятию 1 балла. За неправильное или небрежное построение чертежей выкроек отметка также снижается на 1 балл.

 

3.  Введение нового материала («Конструирование по- ясной одежды») (продолжение)

Для выполнения п. 2 практической работы № 9 нужно предварительно выбрать прибавки на свободное облегание. Объясняем, что, чем больше величина прибавки, тем шире будет изделие. Выбранные прибавки нужно записать в соответствующую таблицу рабочей тетради (п. 2 задания 13).

Затем учащиеся рассчитывают длину отрезков для построения чертежа прямой юбки по формулам, используя текст учебника. Подставляя в формулы вместо букв цифры, обозначающие величину мерок, учащиеся получат размеры отрезков для построения чертежа проектного изделия. Порекомендуем записывать расчётные формулы простым карандашом (п. 3 задания 13). Если в качестве проектного выбрано подходящее изделие из журнала мод, можно изготовить выкройку, используя вкладыш к журналу.

Далее  даём школьникам пошаговые инструкции по построению сетки чертежа прямой юбки. Объясняем, что особенность чертежа этого изделия состоит в том, что он строится на половину фигуры: от линии середины переднего полотнища до линии середины заднего полотнища, линия бока у них общая. Около сторон, которые являются серединами деталей, пишут слова «Линия середины переднего полотнища», «Линия середины заднего полотнища». Затем при раскрое ткань складывают вдвое, а выкройку прикладывают этой стороной к сгибу.

Поясняем школьникам, что практическая работа будет проходить фронтально. Все учащиеся одновременно построят сетку чертежа прямой юбки по алгоритму, предложенному в учебнике.

Сначала в верхнем левом углу большого листа миллиметровой бумаги нужно отметить точку и провести от неё лучи вправо и вниз. Далее, пользуясь таблицей из рабочей тетради с расчётом по формулам длины отрезков (п. 3 задания 13) и текстом учебника, отложить полученные величины на лучах вправо и вниз и на этих отрезках построить прямоугольник и т. д. При объяснении этого материала  воспользуемся заранее подготовленными чертежами в натуральную величину в виде таблиц или покажем слайды электронной презентации.

Аналогично учащиеся строят вытачки на чертеже прямой юбки, пользуясь произведёнными ранее расчётами, и выполняют чертёж пояса.

4.  Первичное закрепление знаний и обратная связь

Осуществляются в процессе выполнения практической работы № 9 «Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки» из учебника.

Напоминаем, что каждый обучающийся строит чертёж своего проектного изделия в натуральную величину на большом листе миллиметровой бумаги, предварительно выполнив необходимые расчёты.

Проверим правильность построения чертежа у каждого ученика и только после этого разрешим ему приступить к подготовке выкройки к раскрою. Если будут обнаружены погрешности: в расчётах, построении чертежа, подготовке выкройки к раскрою,  снизим отметку. За неправильное или небрежное выполнение каждого этапа отметка снижается на 1 балл.

5.  Подведение итогов урока и рефлексия

Предлагаем учащимся ответить на контрольные вопросы § 13 учебника, оцениваем ответы, обсуждаем с учащимися результаты выполнения практической работы № 9 из учебника. Анализ выполнения практической работы и её оценка проводятся согласно предложенным во время инструктажа критериям.

В завершение школьники отвечают на вопросы п. 4 зада- ния 13 из РТ.

 

 
 
 
 
Ответы на задание «Проверьте себя» по теме

«Конструирование поясной одежды»

 

Утверждение

Да

Нет

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.  Задание на дом

1.  Изготовить выкройки для образцов швов (п. 3, 4 практи- ческой работы № 9 из учебника).

2.  Приготовить и принести на следующий урок выкройку проектного изделия.

3.  Выполнить задание из учебника, отмеченное значком


 

4.