5 кл. рус.яз. 03.09 урок №1
Тема: Язык и речь
Тип урока: вводный урок
Цели: прививать уч-ся интерес к изучению предмета, развивать речемыслительные навыки учащихся, творческие способности, умения обрабатывать познавательный материал различного содержания.
Планируемые результаты: личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; предметные результаты: уметь составлять ответ на предложенную тему, обосновывать свою точку зрения.
Ход урока.
1. Организацион ный момент
Учитель знакомит с требованиями к заполнению тетрадей.
Знакомятся с памяткой в учебнике.
2. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока
Задумывались ли вы над тем, что такое язык?
Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.
Давайте изобрази все понятия данного слова.
Язык – подвижный мышечный орган в полости рта.
Язык пламени
Язык….- изобразить нельзя.
· для чего нужен такой язык?
· как мы можем общаться? /
· а если собеседник далеко, а телефона нет? / пишем, т.е. письменное
Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Язык
Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения.
разговаривать, общаться/
разговариваем, т.е. устное общение/
/ Значит, речь бывает устной и письменной.
Письменная работа в тетрадях с элементами беседы
3.Работа над темой урока
Что возникло раньше: устная речь или письменность?
Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.
- Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне не умели ни писать, ни говорить.
- Как они общались? Как передавали информацию?
- Давайте посмотрим, как это было в те далекие времена (Происхождение устной и письменной речи)
Теперь перенесемся немного вперед, в период правления князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, когда государство славян называлось Киевская Русь. Русь стала христианской (вера в Христа), а до этого было язычество - много богов. Но не понимали славяне ничего в новой вере: ни Слова Божия, ни богослужения, потому что не знали греческого языка, на котором велись службы и написаны были богослужебные книги. Тогда привезли священные книги на славянском языке.
Устная речь возникла раньше письменной. (Учащиеся рассказывают о происхождении речи, что знают).
Творческое задание
Что произошло в 988 году?ь988 год - крещение Руси.
Как появились эти книги?
- Что такое алфавит?
Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА.
- Для чего создали кириллицу?
Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу.
1. Посмотрите на эту азбуку.
· в старой азбуке или в современном алфавите больше букв?
· как называется первая буква?
· а вторая?
· прочитайте две вместе, что получилось?
аз + буки = азбука.
2. Еще один секрет Кириллицы:
· аз-я
· буки - буквы
· веди - ведать, знать
· глаголь - говорить
· добро-хорошо. - что получается?
3. Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари.
Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение "писать с красной строки".
Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.
Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.
Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение.
- учащиеся рассказывают то, что знают об этом историческом событии.
- В 862 году два образованных брата - монаха Кирилл и Мефодий, получили задание перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Это было сложно: славяне не умели писать и читать, т.е. письменного языка у них не было. Надо было создать азбуку, перевести греческие книги, да еще и научить славян письму и чтению. За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. За основу взяли греческий алфавит.
Подведение итогов.
Рефлексия
Давайте подведем итог, что вы узнали сегодня на уроке нового?
Что было вам интересно?
5.
Домашняя работа
На следующем уроке мы с вами продолжим говорить на тему «Язык», «Речь», «Общение».
Дома вам необходимо просмотреть учебник Русского языка, отметить, что в нем необычного.
Написать мини-сочинение «Зачем надо изучать русский язык»
5 кл. лит-ра. 03.09 урок №2
Тема: Роль книги в жизни человека.
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием учебника литературы 5 класса, автора В. Я. Коровиной, познакомить со спецификой литературы в 5 классе как учебного предмета, дать представление о том, как устроена книга.
Планируемые результаты: личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к русской и мировой литературе;
метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
предметные результаты: знать определения «литература», книга; уметь составлять ответ на предложенную тему, обосновывать свою точку зрения, давать отзыв о прочитанной книге
Тип урока: урок-беседа
Ход урока.
Оргмомент
Слово учителя: «Ребята, посмотрите внимательно вокруг себя, вы очутились в нынешнем году в удивительном кабинете. Чем отличается этот кабинет от других учебных помещений?»
(Ученики отвечают, что в кабинет литературы очень интересно заходить, в нём много портретов разных писателей, ребята хотят узнать, кто эти писатели, какие книги написали? Также в кабинете много словарей и справочников, есть небольшая выставка книг, оформлены интересные красочные стенды. В кабинете литературы есть компьютер и проектор).
Учитель: « Ребята, посмотрите на доску, прочитайте, что написано для вас, скажите, о чём сегодня пойдёт речь, какова тема нашего урока? Не забывайте, что тема – это то, о чём говорится…»
(Ученики отвечают, что разговор пойдёт о книгах, и о том, какую роль они играют в жизни каждого человека. А ещё разговор пойдёт об учебнике литературы, о том, как он «устроен»).
Учитель: «Ребята, перед вами учебник литературы, по которому вам предстоит работать весь год, внимательно рассмотрите его, кто автор учебника? Чем учебник литературы отличается от других учебных книг? Как с ним нужно работать?»
( Ученики отвечают, что учебник литературы «влечёт» к себе, хочется читать произведения, напечатанные на его страницах, рассматривать иллюстрации, учить наизусть стихи, помещённые в учебнике. Учебник большой, состоит из двух частей, он очень красочный).
Учитель: «Ребята, как вы думаете, каковы задачи нового учебного предмета?
- Ребята, любите ли вы читать? Какие книги вы прочли летом, чем они вам понравились, чем интересны? Кто их авторы, о чём в них рассказывается?
(Рассказы учеников о книгах, прочитанных летом, ребята обязательно называют имена авторов любимых книг.)
Учитель: «Ребята, а как вы думаете, могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу, книгу в целом? Одинаковые ли это понятия - «любить читать» и «уметь читать».
(Ответы и рассуждения учащихся о том, что значит «любить читать», «уметь читать»).
Учитель: « Как вы понимаете слова «труд писателя» и «труд читателя»?
( Устные ответы-рассуждения учеников).
Учитель: «Как вы понимаете слова Александра Сергеевича Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение»? Почему чтение – это учение?»
(Устные ответы учеников, рассуждения о том, почему жизнь современного человека невозможна без чтения, почему чтение – это лучшее учение).
Учитель предлагает учащимся прочитать на экране высказывания великих писателей и поэтов о роли книги в жизни человека, (выведенные через проектор). Необходимо ученикам самим разъяснить смысл данных высказываний и порассуждать об их значении.
Действие человека мгновенно и одно, действие кни-
ги множественно и повсеместно.
Александр Сергеевич Пушкин.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро.
Книга, созданная руками человека, стала такой же категорией вечности, как пространство и время. Смертный человек создал бессмертную ценность.
Константин Паустовский.
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
Александр Блок.
Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.
Максим Горький. { 1 }
Ученики подробно объясняют смысл высказывания великих писателей, рассуждают по поводу сказанного великими людьми.
Занимательная физминутка (2 – 3 минуты). Задание: передайте жестами сказанное мною.
В небе солнышко горит,
Солнце детям говорит:
-Вот ведь я какое уродилось,
Я свечу, смеюсь, играю,
Очень всем я доверяю,
Всех люблю вас, берегу
И успехов всем желаю!
Ребята говорят о том, у кого лучше всего получилось жестами передать смысл весёлого стихотворения.
Учитель: «Мы не зря с вами старались жестами передать смысл шутливого и доброго стишка, побыли немного артистами. В этом учебном году мы познакомимся со многими новыми стихотворениями и баснями, будем учиться читать их выразительно, артистично.»
Слово учителя, обращённое к ученикам, о том, как сделана книга.
(Обращается внимание учеников на записи, выведенные на экране : разворот, фронтиспис, титул, шмуцтитул, заставка, концовка ).
Перед вами книга, новый учебник. Первое, что мы видим, - это обложка. Она бывает разной: мягкой, или твёрдой, сделанной из картона, тогда такую обложку называют переплётом. Уже в старину могли делать удивительные переплёты, их делали из кожи, украшали тиснёным рисунком с золотом. Для знати изготавливались ценные книги, на их переплётах укреплялись металлические застёжки. Иногда у некоторых книг края обрамлялись уголками, которые вырезали из металла. Сейчас мы держим в руках книгу современную, у неё поверх твёрдого переплёта надета ещё одна бумажная обложка – на ней помещён красочный рисунок, написаны имя автора и название книги. Это, так называемая, суперобложка.
А теперь проведём «экскурсию» и назовём её: «Вперёд, по лабиринтам учебника!» Давайте откроем нашу книгу. Слева – изнанка переплёта, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие большой разворот, называются форзац. Точно такой же форзац есть и в конце книги. На нём иногда бывает какой-нибудь красочный рисунок, как в нашем учебнике.
Ребята, перевернём ещё страницу, новый разворот, на левой стороне помещён ФРОНТИСПИС, на правой – ТИТУЛ. Для вас, ребята, ещё два незнакомых слова. Кто из вас может объяснить значения этих слов?
ФРОНТИСПИС – это иллюстрация, которая говорит нам о самом главном, что есть в книге. На нём может быть портрет писателя – автора книги.
На ТИТУЛЕ напечатаны для вас название книги, фамилия и имя автора, а внизу название издательства, место, где книга была напечатана, и год издания. Титульный лист бывает одинарным ( из двух страниц лицо и оборот), бывает двойным ( состоит из четырёх страниц, как правило, первых). Бывает так, что книга состоит из нескольких разделов, тогда перед каждым может быть свой ТИТУЛ – тогда он называется ШМУЦТИТУЛОМ. На нём название или номер главы и рисунок.
Очень часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы – концовкой. { 2 }.
Учитель обращается к ученикам-пятиклассникам: «Ребята, посмотрите внимательно на страницы учебника, полистайте его, вы видите рисунки, иллюстрации? Вы видите интересные заставки, концовки, назовите такие страницы.
Домашнее задание: прочесть статью учебника «Устное народное творчество», читать народную сказку «Царевна-лягушка».
6 кл. рус.яз. 03.09. урок №2
Тема урока: «Разновидности русского языка.».
Цели урока: предметные УУД: овладение первоначальными представлениями о «современном литературном языке», разновидностях русского языка, о нормах русского языка.
Метапредметные: регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления;
познавательные УУД: расширение знаний учащихся о «современном литературном языке», о понятиях «язык» и «речь»; формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся; учить сознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Приветственное слово учителя
2. Мотивация учебной деятельности.
- Почему важно изучать язык?
(Язык служит средством общения людей)
- Язык-это развивающееся явление, у языка есть свои законы, своя история. Языков на планете много.
- Кто скажет, сколько языков на земном шаре?
- А сколько языков в нашем регионе?
- Вы задумывались когда-нибудь над тем, что такое язык?
- Найти ответ на этот вопрос нам поможет текст.
1. Чтение текста учителем (текст на слайде).
Современный русский язык - один из богатейших языков мира. Его величие создается огромным словарным запасом.
Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык.
Национальный язык многолик и существует в целом ряде форм (разновидностей).
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы?
- Давайте зададим вопросы к тексту.
(- Какие разновидности русского языка существуют?
- Чем отличается русский национальный язык от литературного русского языка?)
- Ответы на эти вопросы и станут открытием новых знаний о родном языке.
III.Актуализация знаний.
1. Формулирование темы
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(О разновидностях русского языка)
2. Запись темы урока. Лексический и орфографический комментарий темы.
- Как вы понимаете значение слова «разновидности»?
- К каким словарям мы можем обратиться, чтобы ответить на этот вопрос?
3.Работа с толковым словарем и словарем синонимов.
4. Работа со схемой в учебнике.
Упражнение 1(стр. 8).
- Ребята, как авторы учебника объясняют, что такое разновидности языка?
- Сколько таких разновидностей они нам показали?
(Вариант: проецирование схемы на доску).
- Какие разновидности русского языка представлены на схеме? Что включает в себя общенародный русский язык?
(Общенародный язык: диалект, жаргон (военный жаргон, словарь хакера, молодежный сленг), литературный язык).
-Можно ли узнать по речи, где живет человек, откуда он родом? Как называются слова, которые передают самобытность той местности, откуда человек родом?
(Диалекты)
-Что характерно для жителей нашей области? Составьте словарик из 3-4 слов-диалектов, характерных для жителей нашей местности.
(Кабак, бурак, хата, клуня, жердёлы, шипчина, гардал, вытяпала, курчата, пивень).
- Посмотрите на схему и скажите, какие ещё слова портят нашу речь и порой звучат неуместно?
(Жаргоны)
- А каким языком пользуются мастера слова, когда пишут свои книги? Найдите ответ в схеме.
(Литературный язык)
5. Работа с учебником.
Упражнение 2.
- Какая характеристика русскому языку дается в упр.2?
- Как вы понимаете, что такое «воспитанный» язык? Составьте словарик из 3-4 прилагательных-синонимов (работа в группах).
(Культурный, нормированный, уместный, выразительный)
IV. Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН.
1. Лексическое разграничение разновидностей русского языка. Упражнение 3.
- Сравните два отрывка из произведений писателя Б.В. Шергина. Чем они отличаются друг от друга?
(Первый текст передает характерные особенности той местности, где живет человек, второй - соответствует нормам литературного языка)
- Какие слова в первом отрывке не соответствуют нормам литературного языка? Как они будут звучать на «воспитанном» языке?
(варианты ответов обучающихся)
2. Просмотр фрагмента мультфильма «Волшебное кольцо» (видео)
- Ребята, нужно заметить, что не всегда использование в речи нелитературного языка звучит неуместно.
- Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Волшебное кольцо». (просмотр видео)
- Какие чувства вызвал у вас просмотр фрагмента мультфильма? О какой разновидности языка идет речь? (о просторечии)
- Звучали ли неуместно просторечия, используемые автором в этом художественном фрагменте?(нет)
- Почему вы так считаете? (автор использовал их, чтобы передать живую и образную речь).
3. Работа с текстом в учебнике.
- Откройте с. 9 учебника, посмотрите на название темы нашего урока. Какие положения мы ещё не рассмотрели?
(Язык и речь)
Обратимся к упражнению 6.
- Прочитайте текст, который поможет вспомнить, чем различаются понятия язык и речь. С чем известный лингвист Михаил Викторович Панов сравнивает процесс речи? Язык? Речевые высказывания?
(М.В.Панов сравнивает процесс речи с конвейером по сборке часов: часы сходят с конвейера разные: отвечающие стандарту, с браком и т.д. То есть речь – это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека). А язык – это правила, по которым идёт сборка).
3. Лексическая работа после текста.
- Давайте попробуем составить таблицу, в которой укажем функции языка и речи
Функции языка и речи.
Язык |
Речь |
1. Язык как средство общения между людьми. 2. Язык используется как средство мышления в форме слов. 3. Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей). 4. Язык нейтрален: к нему неприменимы характеристики эмоциональной выразительности, звучности, темпа, интонации. |
1. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. 2. Речь присуща конкретному человеку. 3. Речь - это средство передачи информации, как вербальной (говорение) так и невербальной (письмо, жесты и пр.). Речь не может существовать вне языка, ибо первое есть форма существования второго 4. Речь экспрессивна и эмоционально окрашена. |
- А с чем бы вы сравнили язык и речь?
- Подберите прилагательные к слову речь.
- (Образная, выразительная, правильная).
4.Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 7. Самопроверка (текст упражнения 7 на слайде)
V.Домашнее задание Составить памятки (3-5 предложений) на выбор:
1. «Как нужно общаться со своими ровесниками?»
VI. Оценочно-рефлексивный этап
6 кл. лит-ра 03.09 урок №1
Тема: О литературе, читателе и писателе.
Цели: способствовать формированию представления о национальных ценностях и традициях, формирующих проблематику и образный мир русской литературы.
Задачи: Предметные: иметь представления о традициях и ценностях русского народа
Метапредметные: отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, целенаправленно с ней работать.Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Планируемые результаты: познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Слово учителя. Проблемный диалог.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на 1 уроке по литературе в 5 классе. Чем предмет «чтение» в начальной школе отличается от предмета «литература»? Что мы называем литературой? (ответы учащихся).
Давайте откроем учебники и прочитаем название статьи (стр.3). Давайте попробуем понять смысл этого названия. Прежде всего, подумаем, почему литературу называют одним из видов искусства.
- Какие виды искусства вы знаете?
- С помощью каких средств каждый вид искусства себя выражает?
- Что является результатом творения эти видов искусства?
- Литература это делает словом, поэтому-то писателей, поэтов называют иногда творцами слова, мастерами слова, художниками слова.
- Настоящие хорошие писатели всегда очень трепетно и ответственно относились к своему труду. Они прекрасно понимали, какое сильное воздействие оказывают на хорошего читателя книги. Давайте запишем некоторые их высказывания и поразмышляем над ними.
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово.
А.Ахматова
Произведение истинного поэта - бессмертно; доказательством тому служат творения Гомера, которые сохранились в течение слишком 2500 лет; из них не утратилось ни одной буквы, ни одного слова; тогда как в течение того же времени разрушилось или было стерто с лица земли бесчисленное множество дворцов, храмов, замков и даже целых городов... - Фрэнсис Бэкон (англ.философ)
М.Горький: «...цель литературы – помогать, человеку понимать самого себя. Поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине. Бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...».
Литература – это сокращенная вселенная. (М.Е.Салтыков-Щедрин)
Цель художника – заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях. (Л.Н.Толстой)
- Давайте обобщим все, о чем мы только что с вами говорили.
Литература: бессмертна
воспитывает веру в человека, борется с пороками
сокращенная вселенная
правда жизни, выстраданная художником слова
учит любить жизнь
- Как вы думаете, на что в человеке прежде всего воздействует любой вид искусства и, конечно же, литература? (на чувства, эмоции, внутренний мир человека).
- Согласны ли вы с таким утверждением: «У каждого человека есть чувства, эмоции, душа»?
- Все мы хотим, чтоб наши чувства были добрыми, эмоции приятными, а на душе царил покой. Эмоциональное наслаждение, помимо всего прочего, нам может давать и хорошая книга. Почему же в таком случае есть люди, которые не могут получать наслаждение от чтения, которые не любят читать? Оказывается, все дело в том, как человек читает. Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Представьте, что одну и ту же историю прочитают 2 человека: тот, кто не любит читать, и большой любитель чтения.
— Учитель, дай мне перья и бумагу! Я хочу написать книгу, — попросил однажды ученик у мастера.
— А что это будет за книга? — поинтересовался тот.
— Я пока ещё не придумал, но чувствую, что нужно что-то написать. Я ведь уже достаточно пожил, чтобы накопить мыслей на целую книгу. Да и люди ждут — я пообещал. Не могу же я теперь ударить в грязь лицом!
— Иди, не отнимай моего и своего времени, — покачал головой мастер.
В следующий раз ученик пришёл в отличном расположении духа и воскликнул прямо с порога:
— Учитель! В этот раз ты обязательно дашь мне перья и бумагу! Я придумал сюжет для своей книги! Она будет чрезвычайно увлекательной, по-настоящему грандиозной, а главное — прославит нас: меня, как твоего ученика, и тебя — как моего учителя!
— Ты ещё не готов написать свою книгу, — вздохнул мастер.
В третий раз пришёл ученик к мастеру и сел у двери, не произнося ни слова.
— Что же ты не просишь того, зачем пришёл? Неужели передумал писать? — удивился мастер.
— Нет, не передумал. Я уже написал её, — ответил ученик.
— Где же она?
— Везде. Я писал её полётами птиц в небе, каплями росы на листьях, лучами солнца в тумане, потоками вод под землёй… Я писал её везде, потому что не мог не писать. Слова рвались из меня, мне нужно было сказать, я знал — мои знания помогут людям. Я делал это для них и только для них.
Мастер улыбнулся, вынул перья с бумагой и положил их перед своим учеником.
- Что после чтения притчи поймет тот, кто не любит читать? (только сюжет)
- Что поймет любитель чтения? (он будет пытаться понять суть притчи, задаст себе разные вопросы, попытается найти на них ответы, сделает выводы, т.е. получит жизненный урок)
- Как вы думаете, что нужно, чтобы научиться получать от хорошей книги удовольствие?
Работают в группе, конструируют ответы на вопросы, заполняют свою сторону таблицы.
Заполнение таблицы
Страна "Литературия" (жители любят читать) |
Страна "Нечитайка" (жители не читают) |
1. 2. 3. 4. 5. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Несколько советов:
Прежде чем получать удовольствие от чтения, нужно всё-таки научиться читать: темп от 120 до 150 слов в минуту при чтении вслух.
Читайте каждый день.
Начните с чтения тех книг, которые вам интересны. Для этого можно прочитать аннотацию к книге.
Остановитесь на самом интересном месте.
III. Анкетирование по летнему чтению.
- перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;
- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;
- какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.
IV. Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса.
Автор учебника – В.Я.Коровина, В.П.Полухина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин
Беседа
- Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».
- Укажите название рубрик учебника. Как вы думаете, почему рубрики так называются?
- Какие справочные материалы содержатся в учебнике?
- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?
- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?
- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?
- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?
V. рефлексия
VI. Домашнее задание.
1.Прочитать статью учебника «В дорогу зовущие» (с.3-4). Подготовить устное выступление по вопросу №4 из рубрики «Проверьте себя» (с.5).
8 кл. лит-ра 03.09 урок №1
Тема: Вводный урок. Литература и история.
Цели: повторить изученное в предыдущих классах; познакомить учащихся со структурой учебника, выяснить логику построения произведений, изучаемых в 8 классе, выявить уровень прочтения произведений, данных на лето; повторение изученного, работа с учебником, беседа, письменная работа в творческой форме.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Мотивация учебной деятельности.
- Надеюсь, что вы все хорошо отдохнули летом, теперь нам с вами предстоит окунуться в прекрасный и удивительный мир литературы, благодаря которой мы можем побывать в разных местах на нашей планете, также в разных эпохах, мы сможем увидеть разных людей с необычными судьбами, понаблюдать за развитием любовных чувств и многим другим.”Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени, бережно несущие драгоценный груз от поколения к поколению”.
III. Беседа по прочитанным книгам.
- Какие герои вам запомнились? Когда вы сочувствовали, переживали, гордились ими?
- Какие книги вы прочитали этим летом?
- Какие произвели на вас наибольшее впечатление?
- Какие стихотворения вам понравились?
Творческое задание.
IV. Повторение изученного.
- Итак, какие произведения, изученные нами ранее, вам запомнились? Чем именно?
V. Слово учителя.
- Ребята, а что такое “литература”?
- Литература (от лат. “написанное”) – совокупность письменных и печатных произведений народа/ всего человечества.
- А зачем появилась и почему до сих пор существует литература?
- Передает опыт, накопленный людьми, ведь пишут о человеке и для человека.
- А как бы можно было классифицировать литературу, по каким признакам?
- По родам (3 кита – эпос, лирика, драма)
VI. Знакомство с учебником.
- Что изображено на развороте?
- Попробуйте узнать писателей по портретам. Есть ли портреты незнакомых вам писателей?
- Откроем форзац. Прочитаем стихотворение П.Вяземского “Москва”.
- Про что это стихотворение?
- Про величие и красоту Москвы-столицы России, а также про то великое время, овеянное славой гордых мужей своей Родины, про историю – “доблестный отблеск отцов”.
- Каким пафосом наполнено стихотворение? Какой предстает перед нами Москва? Сравните с иллюстрациями.
- Москва красивая (белокаменная, златоглавая), город будто бы любуется своими просторами, своей красотой (гордым величием красуясь), Москва величественная. Здесь много церквей, реки, леса, прочные стены башен – все говорит о роли этого прекрасного города, ведь именно здесь чувствуется вся великая история России, здесь “льется на позднее племя доблестный отблеск отцов”. Вся сила и мощь России, её необозримые просторы, богатства, исконно-православная вера – все отразилось в этом стихотворении, которое наполнено гордостью за свою страну и народ.
VII. Чтение статьи учебника.
Устные ответы на вопросы 1-3.
(В предыдущих классах на страницах произведений встречались со следующими историческими деятелями: Петр 1 (“Полтава”, “Медный всадник”), Карл XII (“Полтава”), Вещий Олег (“Песнь о вещем Олеге”), Иван Грозный (“Песнь про купца Калашникова”), Елизавета Петровна (“Ода на день восшествия…”)
3в. (Важные исторические события, отраженные в произведениях, с которыми знакомились: Гибель Олега, правление Ивана Грозного, вражда донских казаков с Польшей, Северная война, воцарение Елизаветы Петровны, Бородинская битва, отмена крепостного права, Великая Отечественная война).
- Обратимся к списку произведений, которые мы будем изучать в этом году (1 часть учебника).
- Обратите внимание, по какому принципу расположены произведения?
Хронологический принцип (< chronos – время, Хронос в древнегреч. мифологии – бог времени) – способ расположения событий в их временной последовательности.
(однокорен. хроника, хронометр, cинхронный).
VIII. Рефлексия.
- Итак, как же связана литература и история, время?
IX. Домашнее задание: составить письменный план вступительной статьи и подготовить её пересказ.
9 кл. рус.яз 03.09 урок №1
Тема: Язык как развивающееся явление
Цели:
1. Создание положительного настроя на изучение русского языка в 7 классе.
2. Знакомство со структурой учебника.
3. Закрепление умения производить орфографическое списывание.
4. Формирование умения создавать лингвистический рассказ.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
– Я рада встрече с вами, рад и наш кабинет: посмотрите, как приветливо зеленеют цветы, а с доски вам улыбается солнышко. Я надеюсь, что именно такое настроение будет на наших уроках. И мы с вами будем друг друга радовать: как вы думаете, чем вас буду радовать я? Интересными заданиями, понятными объяснениями. Чем – вы? Умными вопросами, заинтересованностью в получении знаний, успехами в изучении русского языка. И тогда, действительно, солнышко нам будет улыбаться даже в самый хмурый день.
Знакомство с аппаратом учебника.
Учебник по своей структуре похож на учебники предыдущих лет. Новое – цифра «7» на обложке учебника. А это значит, что вы повзрослели еще на один год. И это последний год, когда мы изучаем новые правила по орфографии русского языка.
II. Актуализация знаний.
1. Б е с е д а.
– Скажите, мы разговариваем сейчас так же, как наши предки? Таким же языком княгиня Ольга раздавала приказания своей дружине? Так же ли Петр I, как мы сейчас, разговаривал с боярами? А Ломоносов, шедший с обозом в столицу, создавший первый учебник по русской грамматике, все понял бы сейчас в нашей речи? Нет, язык изменяется, развивается с течением времени. Это тема нашего урока. Число, вид работы, тему урока записываем посредине строчки (на доске желательно постоянно в одном и том же месте), между работами – 2 строчки. Слово «тема» не пишем, кавычек в названии темы нет.
Объяснение материала с использованием презентации.
Тему нашего первого урока вы видите на доске. Запишите ее в тетради.
Все в природе непрерывно развивается, будь то живой организм или мертвый с виду камень. Другое дело, насколько быстро происходят изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель: зеленые ростки почти у вас на глазах дадут желтые цветы, которые вскоре превратятся в легкий воздушный шарик, состоящий из белых крошечных зонтиков, которые один за другим покинут стебелек вместе с ветром. А вот жизнь камня проследить на протяжении человеческой жизни невозможно, хотя и он изменяется, только очень медленно, с нашей точки зрения.
Развивается человек - развиваются его отношения с миром, с окружающими его людьми. Язык - тоже живое, развивающееся явление. Он формируется, живет и даже может умереть, как это случилось с древнегреческим и латинским языками. Их называют мертвыми, или классическими. Но как ничто в природе не исчезает бесследно, так и следы древних языков сохраняются в языках существующих. Многие вполне современные слова таят в себе древнегреческие и латинские корни: магнитофон, телевизор, мобильник, дискета, процессор...
Все эти слова - русские, мы пользуемся ими в повседневной речи, но по происхождению они заимствованные. Русский язык освоил иноязычные корни, приспособил к своей фонетике, оформил по законам своей грамматики. Еще недавно таких слов, как мобильник, компьютер, дисковод, Интернет и т. п., в русском языке не было.
- Как называются новые слова? (Неологизмы.)
- Что значит это слово? Из какого языка оно пришло в русский? (Слово «неологизм» греческое по происхождению, включает в себя два корня: «нео» - новый», «логос» — слово.)
- Приведите примеры других русских слов с этими корнями. Найдите значение этих слов в толковом словаре. (Неон, неолит; логика, логопед, филология и др.) "
Неон - химический элемент, газ, входящий в состав воздуха; используется для наполнения электрических лампочек, в сигнальных, рекламных и т. п. осветительных приборах.
Неолит - новый каменный век, позднейшая эпоха каменного века.
Логика - 1) Наука о законах и формах мышления. 2) Ход рассуждений, умозаключений. 3) Внутренняя закономерность.
Логопед - специалист, изучающий недостатки речи и способы их лечения.
Филология - совокупность гуманитарных наук, изучающих письменные памятники, тексты, по которым можно описать духовную культуру народа.
- Как вы думаете, почему появляются неологизмы? (Обсуждение.)
Образуются новые явления, новые предметы, возникает необходимость обозначить, назвать эти новые понятия.
Новые слова часто с трудом приживаются в языке, у них немало противников. Например, привычное и необходимое нам слово«чемпион» было в штыки воспринято А.П. Чеховым: оно резало ему слух. Когда-то слова «промышленность», «общество» были неологизмами. Их ввел в русский язык Н.М. Карамзин. Еще раньше в русский язык вошли слова «компас», «гавань», «матрос». Эти голландские слова понадобились для обозначения новых понятий при Петре I, который сделал Россию морской державой.
Иногда давно знакомые слова приобретают новое значение. Так произошло, например, со словом «спутник».
- Что
значит «спутник»? (Космический летательный аппарат.)
Первоначальное его значение - тот, кто совершает путь, едет или идет вместе с
кем-либо.
Новое значение возникло в середине XX века в связи с освоением космического пространства, развитием космической техники. Именно в таком значении слово «спутник» переняли другие языки мира.
Жизнь меняется, а значит, исчезают понятия, существовавшие прежде. Все ли знают, что такое конка?
Итак, развивается общество, развивается культура, наука, техника - развивается язык.
Развиваясь, язык постепенно меняется, и в этих изменениях участвует каждый из говорящих на русском языке. Поэтому и от нас зависит, каким будет наш родной язык
2. Чтение и анализ лингвистического текста.
1) Упр. 1(1). Выразительно прочитайте; объясните, как этот текст соотносится с эпиграфом перед параграфом (подтверждает мысль эпиграфа, раскрывает ее). Приведите свои примеры развития языка.
2) Чтение и устный пересказ текста из упр. 1(2).
III. Повторение изученного.
– Конечно, язык развивается, меняется. Но книги остаются, несмотря на телевидение, Интернет и т. д. О роли книги в ее жизни писала Марина Цветаева в стихотворении «Книги в красном перелете». О каких книгах какого писателя она писала? (О книгах Марка Твена.) Первые 2,5 абзаца записаны на доске, остальное читается:
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало.
–Уж поздно! – Мама, десять строк!..
Но мама, к счастью, забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона…
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»…
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Орфографическое списывание. Записать первые 2,5 абзаца с доски, графически (где возможно) объяснить написание подчеркнутых букв и знаков препинания.
Объяснение вслух.
IV. Домашнее задание: ЗСП-1 записать без ошибок, придумать 3–4 предложения, включив слова из ЗСП в причастные и деепричастные обороты.
9 кл. лит-ра 03.09 урок№2
Тема: Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника.
Цели урока:
- обзорная характеристика древнерусской литературы;
- изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем;
- знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами.
-развивать навыки выразительного чтения лирического произведения;
- воспитывать любовь к родному языку и литературе.
Оборудование: презентация, тексты «Слова»
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Объявление темы. Постановка цели.
Слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке, прежде чем начать новую тему, мы повторим жанры, с которыми вы познакомились в 8 классе, назовите их:
-Летопись- это исторические повествования по «летам», т.е. годам. («Повесть временных лет»), воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева).
Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях.
Воинская повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях, деяниях князей-воинов.
Слово является образцом торжественного красноречия.
III. Слово учителя о «Слове о полку Игореве», сюжете, положенном в основу произведения:
Рукописный список «Слова» был найден в начале 90-х годов XVIII в. известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. С рукописи были сняты копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. В 1800 г. «Слово» было издано Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учеными. В 1812 г. сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре, сохранился экземпляр Екатерины II.
«Слово о полку Игореве» в основном посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятого им в 1185 году против половцев. Игорь Святославич родился в 1151 году, он был вторым сыном Святослава Ольговича Черниговского.Ко времени похода Игоря Святославича у него было уже трое сыновей: Владимир, Олег и Святослав.
Святослав Всеволодович Киевский приходился Игорю двоюродным братом, но как старший по лестнице феодального подчинения, называл его «сыном».
Ко времени похода у Игоря был один брат – Всеволод Святославич «Буй Тур», князь курский и трубчевский. Он был моложе Игоря девятью годами. Во время похода ему было 25 лет.
В 1183 и в 1184 годах объединенными усилиями русских князей под предводительством Святослава Всеволодовича половцы были разбиты. В этих походах Игорь не участвовал. По-видимому, Игорь тяжело переживал, что не успел из-за гололеда принять участие во втором походе, так как не смог доказать своей преданности союзу русских князей против половцев. Вот почему в следующем году (1185), очертя голову, бросается он в поход против половцев. Игорь ставит себе безумно смелую задачу – с немногими собственными силами дойти до берегов Черного моря, почти сто лет закрытого для Руси половцами. Поход Игоря показал невозможность действовать против половцев в одиночку. Поход Игоря свел на нет результаты предшествующего победоносного похода объединенных русских сил под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского. После небольшой победы Войска Игоря встретили небывалое сопротивление половцев. Трое суток день и ночь медленно пробивалось небольшое русское войско к Донцу. В бою Игорь был ранен в правую руку. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. Первыми изнемогли кони. Много было раненых и мертвых в русских полках. Игорь попал в плен. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод, и просил смерти у бога.
В это время Святослав Всеволодович Киевский собирал дружину идти на все лето к Дону. Он услышал, что братья утаили от него поход и разбиты.
В «Слове» он произносит «золотое слово», в нем точно определены последствия поражения Игоря.
В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. К нему приставили двадцать сторожей, которые не мешали ему ездить и слушались его, если он их куда-либо посылал. Половец Лавр (по всей видимости, крещеный) предложил Игорю бежать. Он хотел отказаться, но сказали, что половцы собираются перебить всех пленных, и он, выбрав вечернее время, послал к Лавру. Он перебрался через реку, сел там на приготовленного коня,
И переехал через половецкие вежи. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца. Всюду Игорь был встречен с радостью.
В 1187 году вернулся из плена Владимир (сын) с женой – дочерью хана Кончака и с ребенком. Здесь, на Руси, был венчан по церковному обряду.
IV. Композиция «Слова о полку Игореве»
Автор как бы переходит от темы к теме, постоянно меняет место действия. Так же быстро меняется и время действия. Автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему. Перед читателем проходит целая гамма ощущений: от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; она сменяется лирической, а все произведение завершается радостным и торжественным финалом. В «Слове» - своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельная по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение. Главная тема – тема родины, и это главное чувство – чувство любви к родине.
«Слово» начинается с раздумья автора над тем, как ему рассказать о горестных событиях Игорева похода. Он вспоминает старинного певца Бояна. Автор обращается к Бояну не случайно: он считает его своим предшественником. Автор не только сопоставляет свое произведение с песнями Бояна, но и противопоставляет его этим песням.
Автор переходит затем к характеристике содержания поэзии Бояна. Он певец княжеский, а автор собирается озватить события то Владимира Святославича до нынешнего Игоря Святославича, в котором храбрость возобладала над разумным расчетом. Это вступление как бы готовит читателя к восприятию горестного повествования: не о славе Игорева похода, а о пкчальных событиях, «по былинам сего времени». Автору нужно время, чтобы совладать со своими чувствами и собраться с мыслями.
Далее автор начинает свой рассказ с упоминания затмения – зловещего предзнаменования, вопреки которому Игорь решается идти в поход. Игорь говорит перед дружиной, благословляя воинство. Речь его исполнена воинской решимости: победить или умереть. Это завязка.
Противопоставив свое печальное повествование песням Бояна, автор «Слова» рассказывает о сборах к походу: Игорь ждет брата князя Всеволода. Тот поддерживает решение брата, вспоминает о семейной славе.
Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит «золотое слово». он упрекает Игоря и Всеволода в самонадеянности и в нарушении феодального послушания. И автор присоединяет свой голос к голосу Святослава. Он зовет поочередно всех русских князей вместе встать на защиту Русской земли.
Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления общих судеб родины, он не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе своего героя Игоря. Тема личной судьбы Игоря вводится плачем его жены Ярославны. Повествование становится лирическим: оно насыщено атмосферой народной лирической песни. Но тема родины не отходит на второй план. Плач Ярославны – это плач русской женщины, жалеющей не только Игоря, но и его воинов. Она ищет сочувствия у русской природы.
Горе Ярославны находит облегчение. Игорь бежит из плена. Природа помогает ему. Бегство Игоря рассказано в образах русских народных сказок. Бог путь указывает.
Но в плену остался сын Игоря. Между ханом Гзаком и Кончаком происходит спор, как поступить с сыном. Автору было известно, что Владимир женат на половчанке, и это давало право предполагать, что ничто теперь не помешает «птицам» бить половцев в степи половецкой.
Теперь «Слово» переходит к радостной заключительной части. Князь Игорь нужен Русской земле. Автор провозглашает славу русским князьям – старым и молодым. «Слово глубоко оптимистично по своей сущности. Оно зовет к действию, а не к пассивной скорби.
V. Значение «Слова о полку Игореве»
Чувство любви к родине бесконечно меняется, приобретает все новые и новые оттенки в сочетании с другими чувствами. Чувство это соединяется то с болью за судьбу русского войска, то с раздумьем о прошлом Руси, то с ненавистью к ее врагам, то с лирической задушевностью плача Ярославны, то с радостью по поводу освобождения Игоря. Композиция «Слова» подчиняется и логике мысли, и своеобразной логике чувств.
VI. Комментированное чтение «Слова…»
( читается начало древнерусского текста. Не все понятно, но красиво, образно, ярко. Затем учитель читает вариант перевода). Презентация дополнит впечатление от прочитанного выразительно текста.
Текст можно прочесть сокращенный в хрестоматии по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.
VII. Беседа по содержанию с опорой на презентацию:
- Кому посвятил автор «Слова» вступительную часть? Кто же такой Боян?
- Какова познавательная ценность "Слова"?
VIII. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Великие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере современной литературы. Оно живо и заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.