5 кл. рус.яз. 23.04 урок 117
Тема: Неопределенная форма глагола.
Цели: Формирование умения опознавать и анализировать глагол как часть речи
Планируемый результат
Личностные УУД Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы
решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку). Коммуникативные УУД Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1.Оргмомент
2. Создание проблемной ситуации. Постановка темы урока.
- К данным глаголам поставьте вопросы: ( на доске слова)
кричать – что делать? двигать – что делать? прыгать – что делать?
испечь – что сделать? исполнить – что сделать?
- Чем различаются глаголы. Какой можно сделать вывод? ( различие в вопросах)
Чем эти глаголы отличаются от других? Что это за форма?
Какая у нас тема урока? Запишите в тетрадь. (Неопределенная форма глагола.)
Постановка задач урока.
3. Первичное закрепление нового материала
Применение нового знания.
1.Работа с учебником упр.620
Учащиеся приходят к выводу: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? (это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица; неопределенная форма оканчивается на –ть, -ти, -чь.)
Я буду диктовать фразы. Вы должны записать каждую из них коротко -1 словом – глаголом в н.ф.
Например, Зарубить на носу - запомнить.
-Как называются такие выражения?
Клевать носом – дремать.
Пропустить мимо ушей – прослушать.
Вставлять палки в колеса – мешать.
Обвести вокруг пальца – обмануть
Пускать пыль в глаза – врать.
Комментированное письмо
Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, все цветы, цветы, цветы…
Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют зрелые ягоды костяники.
Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, вьются серо-сизые дикие голуби, стучат по деревья дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукует кукушка и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки.
И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.
- Прочитав текст, многие из вас, наверно, удивились, как велико их многообразие и как мало знаем таких глаголов.
- С помощью каких глаголов автор передает цвет и звуки леса. Назовите их.
Работа по вариантам: 1 –найдите глаголы цвета;
2 -найдите глаголы звуков
1)желтеет, синеют, белеет, алеют
2) трещат, воркуют, стучат, пищат, взвизгивают, кукует, щебечут.
Рефлексия
Домашнее задание Написать мини-сочинение «Звуки весеннего леса»
5 кл. лит-ра 23.04 урок 58
Тема: Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»
Цели: Показать, как создаётся поэтический образ Родины в стихотворениях; Развивать навыки выразительного чтения.
Предметные: Умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
Метапредметные: Личностные:Понимать роль Родины в жизни человека.
Регулятивные: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать необходимые действия, операции; действовать по плану. Познавательные: Уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты. Находить художественные средства, помогающие авторам передавать своё настроение. Коммуникативные: Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Тип урока: Чтение и изучение произведения.
Ход урока
I. Организационный этап урока
Работа по теме урока
III. Биографическая справка.
Сделать запись в тетрадь: «Автобиографическим называется произведение, в котором автор в качестве исходного материала использовал события своей личной жизни».
Рассказ учителя: Николай Михайлович Рубцов родился в поселке Емецк Архангельской области в 1936 году.
Настоящей родиной поэта стало вологодское село Никольское (в стихах Н. Рубцова – «деревня Никола»), где его поместили в детский дом. Некоторое время он учился в Тотьме, жил в Архангельск. В дальнейшем Рубцов переменил немало профессий – от моряка тралового флота до рабочего. В 1962 году Н. Рубцов поступил в Литературный институт. Учась заочно, он надолго исчезал из Москвы. Почти всегда уезжал в далекое село Никольское. Оказывается, генетическая родина Рубцова – деревня Самылково Тотемского района. Это близко от Никольского. Там некоторое время жила его семья, а уже после этого Рубцовы переехали в Емецк, где через 2 месяца и родился Коля. А вот как написал об этом сам Рубцов: «...моя родимая землица надо мной удерживает власть». Почти все рубцовские шедевры написаны не где-нибудь, а в деревне Никола. В одно только лето 1964 года, проведенное в Никольском, он написал более 50 стихотворений. В 1965 году был издан первый поэтический сборник «Лирика». Открывалась книжка стихотворением "Родная деревня". Это стихотворение - начало развития темы "малой родины" в поэзии Рубцова.
IV. Знакомство со стихотворением стр. 167-168 учебника). Выполнение задания № 1, стр. 168
V. Словарная работа
Провинция – место вдали от центра
Шляться – гулять (в данном случае – жить в провинции)
VI. Постановка проблемного вопроса. В чем заключается «мудрость и светоносность» стихотворений Н.М. Рубцова?
VII. Групповая работа
Задание №1 Какова тема стихотворения? Какой представляется родина в стихотворении «Родная деревня»? Почему стихотворение начинается строками «Хотя проклинает проезжий дороги моих побережий»? За что можно проклинать дороги? Какие картины детства встают перед глазами лирического героя? Почему в детстве все хотят уехать из родных мест? Назовите идею стихотворения. Удалось ли поэту передать в нем любовь к малой родине?
Задание № 2 Почему поэт включил в стихотворение повтор «где кончил начальную школу»? Как вы думаете, почему именно школа глубоко запала в душу лирического героя? Прочитайте воспоминания о школьных годах Н.Рубцова. Какую роль они сыграли в жизни будущего поэта? Приготовьте выразительное чтение воспоминаний.
Задание №3 Чтобы стихотворение тронуло душу читателя, какие средства выразительности использовал Рубцов?
Обратите внимание на 1 четверостишие. Как оно построено? (ребята должны назвать антитезу: проклинает – люблю). Из скольких предложений состоит стихотворение? (3) Какие знаки препинания в конце каждого? Почему? Обратите внимание на повторяющуюся строку «где кончил начальную школу». Почему в конце разные знаки препинания?
Задание № 4. Приготовьте выразительное чтение стихотворения «В избе». Что общего между этим стихотворением и стихотворением «Родная деревня»? Какой художественный приём лежит в основе стихотворения? Какое предостережение звучит в обоих произведениях? Почему поэта так тревожит, что молодые ребята уезжают из деревни?
VII. Выступления представителей групп, которые озвучивают результаты коллективной работы)
VIII. Беседа с классом
- Можно ли стихотворение «Родная деревня» считать автобиографическим? Почему?
(выслушать мнение ребят)
- То, что это стихотворение автобиографическое, доказывает ещё один факт.
Из воспоминаний бывшей воспитательницы Коли Рубцова:
«Как-то раз в Никольский детский дом приехали выступать артисты.Концерт всем очень понравился.<...>Утром артисты пошли в магазин, воспитанники детского дома провожали их до калитки. Коля Рубцов, открывая им калитку, говорил, что он тоже уедет отсюда, когда вырастет». [2]
- Давайте ответим на проблемный вопрос урока
(Мудрость Рубцова проявилась в том, что он в 60-х годах прошлого века предостерегал людей от ошибки: не надо бросать родные места. Особенно деревни. Молодёжь уезжает. И деревни пустеют. Это неправильно. Светоносность его в стихов заключается в том, что от них идёт как бы добрый свет, тепло. Ведь они учат нас любви к малой родине)
- А как вы думаете, в наше время есть заброшенные деревни?
(выслушать мнение детей)
- Не потому ли они опустели, что кто-то рассуждает так: «Ну что по провинции шляться? В столицу пора отправляться? Как мудрый человек, Н.М. Рубцов предвидел, чем это закончится. Посмотрите на страшные картины заброшенных русских деревень Правда, ребята, становится грустно и обидно. Лирический герой Рубцова пожил в столице, за границей и понял, что лучше его родины места нет. К сожалению, не все это понимают.Хотелось бы, чтоб вы помнили пословицу: «Где родился, там и пригодился». Когда вырастете, подумайте, стоит ли в столицу или какой-нибудь другой город рваться.
Рефлексия
Д.з. выраз. Чит. наизусть
7 кл. рус.яз. 23.04 урок 117
Тема: Разряды частиц.
Тип урока: урок открытия «новых» знаний.
Цели: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: коллективная работа, творческая работа, проектирование выполнения домашнего задания.
Задачи: развитие познавательного интереса; формирование мотивации исследовательской и творческой деятельности; формирование умения осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формируемые УУД: Предметные: научиться различать частицы по их значению. Метапредметные: Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления,процессы,связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц. Личностные: формирование навыков обобщения и систематизации теоретического
Ход урока
1.Оргмомент
2-проверка домашнего задания фронтально.
С какой частью речи вы познакомились на прошлом уроке? А что это за часть речи?
Чем же частица отличается от других частей речи? »
«По значению частицы делятся на три разряда: смысловые или модальные, формообразующие и отрицательные.»
«Посмотрите внимательно на название разряда и скажите, для чего они служат?
для образования наклонения глаголов. Какие наклонения глагола вам известны?»
«изъявительное, условное, повелительное».
« Для образования каких наклонений нам необходимы частицы?
«условного и повелительного наклонений.»
Вывод: Частицы делятся на смысловые, формообразующие и отрицательные.(Перечисляют).Мы изучили формообразующие частицы.(да,давай,давайте,пусть,пускай-образуют форму повелительного наклонения и бы-образует условное наклонение)»
А теперь давайте закрепим материал по теме.»
Работа по вариантам: СЛАЙД 6
От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом сослагательного наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц:
Например: Воевать - давай воюй, давайте воевать, воевал бы, воевали бы
1 вариант- Бежать – давай (пусть бежит) беги, давайте бежать, бежал бы, бежали бы
2 вариант Атаковать – пусть атакует, пусть атакуют , атаковал бы, атаковали бы
Ученики выполняют задание.Затем проверкаСЛАЙД 7
Учитель: «А сейчас ребята,давайте поработаем вместе». У доски. Укажите формообразующие частицы и формы слов, образованные с их помощью
а) Щепотки волосков Лиса не пожалей, б) Пусть всегда будет солнце,
Остался б хвост у ней (И.Крылов); Пусть всегда будет небо,
в) Нет такой платы, которая была бы Пусть всегда будет мама,
велика за веру в человека; Пусть всегда буду я;
г) Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье (А.С.Пушкин).
Учитель: «Теперь работа в группах.» 3 группы.
Учитель: «Ребята,разделитесь на 3 команды. Сочините сказку на тему: «Жила была
частица…с использованием частиц.Троим ученикам- индивидуальные карточки.»
Ребята выполняют задание.СЛАЙД 8.
Учитель: «Ребята,какой разряд частиц мы с вами сегодня изучили?»
Ученики: «Формообразующие частицы.»
Учитель : «Какие частицы нужны для образования условного наклонения,а какие для образования повелительного?»
Ученики: «Условное- бы, повелительное-да,давай,давайте,пусть,пускай.»
Учитель: «Верно! А теперь обратите внимание на слайд,где записано домашнее задание.Запишите себе в дневник. »
Д.з.
11 кл. лит-ра 23.04 урок 88
Тема: Ф.Кафка «Превращение». Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности.
ЦЕЛЬ : способствовать аналитической деятельности учащихся ; развивать их познавательную самостоятельность, исследовать причины разлада главного героя с окружающим миром, самим собой; определить основные конфликты в произведении, смоделировать « мир» Кафки и сделать попытку найти « спасательный круг» для человечества, умение обосновывать и отстаивать собственные взгляды.
ЭПИГРАФЫ К УРОКУ :
Счастливым я был бы только тогда,
Когда бы смог привести мир к чистоте, правде, стабильности.
Ф.Кафка
Ход урока
Оргмомент
Мотивация. На сегодняшнем уроке мы попытаемся объяснить, что чувствовал каждый из нас, читая новеллу Кафки. Сделаем попытку понять «мир Кафки». Согласимся с выводами писателя или же попробуем дать свои ответы на вопросы, поставленные им.
Работа по теме урока
- Кто такой Франц Кафка?
- Что же самое характерное в жизни Кафки? ( Постоянное ощущение одиночества, боязни, страха.)
- Всё это было отражено в его произведениях. Как называется направление в литературе и искусстве Запада, которое отражает духовную растерянность, отчаяние, пессимизм?( Экспрессионизм.)
- Что же способствовало формированию трагического мировосприятия писателя?
· Лексико-семантическая работа.
Задание : запишите следующие слова и попытайтесь объяснить их значение.
Модернизм – течение в буржуазной литературе, возникшее во Франции в конце 19 века.
Коммивояжер – разъездной представитель торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам.
Альтруист – человек, бескорыстно заботящийся о благе других, готовый жертвовать для других своими личными интересами (противопоставление – эгоизм).
Метаморфоза – превращение, преобразование чего-либо.
Пессимизм – мироощущение, проникнутое унынием, неверием в
будущее, безнадёжностью ( противопоставление – оптимизм ).
Новелла – один из видов эпической повествовательной литературы.
· Работа над содержанием произведения.
· Групповая работа по предложенным вопросам.
· 1 группа
- Какой была жизнь семейства Замза ? Выберите правильный ответ .
а) интересная, весёлая, духовно наполненная, содержательная;
б) скучная, однообразная, механическая, с раз и навсегда заведённым порядком.
- Как вели себя родители по отношению к сыну?
а) любили, берегли, отвечали теплом и благодарностью за то, что он для них делал;
б) не особенно любили, попросту - эксплуатировали.
- Бывали ли в этом семействе счастливые, радостные дни, торжествен-ные случаи? Как это отражалось на членах семьи?
· 2 группа
- Как относился Грегор к своим родителям и сестре? Кого любил особенно?
- Расскажите о несбыточной мечте героя.
- Что можно сказать о возрасте Грегора Замзы?
- Можно ли считать этого человека альтруистом? Присуще ли ему чувство долга?
- Как относился Грегор к своей должности и службе? Была ли у него личная жизнь?
- Что составляло духовную пищу героя?
3 группа
- Можно ли сказать, что у Грегора Замзы не одна биография? Как делится его жизнь?
- Является ли превращение Замзы биологическим явлением?
- Опишите облик Замзы-насекомого.
- Как жил, как вёл себя, о чём размышлял, кого любил Замза-насекомое? (Всю жизнь терпел, был одиноким и сейчас думал о земных заботах.)
- А о чём ему надо было думать? (Как снова стать человеком.)
- Перестал ли он быть человеком?
- О чём свидетельствуют его размышления?
Фронтальная работа. Беседа .
- Что испытывали все при виде Грегора – насекомого?
- Понимали ли его окружающие? Как вели себя по отношению к сыну, брату?
- Как и когда умер Грегор Замза? Почему Замза – насекомое решил, что ему лучше исчезнуть?
- Чего не хватало Грегору? А как отнеслась к смерти Грегора семья?
- Изменилась ли жизнь членов семьи Замза после смерти сына и кормильца? Откуда у них взялись силы?
- Какие черты проявились в этом? (Эгоизм, жестокость, бессердечие.)
Вывод Итак, погиб человек. Финал пессимистический. Грегор не сумел отстоять себя в борьбе с противостоящими силами зла. Торжествует победу обывательщина. А ведь герою нужно было так мало: любви и доброты близких. И изменился он только внешне, по-прежнему обладая прекрасными внутренними качествами.
- А когда положительные внутренние качества и доброе отношение к потерявшим человеческий облик героям помогали им стать вновь людьми?
( Сказка «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Гофмана.)
Известно, что многие сказочные герои тоже переживали метаморфозу, перевоплощались. Пауки, ласточки, чудовища, лягушки – это бедные непонятные души, которые скрывают под своим теперешним видом историю о человеческих страданиях…
О герое, который переживает схожие чувства, как и Грегор Замза, мы читали в сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек».
· Беседа с элементами компаративного анализа.
· Что общего у Грегора Замзы и сказочного героя?
(Они оба перевоплощаются в чудовищ; оба они – добрые, честные, искренние люди, которые переживают за других, отдают им тепло своей души.)
-Каково было отношение окружающих к герою сказки? Был ли момент, когда герой Аксакова чувствовал страшное одиночество? («Ни одна не любила меня за душу мою добрую».)
-В сказке «Аленький цветочек» герой дважды перевоплощается: сначала из юноши в чудовище, а потом из чудовища – в юношу. Что стало причиной второго перевоплощения? (Человеческое сопереживание, любовь.)
-Были ли настоящими чувства младшей из дочерей купца к чудовищу? Может, она притворялась, чтобы стать «королевой в царстве могучем»?
-Как вы думаете, почему счастливый конец сказки можно предугадать? Есть ли в тексте какие-то символы, указания на это?
-А что окружает Грегора Замзу? (Сначала – это очень пристойное жилище молодого человека, позже – пустыня, а в конце новеллы его комната превращается в свалку ненужных вещей.)
-Можем ли мы найти хотя бы один эпизод в новелле, где был бы намёк на возможность обратного перевоплощения Грегора? Чем это можно объяснить?
Какой же он, «мир Кафки»? Каким вы его увидели? С помощью какой модели можно его передать?
Наша модель наполнена безысходностью, что же: нет спасения? Глухой угол? Вечная тьма? Значит нет выхода, тупик, мир спасти нельзя?
Но ведь где-то цветёт алый цветок надежды и любви. Найдите его в своём сердце. Не дайте превратиться человеческой душе в пустыню безразличия и эгоизма, до которой не долетает крик чужого страдания. Кафка говорил: «Счастливым я был бы только тогда, когда смог бы привести мир к чистоте, правде, стабильности.» Подарите миру свою доброту, любовь, сочувствие. И он, расколотый, разорванный, снова расцветёт яркими красками радуги.
- Перед вами на столах лежат яблоки. Какое символическое значение они имеют в новелле? (Символ жестокости, ненависти, бессердечности.)
Таким образом, человек до тех пор чувствует себя человеком, пока понимает, что кому-то нужен и при этом может рассчитывать на помощь и отзывчивость в сложных обстоятельствах. Но если человек не может надеяться на это, а сталкивается с равнодушием и безучастием, то он чувствует себя лишним, одиноким, бессильным. Такое может случиться только в жестоком, бездуховном обществе.
Подведение итогов урока. Итак, Кафка видит и ощущает окружающий мир, собственную жизнь как результат абсурдности, где ежеминутно какие-то силы (судьба, власть) имеют возможность ворваться в жизнь каждой личности, чтоб уничтожать её, наслаждаться её страданиями. Сам писатель и его персонажи живут в мире, где нет места свету, надежде, любви, спасению. Но в прочитанном нами произведении есть и другой, высший смысл. Он заключается в страстной проповеди гуманизма, любви к человеку.
Творческая работа в классе: «Что сказал бы Кафка о нашем обществе?»
Домашнее задание. Чит. «Старик и море»
9 кл. рус. яз. 23.04 урок 58
Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Тип урока: урок контроля.
Цель: диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся.
Задачи: выявление состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения. Учащиеся должны уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы.; развивать умения распоряжаться своими знаниями и умениями.
Ход урока
Оргмомент
Инструктаж написания к.д.
Написание диктанта
Диктант Деревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.
Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.
Осенний день как свеча: тлеет – тлеет тусклым огнём и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.
Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.
Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом.
(168 слов) (По Л. Фролову)
Грамматические задания
1. Озаглавить текст диктанта.
2. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между частями БСП.
3. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:
1-й вариант - в 1, 2 абзацах -
2-й вариант - в остальном тексте -
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. 1- вариант
Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. - 2- вариант
Подведение итогов
Д.з. повторить правила, по 3 словосочетания
9 кл. лит-ра 24.04 урок 91
Тема: А.А.Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
Тип урока Комбинированный.
Цель Продолжить знакомство с лирикой А.
А. Ахматовой. Показать, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве А.
Ахматовой. Воспитать интерес к русской литературе, внимательное отношение к
слову.
Ход урока
1. Оргмомент
2. «Поэт», анализ стихотворения Ахматовой
Краткая история создания. Стихотворение было написано 11 июля 1959 в поселке Комарово. Относится к позднему этапу творчества поэтессы.
Тема стихотворения. В русской литературе теме поэта и поэзии уделялось большое внимание. Не обошла эту тему и А. Ахматова. Теме роли поэта посвящены многие ее произведения, включая и стихотворение «Поэт».
Сюжет. Жизнь поэта, на первый взгляд, проста и беспечна. Что-то, услышал, где-то подсмотрел, пропустил через свое мировосприятие и вот уже готов новый литературный опус. Это взгляд на поэзию со стороны простого обывателя. И, возможно, доля правды в этом есть. Ведь и сама Ахматова признается в том, что черпает свое вдохновение из «жизни лукавой» и «ночной тишины».
Художественные средства
· стихотворный размер, трехстопный амфибрахий (ударение на втором слоге), схема: По-/ду?-/ма-/ешь/, то?-/же/ ра-/бо?/та, - Бес-/пе?ч-/но-/е э?-/то/ жит-/ье?: Под-/слу?-/шать/ у/ му?-/зы-/ки/ что?-/то И/ вы?-/дать/ шу-/тя?/ за/ сво-/е?. _ _?_ /_ _?_ /_ _?_ _ _?_ /_ _?_ /_ _? _ _?_/ _ _?_/_ _?_ _ _?_ /_ _?_/_ _?
· рифма перекрестная (АбАб), чередуются женская (ударение на предпоследнем слоге) работа - что-то и мужская (ударение падает на последний слог) житье-свое рифмы. По точности созвучия рифма считается бедной (совпадение ударного гласного):
o ... работа (А)
o ... житье (б)
o ... что-то (А)
o ... свое (б)
· тропы и стилистические фигуры:
o олицетворение бедное сердце так стонет.
o вторая строфа строится на антитезах: веселое-стонет, бедное-блещущих.
o ирония, о несерьезности высказываний говорят слова что-то, чье-то, какие-то и, как итог: выдать шутя за свое.
o эпитеты беспечное это житье, веселое скерцо, бедное сердце, дымовая завеса, жизни лукавой, ночной тишины. Эпитеты беспечное, веселое, лукавой настраивают на позитивное восприятие.
Стихотворение написано в легкой форме, читается на одном дыхании, нет нагромождений образов. Автор как будто обращается к каждому слушателю лично. Словами «подумаешь, тоже работа» он провоцирует оспорить или согласиться с этим утверждением. Главная задача поэта не просто слушать и слушать, а уметь«подслушать». И если у музыки это сделать легко, то лес он не так прост, в нем «сосны-молчальницы». А лучшее место для поэзии - «ночная тишина».
Лирический герой стихотворения
Русская литература, да и вся мировая литература, не может похвастаться большим количеством женских фамилий. В свое время А. Ахматовой пришлось долго отстаивать свое право считаться настоящим поэтом. Стихотворение «Поэт» звучит как самоотчет автора перед слушателями (запись в тетрадь). В нарочито ироничной форме лирический герой рассказывает нам о поэтическом таланте «подумаешь, тоже работа, - беспечное это житье». И тут же тонко подмечает, что только поэт способен «подслушать у музыки что-то..., а после подслушать у леса, у сосен». Лирический герой делится с нами, где он черпает свое вдохновение «немного у жизни лукавой, и все - у ночной тишины». Стихотворение полностью обезличено. Этого удается достичь благодаря использованию местоимений и глаголов в неопределенной форме. Если не знать, кто автор, то догадаться, от чьего лица оно написано, невозможно.
Литературное направление
Свою творческую биографию А. Ахматова начинала в тот период, когда символизм переживал кризис, и поэтому она примкнула к группе поэтов-акмеистов. Новое направление в литературе пропагандировало отказ от перенасыщенности лирики символичностью. Они провозгласили начало новой литературы, в которой верховенствует реальность земного мира. В поэзии Ахматовой все четко и лаконично.
3. Работа по презентации (в группах) с 3 мин. – 8 мин.
- Почему было грустное настроение лирической героини? Ответ вы найдете в презентации (не печатали, запрещали, отобрали продовольственные карточки, семейные обстоятельства (пожертвовала самым дорогим – поэтическим именем)).
-Ребята, а как бы вы поступили на её месте в данной ситуации, ведь творческие люди они ко всему относятся трепетно? Осуждаете ли вы её?
Но несмотря ни на что, она заставляла себя жить. Жить – а значит писать, ибо в этом для Ахматовой был смысл жизни - становилось всё труднее. Но ни каяться, ни сдаваться она не собиралась. Силу жить, высоко нести голову давало ей ощущение собственной правоты – давала верность собственному призванию. И как вы заметили, она была удостоена премией.
(Зачитать воспоминание современницы) «Сознание, что и в нищите, и в бедствиях, и в горе, она – поэзия, она – величие, она, а не власть, унижающая её, это сознание давало ей силы переносить нищету, унижение, горе. Хамству и власти она противопоставляла гордыню и молчаливую неукротимость». (Л. Чуковская)
4. Работа с текстами (по учебнику с. 143, стихотворение «Муза»)
А) Выразительное чтение стихотворения «Муза».
Б) Анализ лирического произведения.
- Каким здесь мы видим лирического героя?
- Назовите средства выразительности и покажите их роль в тексте.
В) Вывод
Обязанность поэта - не выдумывать, а всего-то лишь, расслышав, записать (запись в тетрадь).
5. Подведение итогов
Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово “поэтесса”, ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева - Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что “женская поэзия”- это не только “стишки в альбом”, но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее.
Д.з. наизусть стих.
7 кл. лит-ра 24.04 урок 90
Тема: Расул Гамзатов «О моей родине». Воспоминания поэта.
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Р.Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р.Гамзатова; эстетическое воспитание учеников.
Оборудование: портреты Р.Гамзатова, томики со стихами, зарисовки кавказских пейзажей, аудикассеты с записями стихов поэта.
Ход урока
Оргмомент
Работа по теме урока.
–«Люблю писать о жизни, о людях кем бы ни не были: орлами или змеями»-говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета. (портрет). Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.
Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу. Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.
- Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили, помнят и должны помнить.
II. Сообщение ученика
Расул Гамзатов – выдающийся советский поэт, лауреат Государственной премии (1952) и Ленинской премии (1963). Его имя стоит в одном ряду с именами лучших поэтов Советского Союза. Сын маленького аварского народа, выходец из семьи народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, он обрел широкую популярность в стране, и далеко за ее пределами своими содержательными и высокохудожественными поэтическими произведениями.
Расул Гамзатов самозабвенно влюблен в поэзию, находит в нем свое призвание, счастье, радость, форму участия в борьбе народа за строительство коммунизма.
О себе он рассказывает: « Как путник вспоминает, прежде всего, тот двор, где он седлал коня, так и я… вспоминаю ту саклю, где я родился. Слово «Цада» означает « в огне»: у нас очень рано встает солнце и долго горит. Здесь вырос и мой отец – народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса. Я родился четвертым ребенком и третьим сыном в 1923г. Два старших брата пали смертью храбрых на полях Отечественной войны. В июне 1951 г. я лишился и 74- летнего своего отца. Теперь из тех, кто в нашей семье носит папаху «Я» самый старший. В 1937 г. Расул Гамзатов впервые спустился с гор. Веселый и любознательный, он полюбил профессию школьного учителя.
III. Сценка, посвященная детству Р.Гамзатова
Автор: Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: « Однажды в детстве отец сильно наказал меня, - пишет Расул, - побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».
Утром он вышел как-будто в школу , а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились , он стал думать , где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.
Он стал просить взаймы у мальчишек, с которыми играл, но никто не захотел ему дать. Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшему , проиграешь и сам. Тогда он придумал выход. Стал обходить все дома в ауле и говорил:
Расул: Завтра в аул приезжают пехлеваны и мне поручили собрать для них деньги.
Автор: Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались на сквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним в дом, чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом , когда его за ухо вели домой, о его похождениях было известно все.
И вот Расул предстал перед судом отца.
Отец: - Что это?
Расул - Это колени
Отец: Колени – то колени , но почему они на виду? Расскажи-ка , где ты порвал штаны?
Расул: В школе … зацепил за гвоздь…
Отец: Как, как? Повтори….
Расул: За гвоздь.
Отец: Где?
Расул: В школе.
Отец ударил его по щеке ладонью.
Отец: Скажи теперь, как ты штаны порвал?
Автор: Расул молчал. Отец ударил его второй раз.
Отец: Если сейчас же не расскажешь все как было , ударю плетью.
Автор: Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился. З дня Расул ходил сам не свой . На 3-ий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил:
Отец: Ты знаешь, за что я тебя бил?
Расул: За то, что играл на деньги, - ответил Расул.
Отец: Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги . И я играл, и твои старшие братья играли.
Расул: За то, что порвал штаны?
Отец: Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка , чтобы ходить все время по тропочке.
Расул: За то, что не пошел в школу.
Отец: Конечно , это твоя большая ошибка , - сказал отец, но побил я тебя , сын, за твою ложь. Ложь - это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.
Автор: Много лет спустя Расул рассказал эту историю своему другу. «Как? – воскликнул он, - ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь?» Расул ответил: « Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими».
VI. Ученица: Да…, прав отец Расула, ложь есть ложь, какая бы она не была большая или маленькая по размеру. Интересно, а как люди относятся к его творчеству?
Письма, написанные поэту. Чтение писем:
Жительница г. Свердловска, старая и немощная К.И.Сыркова
« Мне радостно, что я могу назваться вашей современницей. Большое спасибо Вам за поэмы, образы матерей, женщин. Имя «Мать» - свято для нас всех. Мать, родившая такого сына, как вы, можно считать счастливой. Счастлива страна, в которой вырос такой сын, как вы. Какие проникновенные слова о матери вы пишите!
Я тоже очень люблю свою мать. Она мой жизненный друг и советчик. Хотя моя мама была молода, она не вышла замуж и целиком посвятила себя мне. Огромное спасибо Вам, за ваши слова в адрес женщин. Пишу, чтобы вы знали, что есть ценители вашего таланта. Спасибо за все.
Лидия Асриян г.Киев
V Стихотворение «Журавли». История создания. Исполнение песни.
Ученик: Да, великий поэт. А что тебе нравится из его творчества?
Ученица: Мне? Ну, конечно же «Журавли». У этого стихотворения целая история. Исполнение песни.
VI. Работа с учебником
1. Выразительное чтение стихотворений «О моей родине», «Из цикла «Восьмистишия»
2. –О чём стихи Гамзатова, приведённые в вашем учебнике?
-Как вы понимаете следующие строки?
Всё больше в неспокойном мире
Моей становится родни…
Граница отчизны – не лес, не поля.
Граница отчизны – граница покоя…
VII. Выставка книг Р.Гамзатова – творческое наследие поэта. Ознакомление с выставкой. (рассказ библиотекаря о книгах)
VIII. Завершающее слово учителя
Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нем.
Дорогие ребята, спасибо большое за ваше активное участие. А теперь давайте подведём итог всему услышанному: что вы узнали о поэте Р. Гамзатове и его стихах?
Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение
8 кл. лит-ра 24.04 урок 59
Тема: Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.
Цель урока: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века и их произведениями.
Задачи: учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное. работать над выразительным чтением.
развивать мышление, устную связную речь, память. воспитывать любовь к Родине и родной земле.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока
У: - Скажите, что такое Родина?
- Как вы понимаете значение этого слова?
-Что для вас обозначает это слово «Родина»?
У нашей родины – России - сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к ее судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжелых испытаний. Тема родины была актуальна всегда, она остается актуальной и на сегодняшнее время, когда каждому человеку необходимо не только определить свое место в жизни, но и осознать свою значимость для этой страны, в которой он живет.
эпиграф урока.
«Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте ее верными сынами и дочерьми»
( Надпись на одной из неизвестных могил Сен - Женевьев – де - Буа.)
Иннокентия Анненского.
Краткая биография Иннокентия Анненского
Анненский Иннокентий Фёдорович, (1855-1909), русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.Ребята, вы узнали что-нибудь новое для себя из биографии писателя?
- Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться на несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.
Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение « Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И не каждый дождется пробуждения.
- А теперь давайте прослушаем аудиозапись стихотворения
Иннокентия Анненского «Снег».
- Подумайте, о чем это стихотворение?
Беседа.
У: - Итак, о чем же это стихотворение?
Д: - О зиме.
У: - В первую очередь автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снежинок.
- Что же пишет автор?
- Почему он не может полюбить зиму? Смотрите внимательно в текст.
« Полюбил бы я зиму, да обуза тяжка».
Поэт сравнивает зиму со своей жизнью, тяжкой , что зима тоже такая же тяжелая, что от нее даже дыму не уйти в облака. Здесь автор использует метафору.
- Он понимает, что снежное убранство- это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно было бы скрыть полностью все то, чего не хочется видеть.
Работа по картине.
У: - Посмотрите, как художник Зяблов изобразил репродукцию «Снег» на стихотворение Анненского.
- Точно ли передал художник чувства и мысли поэта?
- Каким образом он их выразил?
У: - Обратите внимание, какие эпитеты использует Анненский?
- Какую роль они играют в стихотворении?
Мир кажется ему убогим и непривлекательным.
Найдите это в тексте.
« Резанность линий», « нищенский след» « ослабелый сиреневый снег» - все это вызывает противоречивость чувств. В то же время он признается, что зима это любимое время года.
У: - Найдите, пожалуйста, в тексте момент, когда он трепетно относится к этому времени года?
( Когда мягкий и уже тающий снег «ложится усталый на скользящий обрыв»)
У: - А что автор имеет ввиду под непорочными снами?
(Анненский говорит про « непорочные сны», наполненные мечтами и надеждами).
VII. Выразительное чтение стихотворения «Снег».
Ребята, не забывайте за проблемный вопрос.
У:- В Париже и Берлине, Риме, Нью-Йорке – везде русская эмиграция боролась за собственный голос. В Европейских столицах были организованы русские лит. центры, издательства. Центром далеко от России, они не теряли связи с родной землей. Их мысли и души были вместе с родиной.
Звучит отрывок песни Э. Пиаф «Париж».
У:- Ребята, закройте глазки, отдохнем и перенесемся в ту эпоху, представим Париж.
В это время учитель продолжает пояснять, перенося детей в то место и плавно переходим к другому автору и стихотворению.
У: - С ноября 1920 года они обосновались в Париже и, как когда-то в Петербурге стали проводить свои «воскресенья» на 11 – бис Колонель Боннэ. В этом доме и возникла мысль о «Зеленой лампе».
Париж. Предрождественское воскресенье. Дождь. Мы сидим за длинным чайным столом на 11 – бис Колонель Боннэ. Мережковский вяло обсуждает заседание «Зеленой лампы».
У: - Кто такой Мережковский?
Портрет поэта вывешивается на доске. Следующий ученик делает свое сообщение.
Ученик рассказывает краткую биографию Мережковского.
У: - Что нового вы для себя узнали?
-Что хотели бы узнать?
Слово учителя.
В один из приездов на дачу Дмитрий Мережковский весной 1896 года написал стихотворение «Родное». В это время он уже был известным поэтом. Мережковский очень глубоко переживал смерть своей матери. На даче под Петербургом каждая мелочь напоминает о ней и хранит тепло ее рук. Поэтому он часто гуляет и отмечает «Родимые, печальные места!»
Слушание аудиозаписи стихотворения в исполнении Покровской «Родное».
У:- Подумайте, что же хотел сказать Мережковский на ваш взгляд.
(Слушание муз. композиции Покровской «Родное».)
У: - Итак. О чем же хотел сказать нам автор, как вы думаете?
Он постепенно начинает смиряться с мыслью, что самые близкие люди рано или поздно ходят. Но остаются воспоминания, которые являются бесценными и могут причинить как боль, так и радость.
- Выразительное чтение стихотворение «Родное».
У:- Давайте послушаем биографию Н.Заболоцкого.
Третий ученик рассказывает сообщение о Н Заболоцком.
- Прослушайте его стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению, подумав над вопросом №1 стр.224.
У: - Обратите внимание на презентацию как четко художник понимает чувства автора.
- Что же показал нам автор? Сравните фото с художественным образом стихотворения.
Автор показал изменчивость природы вечерней на Оке. Как четко выразились все линии, становятся видны все мелочи и детали мир становится
Выразительное чтение стихотворения.
. Рефлексия.
XI Домашнее задание.
Домашнее задание подг. к итог.к.р.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.