Урок
Оценка 5

Урок

Оценка 5
docx
05.02.2020
Урок
2304.docx

5 кл.  рус.яз.  23.04  урок 117

Тема: Неопределенная форма глагола.

Цели: Формирование умения опознавать и анализировать глагол как часть речи

Планируемый результат

Личностные УУД Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку). Коммуникативные УУД Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.Оргмомент

2. Создание проблемной ситуации. Постановка темы урока.

- К данным глаголам поставьте вопросы: ( на доске слова)

кричать – что делать?   двигать – что делать?  прыгать – что делать?

испечь – что сделать?  исполнить – что сделать?

- Чем различаются глаголы. Какой можно сделать вывод? ( различие в вопросах)

Чем эти глаголы отличаются от других? Что это за форма?

Какая у нас тема урока? Запишите в тетрадь. (Неопределенная форма глагола.)

Постановка задач урока.

3. Первичное закрепление нового материала

Применение нового знания.

1.Работа с учебником упр.620

Учащиеся приходят к выводу: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? (это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица; неопределенная форма оканчивается на –ть, -ти, -чь.)

Я буду диктовать фразы. Вы должны записать каждую из них коротко -1 словом – глаголом в н.ф.

Например, Зарубить на носу - запомнить.

-Как называются такие выражения?

Клевать носом – дремать.

Пропустить мимо ушей – прослушать.

Вставлять палки в колеса – мешать.

Обвести вокруг пальца – обмануть

Пускать пыль в глаза – врать.

Комментированное письмо

Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, все цветы, цветы, цветы…

Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют зрелые ягоды костяники.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, вьются серо-сизые дикие голуби, стучат по деревья дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукует кукушка и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки.

И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.

- Прочитав текст, многие из вас, наверно, удивились, как велико их многообразие и как мало знаем таких глаголов.

- С помощью каких глаголов автор передает цвет и звуки леса. Назовите их.

Работа по вариантам: 1  –найдите глаголы цвета;

 2  -найдите глаголы звуков

1)желтеет, синеют, белеет, алеют

2) трещат, воркуют, стучат, пищат, взвизгивают, кукует, щебечут.

Рефлексия

Домашнее задание  Написать мини-сочинение «Звуки весеннего леса»

 

5 кл. лит-ра  23.04  урок 58

Тема: Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

Цели: Показать, как создаётся поэтический образ Родины в стихотворениях; Развивать навыки выразительного чтения.

Предметные: Умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Метапредметные: Личностные:Понимать роль Родины в жизни человека.

Регулятивные: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать необходимые действия, операции; действовать по плану. Познавательные: Уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты. Находить художественные средства, помогающие авторам передавать своё настроение. Коммуникативные: Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Тип урока: Чтение и изучение произведения.

Ход урока

        I.            Организационный этап урока

Работа по теме урока

   III.            Биографическая справка.

Сделать запись в тетрадь: «Автобиографическим называется произведение, в котором автор в качестве исходного материала использовал события своей личной жизни».

Рассказ учителя: Николай Михайлович Рубцов родился в поселке Емецк Архангельской области в 1936 году.

Настоящей родиной поэта стало вологодское село Никольское (в стихах Н. Рубцова – «деревня Никола»), где его поместили в детский дом. Некоторое время он учился в Тотьме, жил в Архангельск. В дальнейшем Рубцов переменил немало профессий – от моряка тралового флота до рабочего. В 1962 году Н. Рубцов поступил в Литературный институт. Учась заочно, он надолго исчезал из Москвы. Почти всегда уезжал в далекое село Никольское.  Оказывается, генетическая родина Рубцова – деревня Самылково Тотемского района. Это близко от Никольского. Там некоторое время жила его семья, а уже после этого Рубцовы переехали в Емецк, где через 2 месяца и родился Коля. А вот как написал об этом сам Рубцов: «...моя родимая землица надо мной удерживает власть». Почти все рубцовские шедевры написаны не где-нибудь, а в деревне Никола. В одно только лето 1964 года, проведенное в Никольском, он написал более 50 стихотворений. В 1965 году был издан первый поэтический сборник «Лирика». Открывалась книжка стихотворением "Родная деревня". Это стихотворение - начало развития темы "малой родины" в поэзии Рубцова. 

IV. Знакомство со стихотворением  стр. 167-168 учебника). Выполнение задания № 1, стр. 168

V. Словарная работа

Провинция – место вдали от центра

Шляться – гулять (в данном случае – жить в провинции)

VI. Постановка проблемного вопроса. В чем заключается «мудрость и светоносность» стихотворений Н.М. Рубцова?

VII. Групповая работа

Задание №1 Какова тема стихотворения? Какой представляется родина в стихотворении «Родная деревня»? Почему стихотворение начинается строками «Хотя проклинает проезжий дороги моих побережий»? За что можно проклинать дороги? Какие картины детства встают перед глазами лирического героя? Почему в детстве все хотят уехать из родных мест? Назовите идею стихотворения. Удалось ли поэту передать в нем любовь к малой родине?

Задание № 2 Почему поэт включил в стихотворение повтор «где кончил начальную школу»? Как вы думаете, почему именно школа глубоко запала в душу лирического героя? Прочитайте воспоминания о школьных годах Н.Рубцова. Какую роль они сыграли в жизни будущего поэта? Приготовьте выразительное чтение воспоминаний.

Задание №3 Чтобы стихотворение тронуло душу читателя, какие средства выразительности использовал Рубцов?

Обратите внимание на 1 четверостишие. Как оно построено? (ребята должны назвать антитезу: проклинает – люблю). Из скольких предложений состоит стихотворение? (3) Какие знаки препинания в конце каждого? Почему? Обратите внимание на повторяющуюся строку «где кончил начальную школу». Почему в конце разные знаки препинания?

Задание № 4. Приготовьте выразительное чтение стихотворения «В избе». Что общего между этим стихотворением и стихотворением «Родная деревня»? Какой художественный приём лежит в основе стихотворения? Какое предостережение звучит в обоих произведениях? Почему поэта так тревожит, что молодые ребята уезжают из деревни?

VII. Выступления представителей групп, которые озвучивают результаты коллективной работы)

 

VIII. Беседа с классом

Можно ли стихотворение «Родная деревня» считать автобиографическим? Почему?

(выслушать мнение ребят)

То, что это стихотворение автобиографическое, доказывает ещё один факт.

Из воспоминаний бывшей воспитательницы Коли Рубцова:

«Как-то раз в Никольский детский дом приехали выступать артисты.Концерт всем очень понравился.<...>Утром артисты пошли в магазин, воспитанники детского дома провожали их до калитки. Коля Рубцов, открывая им калитку, говорил, что он тоже уедет отсюда, когда вырастет». [2]

- Давайте ответим на проблемный вопрос урока

(Мудрость Рубцова проявилась в том, что он в 60-х годах прошлого века предостерегал людей от ошибки: не надо бросать родные места. Особенно деревни. Молодёжь уезжает. И деревни пустеют. Это неправильно. Светоносность его в стихов заключается в том, что от них идёт как бы добрый свет, тепло. Ведь они учат нас любви к малой родине)

- А как вы думаете, в наше время есть заброшенные деревни?

(выслушать мнение детей)

- Не потому ли они опустели, что кто-то рассуждает так: «Ну что по провинции шляться? В столицу пора отправляться? Как мудрый человек, Н.М. Рубцов предвидел, чем это закончится. Посмотрите на страшные картины заброшенных русских деревень Правда, ребята, становится грустно и обидно. Лирический герой Рубцова пожил в столице, за границей и понял, что лучше его родины места нет. К сожалению, не все это понимают.Хотелось бы, чтоб вы помнили пословицу: «Где родился, там и пригодился». Когда вырастете, подумайте, стоит ли в столицу или какой-нибудь другой город рваться.

Рефлексия

Д.з. выраз. Чит. наизусть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 кл. рус.яз.  23.04  урок 117

Тема: Разряды частиц.

Тип урока: урок открытия «новых» знаний.

Цели: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: коллективная работа, творческая работа, проектирование выполнения домашнего задания.

Задачи: развитие познавательного интереса; формирование мотивации исследовательской и творческой деятельности; формирование умения осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формируемые УУД:  Предметные:  научиться различать частицы по их значению.  Метапредметные: Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления,процессы,связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц. Личностные: формирование навыков обобщения и систематизации теоретического 

Ход урока

1.Оргмомент

2-проверка домашнего задания фронтально.

С какой частью речи вы познакомились на прошлом уроке? А что это за часть речи?

Чем же частица отличается от других частей речи? »

 «По значению частицы делятся на три разряда: смысловые или модальные, формообразующие и отрицательные.»

«Посмотрите внимательно на название разряда и скажите, для чего они служат?

 для образования наклонения глаголов. Какие наклонения глагола вам известны?»

 «изъявительное, условное, повелительное».

 « Для образования каких наклонений нам необходимы частицы?

 «условного и  повелительного наклонений.»

Вывод: Частицы делятся на смысловые, формообразующие и отрицательные.(Перечисляют).Мы изучили формообразующие частицы.(да,давай,давайте,пусть,пускай-образуют форму повелительного наклонения и бы-образует условное наклонение)»

А теперь давайте закрепим материал по теме.»

Работа по вариантам: СЛАЙД 6

От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом сослагательного наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц:

Например: Воевать - давай воюй, давайте воевать, воевал бы, воевали бы

1 вариант- Бежать – давай (пусть бежит) беги, давайте бежать, бежал бы, бежали бы

2 вариант Атаковать – пусть атакует, пусть атакуют , атаковал бы, атаковали бы

Ученики выполняют задание.Затем проверкаСЛАЙД 7

Учитель: «А сейчас ребята,давайте поработаем вместе». У доски. Укажите формообразующие частицы и формы слов, образованные с их     помощью

а) Щепотки волосков Лиса не пожалей,    б) Пусть всегда будет солнце,

Остался б хвост у ней (И.Крылов);                Пусть всегда будет небо,

в) Нет такой платы, которая была бы         Пусть всегда будет мама,

велика за веру в человека;                                Пусть всегда буду я;

г) Пускай же в век сердечных ран

Не растравит воспоминанье (А.С.Пушкин).

Учитель: «Теперь работа в группах.» 3 группы.

Учитель: «Ребята,разделитесь на 3 команды. Сочините сказку на тему: «Жила была

 частица…с использованием частиц.Троим ученикам- индивидуальные карточки.»

Ребята выполняют задание.СЛАЙД 8.

Учитель: «Ребята,какой разряд частиц мы с вами сегодня изучили?»

Ученики: «Формообразующие частицы.»

Учитель : «Какие частицы нужны для образования условного наклонения,а какие для образования повелительного?»

Ученики: «Условное- бы, повелительное-да,давай,давайте,пусть,пускай.»

Учитель: «Верно! А теперь обратите внимание на слайд,где записано домашнее задание.Запишите себе в дневник. »

Д.з.

 

11 кл. лит-ра  23.04  урок 88

Тема: Ф.Кафка «Превращение». Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности.

ЦЕЛЬ : способствовать аналитической деятельности учащихся ; развивать их познавательную самостоятельность, исследовать причины разлада главного героя с окружающим миром, самим собой; определить основные конфликты в произведении, смоделировать « мир» Кафки и сделать попытку найти « спасательный круг» для человечества, умение обосновывать и отстаивать собственные взгляды.

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ :

Счастливым я был бы только тогда,

Когда бы смог привести мир к чистоте, правде, стабильности.

Ф.Кафка

Ход урока

Оргмомент

Мотивация. На сегодняшнем уроке мы попытаемся объяснить, что чувствовал каждый из нас, читая новеллу Кафки. Сделаем попытку понять «мир Кафки». Согласимся с выводами писателя или же попробуем дать свои ответы на вопросы, поставленные им.

Работа по теме урока

- Кто такой Франц Кафка?

- Что же самое характерное в жизни Кафки? ( Постоянное ощущение одиночества, боязни, страха.)

- Всё это было отражено в его произведениях. Как называется направление в литературе и искусстве Запада, которое отражает духовную растерянность, отчаяние, пессимизм?( Экспрессионизм.)

- Что же способствовало формированию трагического мировосприятия писателя?

·         Лексико-семантическая работа.

Задание : запишите следующие слова и попытайтесь объяснить их значение.

Модернизм – течение в буржуазной литературе, возникшее во Франции в конце 19 века.

Коммивояжер – разъездной представитель торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам.

Альтруист – человек, бескорыстно заботящийся о благе других, готовый жертвовать для других своими личными интересами (противопоставление – эгоизм).

Метаморфоза – превращение, преобразование чего-либо.

Пессимизм – мироощущение, проникнутое унынием, неверием в

будущее, безнадёжностью ( противопоставление – оптимизм ).

Новелла – один из видов эпической повествовательной литературы.

·         Работа над содержанием произведения.

·         Групповая работа по предложенным вопросам.

·         1 группа

- Какой была жизнь семейства Замза ? Выберите правильный ответ .

а) интересная, весёлая, духовно наполненная, содержательная;

б) скучная, однообразная, механическая, с раз и навсегда заведённым порядком.

- Как вели себя родители по отношению к сыну?

а) любили, берегли, отвечали теплом и благодарностью за то, что он для них делал;

б) не особенно любили, попросту - эксплуатировали.

- Бывали ли в этом семействе счастливые, радостные дни, торжествен-ные случаи? Как это отражалось на членах семьи?

·         2 группа

- Как относился Грегор к своим родителям и сестре? Кого любил особенно?

- Расскажите о несбыточной мечте героя.

- Что можно сказать о возрасте Грегора Замзы?

Можно ли считать этого человека альтруистом? Присуще ли ему чувство долга?

- Как относился Грегор к своей должности и службе? Была ли у него личная жизнь?

- Что составляло духовную пищу героя?

3 группа

- Можно ли сказать, что у Грегора Замзы не одна биография? Как делится его жизнь?

- Является ли превращение Замзы биологическим явлением?

- Опишите облик Замзы-насекомого.

- Как жил, как вёл себя, о чём размышлял, кого любил Замза-насекомое? (Всю жизнь терпел, был одиноким и сейчас думал о земных заботах.)

- А о чём ему надо было думать? (Как снова стать человеком.)

- Перестал ли он быть человеком?

- О чём свидетельствуют его размышления?

Фронтальная работа. Беседа .

- Что испытывали все при виде Грегора – насекомого?

Понимали ли его окружающие? Как вели себя по отношению к сыну, брату?

Как и когда умер Грегор Замза? Почему Замза – насекомое решил, что ему лучше исчезнуть?

- Чего не хватало Грегору? А как отнеслась к смерти Грегора семья?

- Изменилась ли жизнь членов семьи Замза после смерти сына и кормильца? Откуда у них взялись силы?

- Какие черты проявились в этом? (Эгоизм, жестокость, бессердечие.)

Вывод Итак, погиб человек. Финал пессимистический. Грегор не сумел отстоять себя в борьбе с противостоящими силами зла. Торжествует победу обывательщина. А ведь герою нужно было так мало: любви и доброты близких. И изменился он только внешне, по-прежнему обладая прекрасными внутренними качествами.

- А когда положительные внутренние качества и доброе отношение к потерявшим человеческий облик героям помогали им стать вновь людьми?

( Сказка «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Гофмана.)

Известно, что многие сказочные герои тоже переживали метаморфозу, перевоплощались. Пауки, ласточки, чудовища, лягушки – это бедные непонятные души, которые скрывают под своим теперешним видом историю о человеческих страданиях…

О герое, который переживает схожие чувства, как и Грегор Замза, мы читали в сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек».

·         Беседа с элементами компаративного анализа.

·         Что общего у Грегора Замзы и сказочного героя?

(Они оба перевоплощаются в чудовищ; оба они – добрые, честные, искренние люди, которые переживают за других, отдают им тепло своей души.)

-Каково было отношение окружающих к герою сказки? Был ли момент, когда герой Аксакова чувствовал страшное одиночество? («Ни одна не любила меня за душу мою добрую».)

-В сказке «Аленький цветочек» герой дважды перевоплощается: сначала из юноши в чудовище, а потом из чудовища – в юношу. Что стало причиной второго перевоплощения? (Человеческое сопереживание, любовь.)

-Были ли настоящими чувства младшей из дочерей купца к чудовищу? Может, она притворялась, чтобы стать «королевой в царстве могучем»? 

-Как вы думаете, почему счастливый конец сказки можно предугадать? Есть ли в тексте какие-то символы, указания на это? 

-А что окружает Грегора Замзу(Сначала – это очень пристойное жилище молодого человека, позже – пустыня, а в конце новеллы его комната превращается в свалку ненужных вещей.)

-Можем ли мы найти хотя бы один эпизод в новелле, где был бы намёк на возможность обратного перевоплощения Грегора? Чем это можно объяснить? 

Какой же он, «мир Кафки»? Каким вы его увидели? С помощью какой модели можно его передать?

 Наша модель наполнена безысходностью, что же: нет спасения? Глухой угол? Вечная тьма? Значит нет выхода, тупик, мир спасти нельзя?

Но ведь где-то цветёт алый цветок надежды и любви. Найдите его в своём сердце. Не дайте превратиться человеческой душе в пустыню безразличия и эгоизма, до которой не долетает крик чужого страдания. Кафка говорил: «Счастливым я был бы только тогда, когда смог бы привести мир к чистоте, правде, стабильности.» Подарите миру свою доброту, любовь, сочувствие. И он, расколотый, разорванный, снова расцветёт яркими красками радуги.

- Перед вами на столах лежат яблоки. Какое символическое значение они имеют в новелле? (Символ жестокости, ненависти, бессердечности.)

Таким образом, человек до тех пор чувствует себя человеком, пока понимает, что кому-то нужен и при этом может рассчитывать на помощь и отзывчивость в сложных обстоятельствах. Но если человек не может надеяться на это, а сталкивается с равнодушием и безучастием, то он чувствует себя лишним, одиноким, бессильным. Такое может случиться только в жестоком, бездуховном обществе.

Подведение итогов урока. Итак, Кафка видит и ощущает окружающий мир, собственную жизнь как результат абсурдности, где ежеминутно какие-то силы (судьба, власть) имеют возможность ворваться в жизнь каждой личности, чтоб уничтожать её, наслаждаться её страданиями. Сам писатель и его персонажи живут в мире, где нет места свету, надежде, любви, спасению. Но в прочитанном нами произведении есть и другой, высший смысл. Он заключается в страстной проповеди гуманизма, любви к человеку.

Творческая работа в классе: «Что сказал бы Кафка о нашем обществе?»

Домашнее задание. Чит. «Старик и море»

 

 

 

 

9 кл. рус. яз.  23.04  урок 58

Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Тип урока: урок контроля.

Цель:  диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся.

Задачи: выявление состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения. Учащиеся должны уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы.; развивать  умения распоряжаться своими знаниями и умениями.

Ход урока

Оргмомент

Инструктаж написания к.д.

Написание диктанта

Диктант                                                                                                                                                                                              Деревня  была где-то  за  лесом.  Если  идти  в  неё  по  большой  дороге,  нужно  отмахать  не  один  десяток  километров;  если  пойти  лесными  тропинками,  путь  урежется  вдвое.  Толстые  корни  обхватили извилистую  тропу.  Лес  шумит,  успокаивает. В  стылом  воздухе  кружатся  жухлые  листья.  Тропинка,  петляя среди  деревьев,  поднимается  на  пригорки,  спускается  в  ложбинки,  забираясь  в  чащобу  осинника,  выбегает  на  зарастающие  ельником  поляны, и  кажется,  что  она так  и  не  выведет  тебя  никуда.

        Но  вот  вместе  с  листьями  начинают  кружиться  снежинки.  Их  становится  больше  и  больше,   и  в     снежном  хороводе не  видно  уже ничего:  ни  падающих  листьев,  ни  тропы.

       Осенний  день  как  свеча:  тлеет – тлеет  тусклым огнём  и  угаснет.  На  лес  наваливаются  сумерки,  и  дороги  совсем   не  видно;  не  знаешь,  куда  идти.

        Жутко  и  страшно  в  темноте,  а  Марина  совсем  одна.  Идти  дальше  рискованно:  осенью  северные         леса  страшны  волками.  Марина  забирается  на  дерево  и  решает  переждать  длинную   ночь  в  лесу.

         Мокрый  снег  напоил  влагой  пальто.  Холодно,  и ноют  обмороженные  ноги.  Наконец  в  промозглом  рассвете  неожиданно  закричали  петухи.  Деревня,  оказывается,  была  совсем  рядом.

    (168  слов)                                                                                                     (По  Л. Фролову)

Грамматические  задания

1. Озаглавить  текст  диктанта.

2. Найти  в  тексте  БСП  и  определить  смысловые  отношения  между  частями  БСП.

3. Выписать  по  одному  словосочетанию  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать их:

1-й  вариант - в  1, 2  абзацах  - 

2-й  вариант - в  остальном  тексте  - 

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения: 

Идти  дальше  рискованно:  осенью  северные  леса  страшны  волками.  1-  вариант

Жутко  и  страшно  в  темноте,  а  Марина  совсем  одна.  -  2-  вариант

Подведение итогов

Д.з. повторить правила, по 3 словосочетания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 кл. лит-ра  24.04  урок 91

Тема: А.А.Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

Тип урока Комбинированный.

Цель Продолжить знакомство с лирикой А. А. Ахматовой. Показать, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой. Воспитать интерес к русской литературе, внимательное отношение к слову.
                          Ход урока

1. Оргмомент

2. «Поэт», анализ стихотворения Ахматовой

Краткая история создания. Стихотворение было написано 11 июля 1959 в поселке Комарово. Относится к позднему этапу творчества поэтессы.

Тема стихотворения. В русской литературе теме поэта и поэзии уделялось большое внимание. Не обошла эту тему и А. Ахматова. Теме роли поэта посвящены многие ее произведения, включая и стихотворение «Поэт».

Сюжет. Жизнь поэта, на первый взгляд, проста и беспечна. Что-то, услышал, где-то подсмотрел, пропустил через свое мировосприятие и вот уже готов новый литературный опус. Это взгляд на поэзию со стороны простого обывателя. И, возможно, доля правды в этом есть. Ведь и сама Ахматова признается в том, что черпает свое вдохновение из «жизни лукавой» и «ночной тишины».

Художественные средства

·         стихотворный размер, трехстопный амфибрахий (ударение на втором слоге), схема: По-/ду?-/ма-/ешь/, то?-/же/ ра-/бо?/та, - Бес-/пе?ч-/но-/е э?-/то/ жит-/ье?: Под-/слу?-/шать/ у/ му?-/зы-/ки/ что?-/то И/ вы?-/дать/ шу-/тя?/ за/ сво-/е?. _ _?_ /_ _?_ /_ _?_ _ _?_ /_ _?_ /_ _? _ _?_/ _ _?_/_ _?_ _ _?_ /_ _?_/_ _?

·         рифма перекрестная (АбАб), чередуются женская (ударение на предпоследнем слоге) работа - что-то и мужская (ударение падает на последний слог) житье-свое рифмы. По точности созвучия рифма считается бедной (совпадение ударного гласного):

o    ... работа (А)

o    ... житье (б)

o    ... что-то (А)

o    ... свое (б)

·         тропы и стилистические фигуры:

o    олицетворение бедное сердце так стонет.

o    вторая строфа строится на антитезахвеселое-стонет, бедное-блещущих.

o    ирония, о несерьезности высказываний говорят слова что-то, чье-то, какие-то и, как итог: выдать шутя за свое.

o    эпитеты беспечное это житье, веселое скерцо, бедное сердце, дымовая завеса, жизни лукавой, ночной тишины. Эпитеты беспечное, веселое, лукавой настраивают на позитивное восприятие.

Стихотворение написано в легкой форме, читается на одном дыхании, нет нагромождений образов. Автор как будто обращается к каждому слушателю лично. Словами «подумаешь, тоже работа» он провоцирует оспорить или согласиться с этим утверждением. Главная задача поэта не просто слушать и слушать, а уметь«подслушать». И если у музыки это сделать легко, то лес он не так прост, в нем «сосны-молчальницы». А лучшее место для поэзии - «ночная тишина».

Лирический герой стихотворения

 Русская литература, да и вся мировая литература, не может похвастаться большим количеством женских фамилий. В свое время А. Ахматовой пришлось долго отстаивать свое право считаться настоящим поэтом. Стихотворение «Поэт» звучит как самоотчет автора перед слушателями (запись в тетрадь). В нарочито ироничной форме лирический герой рассказывает нам о поэтическом таланте «подумаешь, тоже работа, - беспечное это житье». И тут же тонко подмечает, что только поэт способен «подслушать у музыки что-то..., а после подслушать у леса, у сосен»Лирический герой делится с нами, где он черпает свое вдохновение «немного у жизни лукавой, и все - у ночной тишины». Стихотворение полностью обезличено. Этого удается достичь благодаря использованию местоимений и глаголов в неопределенной форме. Если не знать, кто автор, то догадаться, от чьего лица оно написано, невозможно.

Литературное направление

Свою творческую биографию А. Ахматова начинала в тот период, когда символизм переживал кризис, и поэтому она примкнула к группе поэтов-акмеистов. Новое направление в литературе пропагандировало отказ от перенасыщенности лирики символичностью. Они провозгласили начало новой литературы, в которой верховенствует реальность земного мира. В поэзии Ахматовой все четко и лаконично.

3. Работа по презентации (в группах) с 3 мин. – 8 мин.

- Почему было грустное настроение лирической героини? Ответ вы найдете в презентации (не печатали, запрещали, отобрали продовольственные карточки, семейные обстоятельства (пожертвовала самым дорогим – поэтическим именем)).

-Ребята, а как бы вы поступили на её месте в данной ситуации, ведь творческие люди они ко всему относятся трепетно? Осуждаете ли вы её?

 Но несмотря ни на что, она заставляла себя жить. Жить – а значит писать, ибо в этом для Ахматовой был смысл жизни - становилось всё труднее. Но ни каяться, ни сдаваться она не собиралась. Силу жить, высоко нести голову давало ей ощущение собственной правоты – давала верность собственному призванию. И как вы заметили, она была удостоена премией.

(Зачитать воспоминание современницы) «Сознание, что и в нищите, и в бедствиях, и в горе, она – поэзия, она – величие, она, а не власть, унижающая её, это сознание давало ей силы переносить нищету, унижение, горе. Хамству и власти она противопоставляла гордыню и молчаливую неукротимость». (Л. Чуковская)

4. Работа с текстами (по учебнику с. 143, стихотворение «Муза»)

А) Выразительное чтение стихотворения «Муза».

Б)  Анализ лирического произведения.

- Каким здесь мы видим лирического героя?

-  Назовите средства выразительности и покажите их роль в тексте.

В) Вывод

Обязанность поэта - не выдумывать, а всего-то лишь, расслышав, записать (запись в тетрадь).

5. Подведение итогов

Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово “поэтесса”, ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева - Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что “женская поэзия”- это не только “стишки в альбом”, но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее.

Д.з. наизусть стих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 кл. лит-ра  24.04 урок 90

Тема: Расул Гамзатов «О моей родине». Воспоминания поэта.

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Р.Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р.Гамзатова; эстетическое воспитание учеников.

Оборудование: портреты Р.Гамзатова, томики со стихами, зарисовки кавказских пейзажей, аудикассеты с записями стихов поэта.

Ход урока

Оргмомент

Работа по теме урока.

–«Люблю писать о жизни, о людях кем бы ни не были: орлами или змеями»-говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета. (портрет). Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.

Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу. Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.

- Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили, помнят и должны помнить.

II. Сообщение ученика

Расул Гамзатов – выдающийся советский поэт, лауреат Государственной премии (1952) и Ленинской премии (1963). Его имя стоит в одном ряду с именами лучших поэтов Советского Союза. Сын маленького аварского народа, выходец из семьи народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, он обрел широкую популярность в стране, и далеко за ее пределами своими содержательными и высокохудожественными поэтическими произведениями.

Расул Гамзатов самозабвенно влюблен в поэзию, находит в нем свое призвание, счастье, радость, форму участия в борьбе народа за строительство коммунизма.

О себе он рассказывает: « Как путник вспоминает, прежде всего, тот двор, где он седлал коня, так и я… вспоминаю ту саклю, где я родился. Слово «Цада» означает « в огне»: у нас очень рано встает солнце и долго горит. Здесь вырос и мой отец – народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса. Я родился четвертым ребенком и третьим сыном в 1923г. Два старших брата пали смертью храбрых на полях Отечественной войны. В июне 1951 г. я лишился и 74- летнего своего отца. Теперь из тех, кто в нашей семье носит папаху «Я» самый старший. В 1937 г. Расул Гамзатов впервые спустился с гор. Веселый и любознательный, он полюбил профессию школьного учителя.

III. Сценка, посвященная детству Р.Гамзатова

Автор: Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: « Однажды в детстве отец сильно наказал меня, - пишет Расул, - побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».

Утром он вышел как-будто в школу , а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились , он стал думать , где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.

Он стал просить взаймы у мальчишек, с которыми играл, но никто не захотел ему дать. Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшему , проиграешь и сам. Тогда он придумал выход. Стал обходить все дома в ауле и говорил:

Расул: Завтра в аул приезжают пехлеваны и мне поручили собрать для них деньги.

Автор: Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались на сквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним в дом, чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом , когда его за ухо вели домой, о его похождениях было известно все.

И вот Расул предстал перед судом отца.

Отец: - Что это?

Расул - Это колени

Отец: Колени – то колени , но почему они на виду? Расскажи-ка , где ты порвал штаны?

Расул: В школе … зацепил за гвоздь…

Отец: Как, как? Повтори….

Расул: За гвоздь.

Отец: Где?

Расул: В школе.

Отец ударил его по щеке ладонью.

Отец: Скажи теперь, как ты штаны порвал?

Автор: Расул молчал. Отец ударил его второй раз.

Отец: Если сейчас же не расскажешь все как было , ударю плетью.

Автор: Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился. З дня Расул ходил сам не свой . На 3-ий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил:

Отец: Ты знаешь, за что я тебя бил?

Расул: За то, что играл на деньги, - ответил Расул.

Отец: Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги . И я играл, и твои старшие братья играли.

Расул: За то, что порвал штаны?

Отец: Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка , чтобы ходить все время по тропочке.

Расул: За то, что не пошел в школу.

Отец: Конечно , это твоя большая ошибка , - сказал отец, но побил я тебя , сын, за твою ложь. Ложь - это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.

Автор: Много лет спустя Расул рассказал эту историю своему другу. «Как? – воскликнул он, - ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь?» Расул ответил: « Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими».

VI. Ученица: Да…, прав отец Расула, ложь есть ложь, какая бы она не была большая или маленькая по размеру. Интересно, а как люди относятся к его творчеству?

Письма, написанные поэту. Чтение писем:

Жительница г. Свердловска, старая и немощная К.И.Сыркова

« Мне радостно, что я могу назваться вашей современницей. Большое спасибо Вам за поэмы, образы матерей, женщин. Имя «Мать» - свято для нас всех. Мать, родившая такого сына, как вы, можно считать счастливой. Счастлива страна, в которой вырос такой сын, как вы. Какие проникновенные слова о матери вы пишите!

Я тоже очень люблю свою мать. Она мой жизненный друг и советчик. Хотя моя мама была молода, она не вышла замуж и целиком посвятила себя мне. Огромное спасибо Вам, за ваши слова в адрес женщин. Пишу, чтобы вы знали, что есть ценители вашего таланта. Спасибо за все.

Лидия Асриян г.Киев

V Стихотворение «Журавли». История создания. Исполнение песни.

Ученик: Да, великий поэт. А что тебе нравится из его творчества?

Ученица: Мне? Ну, конечно же «Журавли». У этого стихотворения целая история. Исполнение песни.

VI. Работа с учебником

1.       Выразительное чтение стихотворений «О моей родине», «Из цикла «Восьмистишия»

2.       –О чём стихи Гамзатова, приведённые в вашем учебнике?

-Как вы понимаете следующие строки?

Всё больше в неспокойном мире

Моей становится родни…

Граница отчизны – не лес, не поля.

Граница отчизны – граница покоя…

 

VII. Выставка книг Р.Гамзатова – творческое наследие поэта. Ознакомление с выставкой. (рассказ библиотекаря о книгах)

VIII. Завершающее слово учителя

Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нем.

Дорогие ребята, спасибо большое за ваше активное участие. А теперь давайте подведём итог всему услышанному: что вы узнали о поэте Р. Гамзатове и его стихах?

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение

 

 

 

 

 

 

8 кл. лит-ра   24.04 урок 59

Тема: Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Цель урока: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века и их произведениями.

Задачи: учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное. работать над выразительным чтением.

развивать мышление, устную связную речь, память. воспитывать любовь к Родине и родной земле.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Проверка домашнего задания.

Работа по теме урока

У: - Скажите, что такое Родина?

- Как вы понимаете значение этого слова?

-Что для вас обозначает это слово «Родина»?

У нашей родины – России - сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к ее судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжелых испытаний. Тема родины была актуальна всегда, она остается актуальной и на сегодняшнее время, когда каждому человеку необходимо не только определить свое место в жизни, но и осознать свою значимость для этой страны, в которой он живет.

 эпиграф урока.

«Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте ее верными сынами и дочерьми»

( Надпись на одной из неизвестных могил Сен - Женевьев – де - Буа.)

Иннокентия Анненского.

Краткая биография Иннокентия Анненского

Анненский Иннокентий Фёдорович, (1855-1909), русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.Ребята, вы узнали что-нибудь новое для себя из биографии писателя?

     - Практически у каждого  поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться на несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение « Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И не каждый  дождется пробуждения.

 

-  А теперь давайте прослушаем аудиозапись стихотворения

   Иннокентия  Анненского «Снег».

 - Подумайте,  о чем это стихотворение?

 

Беседа.

У: - Итак, о чем же это стихотворение?

Д: - О зиме.

У: - В первую очередь автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снежинок.

- Что же пишет автор?

- Почему он не может полюбить зиму?  Смотрите внимательно в текст.

« Полюбил бы я зиму, да обуза тяжка».

Поэт сравнивает зиму со своей жизнью, тяжкой , что зима тоже такая же тяжелая, что от нее даже дыму не уйти в облака. Здесь автор использует метафору.

- Он понимает, что снежное убранство- это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно было бы скрыть полностью все то, чего не хочется видеть.

Работа по картине.

У: - Посмотрите, как художник Зяблов изобразил репродукцию «Снег» на стихотворение Анненского.

- Точно ли передал художник чувства и мысли поэта?

- Каким образом он их выразил?

У: - Обратите внимание, какие эпитеты  использует Анненский?

- Какую роль они играют в стихотворении?

 Мир кажется ему убогим и непривлекательным.

Найдите это в тексте.

« Резанность линий», « нищенский след» « ослабелый сиреневый снег» - все это вызывает противоречивость чувств. В то же время он признается, что зима это любимое время года.

У: - Найдите, пожалуйста, в тексте момент, когда он трепетно относится к этому времени года?

( Когда мягкий  и уже тающий снег «ложится усталый на скользящий обрыв»)

У: - А что автор имеет ввиду под непорочными снами?

(Анненский говорит про « непорочные сны», наполненные мечтами и надеждами).

 

 

VII. Выразительное чтение стихотворения «Снег».

Ребята, не забывайте за проблемный вопрос.

У:-  В Париже и  Берлине, Риме, Нью-Йорке – везде русская эмиграция боролась за собственный голос. В Европейских столицах были организованы русские лит. центры, издательства. Центром далеко от России, они не теряли связи с родной землей. Их мысли и души были вместе с родиной.

Звучит отрывок песни Э. Пиаф «Париж».

У:- Ребята, закройте глазки, отдохнем и перенесемся в ту эпоху, представим Париж.

В это время учитель продолжает пояснять, перенося детей в то место и плавно переходим к другому автору и стихотворению.

У: - С ноября 1920 года они обосновались в Париже и, как когда-то в Петербурге стали проводить свои «воскресенья» на 11 – бис Колонель Боннэ. В этом доме и возникла мысль о «Зеленой лампе».

Париж. Предрождественское воскресенье. Дождь.  Мы сидим за длинным чайным столом на 11 – бис Колонель Боннэ. Мережковский вяло обсуждает заседание «Зеленой лампы».

У: - Кто такой Мережковский?

Портрет поэта вывешивается на доске. Следующий ученик делает свое сообщение.

Ученик рассказывает краткую биографию Мережковского.

У: - Что нового вы для себя узнали?

-Что хотели бы узнать?

Слово учителя.

В один из приездов на дачу Дмитрий Мережковский весной 1896 года написал стихотворение «Родное». В это время он уже был  известным поэтом. Мережковский очень глубоко переживал смерть своей матери. На даче под Петербургом каждая мелочь напоминает о ней и хранит тепло ее рук. Поэтому он часто гуляет и отмечает «Родимые, печальные места!»

Слушание аудиозаписи стихотворения в исполнении Покровской «Родное».

У:- Подумайте, что же хотел сказать Мережковский на ваш взгляд.

(Слушание муз. композиции Покровской «Родное».)

У: - Итак. О чем же хотел сказать нам автор, как вы думаете?

Он постепенно начинает смиряться с мыслью, что самые близкие люди рано или поздно ходят. Но остаются воспоминания, которые являются бесценными и могут причинить как боль, так и радость.

- Выразительное чтение стихотворение «Родное».

У:- Давайте послушаем биографию Н.Заболоцкого.

Третий ученик рассказывает сообщение о Н Заболоцком.

- Прослушайте его стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению, подумав над вопросом №1 стр.224.

У: -  Обратите внимание на презентацию как четко художник понимает чувства автора.

- Что же показал нам автор? Сравните фото с художественным образом стихотворения.

Автор показал изменчивость природы вечерней на Оке. Как четко выразились все линии, становятся видны все мелочи и детали мир становится

Выразительное чтение стихотворения.

.  Рефлексия.

     XI Домашнее задание.

Домашнее задание подг. к итог.к.р.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Неопределенная форма глагола

Тема: Неопределенная форма глагола

Тема: Н.М.Рубцов. «Родная деревня»

Тема: Н.М.Рубцов. «Родная деревня»

VIII. Беседа с классом - Можно ли стихотворение «Родная деревня» считать автобиографическим?

VIII. Беседа с классом - Можно ли стихотворение «Родная деревня» считать автобиографическим?

Тема: Разряды частиц. Тип урока : урок открытия «новых» знаний

Тема: Разряды частиц. Тип урока : урок открытия «новых» знаний

Тема: Ф.Кафка «Превращение». Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности

Тема: Ф.Кафка «Превращение». Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности

Фронтальная работа. Беседа . -

Фронтальная работа. Беседа . -

Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Тема: А.А.Ахматова. Слово о поэте

Тема: А.А.Ахматова. Слово о поэте

Ребята, а как бы вы поступили на её месте в данной ситуации, ведь творческие люди они ко всему относятся трепетно?

Ребята, а как бы вы поступили на её месте в данной ситуации, ведь творческие люди они ко всему относятся трепетно?

Тема: Расул Гамзатов «О моей родине»

Тема: Расул Гамзатов «О моей родине»

Отец: Как, как? Повтори…. Расул:

Отец: Как, как? Повтори…. Расул:

Тема: Русские поэты о Родине, родной природе

Тема: Русские поэты о Родине, родной природе

У: - Найдите, пожалуйста, в тексте момент, когда он трепетно относится к этому времени года? (

У: - Найдите, пожалуйста, в тексте момент, когда он трепетно относится к этому времени года? (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020
Посмотрите также: