Урок
Оценка 5

Урок

Оценка 5
docx
05.02.2020
Урок
19.12.docx

9 кл. лит-ра 20.12  урок 45

Тема: Адресаты любовной лирики поэта и послания к ним («Молитва», «Нищий», и др.). Любовь как страсть, приносящая страдания.

Цели: Расширить знания учащихся о любовной лирике М. Ю. Лермонтова, познакомить с ее адресатами

Предметные результаты:

предметные: познакомить с новыми фактами биографии поэта, развивать умение анализировать текст;

метапредметные: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности; сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; сформировать навыки индивидуальной работы .

личностные: привлечь внимание учащихся к личности Лермонтова, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой художественной культуры.

Ход урока

1. Организация урока

Эпиграф: Любить… но кого же? На время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…

М.Ю. Лермонтов

- Как вы понимаете эти слова?

-Как вы думаете, судя по этому эпиграфу, по вашему домашнему заданию, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Поставьте перед собой цель на данный урок.

Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.

Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания

1832 год – 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова – Софье.

Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в московском высшем свете одной из первых красавиц. Почти три года длилось это увлечение.

В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел.

- В каком жанре написано это стихотворение?(мадригал - небольшое поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.)

-Каким мотивом пронизано стихотворение?

Ответ: Стихотворение пронизано мотивом легкой иронии, звучит комплемент кокетке, слышатся нотки грусти Это еще не любовь, а влюбленность

3. Сообщение о Екатерине Сушковой.

Сообщение ученика:

1832 год: Екатерина Сушкова (Хвостова).

Анализ стихотворения “Нищий

Интересна история создания этого стихотворения. Оно написано после посещения Троицко-Сергиевой лавры. Сушкова рассказывала в своих воспоминаниях: «На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, беднях крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: положили полную чашечку камушков. Бог с ними!»

Помолясь святым угодникам, все мы поспешили домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи.

-Каков принцип построения стихотворения? Что дала любовь поэту?

       От глада, жажды и страданья.

Над ним жестоко насмехаются, кладут в протянутую руку камень. Во второй части поэт говорит о себе, своей любви. Он сравнивает себя с нищим, бедняком. Как нищий вымаливал кусок хлеба, так влюбленный поэт с горькими слезами, с тоской молил любви, улыбки, ласкового взгляда той, кому отдал свое сердце.

Любовь принесла поэту лишь страдание, «живую муку», тоску, горькие слезы. Все стихотворение пронизано надрывающей душу болью. А принцип антитезы, используемый Лермонтовым, усиливает страдание поэта.

- Они вновь встретились на одном из танцевальных вечеров в 1834 году. Речь зашла о стихотворении А.С. Пушкина «Я вас любил». Вспомним его.

(Ученик читает «Я вас любил»)

- О чем говорит лирический герой стихотворения? Какая у него любовь?

4. Сообщение о Наталье Федоровне Ивановой (Обрескова).

Сообщение ученика:

Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года. Рисуя ее портрет, он называет ее “мраморный кумир”, “бесчувственное божество”.

У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, носящих название “Ивановский цикл”.

Анализ стихотворения “Я не унижусь пред тобой”

Какой мотив мы слышим в этом стихотворении?

В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество. Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным. Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное, глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций

5. Сообщение о Варваре Лопухиной

Еще одна вдохновительница произведений М. Ю. Лермонтова – Варвара Александровна

- Что можно сказать о героине этого стихотворения?

7. Сообщение о  Марии Алексеевне Щербатовой.

-Следующая женщина, которая волновала Лермонтова, была Мария Алексеевна Щербатова , дочь украинского помещика Алексея Петровича Штерича.

Стихотворение «Молитва»

-Каким мотивом пронизано это стихотворение?

В минуту слабости или душевной боли поэт обращается к Богу. В произведении с психологической проникновенностью передается состояние «душевного просветления». Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» - обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. В данном стихотворении поэт открывается совершенно с другой стороны: он возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику», который приводит героя к «светлым душевным порывам». В нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы

8. Сообщение о Екатерине Быховец

- В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя Быховец. В письме, написанном уже после гибели поэта, она вспоминает: «Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь его не любил, великий князь ненавидел. И тут еще любовь: он был страстно влюблен в В.А. Лопухину, он и меня от того любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был.»

Рефлексия

ДЗ : 1. По любому понравившемуся стихотворению напишите эссе, где отметьте, понравилось ли вам стихотворение и почему, чем вас зацепило стихотворение..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 кл. рус.яз.  10.01

Тема: Р.р.№7 . Устное  сочинение-описание на основе личных наблюдений.

Цели: развивать умения собирать материалы к сочинению; самостоятельно группировать материал; создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи; создавать замысел сочинения по личным впечатлениям, создавать сочинение по личным наблюдениям, выбирать вид и форму изложения своего замысла. Задачи:  понять, в чём особенность сочинения-описания; уметь высказывать своё мнение; углубить переживания, сделать осознанными; развивать воображение, фантазию; почувствовать точность и емкость каждого слова в текстах-описаниях.

Планируемые результаты: Личностные: Стремление к речевому совершенствованию. Развитие эстетического сознания. Интерес к творческой деятельности. Регулятивные УУД. Постановка целей и задач. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей.  Предметные :  Расширенный поиск информации. Построение логических рассуждений. Структурирование текста. Обогащение словарного запаса. Систематизация наблюдений. Выявление основной и второстепенной информации. Отбор материала. Синтез знаний. Построение письменного высказывания. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Устное рассуждение. Коммуникативные:  Коллективное обсуждение. Умение выражать свою точку зрения. Аргументация собственной точки зрения. Умение вести беседу. Совместная работа.

Тип урока Урок развития речи

Ход урока

I.Организационный этап

II. Актуализация знаний.  Беседа

Какие вы знаете типы речи? Какие вы знаете стили речи?

В чём заключаются особенности художественного стиля?

Дайте определение понятий

Один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Оборот, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение

Определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Приём либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается посредством слов: как, точно, словно и т. п. Сравне́ние.

Ход урока

I. Слово учителя.

Речь

Существуют типы и стили речи.

Какие стили речи знаете?
Художественный, публицистический, официально-деловой, научный, разговорный.
Какие типы речи бывают?
Могут ли они соединяться между собой?

Портрет, пейзаж, интерьер.

• Какова цель описания?
• Что может быть объектом описания?
• На какой вопрос отвечают описания?
• Какие бывают описания?
Итак, сегодня на уроке мы будем описывать белочку.

II.  определите стиль и тип речи. Белка

Тело длиной 20-31см, хвост – 20-40см. Хвост густо покрыт шерстью. Длина его может быть больше длины тела. Задние конечности заметно длиннее передних. Уши, как правило, большие, иногда с кисточкой шерсти на вершине. На спине цвет серовато-бурый, на животе желто-бурый (из журнала).
2. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Докажите мнение.
Белочка
Белка – непоседа. Это одна из самых оживленных животных наших лесов. Она, как кошечка, умывается, потом внимательно смотрит черными бусинками глаз кругом, недовольно цокает при виде постороннего в лесу, и делает стремительный прыжок на соседнее дерево, распушив свой пушистый хвост. 

Белка – грызун, обитающий преимущественно в сосновых лесах. Но эти грациозные животные живут и у людей. Они подружились с людьми, берут корм из рук, отдавая предпочтение орехам и сладкому.
К сожалению, белкам хватает пищи только до половины зимы, поэтому этих красивых, живых и привлекательных животных необходимо подкармливать.
Белки очень доверчивы. А как будет приятно, когда белочки, которых вы подкармливаете, будут без боязни встречать и провожать вас!

3. Составьте синквейн к образу белочки.
• Кто -
• Какая она –
• Что делает –
• С кем можно сравнить –
• С каким предметом ассоциируется –
• Каким цветом изобразили бы –

II. Работа над составлением сочинения. 

Мы повторили сведения о видах описаний, успешно преодолели ступеньку урока, сделали шаг к описанию самого животного. Подумайте, что можно описать у животного?

1. Словарная работа.
Размер – большая, маленькая, средняя, небольшая...
Цвет – рыжая, белая, черная, коричневая...
Действия – прыгает, плавает, бегает, летает…
Привычки – прячет орехи, сидит в дупле, наблюдает за другими обитателями леса...

2.Редактирование высказываний.

Дети, подумайте, можно ли, описывая животное, сказать, что...
У собаки было длинное лицо.
Кошка очень больно поцарапала мне руку своими ногтями.
У коня были крепкие ноги.
У моего попугая забавный нос.
Что надо запомнить?

3. Работа в группах над описанием животного. Дети, обратите внимание на ориентировочный план описания животного. По такому плану можно описать любое животное. Пользуясь им, вы будете сейчас работать в группах. Объединитесь в группы и внимательно посмотрите на свои задачи.

План (ориентировочный)
1. Белка – лесное животное.
2. Ее внешний вид (шерстка, лапки, мордочка, размер, цвет, хвост).
3. Движения белочки.
4. Ее поведение.
5. Привычки животного.

Задание 1. По данному началу составьте сочинение-описание белочки. Обратите внимание на настроение животного, какие чувства она может вызвать в нас? 

День ото дня становилось холоднее, опадали листья, птички быстро прощались с родными лесами и полями. Они должны были улететь далеко в теплые края, потому что здесь зимой и холодно для них было, и с едой трудно. Белочка удобно забралась в дупле дрожащей осины.

Задание 2. Представьте себя в роли экскурсовода на фотовыставке «Такие разные белочки...». Внимательно рассмотрите каждую фотографию, докажите, что название каждой из них соответствует характеру белочки.

Ориентировочное начало: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашей фотовыставке «Такие разные белочки...». На первой фотокарточке под названием ... вы видите белочку, которая ... .

Задача 3. По представленной иллюстрации составьте устное сочинение-описание белочки. Пользуйтесь представленным ниже планом.
План
1. Белочка – лесная красавица.
2.Внешний вид белочки (шерстка, лапки, мордочка, хвост, цвет).
3. Движения белочки (с чем можно сравнить).
4. Ее поведение, настроение.
5. Чем привлекает это животное?

5. Рефлексия.
IV. Оценивание достижений учащихся, комментирование ответов.

V. Домашнее задание: написать дома сочинение-описание животного. Какого – посмотрите в своем письме!

 

 

 

 

 

 

8 кл. лит-ра 10.01

Тема: Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести.

Тип урока: развивающий по технологии критического мышления

Цель: организовать деятельность по систематизации и обобщению сведений по произведению Н.В.Гоголя, выявить его основные сюжетно-композиционные и жанровые особенности.

Задачи: совершенствовать коммуникативные навыки: участвовать в коллективном обсуждении, высказывать мнение по предложенной теме на основе сопоставления разных точек зрения;

Планируемые результаты: предметные: работать над овладением всеми видами речевой деятельности через текст; метапредметные результаты: способствовать обучению приёмам отбора и систематизации материала на тему урока и извлекать информацию из различных источников ; развивать способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; развивать умение понимать авторский замысел, речь, память, мышление, читательский вкус; личностные результаты: содействовать воспитанию доброты, милосердия, высоких моральных качеств у учащихся.

Ход урока

1. Мотивация урока.

О каком герое идёт речь в данном отрывке?

«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Напомнит историю жизни Самсона Вырина. (Ананина Настя)

бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего.

·         2. Актуализация знаний.

 Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа?

-маленький человек-

Ребята , какие ассоциации у вас возникают , когда  вы слышите словосочетание «маленький человек»?

Обратимся к карточке.

Выберите слова, которые подходят к характеристике  «маленького человека»

Бычкова Катя объяснит нам лексическое значение этого словосочетания.

("Маленький человек" в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.)

Все вы прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель»

• Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?

Какие вопросы возникали у вас во время чтения?

Ел наскоро, не замечая вкуса, с мухами и со …У него словно чувства атрофированы. Он не умеет радоваться. Испытывать удовольствие, хотя бы от еды.

Послушайте речь Акакия Акакиевича.

Стр.129. Как речь характеризует героя?

Он  неуверенный  в себе человек, какой-то жалкий.

Согласны ли вы, что Акакий Акакиевич –маленький человек?

Почему повесть о человеке названа «Шинель»? Вещь заменила человека.

Не человек важен в обществе, а шинель. - В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель.

Стоило Башмачкину прийти в новой шинели и его все заметили. Мундир заменил личность, чин затмил человека.

Какие ассоциации у вас вызывает слово шинель?(чиновник, чин должность, военный, власть) .

Почему же герой решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого? Над этими вопросами размышляла группа  Поздеевой Маши….

·         Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

Изменился ли герой, приобретя шинель? 

+

-

Стал ближе к обществу

Забросил работу

Стал заметнее (о нем заговорили)

Стал делать ошибки

Стал увереннее

Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом»

умер

Что стало причиной смерти героя? Ведь утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, не должна была свести в могилу бедного Акакия Акакиевича. Ведь он даже не простудился в тот вечер, когда возвращался домой после нападения грабителей раздетый, без шинели.

Над этим вопросом размышляла группа (Калгановой Алеси.)

С одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия?

Вспомните, что изображено на табакерке Петровича?

Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент.

Каков смысл подобного финала  и зачем автор использует гротеск- сочетание реального и фантастического?

Зачем автор нам рассказывает такую печальную историю?

Рефлексия.

Домашнее задание написать сочинение-рассуждение на тему «Человек  должен быть  «маленьким»?»

Тест по повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1. «Шинель» – произведение: а) романтическое, б) сентиментальное, в) реалистическое.

2. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» – это о ком:

а) об Акакии Акакиевиче, б) о Петровиче, в) о «значительном лице».

3. Акакий Акакиевич служил в департаменте: а) иностранных дел, б) просвещения, в) в одном…

4. Имя Акакий Акакиевич получил: а) по святцам, б) кума настояла, в) матушка дала.

5. «Значительное лицо»: а) титулярный советник, б) генерал, в) тайный советник.

6. Имя «значительного лица»:

а) Григорий Петрович, б) Иван Иванович Ерошкин, в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.

7. Акакий Акакиевич:

а) был равнодушен к работе, б) старался работать, чтобы не выгнали, в) служил с любовью, с наслаждением.

8. Акакий Акакиевич:

а) положительный герой, б) отрицательный герой, в) противоречивый характер.

9. Повествователь:

а) проявляется как «я», б) не чувствуется, в) его позиция выражена пафосом произведения.

10. Пейзаж:

а) играет важную роль, б) не играет особой роли, в) его здесь нет.

11. «Маленький человек» Гоголя: а) ничтожное существо, б) личность, временно задавленная обстоятельствами, в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.

12. Шинель:

а) художественная деталь, б) символ, в) образ.

13. Носителем положительного начала является:

а) образ Петербурга, б) повествователь, в) здесь нет положительного начала.

14. Повесть «Шинель»:

а) фантастическая, б) жизнеподобная, в) романтическая.

15. Акакий Акакиевич – это:

а) типичный национальный характер, б) лишний человек,

в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен).

Код: 1–в, 2–б, 3–в, 4–в, 5–б, 6–в, 7–в, 8–б, 9–в, 10–а,

11–а, 12–б, 13–б, 14–б, 15–в, 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 кл. рус.яз.  10.01

Тема:  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Цели и задачи  урока: расширение и систематизация знаний о базовых понятиях лингвистики ( пунктуация: тире в простом предложении); совершенствование умения применять изученную пунктограмму на практике; умение лингвистически грамотно делать выводы о постановке тире; развитие орфографической наблюдательности; совершенствование навыков тестирования.

Планируемые результаты: предметные: владение всеми видами речевой деятельности; проведение различных видов анализа; осознание эстетической функции родного языка;

Метапредметные : овладение приемами выделения необходимой информации; использование знаньевой рефлексии (позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов; личностные: адекватно ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку и коррекцию.

Тип урока: Урок повторение

Ход урока

I.                    Организационный момент

При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза — то, такно:

1. Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и _ сколько философ ни шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, но нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками.

КНИШ, кныш м.- лепешка с маслом

(запятая не ставится, так как после придаточного предложения есть союз но)

Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и, сколько философ ни шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками 

(в этом случае поставлена запятая, так как нет союза но.)

 

2. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и _ когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови.

Сравните: Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и, когда она остановилась на щеке, он различил ясно, что это была капля крови.

 

Он поспешно отошел к крыльцу, развернул книгу и, чтобы более ободрить себя, начал читать самым громким голосомФилософ стоял на высшем в дворе месте, и, когда оборотился и глянул в противоположную сторону, ему представился совершенно другой вид. Меня удивляло, что, когда ни приедешь к дедушке, всё находится в том же виде, как и десять лет назад, точно время здесь остановилось, как в заколдованном царстве. Сияя в блеске солнца, море точно улыбалось добродушной улыбкой Гулливера, сознающего, что, если он захочет, одно движение — и работа лилипутов исчезнет.

Подсказка по теме Запятая на стыке двух союзов

Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное:

Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом. — Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна. (Ср.: Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарилась голубоватым светом. 

В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и и то).

Посевная закончилась, и, хотя можно было немного передохнуть, механизаторы занялись ремонтом техники. — Посевная закончилась, и механизаторы занялись ремонтом техники, хотя можно было немного передохнуть.

 (Сравните: Посевная закончилась, и _ хотя можно было немного передохнуть, но механизаторы занялись ремонтом техники. В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и и но).

Лес молчал, и, если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы, тишина была бы мертвой. — Лес молчал, и тишина была бы мертвой, если бы не болезненные вскрики ночной птицы.

Внимание! Первое придаточное можно опустить – смысл не должен измениться!

При последовательном подчинении рядом могут оказаться 2 подчинительных союза, 1 подчинительный и 1 сочинительный (скопление союзов). Запятая между ними не ставится, если есть вторая часть союза– ТО или ТАК, ТЕМ, НО

8.       Закрепление материала

Задание: свяжите между собой части сложных предложений, подходящих по смыслу. Запишите получившиеся предложения. Укажите виды придаточных.

1.По всему дому запахло хвоей …

2.Деревья почтительно расступились…

3. Снег набился в глубокие морщины коры…

4.И дышалось возле дуба как-то особенно легко…

1…чтобы дать старшему собрату развернуться.

2… словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

3. … когда понемногу слежавшиеся ветви оттаяли.

4. …поэтому толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Задание: найдите для каждого предложения свою схему, запишите подходящее число.

1. Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы.

2. Едва они ступили в лес, тяжко гружёные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной.

3. Несмотря на то, что сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, обламывали хрупкие, сухие прутики, ничто не рождало здесь ни звука.

4.Казалось, что вся природа была полна испуга и торжественного ожидания.

5. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры.

1. [ = ], ( ).

2.[ --- , ( ), = ].

3. --- = ], ( ).

4. ( ), [ --- = ].

5. [ … , ( ), --- = ].

1-2 2-4 3-5 4-1 5-3

Задание: составьте свои СПП, опираясь на предложенные слова.

1.Зима. Снег.

2.Река. Лед.

3.Снежные шапки. Деревья.

Творческая работа

Конструирование СПП и их использование в собственных высказываниях.

Задание: Составьте СПП по предложенному началу, объясните знаки препинания.

1)Я очень люблю читать сказки… (потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях)

2)Мы живем в Крыму…

3)Когда я вырасту…

4)Хотя я никогда не был (а) на море…

5)Для того чтобы стать космонавтом…

Рефлексия

Д/з., оценивание Выписать 5 СПП, составить схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 кл. рус.яз.  19.12  урок 74

Тема: Проверочная работа по теме «Имя суще­ствитель­ное».

Цели работы: проверить  знания по теме «Имя существительное». Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать их от других частей речи.

Тип урока: контроль знаний

Вариант 1

Часть 1.

1.   Закончи фразы.

а)  Одушевленные существительные отвечают на вопрос....

б)  В предложении существительные чаще всего бывают ....

в) Нарицательные существительные являются названиями.....                                                           

г) К существительным собственным принадлежат ....

 д) В кавычки заключаются имена существительные…..

2.В каком варианте ответа все имена собственные заключаются в кавычки.

а)         Передача Диалоги о животных, роман Остров сокровищ, военный  катер Смелый.

б)         Тележурнал Ералаш, горный Урал, машина Урал.

в)        Бородинское сражение, столица Франции, город  Санкт-Петербург.

3. Именем существительным мужского рода является слово:

а) кофе; б) авеню; в) шоссе.

4. Определи способы образования существительных.

Безвкусица, прадед, медвежонок

5. Укажите неправильный вариант написания

а)         в аллее,     об ученье,       в гавани;

б)         на станции,   на лекции,   на поляне;

в)         о собрании,   о договоре,   о заявлении;

г)         в гербарии,    в планетарие,    в сарае.       

6. Укажите неправильный вариант написания

А) Вечернее Сочи встречало прибывающих ослепительным сиянием огней.

Б) Забавный пони возил детей по кругу.

В) Шимпанзе кормил детеныша.

Г) Нам очень нравилась эта широкая авеню.

7. Укажите слова, которые пишутся с НЕ слитно:

А)(не)приветливость Б)(не)примиримость В)(не)везение, а труд Г)(не)приязнь Д)(не)былицы Е)(не)место Ж)(не)работа, а забота

8.В каком ряду все слова пишутся с О:

А )Ш…пот, ш…рох, огурц…в, собач…нка

Б) Ш…в, мяч…м, чиж…м, руч…нка

В) Старич…к, суч…к, ж…лудь, ш…лк

9.Укажите слова, которые напишете с суффиксом –ИК:

А) Куст..к Б)Кусточ…к В)Денеч…к Г)Дом…к

10. Несклоняемым является имя существительное:

А) брошь Б) жалюзи В) сани Г) рояль

11.Укажите группу имён существительных общего рода.

А)Пальто, метро, сирота, кот. Б) Репетитор, пианино, человек, шампунь.

В)Зазнайка, лежебока, умничка, трудяга.

12. Укажите группу имён существительных только множественного числа.

А) Борьба, молодёжь, погода, бег.Б) Плоскогубцы, ножницы, брюки, шорты.

В) Лекция, время, уши, брюки.

13.Укажите имена существительные с суффиксом -ЧИК-:

а) груз..ик;                     г) перевод..ик;

б) плавиль..ик;                       д) обход..ик;

в) копиров..ик;                     е) свар..ик.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

 1)Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. (2)Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. (3)И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды - маяки.

1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

2. Запишите способ образования слова "мореплаватели" из предложения (1).

 

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

Часть 1

1

а) кто?

б) подлежащими

в) предметов

г) имен, географических объектов и т.д.

д) названия фильмов, книг и т.д.

а) неодушевленные

б) самостоятельным частям речи и изменяются по падежам и числам

в) географических объектов, книг, фильмов и т.д.

г) подлежащим

д) названия фильмов, книг и т.д

1балл за каждый правильный

5 баллов

2

а

б

1 балл

3

а

а

1 балл

4

Безвкусица - ПРИСТ-СУФ., прадед - пристав., медвежонок- суффикс.

Подберезовик - прист-суф., пригород - пристав. , гордость - суф.

1 балл

(3 балла)

5

г

а

1 балл

6

А

б

1 балл

7

Абгд

Абгд

1 балл за каждый правильный

4 балла

8

Б

Б

1 балл

9

Аг

аг

1балл за каждый правильный

2 балла

10

б

в

1балл

11

В

в

1балл

12

б

а

1балл

13

агд

авг

1балл за каждый правильный

3 балла

Часть 2

1

путь

время

1 балл

2

сложение

суффиксальный

1 балл

3

звезда

работа

1 балл

Итого

28 баллов

Ответы

Выведение итоговой оценки:

Всего 28 баллов.

«5» = 28– 26 б. (100 - 90%)

«4» = 25 – 21 б. (89- 75%)

«3» = 20 – 15 б. (74– 51%)

«2» = 14 – 0 б. (0- 50%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 кл. (Имя существительное )Вариант 1

Часть 1.

1.   Закончи фразы.

а)  Одушевленные существительные отвечают на вопрос....

б)  В предложении существительные чаще всего бывают ....

в) Нарицательные существительные являются названиями.....                                                           

г) К существительным собственным принадлежат ....

 д) В кавычки заключаются имена существительные…..

2.В каком варианте ответа все имена собственные заключаются в кавычки.

а)         Передача Диалоги о животных, роман Остров сокровищ, военный  катер Смелый.

б)         Тележурнал Ералаш, горный Урал, машина Урал.

в)        Бородинское сражение, столица Франции, город  Санкт-Петербург.

3. Именем существительным мужского рода является слово:

а) кофе; б) авеню; в) шоссе.

4. Определи способы образования существительных.

Безвкусица, прадед, медвежонок

5. Укажите неправильный вариант написания

а)         в аллее,     об ученье,       в гавани;

б)         на станции,   на лекции,   на поляне;

в)         о собрании,   о договоре,   о заявлении;

г)         в гербарии,    в планетарие,    в сарае.       

6. Укажите неправильный вариант написания

А) Вечернее Сочи встречало прибывающих ослепительным сиянием огней.

Б) Забавный пони возил детей по кругу.

В) Шимпанзе кормил детеныша.

Г) Нам очень нравилась эта широкая авеню.

7. Укажите слова, которые пишутся с НЕ слитно:

А)(не)приветливость Б)(не)примиримость В)(не)везение, а труд Г)(не)приязнь Д)(не)былицы Е)(не)место Ж)(не)работа, а забота

8.В каком ряду все слова пишутся с О:

А )Ш…пот, ш…рох, огурц…в, собач…нка

Б) Ш…в, мяч…м, чиж…м, руч…нка

В) Старич…к, суч…к, ж…лудь, ш…лк

9.Укажите слова, которые напишете с суффиксом –ИК:

А) Куст..к Б)Кусточ…к В)Денеч…к Г)Дом…к

10. Несклоняемым является имя существительное:

А) брошь Б) жалюзи В) сани Г) рояль

11.Укажите группу имён существительных общего рода.

А)Пальто, метро, сирота, кот. Б) Репетитор, пианино, человек, шампунь.

В)Зазнайка, лежебока, умничка, трудяга.

12. Укажите группу имён существительных только множественного числа.

А) Борьба, молодёжь, погода, бег.Б) Плоскогубцы, ножницы, брюки, шорты.

В) Лекция, время, уши, брюки.

13.Укажите имена существительные с суффиксом -ЧИК-:

а) груз..ик;                     г) перевод..ик;

б) плавиль..ик;                       д) обход..ик;

в) копиров..ик;                     е) свар..ик.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

 1)Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. (2)Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. (3)И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды - маяки.

1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

2. Запишите способ образования слова "мореплаватели" из предложения (1).

3. Выпишите из предложений (2) и (3) имя существительное 1-го склонения (поставьте его в начальную форму).

 

 

 

 

6 кл. (Имя существительное ) Вариант 2

Часть 1

1.   Закончи фразы.

а) На вопрос что? отвечают  имена существительные...

б) Имена существительные относятся к …………….. и изменяются по ...

в) Существительные собственные являются названиями ...

г) В предложении имя существительное чаще всего бывает….

д) В кавычки заключаются имена существительные….

2.В каком варианте ответа все имена собственные заключаются в кавычки.

а)   Город Париж, планета Марс, птица воробей.

б)  Программа Итоги, корабль Титаник, газета Комсомольская правда,

в) Телепередача Утренняя звезда, балет Лебединое озеро, улица Шолохова.

3. 13. Именем существительным среднего рода является слово:

а) фойе; б) кофе; в) шимпанзе

4. Определи способы образования существительных.

Подберезовик, пригород, гордость

5. Укажите неправильный вариант написания

а)   на стадионе, на строительстве, об учение;

б)  в летописи, на пристани, к Наталье;

в)  на репетиции, на постановке, станции;

г)  о расстоянии, о затмении, о героизме;

6. Укажите неправильный вариант написания

а) К праздничному столу мы принесли вкусную салями.

б) Несколько лет назад была очень популярна песня Алены Свиридовой «Розовая фламинго».

в) Обходчик заметил, что лопнул левый рельс.

г) Молодой преподаватель Инна Ивановна начала урок.

7. Укажите слова, которые пишется с НЕ слитно:

А) (не)воля; Б) (не)приятель; В)(не) утро, а вечер; Г) (не)вежа

Д) (не)точность Е) (не)правда, а ложь; Ж) (не)тетрадь, а блокнот

8. Буква И пропущена в слове:

а) дружоч..к; б) мяч..к; в) ребеноч..к; г) ореш..к;

9. Буква О пропущена в слове:

а) реч…нка; б) теч..т; в) ч..рточка; г) старич..к;

10. Несклоняемым является имя существительное:

а) ночь б) ворота; в) жалюзи; г) рояль

11.Укажите группу имён существительных общего рода.

А) Ковыль, метро, сирота, собака.

Б) Судья, шоссе, человек, тюль.

В) Лакомка, лежебока, жадина, плакса.

12. Укажите группу имён существительных только единственного числа.

А) Борьба, молодёжь, погода, бег.

Б) Чернила, башмаки, дверцы, шорты.

В) Лекция, время, уши, брюки.

13.Укажите имена существительные с суффиксом -ЧИК- (буквы пропущены):

а) перевоз..ик;                     б) точиль..ик;                      в)навод..ик;

г) обход..ик;                         д) копиров..ик;                     е) свар..ик.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Служба на многих маяках напоминает жизнь Робинзона Крузо. (2)Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении. (3)И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.

1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

2. Запишите способ образования слова "смотритель" из предложения (2).

3. Выпишите из предложений (2) и (3) имя существительное 1-го склонения (поставьте его в начальную форму).

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Адресаты любовной лирики поэта и послания к ним («Молитва», «Нищий», и др

Тема: Адресаты любовной лирики поэта и послания к ним («Молитва», «Нищий», и др

Любовь принесла поэту лишь страдание, «живую муку», тоску, горькие слезы

Любовь принесла поэту лишь страдание, «живую муку», тоску, горькие слезы

Тема: Р.р.№7 . Устное сочинение-описание на основе личных наблюдений

Тема: Р.р.№7 . Устное сочинение-описание на основе личных наблюдений

Белки очень доверчивы. А как будет приятно, когда белочки, которых вы подкармливаете, будут без боязни встречать и провожать вас! 3

Белки очень доверчивы. А как будет приятно, когда белочки, которых вы подкармливаете, будут без боязни встречать и провожать вас! 3

Тема: Мечта и реальность в повести «Шинель»

Тема: Мечта и реальность в повести «Шинель»

Стал ближе к обществу Забросил работу

Стал ближе к обществу Забросил работу

Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Задание: свяжите между собой части сложных предложений, подходящих по смыслу

Задание: свяжите между собой части сложных предложений, подходящих по смыслу

Тема: Проверочная работа по теме «Имя суще­ствитель­ное»

Тема: Проверочная работа по теме «Имя суще­ствитель­ное»

Вариант 1 Вариант 2

Вариант 1 Вариант 2

Имя существительное ) Вариант 1

Имя существительное ) Вариант 1

Имя существительное ) Вариант 2

Имя существительное ) Вариант 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020
Посмотрите также: