5 кл. рус.яз. 09.10 урок 23
Тема: Разбор словосочетания.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: умение находить словосочетания в предложении; уметь правильно употреблять определять главное и зависимое слово.
Задачи: расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, учить видеть глубину вопроса, анализировать свои движения души; развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление, показать ценность достижений культуры для человечества.
Формируемые УУД.
Предметные: сформировать умение вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое слово; различать именные и глагольные словосочетания
Метапредметные:
Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка.
Ход урока
1.оргмомент
Фронтальный опрос.
1. О каких разделах науки о языке мы уже говорили с вами на прошлых уроках?
2.Какие единицы речи изучает синтаксис
3.Какую единицу синтаксиса мы называем словосочетанием?
4.Из каких частей состоит словосочетание?
Синтаксическая пятиминутка
(произвести синтаксический разбор предложения)
В моховых болотах ожерельем лежит по кочкам румяная клюква.
-словарная работа со словом «ожерелье» (в работу включено знакомство со словарем Ожегова. Портрет ученого в течение урока на доске, краткая справка о нем дается перед началом работы);
- выписать словосочетания из предложения и определить характер связи слов в словосочетании (сочинительные или подчинительные)
-вопрос: Какие словосочетания в русском языке называют именными, а какие - глагольными?
Распределительный диктант
Сущ.+… глагол+…
Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.
Игра- диктант « Редактор»
-(запишите словосочетания, предварительно исправив в них допущенные ошибки)
Смотреть вслед грузовика, касаться к проводам, скучаю за тобой
-(образуйте словосочетания, подобрав к существительным прилагательные)
тюль, рояль, тополь, мозоль (использование словаря для определения рода)
-(выберите из двух словосочетаний те, которые, с вашей точки зрения,более уместны в разговоре, объясните свой выбор)
На обед мама приготовила (суп с грибами, грибной суп).
Мы пили чай (с вареньем из абрикосов, с абрикосовым вареньем).
Мы с удовольствием ели (малину из леса, лесную малину).
Творческий диктант
(образуйте словосочетания по данным схемам и разберите их)
глагол+ наречие
сущ.+прилагат.
глагол+сущ.
Выписать из предложений по три именных и глагольных словосочетания, провести разбор.
Я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.
Говорить их учат так.
Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом ровным голосом повторять одну и ту же фразу – раз двадцать, а то и тридцать.
После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живет.
Вот и вся премудрость.
Е. Чарушин
Слабые и робкие ручьи огибают каждый камень.
1. ручьи слабые 2. ручьи робкие 3. ручьи огибают |
4. слабые и робкие 5. огибают камень 6. каждый камень |
Помогать старушке, крылечко избы, красивая брошь, смотреть нежно, отплыть от причала, учебник сестры, чудное мгновенье, сшить аккуратно, старый календарь, написать картину, громко кричать, дом в деревне, ароматный персик, клубились на горизонте, калина красная, развести костер, говорить серьезно, чисто вымыть, книга на парте
Рефлексия
Д.з.
6 кл. рус.яз. 09.10 урок 28
Тема: Повторение по теме «Лексика. Культура речи».
Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
Цели: обобщить и систематизировать знания по разделу;
совершенствовать разные виды речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи, письмо, развитие коммуникативно-речевых умений. Планируемые результаты:
- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления.
- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты
- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте. Развивать способности к сравнению, умозаключению, обобщению, анализу, логичности;
развивать умения выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу, выяснить и обсудить мнение и отношение собеседника к обсуждаемому вопросу.
Ход урока
оргмомент
Конкурс «Бумеранг». Быстро извлечь из памяти нужное слово.
а) Устаревшие слова замените синонимами
1.стезя – дорога 2. льзя - можно
чело – лоб уста - губы
ланиты – щеки очи - глаза
внимать – слушать кика - кичиться
брадобрей – парикмахер кокошник – женский головной убор
сюртук – мужская одежда в талию брань - битва
с длинными полами десница - правая рука
денница – утренняя заря
б) Замените заимствованные слова русскими:
1) брошюра – небольшая книжечка
2) финал – завершение, конец
1) инструкция – указание
2) антракт - перерыв
1) шоссе – дорога
2) контролировать - проверять
1) агрессивный – враждебный
2) анонс – предварительное объявление
1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение
2) директор – руководитель учреждения
1) колоссальный – очень большой, огромный (успех)
2)стабильный – прочный, постоянный
Конкурс «Эрудит». Угадайте слово по его лексическому значению
1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос);
2) Начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость (старт);
1) Красная строка, отступ в начале строки (абзац);
2) Тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине (патриот).
1) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг.).
2) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата.).
Легенда о ромашке.
Очень давно жила Девушка. Она была сильно влюблена в Юношу. Его звали Роман.
Однажды во сне он увидел маленький хрупкий цветочек с желтой серединкой и белыми лепесточками, похожими на язычок. Цветок был нежный и чистый, как его любовь. Утром Роман открыл очи и увидел возле головы цветок, и он подарил его своей возлюбленной. Девушка удивилась и назвала цветок в честь любимого - ромашка.
Девушка предложила собрать букет в той неведомой стране и подарить цветы всем любящим сердцам. Отправился Роман к царю снов. Долгий путь предстоял ему. Поведал юноша всю историю царю, царь согласился подарить букет ромашек. Но какую жестокую цену заплатил Роман! Он остался в царстве снов навсегда.
В одно прекрасное утро она увидела поляну ромашек и поняла, что она никогда не увидит своего любимого.
Грамматическое задание.
1.Подчеркните
в тексте словосочетание с переносным значением.
2.Подберите антонимы к словам: хрупкий, чистый, сильно, утро,
согласился.
3.
Подберите синонимы к словам:
удивилась, юноша, прекрасное, поведал, путь.
4. Найдите в тексте архаизм.
5. Найдите в тексте историзм.
Рефлексия
Д.з.
6 кл. лит-ра 09.10 урок 17
Тема: А.С.Пушкин.«Дубровский»: бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
Цели урока: восприятие учащимися романа А.С.Пушкина «Дубровский» через авторское отношение к героям, размышление о проблемах взаимоотношений между людьми, власти денег над человеком.
Планируемые результаты:
· познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
· личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
· регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
· коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Цитата из произведения «Дубровский» (учебник литературы 6 класс)
«..псарня чудная, - вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».
- Узнали?
- Из какого произведения эта цитата?
- Кто автор?
Определение темы урока самими учащимися.
Целеполагание
Поясните смысл пословицы
От одного слова – да навек ссора.
- Подумайте, как эта пословица связана с содержанием романа и определите тему нашего урока.
- На какие вопросы мы должны будем ответить?
- Что нужно будет сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы?
1. История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.
2. А.С. Пушкин в 30-е годыочень плодотворно поработал. Он написал около четырехсот стихов, главы романа "Евгений Онегин", пишет прозу, много критических и публицистических статей. Пребывание в Болдино имело еще результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в разорённости и запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвание. Болдино не могло давать доходы. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был "грамотей и стихотворец". Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот.
3.
Тридцатые годы
По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. В этот период (1832)
он задумывает "Дубровского" и "Историю Пугачева", в октябре
возвращается в Болдино и проводит там до половины ноября. Это была вторая
болдинская осень. Там он закончил "Историю Пугачева", написал
"Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о
мертвой царевне" и много стихотворений. К этому же времени относится
работа над "Пиковой дамой".
Творческий путь Пушкина с самого его начала — непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30-е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей.
Теория литературы.
Определите жанр этого произведения. (Запись в тетради)
- Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Стр 143
- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?
Запись в тетради:
1. Большое повествовательное произведение;
2. разветвлённый сюжет;
3. значительный объём;
Словарная работа.
- На доске вы видите слова: авантюра, приключение, популярный, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.
Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.
Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;
2. пользующийся широкой известностью.
Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.
(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)
- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.
Исследовательская работа.
- Прочитаем начало романа 1 абзац.
-Что
давало Троекурову «большой вес в губерниях»?
-Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?
Кирила Петрович: (Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень;
Андрей Гаврилович: Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).
Кто же является главными героями?
· Укажите их социальное положение.
· Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?
· Какие у них были увлечения?
· Как складывались отношения с соседями?
· Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?
· Отметьте общее в судьбах героев.
Скажите, ребята, приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?.. Тогда возникает вопрос: как нужно поступить, если ты поссорился с другом…
Ответы учащихся.
Сегодня на уроке мы уже очень много сделали: были исследователями,
работали в поисковых группах, а сейчас мы будем анализировать эпизод «Ссора друзей»
- Прав ли Андрей Гаврилович Дубровский, сделав такое замечание, а если прав, то почему псарь Парамошка не согласился с ним, хотя жил, наверное, хуже своих подопечных?
- Что оскорбило Дубровского и почему он покинул псарню?
Почему
один Дубровский не восхищался псарней Троекурова? Какое слово объясняет его
«суровую» оценку?
2. Что в словах псаря оказалось
особенно обидным для Дубровского?
3. Как вели себя после эпизода на
псарне Дубровский и Троекуров? Пытался ли кто-то из них уладить дело мирным
путем?
Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?
· Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?
· Сожалеет ли он о случившемся?
· Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
· Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?
· Так кто же виноват в ссоре?
· Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?
1. Что можно сказать о Дубровском на основании его письма?
2. Почему письмо Дубровского вызвало гнев Троекурова и как сильно повлияло оно на ссору?
Вывод: Письмо усугубило ссору. Троекуров оскорблён и ждёт удобного случая, чтобы отомстить Дубровскому.
Рефлексия.
Домашнее задание
8 кл. рус.яз. 09.10 урок 18
Тема: Типы связи слов в словосочетании.
Цели урока: обобщать,систематизировать,развивать культуру устной, диалогической, письменной речи
Задачи урока: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях
УУД:
Личностные УУД: формирование учебной мотивации; ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности;осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; на практике усваивают морально-этические принципы общения и сотрудничества;умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: - умеют выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
Тип урока: урок закрепления изученного
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Орфоэпическая разминка(на доске написаны слова). 5 мин.
разОгнутый, на дОску, давнИшний, озлОбленный, диспансЕр, понЯвший, переведенА, пОднятый, сОслепа, хлОпковое, досЮда, двИжимый, издрЕвле, зАняли, в тУфлях, чЕрпать, намЕрение.
3.Проверка домашнего задания
4. работа по теме урока
- Что такое синтаксис?
В чем отличие предложения от словосочетания?
Назовите состав ССЧ?
-Какое слово называется главным?
-Какое слово называется зависимым?
-Назовите виды ССЧ по характеру главного слова?
(Именные,глагольные,наречные)
-Какие сочетания слов не являются ССЧ?
(сочетания подлежащего и сказуемого ГО;однородные члены предложения;составные формы слов;фразеологизмы)
- Какие ССЧ с подчинительной связью вы знаете?
(согласование,управление,примыкание)
- Что такое согласование? Управление? Примыкание?
(Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное.
Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.
Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).
Зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять).
зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).
- Для того чтобы вам было проще определить способ подчинительной связи слов в ССЧ, воспользуйтесь алгоритмом:
1. Найдите в ССЧ главное и зависимое слово.
2. Измените главное слово.
3. Измените зависимое слово:
Если зависимое слово изменяется, то способ связи СОГЛАСОВАНИЕ
Если зависимое слово не изменяется, то определить его часть речи:
Если это наречие, деепричастие, инфинитив, то способ связи ПРИМЫКАНИЕ
Если это существительное, местоимение-существительное, количественное числительное, то способ связи УПРАВЛЕНИЕ
5.Коллективная работа 7 мин.
-. Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. (Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях. Предупредительный диктант).
1 задание: Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.
Ответ: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере
- Итак,а остальные не являются ССЧ? Докажите.
2 задание: Обратимся к тексту упражнения №58.Из текста из первых четырех предложений выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ (ученики записывают самостоятельно в таблицу тетради , затем задание проверяется коллективно):
- Итак, какой частью речи выражены зависимые слова в ССЧ?
6.Индивидуальная работа.12 мин.
Всем ученикам раздаются индивидуальные задания.
Время на выполнение – 5 минут.
1 задание.Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.
Карточка 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга); гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый).
Карточка 2. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево); ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память).
2 задание: следующее задание составлено по принципу задания на экзамене в 9 классе. Каждый ученик получает индивидуальную карточку
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. деревянная ложка – ложка из дерева
2. алгебраическая задача – задача по алгебре
3. учительский стол - стол учителя
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ
1. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
2. совет отца – отцовский совет
3.особняк в три этажа - трёхэтажный особняк
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. осторожно слез – слез с осторожностью
2. спокойно делал – делал со спокойствием
3. бесстрашно бросился – бросился без страха
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ
1. глядел со смущением – смущённо глядел
2. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал
3. отзывался с гордостью – гордо отзывался
Д.з.
Рефлексия.
Тип подчинительной связи |
Главное слово |
Зависимое слово |
Согласование |
Самостоятельная часть речи |
Прилагательное Причастие Порядковое числительное Местоимение |
Управление |
Самостоятельная часть речи |
Существительное местоимение |
Примыкание |
Самостоятельная часть речи |
Наречие Деепричастие инфинитив |
Тип подчинительной связи |
Главное слово |
Зависимое слово |
Согласование |
Самостоятельная часть речи |
Прилагательное Причастие Порядковое числительное Местоимение |
Управление |
Самостоятельная часть речи |
Существительное местоимение |
Примыкание |
Самостоятельная часть речи |
Наречие Деепричастие инфинитив |
Тип подчинительной связи |
Главное слово |
Зависимое слово |
Согласование |
Самостоятельная часть речи |
Прилагательное Причастие Порядковое числительное Местоимение |
Управление |
Самостоятельная часть речи |
Существительное местоимение |
Примыкание |
Самостоятельная часть речи |
Наречие Деепричастие инфинитив |
Тип подчинительной связи |
Главное слово |
Зависимое слово |
Согласование |
Самостоятельная часть речи |
Прилагательное Причастие Порядковое числительное Местоимение |
Управление |
Самостоятельная часть речи |
Существительное местоимение |
Примыкание |
Самостоятельная часть речи |
Наречие Деепричастие инфинитив |
Тип подчинительной связи |
Главное слово |
Зависимое слово |
Согласование |
Самостоятельная часть речи |
Прилагательное Причастие Порядковое числительное Местоимение |
Управление |
Самостоятельная часть речи |
Существительное местоимение |
Примыкание |
Самостоятельная часть речи |
Наречие Деепричастие инфинитив |
9 кл. рус.яз. 09.10 урок 23
Тема: Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление.
цель: научить учащихся составлять различные документы официально-делового стиля.
Задачи:
1) повторение стилей речи;
2) коррекция речевой и письменной грамотности;
3) знать порядок оформления различных документов официально-делового стиля;
4) уметь применять на практике полученные знания.
Ожидаемые результаты: повышение познавательного интереса детей к изучению русского языка; учащиеся должны знать порядок оформления документов; научиться составлять различные документы официально-делового стиля.
Ход занятия
I.Оргмомент.
II. Корректировка орфографических знаний.
1. Словарный диктант: автобиография , будущее, иллюстрация, заявление, клише, конспектировать, титульный лист, ориентироваться, планомерно, прогнозирование, систематизировать, шаблон, штампы, договор, документ, проект, ходатайство, характеристика ,карьера, фотография, апелляция, портфолио, резюме, доклад, доверенность, расписка, стандарт, протокол.
Задание для ученика:
подчеркните в словарном диктанте слова, которые обозначают документы, нужные выпускнику для окончания школы и дальнейшего обучения в каком-либо учебном заведении и определить их лексическое значение.
Автобиография, будущее, иллюстрация, заявление, клише, конспектировать, титульный лист, ориентироваться, планомерно, прогнозирование, систематизировать, шаблон, штампы, договор, документ, проект, ходатайство, характеристика ,карьера, фотография, апелляция, портфолио, резюме, доклад, доверенность, расписка, стандарт, протокол.
АБИТУРИЕНТ - выпускник средней школы, поступающий в высшее или среднее специальное учебное заведение
Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание» сам жизнь пишу) — официально-деловой документ. Последовательное описание человеком событий собственной жизни.
Заявление – официальная письменная просьба о чём-либо.
Характеристика – официальный документ, в котором даётся описание отличительных свойств, достоинств и недостатков кого-чего-н.
Апелляция (1) – (oбращение) - обжалование какого-либо постановления в высшую инстанцию, которая имеет право пересмотреть дело по существу.
Апелляция (2) - это аргументированное письменное заявление абитуриента либо о нарушении процедуры вступительных испытаний, приведшем к снижению оценки, либо об ее ошибочности, по его мнению, выставленной оценки на вступительных испытаниях
Доверенность – это документ, который позволяет одному человеку действовать отимени другого, написавшего доверенность.
Портфолио - это собрание личных достижений ученика, которое реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности, собираются все бланки или заверенные копии документов, официально подтверждающих достижения учащегося в любой области деятельности за девятый класс: дипломы, грамоты за участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня; бланки или заверенные копии свидетельств и удостоверений о прохождении курсов и программ дополнительного образования в центрах, домах творчества, спортивных и музыкальных школах, клубах физической подготовки, станциях юных техников, туристов, натуралистов; бланки и заверенные копии документов, подтверждающих присвоение спортивных разрядов и званий).
Слово учителя:
Итак, в конце учебного года будете сдавать экзамены, после окончания школы вы пойдёте на собеседование в средне-специальные учебные заведения. Какую одежду вы выберете для этого? Какой это стиль в моде? (официально-деловой).
Стиль существует не только в одежде, моде, но и в речи.
Объявление темы и цели урока.
Цель нашей работы – познакомиться на практике с особенностями делового стиля и научиться создавать небольшие тексты, относящиеся к деловой речи.
Слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми примерами деловой документации. Каждому из вас, рано или поздно, придётся столкнуться с необходимостью самостоятельного составления и написания такого рода документов: при поступлении в училище, техникум, на работу и т.д.
Актуализация изученного материала:
просмотр презентации по теме «Стили речи».
Итоговый вопрос: что мы повторили, просмотрев презентацию ?
Составление официально-деловых документов.
1.Слово учителя. В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко, коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов. Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление для поступления в училище, техникум вы должны будете написать самостоятельно.
Но для начала, как вы понимаете, вам нужно сдать экзамены в школе и подписать титульный лист экзаменационной работы по русскому языку.
2. Подписывается титульный лист экзаменационной работы.
3. Написание образца апелляции. Написание апелляции может пригодиться в случае несогласия с оценкой письменной экзаменационной работы. Разумеется, подача апелляции – крайняя мера, в большинстве случаев подобные вопросы решаются в школе, где вы учитесь. Другое дело, что составление такого документа может понадобиться позже, когда вы станете абитуриентами училищ, техникумов.
(Выдается формат А 4, где есть шапка в верхнем правом углу листа (кроме Ф.И.О.) , а сам текст апелляции пишется под диктовку учителя.)
Председателю
апелляционной комиссии
Аксайского района
Федорову И. П.
ученика МБОУ
Ленинской СОШ
Сидорова И.П.
апелляция.
Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками во 2-ом и в 3-м абзаце изложения.
06 июня 2010 г. (подпись)
Итоговые вопросы:
- какие штампы в этом предложении, свойственные оф.-делов. стилю мы использовали ?
-Какое это предложение по составу?
-Чему мы научились на данном этапе занятия?
4.Составление собственного заявления для поступления в училище, техникум . (Пишется на формате А 4)
(Консультация - напоминание учителя по написанию заявления.)
(Учащиеся самостоятельно пишут текст самого заявления)
Памятки-вопросы:
-с какой буквы и как пишутся названия факультетов, отделений?
-почему ставится запятая после Ф.И.О.?
Директору ПТУ №13
Макарову Д.С.
Сидорова И.П.,
проживающего по
адресу: ул. К. - Маркса,
д.109, кв.51
заявление.
Прошу принять меня на факультет «Автомеханик широкого профиля».
9 кл. лит-ра 09.10 урок 16
Тема: Общая характеристика русской литературы XIX века. Понятие о романтизме. Поэзия XIX века (обзор).
Цели:
- проанализировать понятие «русская классическая литература»;
- познакомиться с основными литературными направлениями «золотого века»;
- сопоставить романтизм и реализм как литературные направления, выявив основные черты.
- развивать видение межпредметной связи между историей и литературой;
Ход урока:
Организационный момент.
II.Постановка целей урока.
Проследить, какие события в истории наиболее ярко отразились в народе? Понять, как реагирует русская литература 19 века на окружающие события? Решать данные вопросы мы будем в течение урока.
III.Словарная работа
Классический —
Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.
Общая характеристика русской литературы ХIХ века.
Период |
Важнейшие исторические события в Европе и России |
Общая характеристика развития русской литературы ХIХ века |
I половина ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов) |
Открытие Царскосельского лицея (1811) - Байбакова. Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе - Бикмеева. Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение - Аптикаева. Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций - Габдуллина. Революции в Европе (1848—1849), их подавление – Васильева. |
Освоение европейского культурного наследия – Сайфутдинов. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма. Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным - Киреев. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой - Галяутдинов. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана |
II половина ХIХ века (1852—1895 годы) |
Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855) - Гареева. Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия - Журавлёва. Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований - Измалков. Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций – Камалов. Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата - Рафикова. Пропаганда идей марксизма - Султанова. |
Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалистического романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов |
Основания для сопоставления |
Романтизм |
Реализм |
Возникновение и развитие |
Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя |
Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого |
Художественный мир, проблематика и пафос |
Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие |
Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности |
События и герои |
Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности |
Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней. |
Язык |
Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис |
Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни |
Судьба направления |
Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним |
Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности |
Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века
V.Итог урока
Богатый опыт духовного наследия человечества перерабатывается литературой 19 века. Здесь ставятся вопросы нравственности, социума, пропагандируются любовь к человеку, лучшие проявления, выражается ненависть к насилию, угнетению, классовым предрассудкам, здесь же говорится о великой силе души. Обращение к лучшим традициям древнерусской литературы и устному народному творчеству, понимание менталитета русского народа позволила сохранить поэтам и писателям самобытность русского прозы и поэзии в золотой век литературы, при этом умело был использован и опыт Запада.
VI. Домашнее задание
Написать сообщение об одном из поэтов-современников Пушкина.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.