урок

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала olimpiada_po_literature..doc

Олимпиады по литературе.

 Задания по литературе.

 5 класс.

Рекомендуемая продолжительность олимпиады– 1 ч. - 1 ч. 20 мин.

1. Чем отличается авторская сказка от народной?                                                                    (1 балл)

2.  Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору:  скороговорка, стихотворение, загадка, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, поговорка?                                      (по 0,2 балла)                                                                                                  

3. Собери пословицы, соединив их части из первой и второй колонки.

          - На чужой сторонушке …                                              - коли делать нечего.

          -  Книга – наш друг,..                                                        - рад чужой воронушке.

          - Кто друга в беде покидает,…                                    - без неё, как без рук.      

          -  Долог день до вечера,…                                            - тот сам в беду попадает.

          - Тише едешь -                                                                    - дальше будешь.                          (по 1 баллу)   

4. Ответь на вопросы по сказам П. Бажова.

            А) Какой заказ выполнил Данилушка вместо Прокопыча в сказе «Каменный    цветок»?

            Б) Что можно найти там, где пляшет Огневушка – Поскакушка?

            В) «А по тем покосный лужкам, где козёл скакал, люди камешки стали находить, зелёненькие, большие». Как они называются? В слове 9 букв.                    (по 1 баллу)

 

5. Кто является автором сказок  «Городок в табакерке», «Мороз Иванович», если известно, что псевдоним автора – Дедушка Ириней?                                                                              (1 балл)

 

6. Эта сказка стала и мультфильмом, и балетом, и художественным фильмом.  Автором её является Ю.К Олеша. Назовите эту сказку.                                                                (1 балл)

 

7. Вы, конечно, помните волшебную ступу Бабы Яги – её незаменимое средство передвижения.  Представьте ситуацию, что вы или ваш друг, гуляя по парку, обнаружили отдыхающую на лавочке бабу Ягу, рядом – ступу.  И вот вы решили испытать «лётные» качества знаменитой ступы  бабы Яги …

    Расскажите о различных ваших приключениях в небольшом сочинении – сказке.                                                                                                                                             (15 баллов)

 

 

Максимальное количество баллов – 27.

 

   

 

 

 

          6 класс.

Рекомендуемая продолжительность олимпиады – 1 ч. - 1 ч. 20мин.

1. Соотнесите автора и название  художественного произведения

Л. Толстой                                 Выстрел

М. Твен                                       Чучело

Ж.  Верн                                     Том Сойер

Гомер                                           Таинственный остров

М Горький                                 Третий в пятом ряду

А.Алексин                                  Иллиада

А. Сент – Экзюпери                   Детство

А. Пушкин                                  Маленький принц.                                     (по 0,5 балла)                                                                                                 

 

2.     Узнайте героя летописного сказания. Какой подвиг он совершил?

На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по  всему войску своему. И пришёл к князю один старый муж и сказал ему:

     - Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разорвал кожу руками.                                                                                                                      (1 балл)

 

 3.  Определите героя по описанию внешности. Назовите автора и произведение. Какие художественные средства автор использует, давая портретную характеристику?

А) Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик……

Б) Моя сестра была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала…., звонко смеялась…                                                                                                                (2 балла)

4. Объясните значение литературоведческих терминов  пейзаж, завязка, кульминация, фольклор.                                                                                                                     (по 1 баллу)

5. Объясните значение крылатых выражений из мифологии.

А) Троянский конь.

Б) Ахиллесова пята.

В) Дамоклов меч.

Г) Муки Тантала.

Д) Сизифов труд.                                                                                                    (по 1 баллу)

 

6. Что означает по-гречески слово «Библия»?                                                    (1 балл)

 

7. Назовите живописца, который в основу своих произведений положил «Притчу о блудном сыне».                                                                                                      (1 балл)

 

8. Прочитайте басню Эзопа «Путник и Медведь».

    Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.

            Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо? А тот в ответ: "Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!"

Письменно ответь на следующие вопросы.

А) Какой пословицей можно определить мораль этой басни?

Б) Чему учит эта басня?

В) Были ли настоящими друзьями герои басни?         (по 2 балла)

 

 

Максимальное количество баллов – 24.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      7 класс.

Рекомендуемая продолжительность олимпиады 2 часа.

1. Назовите произведения  А.С Пушкина, из которых приведены следующие строки:

А) Там русский дух, там Русью пахнет…

 

Б) Пора, красавица, проснись…

 

В) Тоска, предчувствия, заботы

     Теснят твою всечасно грудь…

 

Г) …Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налито…

 

Д) Сквозь волнистые туманы

     Пробирается луна.

      На печальные поляны

      Льёт печально свет она…     

                                                                       

Е) Дела давно минувших дней,

    Преданья старины глубокой…

 

Ж) И вымолвить хочет: давай улетим…                                                    (по 1 баллу)

2. По какой повести Н.В. Гоголя П.И Чайковский написал оперу и как она называется?

                                                                                                                      (1 балл)

 

3. В каких странах, морях и океанах побывал барон Мюнхаузен?                      (по 0,1 баллу)

4. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции?                         (1 балл)

 

5. Когда стало складываться летописание на Руси?                                                   (1 балл)

6. Прочитайте рассказ - миниатюру М. Пришвина «Глоток молока» из цикла «Фацелия». Определите основную мысль текста, охарактеризуйте средства изобразительности, использованные автором для её передачи.                                          (3 балла +3 балла)

                                                                                                                      Пришвин Михаил

Глоток молока

     Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.

- Лада, - сказал я, - надо поесть.

Она подняла голову и забила прутом. Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.

- Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе.

 Она протянула нос к молоку и залакала.

     Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.

 

7. Прочитайте басню Лафонтена «Лисица и виноград» и укажите сходства с баснями Крылова и Эзопа с одноимённым названием.    (1 балл)

            Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец

            (Разное говорят),

            Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

            Виноград, такой зримо зрелый,

            В румяной кожице!

            Наш любезник был бы рад им полакомиться,

            Да не мог до него дотянуться

            И сказал: «Он зелен –

            Пусть им кормится всякий сброд!»

            Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

- Какова мораль этой басни?      (1 балл)

- Какие человеческие пороки высмеивает автор?  (1 балл)

 

8. Напишите сочинение – миниатюру «Отговорила роща золотая…»     (15 баллов)

           

Максимальное количество баллов –35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             8 класс.

Рекомендуемая продолжительность олимпиады 2 часа.

1.  Прочитайте очерк В. Пескова  «Выстрел в лесу». Определите тему, основную идею очерка. Какие средства выразительности использует автор, чтобы передать читателям главную мысль и идею произведения?                                                                     (3 балла)

Выстрел в лесу

       Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
      Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его „долота“. В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать.
      В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая.
      Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
      Из синего дыма на проталину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
      — Зачем?
      — А просто так... — Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
      Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты, в старые берданки и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле

2. Определите тему, основную мысль  стихотворения Н. Рубцова «Журавли». Какова, по-вашему, мелодия этого стихотворения – весёлая или печальная? Чем она объясняется?  Какие средства выразительности помогают  автору передать свои мысли?                                                                                                                                                                                                                  (10 баллов)    

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий...

Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные клики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали...

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей -

Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей...

Вот летят, вот летят... Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!

Вот замолкли - и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что - молчи! - так никто уж не выразит их...

3. Вопросы по творчеству и биографии А.С. Пушкина.

            1) Для кого из героев «Капитанской дочки» характерно «весёлое лукавство ума»?

            2) Чей это портрет: «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок»?

            3) Кто из героев Пушкина, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу за красавицей женой, за невестой молодой»?

            4)Для написания какого литературного произведения Пушкин использовал летописный источник?

            5) В связи с каким событием в 1822 году Пушкиным было написано стихотворение «Узник»?                                                                                                                 (по 1 баллу)

4. Определите, кто из лермонтовских героев говорит эти строчки:

            1) «Не прав твой, о небо, святой приговор!»

            2) «Не шутку шутить, не людей смешить

                  К тебе вышел я, бусурманский сын…»

            3) «Постой-ка, брат мусью…»

            4) «Иди себе дальше, о странник, тебя я не знаю…»

            5) «Ребята, не Москва ль за нами…»                                                        (по 1 баллу)

5. Определите художественный приём, используемый М.Ю. Лермонтовым в «Песне про купца Калашникова».

            1) Не сияет на небе солнце ясное.

                Не любуются им тучки синие.

                То за трапезой сидит во златом венце,

                Сидит грозный царь Иван Васильевич…

            2) Я скажу тебе диво дивное…

 

            3) Повалился он на холодный снег

                На холодный снег, будто сосенка,

                Будто сосенка во сыром бору…                                                              (по 1 баллу)

 

6. Напишите сочинение – миниатюру « Люблю я пышное природы увяданье…» 

                                                                                                                                    (15 баллов)

Максимальное количество баллов – 41

 

              9 класс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Рекомендуемая продолжительность олимпиады – 3 часа.

I.  Интерпретация художественного текста.

    Проанализируйте рассказ  М.М. Пришвина «Голубая стрекоза».  Анализируя рассказ, при необходимости опирайтесь   на следующие вопросы:

1. Какие проблемы поднимаются в рассказе  М.М. Пришвина «Голубая стрекоза» ?

2. Какое значение приобретает в рассказе пейзаж?

3.  Как характеристика главного героя связана с идеей рассказа?

4. Почему   рассказ  называется «Голубая стрекоза»?                                                    (20 баллов)

 

                                                                                                                                  М.М. Пришвин

Голубая стрекоза

            В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным кор­респондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все свои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня свершалось.

            Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью; то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, и все же шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.

-           Вы с ума сошли, - сказал мне строгий голос из-под земли. Я глянул и
увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами
было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел
выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у
него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:

-           Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие
минуты заниматься своими пустяками?

-           Что же мне делать? - спросил я, очень обрадованный его
решительным тоном,

-           Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы
скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых ...

            Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

В это время один умирающий шептал мне:

-           Вот бы водицы!..

Я по первому слову раненого побежал за водой. Но он не пил и повторял мне:

-           Водицы, водицы, ручья!..

С изумлением поглядел я на него и вдруг вес понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.

            Мы с санитаром взяли носилки и отнесли ею на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

            В косых лучах вечернего солнца особенным, зеленым светом, как бы

исходящим изнутри растений, светились минаретики хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку.

            Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу.

            И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.

-           Спасибо, - прошептал он.

            Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал «спасибо» и снова закрыл глаза.

            Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

- А что, она еще летает?
Голубая стрекоза еще кружилась.

-Летает, - ответил я, и еще как!

Он опять улыбнулся и впал в забытье.

            Между тем мало-помалу смеркалось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:

- Все еще летает?

- Летает, - сказал я, не глядя, не думая.

- Почему же я не вижу? - спросил он, с трудом открывая глаза.

            Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.

            Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.

         Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить, её па фоне темнеющего леса, но вода - эти глаза земли - остается светлой, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

-           Летает, летает! - воскликнул я так решительно, так радостно, что
больной сразу открыл глаза.

            И я ему показал отражение. И он улыбнулся.

            Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, - по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогли песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

 

II.  Интерпретация лирического текста.

Проанализируйте стихотворение И.Ф. Анненского «Третий  мучительный сонет»,  опираясь на предложенные вопросы:
       1. Почему сонет назван «мучительным»?  О каком неравном бое идет в нем речь?

       2. Какие поэтические образы показались вам самыми неожиданными и

почему?

3. Какие особенности поэтической формы сонета помогают понять его содержание?

И.Ф.  Анненский

Третий мучительный сонет

Строфы

Нет, им не суждены краса и просветленье;

Я повторяю их на память в полусне,

Они - минуты праздного томленья,

Перегоревшие на медленном огне.

Но все мне дорого — туман их появленья,

Их нарастание в тревожной тишине,

Без плана, вспышками идущее сцепленье:

Мое мучение и мой восторг оне.

Кто знает, сколько раз без этого запоя,

Труда кошмарного над грудою листов,

Я духом пасть, увы! Я плакать был готов,

Среди неравного изнемогая боя;

Но я люблю стихи – и чувства мне святей:

Так любит только мать, и лишь больных детей.                               (20 баллов)

 

III. Теория и история литературы.

1. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Ямб», приведите три примера из художественных текстов.                                                                                                     (5 баллов)

2. Кто из русских поэтов так сказал о значении своего творчества

(назовите автора и произведение):

 

А) …первый дерзнул  в забавном русском слоге

     О добродетелях Фелицы возгласить,

     В сердечной простоте беседовать о Боге

     И истину царям с улыбкой говорить.

 

Б) …чувства добрые я лирой пробуждал,

    …в мой жестокий век восславил я Свободу

    И милость к падшим призывал.

 

В) Я знак бессмертия себе воздвигнул…                                                          (по 2 балла)

 

IV. Литературная эрудиция.

1Какому из героев русской литературы принадлежат эти  объяснения в любви? Назовите автора, произведение и героев.

А) - Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни ... Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться. Я расстаюсь с вами сегодня ... сей же час ... Но прежде я должен вам открыться, чтобы вы не проклинали меня, не презирали. Думайте иногда о ... Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить как никогда…

Б)  - Я тебя люблю, чернобровый казак! За то люблю, что у тебя карие очи, и как поглядишь ты ими - у меня как будто на душе усмехается: и весело, и хорошо ей; что приветливо моргаешь черным усом своим; что ты идешь по улице, поешь и играешь на бандуре, и любо слушать тебя.

В) Отвечай мне, чего тебе надобно,

   Моя милая, драгоценная!

   Хочешь золота али жемчугу?

   Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

   Как царицу я наряжу тебя,

   Станут все тебе завидовать,

   Лишь не дай мне умереть смертью грешною:

   Полюби меня, обними меня

   Хоть единый раз на прощание!                                                                                                                                                                                                                                                                                                              (по 3 балла)

2. Кому посвящены эти произведения русской литературы?

А) И.С. Тургенев «Первая любовь».

Б) А.С. Пушкин «Борис Годунов».                                                                                                                                                                                                                                                                                         (по 1 баллу)

У. Литературное творчество.

Составьте загадки, ответами на которые были бы слова «сонет», «эпиграмма», «портрет».                                                                                                                                                                                        (9 баллов)

 Максимальное количество баллов - 71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             10  класс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

            Рекомендуемая продолжительность олимпиады – 3 часа.

I. Интерпретация прозаического текста.

Проанализируйте рассказ А.П. Чехова «Умный дворник».  

                                                                                                                                                                             А.П. Чехов

Умный дворник

            Посреди кухни стоял дворник Филипп и читал наставление. Его слушали лакеи, две горничные, повар, кухарка и два мальчика-поваренка, его родные дети. Каждое он что-нибудь да проповедовал, в это же утро предметом речи его было просвещение.

-              И живете вы вес как какой-нибудь свинячий народ, - говорил он, держа в руках шапку с бляхой. - Сидите вы тут сиднем и кроме невежества не видать в вас никакой цивилизации. Мишка в шашки играет, Матрена орешки щелкает, Никифор зубы скалит. Нешто это ум"? Это не от ума, а от глупости. Нисколько нет в вас умственных способностей! А почему?

-         Оно действительно, Филипп Никандрыч, - заметил повар. - Известно, какой в нас ум? Мужицкий. Нешто мы понимаем?

-          А почему в вас нет умственных способностей? - продолжал дворник. - Потому что нет у вашего брата настоящей точки. И книжек вы не читаете, и насчет писаний нет у вас никакого смысла. Взяли бы книжечку, сели бы себе да почитали. Грамотны небось, разбираете печатное. Вот ты, Миша, взял бы книжечку да прочел бы тут. Тебе польза, да и другим приятность. А в книжках обо всех предметах распространение. Там и об естестве найдешь, и об божестве, о странах земных. Что из чего делается, как разный народ на всех языках. И идолопоклонство тоже. Обо всем в книжках найдешь, была бы охота. Л тот сидит себе около печи, жрет да пьет. Чисто как скоты неподобные! Тьфу!

-          Вам, Никандрыч, на часы пора, - заметила кухарка.

-           Знаю. Не твое дело мне указывать. Вот, к примеру скажем, хоть меня взять. Какое мое занятие при моем старческом возрасте? Чем душу свою удовлетворить? Лучше нет, как книжка или ведомости. Сейчас вот пойлу на часы. Просижу у ворот часа три. И вы думаете, зевать буду или пустяки с бабами болтать? Не-ет, не таковский! Возьму с собой книжечку, сяду и буду читать себе в полное удовольствие. Так-то.

            Филипп достал из шкафа истрепанную книжку и сунул ее за пазуху.

- Вот оно, мое занятие. Сызмальства привык. Ученье свет, неученье тьма - слыхали, чай? То-то...

            Филипп надел шапку, крякнул и, бормоча, вышел из кухни. Он пошел за ворота, сел на скамью и нахмурился, как туча.

-            Это не народ, а какие-то химики свинячие, - пробормотал он, все еще думая о кухонном населении.

            Успокоившись, он вытащил книжку, степенно вздохнул и принялся т чтение.

«Так написано, что лучше и не надо, - подумал он, прочитав первую страницу и покрутив головой. - Умудрит же господь!»

            Книжка была хорошая, московского издания: «Разведение корнеплодов. Нужна ли нам брюква». Прочитав первые две страницы, дворник значительно покачал головой и кашлянул.

-         Правильно написано!

            Прочитав третью страничку, Филипп задумался. Ему хотелось думать об образовании и почему- то о французах. Голова у него опустилась на грудь, локти уперлись в колена. Глаза прищурились.

            И видел Филипп сон. Все, видел он, изменилось: земля та же самая, дома такие же, ворота прежние, но люди совсем не те стали. Вес люди мудрые, нет ни одного дурака, и по улицам ходят всё французы и французы. Водовоз, и тот рассуждает: «Я, признаться, климатом очень недоволен и желаю на градусник поглядеть», - а у самого в руках толстая книга.

-        А ты почитай календарь, говорит ему Филипп.

            Кухарка глупа, но и она вмешивается в умные разговоры и вставляет свои замечания. Филипп идет в участок, чтобы прописать жильцов, - и странно, даже в этом суровом месте говорят только об умном и везде на столах лежат книжки, А вот кто-то подходит к лакею Мише, толкает его и кричит: «Ты спишь? Я тебя спрашиваю: ты спишь?»

-           На часах спишь, болван? - слышит Филипп чей-то громовой голос. - Спишь, негодяй, скотина?

-           А? Спишь? Я оштрафую тебя, бестия! Я покажу тебе, как на часах спать, морда!

            Через два часа дворника потребовали в участок. Потом он опять был в кухне. Тут, тронутые его наставлениями, все сидели вокруг стола и слушали Мишу, который читал что-то по складам.

            Филипп, нахмуренный, красный, подошел к Мише, ударил рукавицей по книге и сказал мрачно:

-Брось!                                                                                                                                              (20 баллов)

 

II. Интерпретация лирического текста.

Проанализируйте стихотворения Е.А. Боратынского «Уверение»  и  М.Ю. Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет...».

1. В каком стихотворении сильнее выражено переживание лирическим героем прежней любви?

2. Почему один из поэтов обращается к возлюбленной на «вы», а другой на «ты»?

 

                          Е.А. Боратынский

Нет, обманула вас молва,

По-прежнему дышу я вами,

И надо мной свои права

Вы не утратили с годами,

Другим курил я фимиам,

Но вас носил в святыне сердца;

Молился новым образам,

Но с беспокойством староверца.

                          М.Ю. Лермонтов

Расстались мы, но твой портрет

Я на груди моей храню;

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный — всё храм,

Кумир поверженный — всё бог!                                                   (20 баллов)

 

III. Теория и история литературы. Литературная эрудиция

 (знание текста художественного произведения)

 

1. Напишите небольшую статью для школьного словаря литературоведческих  терминов «Мир художественного произведения», соблюдая принципы  построения словарной статьи.  Приведите 3 примера из художественных произведений.                                                                                                                                                                                                                                                                     (5 баллов)

2. Определите произведения, из которых взяты описания природы. Назовите авторов.

А) Но едва… выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю.

 

Б) …Всё небо совершенно было обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец громовый удар раздался раздаллся в другой раз и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра. Сначала, принявши косое направление, хлестал он в одну сторону кибитки, потом в другую, потом, изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямл в верх этого кузова…

 

В) Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно – синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. На тёмном небе начали мелькать звёзды, странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни, кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился.                                                                                                                                                                        (по 3 балла)

3. На какие крупные произведения А.С.Пушкина написал музыку Пётр Ильич Чайковский?            (по 1 баллу)

4. Назовите имя и отчество персонажей, а также художественные произведения и его авторов:  Гринёв, Печорин, Чацкий, Чичиков?                                                                                                                                                                  (по 1 баллу)

5. Перед вами фрагменты из произведений, принадлежащих перу А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Определите автора каждого отрывка, назовите произведение и имя персонажа.

           1) «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми ребятишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».

           2) «Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

           3) «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»

           4) «Вот жизнь – то человеческая! Один умирает, другой родится, третий женится, а мы всё стараемся…. Зачем же так? То ли бы дело, если б каждый день, как вчера, вчера, как завтра!»

           5) «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить».

           6) Его «…привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником».

           7) «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате».                                                                                                                       (по 2 балла)

IV  Творческое задание.

Напишите небольшое сочинение – рассуждение  на тему «Можно ли считать современной литературу XIX века?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     (15 баллов)

Максимальное количество баллов - 75

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          11 класс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

          Рекомендуемая продолжительность олимпиады – 3 часа.

I. Интерпретация прозаического текста.

Проанализируйте рассказ И.А.Бунина «Книга»

 

                                                                                                                      И.А. Бунин

Книга

            Лёжа на гумне в омёте, долго читал - и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей никогда не бывших, выдуманных, волнуясь  их  судьбами,  их  радостями  и  печалями,   как  своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?

            Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака - всё жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, - главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чём никогда не пишут как следует в книгах.

            Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, - особенно к югу, - ещё светлые, красивые, а к западу, за деревней, за её лозинами, дождевые, синеватые, скучные. Тепло, мягко пахнет далёким полевым дождём. В саду поёт одна иволга.

            По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим чернозёмом. Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с потного лба.

- На своей девочке куст жасмину посадил! - бодро говорит он. - Доброго

здоровья. Всё читаете, всё книжки выдумываете?

            Он счастлив. Чем? Только тем, что живёт на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире.

            В саду поёт иволга. Всё прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. Одна она поёт - не спеша выводит игривые трели. Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? А может быть, это усадьба живет для её флейтового пения?

            «На своей девочке куст жасмину посадил». А разве девочка об этом знает? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забудет об этом кусте, - для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то.

            «Всё читаете, всё книжки выдумываете». А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в

слове!                                                                                                                      

20 августа 1924.     

                                                                                                                               (20 баллов)                                                                                       

II. Интерпретация лирического текста.

Сделайте полный анализ стихотворения О.Э. Мандельштама

 «Дано мне тело -  что мне делать с ним…»

                                                                                             Дано мне тело -  что мне делать с ним,

                                                                                             Таким единым и таким моим.

                                                                                             За радость тихую дышать и жить

                                                                                             Кого, скажите, мне благодарить?

                                                                                             Я и садовник, я же и цветок,

                                                                                              В темнице мира я не одинок.

                                                                                              На стёкла вечности уже легло

                                                                                             Моё дыхание, моё тепло.

                                                                                             Запечатлеется на нём узор,

                                                                                             Неузнаваемый с недавних пор.

                                                                                             Пускай мгновения стекает муть –

                                                                                             Узора милого не зачеркнуть.              (до 20 баллов)

 

    III. Теория и история литературы.

          1. Какие фольклорные жанры  использует Н.А Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» Обоснуйте свой ответ.                                 ( до 4 баллов)                                                              

                                                                                                       2. Укажите стихотворные размеры, использованные в приведённом  фрагменте поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всём божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате – плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»                  (до 4 баллов)

 

3. Перед вами заключительные строки одного из произведений В.В. Набокова. Определите, прозаическое или стихотворное это произведение. Обоснуйте ответ.

И всё это мы когда-нибудь вспомним, - и липы, и тень на стене, и чьего-то пуделя, стучащего неподстриженными когтями по плитам ночи. И звезду, звезду, А вот площадь и тёмная кирка с жёлтыми часами. А  вот, на углу, - дом.

 Прощай же, книга! Для видений — отсрочки смертной тоже нет. С колен поднимется Евгений, — но удаляется поэт. И всё же слух не может сразу расстаться с музыкой, рассказу дать замереть… судьба сама ещё звенит, — и для ума внимательного нет границы — там, где поставил точку я: продлённый призрак бытия синеет за чертой страницы, как завтрашние облака, - и не кончается строка.

                                      (до 5 баллов)

4. Историко — культурный комментарий .

Объясните мифологические имена, встречающиеся в текстах.

 

А) Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом,.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

(Ф. Тютчев. «Весенняя гроза)

 

Б) Свободы тайный страж, карающий кинжал,

Последний судия позора и обиды!

Для рук бессмертной Немезиды

Лемносский бог тебя сковал.

(А.С Пушкин. «Кинжал»)

В) Золотое руно, где же ты, золотое руно?

Всю дорогу шумели морские тяжёлые волны.

И, покинув корабль, натрудивший в морях

полотно,

Одиссей возвратился, пространством и временем

полный.

(О. Мандельштам)

Г) Останься пеной, Афродита,

И снова в музыку вернись.

(О. Мандельштам) 

 

Д) Ничего, голубка Эвридика,

Что у нас студеная зима.

(О. Мандельштам)                                                                  (по 0,5 за ответ)

 

5. Знание и толкование текста.

А) Что обычно писали на последней странице альбома уездной барышни Х1Х века?  (1 балл)


Б)
Какое место в системе персонажей «Евгения Онегина» занимает Агафон? Какова его роль в романе?                                                                                                                                 ( 1 балл)


В)
Назовите «Музыкальные сноски» к следующим произведениям:
«Обломов».
И.А, Гончаров;

«Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин;

«Бесприданница». А.Н. Островский;

«Гранатовый браслет». А.И. Куприн;

«Ася» И.С. Тургенев;

«Собачье сердце». М.А. Булгаков,

                                                               (до 5 баллов)

IV. Творческое задание.

Напишите антирекламу на телешоу «Ледниковый период» или на шоу
«Камеди
клаб» (можно  на любую другую телепередачу).                                   (15 баллов)

 

Максимальное количество баллов -77.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы .

5 класс

 

1.  У авторской сказки есть один конкретный автор – писатель, автором же фольклорных произведений является народ.

 

2.  Скороговорка, загадка, пословица, сказка, поговорка.

 

3.    На чужой сторонушке рад чужой воронушке. Книга – наш друг, без неё, как без рук.    Кто друга в беде покидает,  тот сам в беду попадает. Долог день до вечера, коли делать нечего. Тише едешь -            дальше будешь.                  

4.   А) Чаша.  Б) Золото.  В) Хризолиты.

5.  Одоевский Владимир Фёдорович.

6.  «Три толстяка».

 

7.  При оценивании выполнения задания  № 7 учитывать способность ученика придумать интересный сюжет, последовательно изложить мысли. Учитывать грамотность, образность и выразительность языка сказки,  способность ученика логично завершить сочинение – сказку.

 

           Критерии оценивания творческой работы

             1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме                      -1 балл

            2)  Содержательность сочинения:

             - полнота охвата темы                                                                                       -1 балла

             - оригинальность её раскрытия                                                                      -1 балла

            3)  Логичность и последовательность изложения                                      -1 балла

            4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

            5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей                                     -1 балл

            6) Орфографическая, пунктуационная,

            грамматическая, речевая грамотность                                                      - 8 баллов

            ( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б., 

            0 баллов >4-х ошибок).

              Итого за выполнение задания № 7  - 15 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс

 

1. Л. Толстой  «Детство»,  М. Твен  «Том Сойер»,   Ж.  Верн  «Таинственный остров»,   Гомер  «Иллиада»,  М Горький «Детство»,    А.Алексин  «Третий в пятом ряду», А. Сент – Экзюпери «Маленький принц»,   А. Пушкин «Выстрел». 

 

2.  Это сказание о том, как был заложен город  Переяславль.  Герой его – Кожемяка  - удушил в рукопашном бою мощного печенега, чем на долгие годы избавил русскую землю от печенежских  набегов.  

 

3.   Короленко  « В дурном обществе».  Соня и  Маруся.  Антитеза,  сравнение.

 

5.          А) Троянский конь – тайный, коварный замысел, обманные действия.

            Б) Ахиллесова пята -  слабая сторона чего – либо, уязвимое место.

            В) Дамоклов меч – постоянно нависшая угроза.

            Г) Муки Тантала – нестерпимые муки, вызванные  созерцанием близости желаемой цели и сознанием бессилия, невозможности её достичь.

            Д) Сизифов труд – тяжёлая бесконечная работа.

6. Книга.

7. Рембрант.

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

1.

А) «Руслан и Людмила».

Б) «Мороз и солнце: день чудесный…»

В) «Няне».

Г) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Д) «Зимняя дорога».

Е)  «Руслан и Людмила».

Ж) «Узник».

2. «Ночь перед Рождеством», опера называется «Черевички».

3.Турция, Италия, Америка, Цейлон, Индия, Россия, Египет, Китай, Англия, Северный полюс .

4. Гомер «Илиада».

5. С принятием христианства на Руси.

6.

7.

8 .  Критерии оценивания творческой работы

             1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме                      -1 балл

            2)  Содержательность сочинения:

             - полнота охвата темы                                                                                       -1 балла

             - оригинальность её раскрытия                                                                      -1 балла

            3)  Логичность и последовательность изложения                                      -1 балла

            4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

            5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей                                     -1 балл

            6) Орфографическая, пунктуационная,

            грамматическая, речевая грамотность                                                      - 8 баллов

            ( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б., 

            0 баллов >4-х ошибок).

              Итого за выполнение задания № 10  - 15 баллов

 

 

 

 

8 класс

3.         1) Для Пугачёва.

            2) Пугачёва.

            3) Королевич Елисей.

            4) «Песнь о вещем Олеге».

            5) Ссылка.

 

4.         1) Пальмы.

            2) Калашников.

            3) Солдат.

            4) Чинара.

            5) Командир.

 

5.         1) Отрицательное сравнение.

            2) Тавтологический оборот.

            3) Перехват – особый вид повтора, при котором окончание предыдущего                 стиха повторяется в начале следующего.

 

            6.  Критерии оценивания творческой работы

             1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме                      -1 балл

            2)  Содержательность сочинения:

             - полнота охвата темы                                                                                       -1 балла

             - оригинальность её раскрытия                                                                      -1 балла

            3)  Логичность и последовательность изложения                                      -1 балла

            4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

            5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей                                     -1 балл

            6) Орфографическая, пунктуационная,

            грамматическая, речевая грамотность                                                      - 8 баллов

            ( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б., 

            0 баллов >4-х ошибок).

                              

                                                

9 класс.

III. Теория и история литературы.

2.  А) Г.Д. Державин «Памятник».

Б) А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В) М.В. Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

IV. Литературная эрудиция.

         1.          А) А.С. Пушкин «Дубровский». Владимир Дубровский.

      Б) Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Левко и Ганна.

      В) М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»

Кирибеевич и Алена Дмитриевна.

2.       А) П.В. Анненкову.

               Б) Н.М. Карамзину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 класс.

2.   А) А.С.Пушкин «Метель».

Б) Н.В. Гоголь «Иёртвые души».

В) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

 

3.  «Евгений Онегин» - лирические сцены из «Евгения Онегина», «Мазепа», «Пиковая дама».

4. Гринёв  Пётр Андреевич, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

    Печорин Григорий Александрович, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

    Чацкий Александр Андреевич, «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

    Чичиков Павел Иванович, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.

 

5. 1) А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», Пётр Гринёв.

       2) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», повесть «Бэла», Бэла.

       3) Н.В. Гоголь, №Ревизор», Городничий.

       4) И.А. Гончаров, «Обломов», Обломов.

       5) А.Н. Островский, «Гроза», Тихон.

       6) И.С.Тургенев, «Муму», Герасим.

       7) А.П. Чехов, «Человек в футляре», Беликов.

 

IV. Творческое задание.

             Критерии оценивания творческой работы

             1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме                      -1 балл

            2)  Содержательность сочинения:

             - полнота охвата темы                                                                                       -1 балла

             - оригинальность её раскрытия                                                                      -1 балла

            3)  Логичность и последовательность изложения                                      -1 балла

            4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

            5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей                                     -1 балл

            6) Орфографическая, пунктуационная,

            грамматическая, речевая грамотность                                                      - 8 баллов

            ( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б., 

            0 баллов >4-х ошибок).

              Итого за выполнение творческого задания  - 15 баллов

 

 

 

 

 

 

11 класс.

III. Теория и история литературы.

1. Очень много фольклорных жанров используется в поэме. Скажем, загадки (замок — собачка верная: не лает, не кусает, а не пускает в дом), прибаутки, песни и т.п. — всё это позволяет автору органически сочетать в поэме разные виды рифмовки, ритма. В поэме очень органично создаётся

широкая пространственная, временная панорама русской жизни Х1Х века.

 

2. 2стопный хорей, 3стопный анапест, 3стопный хорей, 2стопный ямб, 3стопный амфибрахий, 2стопный амфибрахий, 2стопный анапест, 4стопный амфибрахий+ пиррихии и спондеи.

3. Начало отрывка — верлибр, поскольку в нём есть образ - переживание — внутренний пейзаж, а второй абзац — привычное стихотворение, так как это ритмически организованное целое.

4. Историко — культурный комментарий .

Геба — богиня молодости, дочь Зевса, во время пиршеств Геба исполняла роль виночерпия,

Зевс – верховный бог греческого пантеона богов. Немезида – богиня возмездия. Гефест – бог – покровитель огня и кузнечного дела в греческой мифологии. Золотое руно – шерсть золотого овна, спасшего от смерти Фрикса и Геллу. Приносит счастье роду, им обладающему. Золотое руно похитил впоследствии у царя Колхиды греческий герой Ясон.

Одиссей – мифологический герой, участник Троянской войны, после которой он волею богов вынужден был странствовать по морю и подвергаться различным испытаниям.

Афродита – богиня любви и красоты, по легенде рождённая из морской пены.

 

 

Эвридика — нимфа, жена певца Орфея. Умерла от укуса змеи. Орфей спустился за ней в подземное царство и упросил бога Аида отпустить любимую обратно. Аид смилостивился, но Орфей нарушил данное ему слово — не оглядываться. Пока находится в его царстве — и Эвридика
осталась
у Аида.

5. Знание и толкование текста.

А) Кто любит более тебя, пусть пишет долее меня.

Б) Татьяна — «русская душою» — верит «преданьям старины глубокой», гаданьям, потому  А.С.Пушкин и заставляет ее в новогоднюю ночь гадать на суженого. Для этого нужно было выйти на перекрёсток и спросить имя первого встреченного. Этот обряд и описывает поэт в романе.

В) В романе Гончарова Ольга Ильинская поёт арию жрицы «Sasta Diva» из оперы Беллини «Норма», что и пробуждает в Илье Ильиче бурные чувства.

Моцарт просит слепого скрипача, которого он привёл к Сальери с улицы, сыграть «пьеску Моцарта».

Лариса поёт романс на стихи Е.Боратынского «Не искушай меня без нужды».

Лейтмотивом в повести проходит образ сонаты № 2 «Larqo apassionato» Л.В. Бетховена.

Гагин будит господина Н. песней  (романсом) на слова А.С. Пушкина «Я здесь, Инезилья…»

Профессор Преображенский напевает арию из оперы Верди «Аида» «К берегам священным Нила», Шариков «свистал» «Ой, яблочко».

IV. Творческое задание.

             Критерии оценивания творческой работы

             1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме                      -1 балл

            2)  Содержательность сочинения:

             - полнота охвата темы                                                                                       -1 балла

             - оригинальность её раскрытия                                                                      -1 балла

            3)  Логичность и последовательность изложения                                      -1 балла

            4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

            5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей                                     -1 балл

            6) Орфографическая, пунктуационная,

            грамматическая, речевая грамотность                                                      - 8 баллов

            ( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б., 

            0 баллов >4-х ошибок).

              Итого за выполнение творческого задания  - 15 баллов

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru