Олимпиада школьников по литературе
5 класс
(Рекомендуемое время выполнения заданий 1,5 часа)
Задание 1. Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:
А) Деревья смотри в плодах, а людей – в делах.
Б) Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
В) Из того ли из города из Мурома, из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Задание 2. Дайте определение морали басни. Из каких басен извлечена мораль? Напишите название басен.
А) «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…»
Б) «У сильного всегда бессильный виноват».
В) «Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Г) «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Задание 3. Из какого произведения эти строки? Назовите автора и название произведения.
А) «Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
Б) «Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет».
В) «Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя! »
Г) «Тяжелехонько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла…»
Задание 4. Какое выражение является эпитетом:
А) Седое море; В) Глубокое море;
Б) Холодное море; Г) Тёплое море.
Задание 5. Какое выражение в данном отрывке является сравнением? Выпишите его.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая,
С замираньем летит на звезду.
Задание 6. Допишите определение: «Созвучие концов стихотворных строк – это…»
Задание 7. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.
А) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения.
Б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
В) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений. Но в большей степени известен как баснописец.
Задание 8. В названии каких произведений встречаются цифры? Назовите автора и произведение (приведите 5 примеров).
Задание 9. Прочитайте рассказ О. Кожуховой «Забыть о себе, а другу помочь». Сделайте анализ рассказа, опираясь на данные вопросы.
1) Найдите главную мысль текста.
2) По каким приметам можно распознать доброго человека?
3)Что автор называет «пробным камнем для всякого дела»? Как вы это понимаете? 4)Подберите пословицу к этому тексту.
5) Придумайте свою пословицу.
Забыть о себе, а другу помочь.
Благоухание ландыша не слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых можно понять, только приблизившись к ним, увидев их не в шумном обществе, не на собрании, а в кругу друзей, в кругу семьи или даже наедине. Не на словах, а в молчании, в добром взгляде, в улыбке лучше всего раскрывается такой человек.
Хорошего, доброго человека узнаёшь не мгновенно, а длительно, на протяжении времени. Только время и является истинным пробным камнем для всякого дела. Не один раз помочь, а много раз, с неудобством для себя. Вот тогда это подлинная доброта, а не порыв, не движение напоказ.
Добрый человек и в трудный для себя час тоже добр и может забыть о себе, а другу помочь.
(По О. Кожуховой)
6 класс
(Рекомендуемое время выполнения заданий 1,5 часа)
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в тексты произведений, укажите их авторов и названия.
А) На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один ___________ , другой ____________. __________ только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни… . ____________ же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
Б) «Тише, молчать, - отвечал учитель чистым русским языком, – молчать или вы пропали. Я __________».
В) «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
_______________ был безответен».
Задание 2. Из какого произведения эти герои? Назовите автора произведения.
А) Левонтий, тетка Васеня, Санька, бабушка Катерина Петровна.
Б) Митраша, Настя, Антипыч.
В) Соня, Валек, Маруся, Вася.
Задание 3. Определите писателя по биографическим фактам.
А) |
Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» |
Б) |
Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли. |
В) |
Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа» |
Задание 4. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже (Например: 1 – Д):
1 |
Летопись
|
А |
«Лошадиная фамилия» |
2 |
Басня
|
Б |
«Кубок» |
3 |
Баллада
|
В |
«Повесть временных лет» |
4 |
Сказка
|
Г |
«Каша из топора» |
5 |
Рассказ
|
Д |
«Мартышка и очки» |
6 |
Стихотворение
|
Е |
«Белая береза» |
Задание 5. Дайте определение мифа. Мифы являются:
А) древним жанром;
Б) способом познания мира;
В) одним из видов фольклорной сказки.
Задание 6. Закончите пословицы:
А) Красна птица перьем..
Б) Где жить.…
В) Слово - серебро…
Г) Сто человек- …
Задание 7. Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». Назовите фамилии этих художников.
Задание 8. Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.
Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.
Задание 9. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» и выполните задания:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче…погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
А) слова «вьюга злилась» являются: эпитетами, олицетворением или метафорой?
Б) слова «как бледное пятно» являются: сравнением, метафорой или эпитетами?
В) слова «великолепными коврами» являются: сравнением, метафорой или эпитетами?
Задание 10. Прочитайте рассказ О. Кожуховой «Забыть о себе, а другу помочь». Сделайте анализ рассказа, опираясь на данные вопросы.
1) Найдите главную мысль текста.
2) По каким приметам можно распознать доброго человека?
3)Что автор называет «пробным камнем для всякого дела»? Как вы это понимаете? 4)Подберите пословицу к этому тексту.
5) Придумайте свою пословицу.
Забыть о себе, а другу помочь.
Благоухание ландыша не слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых можно понять, только приблизившись к ним, увидев их не в шумном обществе, не на собрании, а в кругу друзей, в кругу семьи или даже наедине. Не на словах, а в молчании, в добром взгляде, в улыбке лучше всего раскрывается такой человек.
Хорошего, доброго человека узнаёшь не мгновенно, а длительно, на протяжении времени. Только время и является истинным пробным камнем для всякого дела. Не один раз помочь, а много раз, с неудобством для себя. Вот тогда это подлинная доброта, а не порыв, не движение напоказ.
Добрый человек и в трудный для себя час тоже добр и может забыть о себе, а другу помочь.
(По О. Кожуховой)
7 класс
(Рекомендуемое время выполнения заданий 2 часа)
Задание 1.Назовите героя произведения, укажите автора и название.
А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может вылечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»
Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».
В) Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас…:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит… . Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Задание 2.Соотнесите термин и его определение.
А) Описание природы в литературном произведении; 1) рифма
Б) Разговор двух и более лиц; 2) пейзаж
В) Созвучие концов строк; 3) диалог
Г) Иносказательно описывает предмет, 4) рассказ
учит угадывать задуманное;
Д) Небольшое художественное произведение, 5)загадка
изображающее отдельное событие в жизни человека.
Задание 3.Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей
А) Агния 1. Есенин
Б) Астрид 2. Пришвин
В) Сергей Александрович 3. Куприн
Г) Александр Иванович 4. Маршак
Д) Александр Сергеевич 5. Линдгрен
Е) Константин Георгиевич 6. Родари
Ж) Джанни 7. Астафьев
З) Виктор Петрович 8. Барто
И) Самуил Яковлевич 9. Паустовский
К) Михаил Михайлович 10. Пушкин
Задание 4. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:
А) крестьянкой
Б) разбойником
Задание 5. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был братом;
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
Задание 6. Выберите правильный вариант ответа:
А). «Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда…»
Завоевание какого города предсказывает Олегу кудесник в «Песне о вещем Олеге»?
1) Константинополя;
2) Александрии;
3) Херсона;
4) Рима.
Б). Какому событию посвящены строчки Пушкина:
«И перед младшею столицей
Померкла старая Москва»?
1) сбору ополчения Минина и Пожарского в Ярославле;
2) созданию Новгородского вече;
3) основанию Петербурга;
4) разорению Москвы Наполеоном в 1812 году
Задание 7. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
А) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии».
Б) Летописание на Руси началось в XI веке.
В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом, называется балладой.
Г) Эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения.
Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.
Задание 8. Назовите два произведения русской литературы и их авторов, в основу которых положены события войны 1812 года. Укажите жанры этих произведений.
Задание 9. Напишите небольшую (20 – 25 предложений) благодарность книгам, используя любые формы и жанры сочинения-миниатюры.
8 класс
(Рекомендуемое время выполнения заданий 2 часа)
Задание
1.Определите автора и название произведения по данному отрывку:
А) Увы! Какая пустота в столице российской! Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от Русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские. Добросердечный, чувствительный царь стоит на высоком крыльце своем и с нетерпением ожидает вести от начальников воинства, пошедшего навстречу врагам многочисленным. Боярин Матвей неразлучен с царем благочестивым. «Государь! – говорит он. – Надейся на бога и на храбрость своих подданных, храбрость, которая отличает их от всех иных народов. Страшно разят мечи российские; тверда, подобно камню, грудь сынов твоих – победа будет всегда верною их подругою». – Так говорил боярин; думал о благе отечества – и тосковал о своей дочери.
Б) «Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. "Что за притча?.. Да где же я?" Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня... "Э! да это Парахинские кусты! - воскликнул я наконец, - точно! Вон это, должно быть, Синдеевская роща... Да как же это я сюда зашел? Так далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять".
В) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».
Г) « Стоял он сам собою, на
просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как
застеклёнными окнами - ни забор, ни ворота, ни сенцы,
ни наличники, ни ставни». .
Д) « Осень стояла теплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что
можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными,
ненароком занесенными откуда-то из непогодья…Трава на нашей полянке,
пожелтевшая и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней
возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята».
Задание 2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, распределите слова по названным группам.
1) дактиль 2) инверсия 3) аллегория
рассказ анапест басня
роман метафора баллада
хорей пословица поэма
гипербола ямб антитеза
Задание 3. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…». Приведите примеры гиперболы из художественных произведений (не менее 2 примеров).
Задание 4. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.
А) Иван Алексеевич 1) Маршак
Б) Роберт 2) Метерлинг
В) Михаил Юрьевич 3) Бунин
Г) Василий Андреевич 4) Жуковский
Д) Роберт Льюис 5) Крылов
Е) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс
Ж) Иван Андреевич 7) Стивенсон
З) Морис 8) Лермонтов
Задание 5. Определите автора, размер и рифму данных стихотворений
А) Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Б) Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть…
В) Открылась бездна, звёзд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Г) Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
Задание 6. В предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» - выделенные слова являются:
А) логическими определениями;
Б) постоянными эпитетами;
В) эпитетами.
Задание 7. Какую жанровую форму для написания «Капитанской дочки» избрал А.С.Пушкин?
А) эпистолярная Б) мемуарная
В) дневниковая Г) объективно-повествовательная
Задание 8. Назовите «функции» древнегреческих богов:
А) Гелиос;
Б) Аид;
В) Гермес;
Г) Арес.
Задание 9. Назовите имя героини из известных вам произведений:
А) « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах».
Б) «Ей было 17 лет, и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия…, она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»
В) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она - тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»
Задание 10. Как вы понимаете смысл высказывания Цицерона: « Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...»? Дайте развернутый ответ по данному высказыванию (не менее 100 слов).
9 класс
(Рекомендуемое время выполнения заданий 3 часа)
Задание 1. Какому герою русской литературы посвящены эти строки из статей В.Г.Белинского:
А). «У него много смешных и ложных понятий, но они все выходят из благородного начала, из бьющего горючим ключом источника жизни. Его остроумие вытекает из благородного и энергетического негодования против того, что он, справедливо или ошибочно, почитает дурным и унижающим человеческое достоинство…»
Б). «В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучают, а он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою».
В). «Он франт и щеголь, потому что дурак и столичный житель: глупцы скорее всего перенимают внешние стороны высшей их жизни. Отец содержит его прилично, но он мотает батюшкины денежки, чтобы наполнить свою пустоту, занять свою праздность и удовлетворить мелкому тщеславию…»
Задание 2. Назовите авторов и произведения, которым предшествуют эпиграфы:
А). «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю»
Б). Ваня (в кучерском армяке):
Папаша! Кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке):
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
В). «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
Г). «Береги честь смолоду»
Задание 3. Ведущим мотивом в русском героическом эпосе является мотив поединка, вспомните содержание русских былин и сказок и определите, кто из героев и с кем сражается в данном месте.
А) Иван, крестьянский сын со Змеем 1. У реки Смородина
Б) Илья Муромец с Соловьем - разбойником 2. У Пучай - реки
В) Добрыня Никитич со Змеем 3. На Калиновом мосту
Задание 4. Кто из русских писателей ввел «теорию трех штилей»?
А) Г.Р. Державин; Б) М.В. Ломоносов; В) Д.И. Фонвизин.
Задание 5. Кого из названных писателей считают ярким представителем романтизма в русской литературе?
А) А. Н. Радищев; Б) Д. И. Фонвизин; В) В. А. Жуковский.
Задание 6. Перечислите не менее 5 кинофильмов, снятых по сюжетам произведений А.С.Пушкина.
Задание 7. О каких литературоведческих понятиях (терминах) идет речь?
А) один из тропов – художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя;
Б) относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением или его частью и кратко выражающий идейный смысл, основное содержание;
В) один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания героя;
Г) художественный прием намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием.
Задание 8 . С именами каких писателей и поэтов связаны следующие литературные места:
А) Холмогоры Б) Полтавщина В) Ясная Поляна Г) Нижний Новгород Д) Таганрог Е) Ярославль Ж) Тарханы |
|
Задание 9. Соотнесите героя и произведение (написать пары)
А) Цыфиркин 1) «Мертвые души»
Б) Лука Лукич Хлопов 2) «Горе от ума»
В) Василиса Егоровна Миронова 3) «Слово о полку Игореве»
Г) Антон Антонович Загорецкий 4) «Герой нашего времени»
Д) Святослав 5) «Недоросль»
Е) Доктор Вернер 6) «Ревизор»
Ж) Манилов 7) «Капитанская дочка»
Задание 10. Проанализируйте стихотворение Вероники Тушновой (это должен быть связный текст, составленный на основе предложенных вопросов).
Вот говорят: Россия…
Реченьки да берёзки…
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жёсткие.
Руки от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.
Вижу пальцы твои сведённые, -
все заботы твои счастливые,
все труды твои обыденные,
все потери неисчислимые…
Отдохнуть бы, да нет привычки
на коленях лежать им праздно…
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь – синие, хочешь – красные?
Не говори «не надо», -
мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье своё держу их,
волнения не осиля.
Добрые твои руки,
прекрасные твои руки,
матерь моя, Россия!
1. Какова тема стихотворения?
2. Какой стилистический прием использует автор для того, чтобы обозначить тему произведения?
3. Является ли тема стихотворения высокой? Автор решает её классически?
4. Какими приемами В.Тушнова вводит центральный ключевой образ стихотворения?
5. На основе какого поэтического выражения родился этот образ?
6. Почему центральной деталью образа стали руки? Какая смысловая задача решается автором с помощью этой детали?
7. Какими художественно-выразительными и языковыми средствами подчеркиваются в ключевом образе земные, реалистичные черты и черты нравственно-философские?
8. Какова авторская позиция?
9. Найдите в стихотворении строки, которыми эмоционально ярко и ёмко выражена идея произведения.
10 класс
(Рекомендуемое время выполнения заданий 4 часа)
Задание 1. Назовите авторов и названия произведений.
А) Вчера я приехал в <…>, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы <…>: во время грозы облака будут спускаться до моей кровати. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый <…>синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается <…>, как мохнатая персидская шапка, закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, маленький городок, шумят целебные ключи…Весело жить в такой земле!
Б) Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по балтическим волнам
За лес и сало возит к нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной,-
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
В) Скучно на этом свете, господа!
Г) Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.
Д) Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все даром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет…
Задание 2. Кому принадлежат эти описания луны и звёзд?
А) Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Б) Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
В) Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и чёрных скал вершины.
Г) На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.
Задание 3. О каких литературоведческих понятиях идет речь?
А) Способ повествования, ориентированный на воспроизведение живой, устной речи, имитация импровизационного рассказа, рождающегося на глазах у читателя.
Б) Сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.
В) Направление (течение) в литературе и искусстве ХVIII-начала ХIХ вв., отмеченное отрицанием художественных авторитетов, внутренней глубиной человеческой индивидуальности; герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах.
Г) Направление (течение) в литературе и искусстве ХIХ века, отмеченное объективным отображением существенных сторон жизни в сочетании с авторским идеалом, воспроизведением типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах, интересом к проблеме «личность и общество».
Д) Иносказательное изображение какого-либо абстрактного, отвлеченного понятия или идеи при помощи конкретного предметного образа.
Задание 4. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России?
А) Ясная Поляна
Б) Симбирск
В) Вятка
Г) Карабиха
Д) Щелыково
Е) Овстуг
Ж) Спасское-Лутовиново
З) Тригорское
Задание 5. Прочтите фрагмент произведения. Назовите автора и само произведение, выпишите имена собственные, дайте им историко-литературный комментарий.
Но ни Вергилий, ни Расин,
Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,
Ни даже дамских мод журнал
Так никогда не занимал,
То был, друзья, Мартын Задека…
Задание 6. Какая пьеса А.П.Чехова безуспешно была показана в Александринском театре Петербурга, но затем спустя два года имела огромный успех при постановке во МХАТе?
Задание 7. В каком театре выступали знаменитые русские актеры: М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, М.В.Дальский, В.Ф.Комиссаржевская? В каком городе находился этот театр?
Задание 8. Назовите имя русского театрального деятеля, организатора знаменитых Русских сезонов.
Задание 9. Определите стилистическую фигуру, встречающуюся в каждой строке строфы:
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную. (М.Ю.Лермонтов)
Задание 10. Проанализируйте стихотворение И. Бунина «Первый соловей». Почему поэт называет песню соловья первой, если сам же признаёт, что мир слышал ее «тысячу раз»?
ПЕРВЫЙ СОЛОВЕЙ
Тает, сияет луна в облаках. Яблони в белых кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка и нежна. Возле луны голубая она.
В холоде голых, прозрачных аллей Пробует цокать, трещит соловей.
В доме, уж темном, в раскрытом окне, Девочка косы плетет при луне.
Сладок и нов ей весенний рассказ, Миру рассказанный тысячу раз. 2.Х.1916
|
11 класс
(Рекомендуемое время выполнения заданий 4 часа)
Задание 1. Кому из персонажей принадлежат следующие высказывания? Укажите авторов и названия произведений.
А) «Трогает жизнь, везде достает».
Б) «…только об одном прошу тебя: не говори красиво».
В) «Надобно же, чтобы всякому человеку куда-нибудь можно было пойти».
Г) «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно».
Д) «Дачи и дачники – это так пошло…»
Задание 2. Определите, из каких рассказов А.П.Чехова взяты следующие цитаты.
А) «Пришли мужики, взяли его за руки и за ноги, отнесли в часовню. Там он лежал на столе с открытыми глазами, и луна ночью освещала его. Утром пришел Сергей Сергеевич, набожно помолился на распятие и закрыл своему бывшему начальнику глаза».
Б) «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».
В) «Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая жизнь, не запрещенная циркулярно, но не разрешенная вполне; не стало лучше».
Г) «И казалось, что еще немного – решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко – далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».
Д) «Город мало-помалу расширялся во все стороны; Цыганскую Слободку уже называли улицей, и там, где были сад «Тиволи» и лесные склады, выросли уже дома и образовался ряд переулков. Как быстро бежит время!».
Задание 3. О каком литературном деятеле России А.Герцен сказал следующие слова: «В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле обитала мощная, гладиаторская натура! Он был сильный боец!».
Задание 4. С какими направлениями (течениями) в литературе и искусстве (символизм, акмеизм, футуризм) связаны эти имена?
Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, К.С.Малевич, В.Хлебников, В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий, М.А.Врубель, А.Белый, В.В.Кандинский, А.А.Ахматова, В.В.Маяковский, А.А.Блок, А.Е.Крученых, В.Э. Борисов – Мусатов, О.Э. Мандельштам, А.Н.Скрябин, П.П.Кончаловский.
Задание 5. Литератор В.Ф.Одоевский считал три русские пьесы самыми высокими образцами драматического искусства – «Недоросль», «Горе от ума» и «Ревизор». Какую пьесу и какого драматурга он назвал четвертой?
Задание 6. По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идет речь?
А) … - один из тропов, разновидность метонимии, перенесении значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» М.Лермонтов, вместо лодки – парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» - «Евгений Онегин» А.Пушкина); целое берется вместо части.
Б) … - вымышленная картина идеального жизненного устройства. Термин связан с названием произведения английского писателя Томаса Мора (1478-1535), который, критикуя в своем произведении эксплуататорское общество, рисовал мир, где все трудятся и счастливы. Его последователи – великий итальянский гуманист Т.Кампанелла («Город солнца»), английский писатель – социалист В.Моррис («Вести из ниоткуда») и др.
Задание 7. Инверсия, используемая М.Цветаевой в стихотворении «Орфей», усиливает эмоциональный накал стихотворения. Укажите пример инверсии.
Кроваво – серебряный, серебро –
Кровавый след двойной лия,
Вдоль обмирающего Гебра –
Брат нежный мой, сестра моя!
Задание 8. В творчестве писателей XIX века нашла свое отражение тема войны 1812 года. Соотнесите автора и название стихотворения:
А) А.С.Пушкин 1) «Певец во стане русских воинов»
Б) М.Ю.Лермонтов 2) «Бородинское поле»
В) В.А.Жуковский 3) «Бородино»
Г) Д.Давыдов 4) «Воспоминания в Царском селе»
Д) Л.Н.Толстой 5) «Война и мир»
Задание 9. Определите писателя по фрагменту критической характеристики.
А) В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущеюся неповоротливостию, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостию, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостию; с его природною верностию взгляда на предметы и способностию коротко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род. И все это выражено в таких оригинально русских, не передаваемых ни на какой язык в мире образах и оборотах...(По В. Белинскому)
Б) Как известно, он сам называл себя "поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских". И, однако, в его балладах так же, как и в лирике, мы видим не просто переводчика, а "соперника" великих западноевропейских поэтов.(По И. Семенко)
В) Показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы; все чувства выворочены наизнанку; не осталось ни одного разумного и добросовестного отношения; во всем гнет и произвол, ложь и обман и круговое, поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает, и ни те, ни другие не понимают, для чего они гнетут, лгут и обманывают, и никто не хочет даже подумать, почему они этого не понимают. Жена-хозяйка вопреки закону и природе гнетет мужа, не будучи умнее его, и ворочает всем, т. е. все переворачивает вверх дном, будучи гораздо его нахальнее. Она одна в доме лицо, все прочие-- безличные местоимения...(по В. Ключевскому)
Г) В "царство молчания", в неподвижную среду догматического мировоззрения, воплощенной традиции, окаменелого прошлого, огненной молнией врезалась свободная речь. В безмолвной среде раздалась живая речь - и все испуганно оглянулись. Самый факт, что кто-то заговорил, что кто-то осмелился гласно объявить пять-шесть мыслей здравых, - самый факт уже предосудителен, и он предрешает содержание речи. Ясно, что она будет протестующей, критической; ясно, что это будет вызов крепостному строю жизни, тем людям, которые отторгают детей от матерей и отцов. Ведь если удовлетворяться этим строем, если чувствовать себя хорошо, то нет нужды говорить: тогда - мы уже видели - лучше молчать...(По Ю. Айхенвальду)
Задание 10. Творческое задание.
Выберите одно из предложенных ниже заданий. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь (по необходимости) на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
1. Есть ли в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ответ на поставленный в заглавии вопрос?
2. Почему активный и целеустремленный Штольц дружит с апатичным Обломовым?
3. Почему все плывущие на корабле «Атлантида» (и праздные богачи, и измученные матросы) обречены на гибель? (По рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.