Олимпиада по литературе
5 класс
Часть 1
Время работы: 90 минут
I. Знание текстов художественных произведений.
1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)
1. Говорящее чудесное зеркало
2. Разбитое корыто
3. «…баса, альта, две скрипки»
4. «Очков с полдюжины»
5. Черевички
II. Историко-литературные задания.
1. О каких писателях идет речь? (Максимальное количество баллов - 3)
1.1. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
1.2. У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.
1.3. Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
III. Знание теории литературы. (Максимальное количество баллов - 16)
1. Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? (Максимальное количество
баллов – 1).
1.1 … Долго не стали,
Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,
Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво
Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.
1.2. Я там был; мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
2. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Найдите эпитет и обоснуйте своё решение. (Максимальное количество баллов – 1).
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…
3. Определите и назовите жанр произведений по фрагментам текста.
(Максимальное количество баллов – 4).
Фрагмент |
название жанра |
Жили в старину старик и старуха. Детей у них не было; одиночество стариков скрашивали пес Онгоро и кот Нэнгоро. Хозяева любили их, как своих детей. Однажды старик пошел на поле, где росли бобы, и увидел там еле живого ужа. Вид у ужа был такой жалкий, что старик подобрал его и отнес домой. Он дал ему кличку Норо. – Ну вот, наша семья и увеличилась, – сказал старик. |
|
Вот царём Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир весёлый тот Царь одиннадцать зовёт Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал. |
|
Бывало времечко, и мы ели семечко; а теперь и толкут, да нам не дают. |
|
Красное коромысло через реку повисло. |
|
4. Учитывая фольклорные традиции, сочините загадку о компьютере. (Максимальное количество баллов -10).
IV. Литература и другие виды искусства.
Какие картины на сказочные сюжеты созданы Виктором Михайловичем Васнецовым?
(По 1 баллу за каждое правильное название картины).
Часть II.
V. Интерпретация художественного произведения.
Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст. (Максимальное количество баллов -30)
САША ЧЁРНЫЙ (1880—1932)
* * *
На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьёзный вид!
Ходят боком вдоль забора, головёнки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом —
На берёзовой макушке, на крыльце и под крыльцом?
Эх, когда б я сам был галкой — через форточку б махнул
И весёлою нырялкой в синем небе потонул...
1925
1. Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения?
2. Какие чувства испытывает лирический герой («я»)? Откуда мы об этом знаем?
3. С помощью каких слов автор изображает зиму?
4. С помощью каких слов автор изображает галок?
5. Зачем автор повторяет слова в 4-й строке?
6. Какие образы и какие идеи автор противопоставляет в 3-й и 4-й строфах? С какой целью?
7. Какие необычные прилагательные (эпитеты) вам встретились? Зачем автор использует их?
8. Какое необычное слово автор использует в последней строке? Почему?
9. Почему в небе можно «потонуть»?
10. Как бы вы передали основную мысль стихотворения?
Олимпиада по литературе
5 класс
Ключи
I. Знание текстов художественных произведений. (Максимальное количество баллов – 15).
1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)
1. Мачеха, Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
2. Старуха, Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. Осел, Козел и косолапый Мишка, басня Крылова «Квартет»
4. Мартышка, басня Крылова «Мартышка и очки»
5. Вакула добывал их для своей возлюбленной, Гоголь «Ночь перед Рождеством»
II. Историко-литературные задания. (Максимальное количество баллов - 3)
1.
1.1. В.А. Жуковский
1.2. Л.Н. Толстой
1.3. П.П. Ершов
III. Знание теории литературы. (Максимальное количество баллов - 16)
1. Оба отрывка представляют собой концовку сказки
2. Эпитет – родимая ветка, жестокая буря
3. а) Народная японская сказка
б) Литературная сказка, или стихотворная сказка, или литературная стихотворная сказка
(В.А.Жуковский, «Спящая царевна», 1831)
в) Поговорка, сборник В.Даля
г) Загадка, Д.Садовников
4. За загадку 10 баллов
IV. Литература и другие виды искусства. (Максимальное количество баллов - 11)
1. «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Иван- царевич на Сером Волке», «Снегурочка», «Царевна-Лягушка», «Аленушка», «Царевна-Несмеяна», «Спящая царевна», «Кащей Бессмертный», «Баба Яга».
V. Интерпретация художественного произведения
Максимальное количество баллов – 30 баллов
(20 баллов за ответы на вопросы для анализа и 10 баллов за речевое оформление сочинения).
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе – (2 балла)
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями – (2 балла)
3. Обоснованность привлечения текста произведения – (2 балла)
4. Последовательность и логичность изложения – (2 балла)
5. Следование нормам речи – (2 балла)
ИТОГО – 75 баллов.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.