урок

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Олимпиада по литературе 6 класс.doc

Олимпиада по литературе

6        класс

Часть 1

Время работы: 90 минут

I.                   Знание текстов художественных произведений.

 

1. Каким произведениям русской литературы предпосланы следующие эпиграфы? (Максимальное количество баллов – 3).

 

1.1.  Стрелялись мы.

1.2.  Кони мчатся по буграм,

       Топчут снег глубокий…

       Вот, в сторонке Божий храм

       Виден одинокий.

     1.3.  Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

 

2. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С. Пушкина, из которого взят данный отрывок. (Максимальное количество баллов – 4).

 

В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятна им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущенный взгляд:

То три соперника Руслана…

 

II. Историко-литературные задания.

 

1.        Какой русский писатель сам себя шутя называл «Дядькой всех ведьм и чертей

на Руси»? ( Максимальное количество баллов – 1).

 

2.        Кто автор этих произведений? (Максимальное количество баллов – 2).

 

2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»

2.2 «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин»

 

3. С именем каких русских писателей связаны эти места?

(Максимальное количество баллов – 2).

3.1  Михайловское, Царский Лицей, Москва

3.2  Петербург, Пятигорск, Москва

 

III. Знание теории   литературы.

 

1.        Каким размером написано большинство басен И.А. Крылова. Например:

      (Максимальное количество баллов – 1).

 

Послушай, я не кинусь в слезы:

Мне шутка все твои угрозы.

Что я стараюсь приобресть,

То не в твоих руках хранится;

А чем не можешь поделиться,

Того не можешь и унесть.

2.  Определите и назовите жанр по фрагментам текста. (Максимальное количество баллов – 4).

Фрагмент

Название жанра

И с яркими слиялася лучами,
     Как дым прозрачный, мгла,
Зрят на скале дитя между волнами;
     И тонет уж скала.
 
Пловец гребет; челнок летит стрелою;
     В смятении Варвик;
И озарен младенца лик луною;
     И страшно бледен лик.

 

И тут девушка-чернавушка —
Бросала она вёдра кленовые,
Брала коромысло кипарисовое,
Коромыслом тем стала она помахивати
По тем мужикам новгородским;
Прибила уж много до смерти,
И тут девка приустала…

 

Утка сера в море села
И по волнам поплыла.
Девка смело к парню села,
Разговоры завела.

 

Но марсианин обращал не больше внимания на мечущихся людей, чем человек на муравьев, снующих в муравейнике, на который он наступил ногой. Когда, задыхаясь, я поднял голову над водой, колпак марсианина был обращён к батареям, которые все еще обстреливали реку; приблизившись, он взмахнул чем-то, очевидно, генератором теплового луча.

 

 

     3.  В тексте выделены слова (словосочетания), которые автор использовал в качестве художественных средств. Назовите эти средства. На каждой строке справа напишите их название(-я).                                                                           (Максимальное количество баллов – 5) .                                                         

            Цветы глядят с тоской влюблённой                   __________________________

Безгрешно чисты, как весна,                                  __________________________

Роняя с пылью благовонной                                  __________________________

Плодов румяных семена. (А.Фет.)                        __________________________

 

     4.     Перед вами жанр средневековой японской поэзии – хокку. Внимательно прочтите стихи, следя за особенностями стихотворного размера.  (Максимальное количество баллов – 10).                                          

Мацуо Басё (1644-1694)

Исса Кобаяси (1763-1828)

Ёса Бусон (1716-1783)

Тишина кругом.

Проникают в сердце скал

Голоса цикад.

Котёнок-шалун

Тихонько трогает лапкой

Упавший листок.
С печалью в душе
Поднялся на холм, а там —
Шиповник в цвету.

Сочините хокку о природе. Обратите внимание на сопоставление внешнего и внутреннего, личного и всеобщего.

 

IV. Литература и другие виды искусства.            (Максимальное количество баллов – 3).

  1. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин?

Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта.  На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная  музыкой слова своего воспитанника.  Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья»,  друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества». 

Часть II.

V.  Интерпретация художественного произведения.

 

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.           (Максимальное количество баллов – 30).

 

  МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892 – 1941)

 

 КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЁТЕ

 
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом красном переплете.
Чуть лёгкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам бывало.
– «Уж поздно!» – «Мама, десять строк!»...
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет... В воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы...
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона...
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
– О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
 
1. Почему мы можем говорить о том, что это стихотворение-воспоминание?
2. Какие книги упомянуты в стихотворении? Кто их автор?
3. Какие чувства вызывает у лирической героини прочитанное?
4. Как героиня относится к книгам? В каких словах отражено это отношение?
5. Какие имена собственные встретились вам? Зачем они названы?
6. Как героиня оценивает детство? В каких словах отражена эта оценка?
7. Какие слова повторяются в стихотворении? Почему?
8.Какие художественные приёмы вам встретились? Зачем автор их использует?
9.Почему в стихотворении много восклицательных предложений? Почему много многоточий?
10. В чём, на ваш взгляд, заключена основная идея стихотворения?

Олимпиада по литературе

6 класс

Ключи

I.  Знание текстов художественных произведений.

1. (Максимальное количество баллов – 3).

1.1. Е. Баратынский (повесть «Выстрел» Пушкина)

1.2. В. Жуковский (повесть «Метель» Пушкина)

1.3.Д. Богданович (повесть «Барышня-крестьянка» Пушкина)

 

2. (Максимальное количество баллов – 4).

Поэма А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила»

Ратмир, Рогдай, Фарлаф

 

II. Историко-литературные задания.

 

1.      ( Максимальное количество баллов – 1).

В.А.Жуковский

 

       2.  ( Максимальное количество баллов – 2).

2.1.  В.А.Жуковский

2.2.  А.С. Пушкин

 

       3. ( Максимальное количество баллов – 2).

3.1.  А.С. Пушкин

3.2.  М.Ю. Лермонтов

 

III. Знание теории   литературы.

 

1.   (Максимальное количество баллов –1).         

     Четырехстопный ямб

2.  (Максимальное количество баллов – 4).         

     Баллада, былина, частушка, роман.

3.  (Максимальное количество баллов – 5).         

     Олицетворение, эпитет

     сравнение

                 эпитет

                 эпитет

            4. 10 баллов за хокку.

 

IV. Литература и другие виды искусства.  (Максимальное количество баллов – 3).        

 

1.  Н.Н Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском».  Послание « И. И. Пущину»

 

V.  Интерпретация художественного произведения.  (Максимальное количество баллов – 30).

 

  (20 баллов за ответы на вопросы для анализа и 10 баллов за речевое  оформление сочинения).

1.    Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе – (2 балла)

2.    Уровень владения теоретико-литературными знаниями – (2 балла)

3.    Обоснованность привлечения текста произведения – (2 балла)

4.    Последовательность и логичность изложения – (2 балла)

5.    Следование нормам речи – (2 балла)

Итого – 65 баллов.