Олимпиада по литературе
6 класс
Часть 1
Время работы: 90 минут
I. Знание текстов художественных произведений.
1. Каким произведениям русской литературы предпосланы следующие эпиграфы? (Максимальное количество баллов – 3).
1.1. Стрелялись мы.
1.2. Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке Божий храм
Виден одинокий.
1.3. Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.
2. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С. Пушкина, из которого взят данный отрывок. (Максимальное количество баллов – 4).
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыты кубки круговые,
И брашна неприятна им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана…
II. Историко-литературные задания.
1. Какой русский писатель сам себя шутя называл «Дядькой всех ведьм и чертей
на Руси»? ( Максимальное количество баллов – 1).
2. Кто автор этих произведений? (Максимальное количество баллов – 2).
2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»
2.2 «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин»
3. С именем каких русских писателей связаны эти места?
(Максимальное количество баллов – 2).
3.1 Михайловское, Царский Лицей, Москва
3.2 Петербург, Пятигорск, Москва
III. Знание теории литературы.
1. Каким размером написано большинство басен И.А. Крылова. Например:
(Максимальное количество баллов – 1).
Послушай, я не кинусь в слезы:
Мне шутка все твои угрозы.
Что я стараюсь приобресть,
То не в твоих руках хранится;
А чем не можешь поделиться,
Того не можешь и унесть.
2. Определите и назовите жанр по фрагментам текста. (Максимальное количество баллов – 4).
Фрагмент |
Название жанра |
И с яркими слиялася лучами, Как дым прозрачный, мгла, Зрят на скале дитя между волнами; И тонет уж скала. Пловец гребет; челнок летит стрелою; |
|
И тут девушка-чернавушка — Бросала она вёдра кленовые, Брала коромысло кипарисовое, Коромыслом тем стала она помахивати По тем мужикам новгородским; Прибила уж много до смерти, И тут девка приустала… |
|
Утка сера в море села И по волнам поплыла. Девка смело к парню села, Разговоры завела. |
|
Но марсианин обращал не больше внимания на мечущихся людей, чем человек на муравьев, снующих в муравейнике, на который он наступил ногой. Когда, задыхаясь, я поднял голову над водой, колпак марсианина был обращён к батареям, которые все еще обстреливали реку; приблизившись, он взмахнул чем-то, очевидно, генератором теплового луча. |
|
3. В тексте выделены слова (словосочетания), которые автор использовал в качестве художественных средств. Назовите эти средства. На каждой строке справа напишите их название(-я). (Максимальное количество баллов – 5) .
Цветы глядят с тоской влюблённой __________________________
Безгрешно чисты, как весна, __________________________
Роняя с пылью благовонной __________________________
Плодов румяных семена. (А.Фет.) __________________________
4. Перед вами жанр средневековой японской поэзии – хокку. Внимательно прочтите стихи, следя за особенностями стихотворного размера. (Максимальное количество баллов – 10).
Мацуо Басё (1644-1694) |
Исса Кобаяси (1763-1828) |
Ёса Бусон (1716-1783) |
Тишина кругом. Проникают в сердце скал Голоса цикад. |
Котёнок-шалун Тихонько трогает лапкой Упавший листок. |
С печалью в душе Поднялся на холм, а там — Шиповник в цвету. |
Сочините хокку о природе. Обратите внимание на сопоставление внешнего и внутреннего, личного и всеобщего.
IV. Литература и другие виды искусства. (Максимальное количество баллов – 3).
Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».
Часть II.
V. Интерпретация художественного произведения.
Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст. (Максимальное количество баллов – 30).
МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892 – 1941)
КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЁТЕ
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом красном переплете.
Чуть лёгкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам бывало.
– «Уж поздно!» – «Мама, десять строк!»...
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет... В воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы...
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона...
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
– О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
1. Почему мы можем говорить о том, что это стихотворение-воспоминание?
2. Какие книги упомянуты в стихотворении? Кто их автор?
3. Какие чувства вызывает у лирической героини прочитанное?
4. Как героиня относится к книгам? В каких словах отражено это отношение?
5. Какие имена собственные встретились вам? Зачем они названы?
6. Как героиня оценивает детство? В каких словах отражена эта оценка?
7. Какие слова повторяются в стихотворении? Почему?
8.Какие художественные приёмы вам встретились? Зачем автор их использует?
9.Почему в стихотворении много восклицательных предложений? Почему много многоточий?
10. В чём, на ваш взгляд, заключена основная идея стихотворения?
Олимпиада по литературе
6 класс
Ключи
I. Знание текстов художественных произведений.
1. (Максимальное количество баллов – 3).
1.1. Е. Баратынский (повесть «Выстрел» Пушкина)
1.2. В. Жуковский (повесть «Метель» Пушкина)
1.3.Д. Богданович (повесть «Барышня-крестьянка» Пушкина)
2. (Максимальное количество баллов – 4).
Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Ратмир, Рогдай, Фарлаф
II. Историко-литературные задания.
1. ( Максимальное количество баллов – 1).
В.А.Жуковский
2. ( Максимальное количество баллов – 2).
2.1. В.А.Жуковский
2.2. А.С. Пушкин
3. ( Максимальное количество баллов – 2).
3.1. А.С. Пушкин
3.2. М.Ю. Лермонтов
III. Знание теории литературы.
1. (Максимальное количество баллов –1).
Четырехстопный ямб
2. (Максимальное количество баллов – 4).
Баллада, былина, частушка, роман.
3. (Максимальное количество баллов – 5).
Олицетворение, эпитет
сравнение
эпитет
эпитет
4. 10 баллов за хокку.
IV. Литература и другие виды искусства. (Максимальное количество баллов – 3).
1. Н.Н Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». Послание « И. И. Пущину»
V. Интерпретация художественного произведения. (Максимальное количество баллов – 30).
(20 баллов за ответы на вопросы для анализа и 10 баллов за речевое оформление сочинения).
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе – (2 балла)
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями – (2 балла)
3. Обоснованность привлечения текста произведения – (2 балла)
4. Последовательность и логичность изложения – (2 балла)
5. Следование нормам речи – (2 балла)
Итого – 65 баллов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.