урок

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Олимпиада по литературе 7 класс.doc

Олимпиада по литературе

7  класс

Часть 1

Время работы: 90 минут

I.  Знание текстов художественных произведений.

 

1.    Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 6).

 

1.1. - Не смейся, не смейся, батьку!..

       - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

       - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, 

поколочу!

 

1.2. - А где же ключик?

       - Здесь и ключ перед вашими очами.

       - Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

       - Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.

 

1.3. - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

       - На плотине-то?..

       - Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое      такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

       - Ну, что такое случилось? Сказывай…

       - А вот что случилось.

 

2.    Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 6).

 

2.1.  И ударили со всех сторон  козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.

 

2.2.  Вам не видать таких сражений!..

       Носились знамена, как тени,

       В дыму огонь блестел.

       Звучал булат, картечь визжала,

       Рука бойцов колоть устала

       И ядрам пролетать мешала

       Гора кровавых тел.

 

2.3.  И грянул бой…

       В огне, под градом раскаленным.

       Стеной живою отраженным,

       Над падшим строем свежий строй

       Штыки смыкает. Тяжкой тучей

       Отряды конницы летучей.

       Браздами, саблями звуча,

       Сшибаясь, рубятся с плеча.

 

 

 

 

II. Историко-литературные задания.

 

1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? (Максимальное количество баллов – 3).

1.1. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»»

1.2. Лермонтов «Песня про…купца Калашникова»

1.3. Лермонтов «Бородино»

 

2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями  следующих произведений: (Максимальное количество баллов – 5).

1.      Н.С. Лесков «Левша»,  

2.      Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством»,  

3.      А.С. Пушкин «Полтава»

 

III. Знание теории   литературы.

 

1.    Определите жанр каждого произведения, отрывки из которых приведены ниже: (Максимальное количество баллов – 5).

 

1.1.  Не сырой дуб к земле клонится,

     Не бумажные листочки расстилаются, -

     Расстилается сын перед батюшкой,

     Он и просит себе благословеньица:

     Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

     Дай ты мне свое благословеньице,

     Я поеду в славный стольный Киев-град,

     Помолиться чудотворцам киевским,

     Заложиться за князя Владимира,

     Послужить ему верой-правдою,

     Постоять за веру христианскую.

 

1.2.  Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми  воспринять престол метрополии  Российской.

 

1.3. Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

 

1.4.  Любишь кататься, люби и саночки возить.

 

1.5.  Спереди пятачок,

 сзади крючок,

 посередине спинка,

 на спинке щетинка.

 

2.    Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке: (Максимальное количество баллов – 3).

 

  С горы бежит поток проворный,

  В лесу не молкнет птичий гам,

  И гам лесной, и шум нагорный –

  Всё вторит весело громам.

 

3.  Лимерик – это короткое юмористическое абсурдное стихотворение.  В лимериках обычно описывается, что случилось с кем-либо (джентльменом, стариком, девицами, композиторами и т.д.) где-либо (в Айове, Бердичеве, на спине у бенгальской тигрицы и т.д.) Сочинением лимериков прославился английский поэт Эдвард Лир. Перед вами лимерик Э.Лира и два его перевода.                                        (Максимальное количество баллов -10).

 

There was an Old Man of Leghorn,
The smallest that ever was born;
But quickly snapped up he
Was once by a puppy,
Who devoured that Old Man of Leghorn.

Был один старичок из Ливорно,

Самый крошечный в мире, бесспорно;

Но какой-то щенок

Раз его подстерёг

И сожрал старичка из Ливорно.

перевод Б.Архипцева

Малорослый старик из-под Вроцлава
Рост имел неприличный для взрослого,
И безжалостно очень
Был щенком поколочен
И проглочен старик из-под Вроцлава.

перевод М.Фрейдкина

Попробуйте сочинить лимерик. Обратите внимание на количество строк, на стихотворный размер, на рифму.

 

IV. Литература и другие виды искусства. (Максимальное количество баллов – 2).

 

1.  Какой художник создал пейзаж, являющийся откликом на произведение

 М.Ю. Лермонтова и названный  первой строкой стихотворения?

 

 

Часть II

 

V. Интерпретация художественного произведения.

 

Постарайтесь, ответив на вопросы, дать комментарий к тексту С.Г. Писахова. Пишите красиво, увлекательно, связно.                                                            (Максимальное количество баллов – 30).

 
1.      Произведение какого жанра перед вами? Докажите.
2.      Как вы представляете себе рассказчика? 
3.      Обратите внимание на речь рассказчика. Отметьте необычные слова, дайте их толкование. Отметьте необычные формы слов, постарайтесь объяснить, почему они употреблены. 
4.      Постарайтесь найти сравнения, метафоры, рифмы. С какой целью они употреблены автором?
5.      С помощью каких слов нарисован образ франта и франтихи? Какова их роль в произведении?
 

 

С. Г. ПИСАХОВ (1879—1960)

 

 

АПЕЛЬСИН

 

               Дак вот ехал я вечером на маленьком пароходишке. Река спокойнёхонька, воду пригладила, с небом в гляделки играт1 – кто кого переглядит. И я на них загляделся. Еду, гляжу, а сам апельсин чищу и делаю это дело мимодумно.
               Вычистил апельсин и бросил в воду, в руках только корка осталась. При солнечной тиши да яркости я и не огорчился. На гладкой воде место заприметил. Потом, как сёмгу ловить выеду, спутье не спутье2, а приверну к апельсинову месту поглядеть, что мой апельсин делат?
               Апельсин в рост пошёл, знат, что мне надо скоро, – растёт-торопится, ветками вымахиват, листиками помахиват. Скоро и над водой размахался большим зелёным деревом и в цвет пустился.
               И така ли эта была распрекрасность, как кругом вода, одна вода, сверху небо, посерёдке апельсиново дерево цветет!
               Наш край летом богат светом. Солнце круглосуточно. Апельсины незамедлительно поспели. На длинных ветвях, на зелёных листах как фонарики золоты.
               Апельсинов множество, видать, крупны, сочны, да от воды высоко – ни рукой, ни веслом не достанешь, на воду лестницу не поставишь.
               Много городских подъезжало, вокруг кружили, только все безо всякого толку.
               Раз буря поднялась, воду вздыбила. Я в лодку скочил, карбасов3 штук пятнадцать с собой прихватил, к апельсиновому дереву подъехал. Меня волнами подкидыват, а я апельсины рву. Пятнадцать карбасов нагрузил с большими верхами, и лодка полнёхонька. На самой верхушке один апельсин остался. Пятнадцать карбасов да лодку с апельсинами в деревню пригнал. Вся деревня всю зиму апельсинами сыта была.
               Меня раздумье берёт, как достать остатный апельсин. В праздник, в тиху погоду подъехал в лодочке к апельсиновому дереву. А около дерева тоже в лодочке франт да франтиха крутятся. Франт весь обтянут-перетянут – тонюсенький, как былиночка. А франтиха растопоршена безо всякой меры, у неё и юбка на обручах. Франтиха выахиват:
               – Ах, ах! Как мне хочется апельсина! Ах, ах! Не могу ни быть, ни жить без апельсина. Франт отвечат: 
               – Для вас апельсин? Я-с сейчас!
               Поднялся обтянутой, тонконогой и, как пружинка, с лодки скочил. Апельсина не достал, на лодку упал, на саму корму. Лодка носом выскочила, франтиху выкинуло. Франтиха над водой перевернулась, на воду юбками с обручами хлопнулась и завертелась, как настояща пловуча животна!
               Франт в лодке усиделся, франтихе верёвочку бросил и мимо городу на буксире повёз.
               Франтиха на лице приятность показыват, ручкой помахиват и так громко говорит:
               – Теперь ненавижу в лодках ездить, как все, и ах как антиресно по реке самоходом гулять наособицу!
               Городски франтихи с места сорвались, им страсть захотелось так же плыть и хорошими словами, сладким голосом на берегу гуляющих дразнить. Франтихи в воду десятками скакать почали.
               Народ, который безработный был, много в тот раз заработали – мокрых франтих из воды баграми выволакивали. Смотреть было смешно, как на балаганно представленье.
               К апельсиновому дереву воротился, дерево нагнул и апельсин достал.
               Дело стало к вечеру, вода стихла, выгладилась, заблестела. Небо в воду смотрится, на себя любуется.
               Я стал апельсин чистить без торопливости, с раздумчивостью. Вычистил апельсин, на себя оглянулся, а у меня только корки в руках.
               Апельсин я опять мимодумно в воду бросил. Должно, опять впрок положил.
1920-е гг.
_____________________________
1играт, помахиват и т.п. – областная (северная) форма глаголов, вместо играет, помахивает.
2 (на) спутье – по дороге.
3 карбас – небольшое грузовое судно.

 


Олимпиада по литературе

7  класс

Ключи

I.  Знание текстов художественных произведений.

 

1. (Максимальное количество баллов – 6).

1.1. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»

1.2. Н.С. Лесков. «Левша»

1.3. И.С. Тургенев. «Бежин луг»

 

      2.   (Максимальное количество баллов – 6).

2.1. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»

2.2. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

2.3. А.С. Пушкин. «Полтава»

 

II. Историко-литературные задания.

1. (Максимальное количество баллов – 3).

1.1 Смерть князя Олега от коня своего

1.2 Эпоха правления Ивана Грозного

1.3 Бородинское сражение 1812 года

 

2. (Максимальное количество баллов – 5 баллов)

·      Николай I, Александр I;

·      Екатерина II;

·      Петр I,  Карл XII

 

III. Знание теории   литературы.

       1. (Максимальное количество баллов – 5).

1.1 Былина

1.2 Житие

1.3 Басня

1.4 Пословица

1.5 Загадка

 

       2. (Максимальное количество баллов – 3).

Эпитет, олицетворение, инверсия.

 

3.  Лимерик

(Максимальное количество баллов – 10).

 

IV. Литература и другие виды искусства.

      (Максимальное количество баллов – 2).

1.    И. Шишкин «На Севере диком…»

 

V. Интерпретация художественного произведения.   (Максимальное количество баллов – 30).

 

  (20 баллов за ответы на вопросы для анализа и 10 баллов за речевое  оформление сочинения).

1.    Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе – (2 балла)

2.    Уровень владения теоретико-литературными знаниями – (2 балла)

3.    Обоснованность привлечения текста произведения – (2 балла)

4.    Последовательность и логичность изложения – (2 балла)

5.    Следование нормам речи – (2 балла)

 

  Итого – 70 баллов.


Скачано с www.znanio.ru