Олимпиада по литературе
8 класс
Часть 1
Время работы: 90 минут
I. Знание текстов художественных произведений.
1. Назовите автора данных отрывков, название произведений и имена героинь, которым принадлежат следующие портреты: (Максимальное количество баллов – 12).
1.1. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках… Я видел только её высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза…
1.2. … Была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
1.3. …Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась.
1.4. …Смуглая ______ набелена была по уши, насурьмлена …, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава l’imbecile торчали, как фижмы…; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери…сияли на ее пальцах, шее и ушах.
2. Кому из героев принадлежат слова. Укажите авторов и название художественных произведений, из которых приведены отрывки. (Максимальное количество баллов – 4).
2.1. «Мне здесь то удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали
и дванадесять язык прогнали».
2.2. «Здравы будьте, князья и дружина, заступая христиан от поганых полков! Князьям слава и дружине! Аминь…»
3. Узнай произведение по его финалу, назови автора. (Максимальное количество баллов – 6).
3.1. «Вот злонравия достойные плоды».
3.2. «- Вишь, поплелся! – пробормотал он, - да я его!..
Через полчаса он простился со мной на опушке леса».
3.3. «И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»
4. О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев. (Максимальное количество баллов – 4)
Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.
II. Историко-литературные задания.
1. Что связывает Черную речку и гору Машук? (Максимальное количество баллов – 2).
2. О каком событии русской истории идет речь в данном отрывке? Назовите произведение, автора и героя, от чьего лица ведется повествование. (Максимальное количество баллов – 4).
Не стану описывать окончания нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было повсюду прекращено; помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно… Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!
III. Знание теории литературы.
1.Определите жанр произведений древнерусской литературы.
(Максимальное количество баллов – 3).
1.1. «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…»
1.2. «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».
1.3. Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…
2.Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3).
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
3. Перед вами строки гекзаметра (гексаметра), взятые из поэмы Гомера «Илиада». Это фрагмент описания щита Ахилла, сделанного богом Гефестом. Внимательно вчитайтесь в строки, обращая внимание на тематику, художественные особенности и стихотворный размер.
(Максимальное количество баллов -10).
…Там же и стадо представил волов, воздымающих роги:
Их он из злата одних, а других из олова сделал.
С ревом волы из оград вырываяся, мчатся на паству,
К шумной реке, к камышу густому по влажному брегу.
Следом за стадом и пастыри идут, четыре, златые,
И за ними следуют девять псов быстроногих.
Два густогривые льва на передних волов нападают,
Тяжко мычащего ловят быка; и ужасно ревёт он,
Львами влекомый; и псы на защиту и юноши мчатся… (перевод Н.И.Гнедича)
Опишите любой предмет школьного обихода (портфель, доску, дневник, классный журнал и т.п.) в нескольких строках гекзаметра.
IV. Литература и другие виды искусства. (Максимальное количество баллов -2).
19 апреля 1836 года — Александринский театр.
На петербургской премьере этой пьесы присутствовал сам Николай I. После премьеры император заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» Назовите пьесу, о которой идет речь, и её автора.
Часть П
V. Интерпретация художественного произведения.
Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.
(Максимальное количество баллов – 30).
ЕЛЕНА ШВАРЦ (1948 – 2010)
ПОКУПКА ЁЛКИ
Маленькому лесу из 48 ёлок – с печалью
В ёлочном загончике я не выбираю,
Не хожу, прицениваясь, закусив губу.
Из толпы поверженных за лапу поднимаю,
Как себя когда-то, как судьбу.
Вот её встряхнули, измерили ей рост.
Вот уже макушкой чертит среди звёзд
И пока несу ее быстро чрез метель –
Вся в младенца сонного обернулась ель.
И, благоуханную, ставят ее в крест,
И, мерцая, ночью шевелится в темени.
Сколько в плечи брошено мишуры и звезд,
Сколько познакомлено золота и зелени!
1996
Напишите рецензию на рассказ А.Грина «Словоохотливый домовой».
Олимпиада по литературе
8 класс
Ключи
I. Знание текстов художественных произведений.
1. (Максимальное количество баллов – 12).
1.1.Л.Н.Толстой «После бала» Варенька
1.2.М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Настя
1.3.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Маша Миронова
1.4.А.С.Пушкин «Барышня крестьянка» Лиза Муромская
2. (Максимальное количество баллов – 4).
2.1. Н.С. Лесков «Левша»
2.2 .Нет данных об авторе, «Слово о полку Игореве»
3. (Максимальное количество баллов – 6).
3.1. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
3.2. И.С. Тургенев «Бирюк»
3. 3. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
4. (Максимальное количество баллов – 4).
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»; Андрий, Остап
II. Историко-литературные задания.
1. (Максимальное количество баллов – 2).
Места дуэлей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова
2. (Максимальное количество баллов – 4).
Восстание Пугачева, А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Петр Гринев.
III. Знание теории литературы.
1. (Максимальное количество баллов – 3).
1.1 Летопись
1.2 Поучение
1.3 Житие
2. (Максимальное количество баллов – 3).
Эпитет, олицетворение, инверсия
3. Гекзаметр
(Максимальное количество баллов -10).
IV. Литература и другие виды искусства.
(Максимальное количество баллов -2).
Н.В.Гоголь «Ревизор»
V. Интерпретация художественного произведения. (Максимальное количество баллов – 30).
(20 баллов за ответы на вопросы для анализа и 10 баллов за речевое оформление сочинения).
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе – (2 балла)
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями – (2 балла)
3. Обоснованность привлечения текста произведения – (2 балла)
4. Последовательность и логичность изложения – (2 балла)
5. Следование нормам речи – (2 балла)
Итого – 80 баллов
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.