урок

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Олимпиада по литературе 8 класс.doc

Олимпиада по литературе

8 класс

Часть 1

Время работы: 90 минут

I.   Знание текстов художественных произведений.

 

            1. Назовите автора данных отрывков, название произведений и имена героинь, которым принадлежат следующие портреты:                              (Максимальное количество баллов – 12).

 

1.1. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках… Я видел только её высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза…

 

1.2. … Была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

 

1.3. …Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась.

 

1.4. …Смуглая ______ набелена была по уши, насурьмлена …, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава l’imbecile торчали, как фижмы…; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери…сияли на ее пальцах, шее и ушах.

 

2.  Кому из героев принадлежат слова. Укажите авторов и название художественных произведений, из которых приведены отрывки.     (Максимальное количество баллов – 4).

 

2.1. «Мне здесь то удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали

и дванадесять язык прогнали».

 

2.2. «Здравы будьте, князья и дружина, заступая христиан от поганых полков! Князьям слава и дружине! Аминь…»

 

3. Узнай произведение по его финалу, назови автора. (Максимальное количество баллов – 6).

 

3.1.  «Вот злонравия достойные плоды».

 

3.2.  «- Вишь, поплелся! – пробормотал он, - да я его!..

 Через полчаса он простился со мной на опушке леса».

 

3.3.  «И с этой мыслью я засну,

  И никого не прокляну!..»

 

4. О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев. (Максимальное количество баллов – 4)

 

   Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания.  Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.

 

 

 

II. Историко-литературные задания.

 

1.  Что связывает Черную речку и гору Машук? (Максимальное количество баллов – 2).

2.  О каком событии русской истории идет речь в данном отрывке? Назовите произведение, автора и героя, от чьего лица ведется повествование. (Максимальное количество баллов – 4).

     Не стану описывать окончания нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было повсюду прекращено; помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно… Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

III. Знание теории   литературы.

 

1.Определите жанр произведений древнерусской литературы.

(Максимальное количество баллов – 3).

 

1.1.  «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…»

 

1.2.  «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».

1.3.  Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…

2.Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3).

 

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

 

3. Перед вами строки гекзаметра (гексаметра), взятые из поэмы Гомера «Илиада». Это фрагмент описания щита Ахилла, сделанного богом Гефестом. Внимательно вчитайтесь в строки, обращая внимание на тематику, художественные особенности и стихотворный размер.

    (Максимальное количество баллов -10).

…Там же и стадо представил волов, воздымающих роги:
Их он из злата одних, а других из олова сделал.
С ревом волы из оград вырываяся, мчатся на паству,
К шумной реке, к камышу густому по влажному брегу.
Следом за стадом и пастыри идут, четыре, златые,
И за ними следуют девять псов быстроногих.
Два густогривые льва на передних волов нападают,
Тяжко мычащего ловят быка; и ужасно ревёт он,
Львами влекомый; и псы на защиту и юноши мчатся… (перевод Н.И.Гнедича)
 

Опишите любой предмет школьного обихода (портфель, доску, дневник, классный журнал и т.п.) в нескольких строках гекзаметра.                                                                                                       

IV. Литература и другие виды искусства.        (Максимальное количество баллов -2).

 

19 апреля 1836 года — Александринский театр.

На петербургской премьере этой пьесы присутствовал сам Николай I. После премьеры  император заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» Назовите пьесу, о которой идет речь, и её автора.

 

 

Часть П

V. Интерпретация художественного произведения.

 

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.

            (Максимальное количество баллов – 30).

 

ЕЛЕНА ШВАРЦ (1948 – 2010)

 

ПОКУПКА ЁЛКИ

 

Маленькому лесу из 48 ёлок с печалью

 

В ёлочном загончике я не выбираю,
Не хожу, прицениваясь, закусив губу.
Из толпы поверженных за лапу поднимаю,
Как себя когда-то, как судьбу.

 

Вот её встряхнули, измерили ей рост.
Вот уже макушкой чертит среди звёзд

И пока несу ее быстро чрез метель
Вся в младенца сонного обернулась ель.

 

И, благоуханную, ставят ее в крест,
И, мерцая, ночью шевелится в темени.
Сколько в плечи брошено мишуры и звезд,
Сколько познакомлено золота и зелени!

1996

 

  1. С помощью каких слов автор описывает новогоднюю ель?
  2. Как меняется настроение лирической героини на протяжении стихотворения?
  3. Почему ель сравнивается с младенцем? С кем (чем) ещё она сравнивается?
  4. Почему стихотворению предпослано такое посвящение?
  5. Какие художественные особенности стихотворения вы заметили?
  6. Как вы понимаете основную идею стихотворения?
  7. Встречались ли вам произведения с похожим сюжетом?

Напишите рецензию на рассказ А.Грина «Словоохотливый домовой».

 

 

 

 

 

 


Олимпиада по литературе

8  класс

Ключи

I.  Знание текстов художественных произведений.

      1.  (Максимальное количество баллов – 12).

       1.1.Л.Н.Толстой «После бала» Варенька

       1.2.М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Настя

       1.3.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Маша Миронова

       1.4.А.С.Пушкин «Барышня крестьянка» Лиза Муромская

 

2.  (Максимальное количество баллов – 4).

2.1. Н.С. Лесков «Левша»

2.2 .Нет данных об авторе, «Слово о полку Игореве»

 

3.  (Максимальное количество баллов – 6).

3.1. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

3.2. И.С. Тургенев «Бирюк»

3. 3. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

 

4.  (Максимальное количество баллов – 4).

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»; Андрий, Остап

 

II. Историко-литературные задания.

1. (Максимальное количество баллов – 2).

Места дуэлей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова

 

2. (Максимальное количество баллов – 4).

Восстание Пугачева, А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Петр Гринев.

 

III. Знание теории   литературы.

1. (Максимальное количество баллов – 3).

1.1 Летопись

1.2  Поучение

1.3  Житие

 

2. (Максимальное количество баллов – 3).

Эпитет, олицетворение, инверсия

 

3. Гекзаметр

(Максимальное количество баллов -10).

 

IV. Литература и другие виды искусства.

    (Максимальное количество баллов -2).

Н.В.Гоголь «Ревизор»

 

V. Интерпретация художественного произведения. (Максимальное количество баллов – 30).

  (20 баллов за ответы на вопросы для анализа и 10 баллов за речевое  оформление сочинения).

1.    Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе – (2 балла)

2.    Уровень владения теоретико-литературными знаниями – (2 балла)

3.    Обоснованность привлечения текста произведения – (2 балла)

4.    Последовательность и логичность изложения – (2 балла)

5.    Следование нормам речи – (2 балла)

Итого – 80 баллов


Скачано с www.znanio.ru