урок

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Олимпиада по литературе 11 класс.doc

Олимпиада по литературе

11  класс

Часть 1.

Время работы: 90 минут

1. Знание текстов художественных произведений.

 

1.1.   Узнайте по предложенным блюдам, у кого из героев «Мертвых душ» обедает Чичиков?                                                                                      (Максимальное количество баллов – 3).

 

         а) «Вы извините, если у нас нет такого обеда, какой на паркетах и в столицах, у нас просто, по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца».

         б)  «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было».

        в) «Обед, как видно, не составлял у … главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновением и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец – он сыпал перец, капуста ли попалась – совал капусту… а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».

 

    1.2. «Раздайте» предметы, приведенные в списке, их владельцам — персонажам «Мертвых душ» Н.В.Гоголя, заполните таблицу.        (Максимальное количество баллов – 9).

 

                  а) пузатое ореховое блюдо … совершенный медведь;

        б) отломанная ручка кресел;

        в) ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы;

        г) сломанный стул;

        д) шарманка красного дерева, игравшая «не без приятности»;

        е) чемодан из белой кожи;

        ж) рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами;

        з) чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранным;

        и) графинчик, который был весь в пыли    

 

  Собакевич

Плюшкин

Чичиков

Ноздрев

 

 

 

 

                                                       

1.3.   По портретной характеристике определить героя (героиню), название произведения и его автора:                                                       (Максимальное количество баллов – 3).

 

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности»

 

1.4.   По пейзажному описанию определить название произведения, автора:

                                                                                             (Максимальное количество баллов – 2).

 К  вечеру  собралась  гроза.  Над  хутором  стала  бурая   туча.   Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром.  Под  тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали  вороны.  Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада.  За  займищем  грозно  чернело небо, степь выжидающе молчала. В хуторе  хлопали  закрываемые  ставни,  от вечерни, крестясь, спешили старухи,  на  плацу  колыхался  серый  столбище пыли, и отягощенную внешней жарою землю уже засевали первые зерна дождя.

 

II. Историко-литературные задания.                                      (Максимальное количество баллов – 3).

 

2.1.   В.Ф. Ходасевич в статье об этом поэте привел горькие слова знакомой дамы.  Дама была уверена, что приближающееся столетие со дня рождения  поэта не будет отмечено достойно – обязательно что-нибудь помешает, поскольку над  его судьбой – печать рока. Разговор, о котором пишет Ходасевич, состоялся в 1914 году, и столетие действительно было заслонено трагическими событиями. Ни Ходасевич, ни его собеседница не могли знать, что и столетие со дня смерти фактически не будет отмечено: оно было «отменено» Великой Отечественной войной, начавшейся в тот год. О каком поэте идет речь?

 

 2.2.   Его первые шаги в литературе не были трудны. Печататься начал очень рано, с четырнадцати лет, и без усилий. Он возрастал в тишине и труде, в воздухе культуры, любви к поэзии (Б. Зайцев)

        Как не любить горячо этого поэта, которого каждый из нас с благодарностью признает своим воспитателем, развившим в его душе все благодарные семена высшей жизни, все святое и заветное бытия? (В.Г. Белинский)

        С … и Батюшкова начинается новая школа нашей поэзии. Оба они постигли тайну величественного, гармонического языка русского (А. Бестужев)

        Его стихов пленительная сладость // Пройдет веков завистливую даль (А.С. Пушкин)

О каком русском поэте  идет речь?

 

   2.3. «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незакрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия». О каком поэте пишет в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевский?

 

 

III. Знание теории   литературы.

 

3.1. Назовите языковые средства, использованные в отрывках.

                (Максимальное количество баллов – 3).

 

         а) В сто сорок солнц закат пылал... (В.Маяковский)

         б) Рассвет рукой прохлады

             Росно сшивает яблоки зари. (С.Есенин)

         в) О, сад ночной, таинственный орган,

             Лес длинных труб, приют виолончелей. (Н.Заболоцкий)   

 

3.2. Определите литературоведческий термин по словарной дефиниции:

(Максимальное количество баллов – 3).

 

а) <…> - род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах.

 

б) <…> - малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»). Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе

 

в) <…> - жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.

 

3.3.   Телестих (телестишье) — особая стихотворная форма, в которой последние буквы каждого стиха, при чтении сверху вниз, образуют какое-либо слово, фразу или имя. Создайте свой телестих, последние буквы строк которого сложились бы в ваше имя (полное или краткое).                                                                                     (Максимальное количество баллов – 10)

Пример телестиха

 

Произнося чудесный чистый звуК,

 Вишу на колокольне. ВысокО!

 Неоднократно сам звенеть хотеЛ,

 Разлиться песней сердца далекО,

 Но мой язык во власти чьих-то руК.

 Вздохнул бы я свободно и легкО,

 Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.

                                    И. Чудасов. «Колокол»

 

IV. Литература и другие виды искусства.

    (Максимальное количество баллов – 4).

 

     Н.В. Гоголь в 1850 году писал художнику А.А.Иванову: «Хорошо бы было, если бы и ваша картина и моя поэма явились вместе». О какой картине и о какой поэме идет речь?

 

Часть П

V.  Интерпретация художественного произведения.

Сравните два сонета – «Вечер» И.А. Бунина (1909) и «Бунин» И. Северянина (1925). Опираясь на предложенные вопросы и задания, напишите сочинение о стихотворениях. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, но должны написать связный текст. 

       (Максимальное количество баллов – 30)

 

  1. Что может быть основанием для сопоставления этих стихотворений?
  2. Что такое художественный образ?
  3. Опишите систему образов данных стихотворений. Есть ли между ними сходство?
  4. Почему  Северянин, стремясь передать очарование бунинского  художественного мира, выбирает    именно эти образы и ассоциации?

 

ВЕЧЕР

 

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

 

И.А.Бунин

БУНИН

 

В его стихах – веселая капель,

Откосы гор, блестящие слюдою,

И спетая березой  молодою

Песнь солнышку. И вешних вод купель.

 

Прозрачен стих, как северный апрель.

То он бежит проточною водою,

То теплится студеною звездою,

В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.

 

Уют усадеб в пору листопада.

Благая одиночества отрада.

Ружье. Собака. Серая Ока.

 

Душа и воздух скованы в кристалле.

Камин. Вино. Перо из мягкой стали.

По отчужденной женщине тоска.

 

И.Северянин


Олимпиада по литературе

11  класс

Ключи

I.   Знание текстов художественных произведений.

 

1. 1. (Максимальное количество баллов – 3).

а) Манилов

б) Коробочка

в) Ноздрев

 

1.2. (Максимальное количество баллов – 9).

Собакевич

Плюшкин

Чичиков

Ноздрев

а)

б), г), ж), и)

в), е)

д), з)

                                                  

1.3.  (Максимальное количество баллов – 3).

И.А.Гончаров «Обломов», Илья Ильич Обломов

 

1.4.  (Максимальное количество баллов – 2).

           М.А.Шолохов «Тихий Дон»                            

 

II. Историко-литературные задания.                (Максимальное количество баллов – 3).

 

2.1. М.Ю.Лермонтов

2.2. В.А.Жуковский

2.3.  Н.А.Некрасов

 

III. Знание теории   литературы.

 

3.1. (Максимальное количество баллов – 3).

а) гипербола

б) метафора

в) перифраза

 

3.2.  (Максимальное количество баллов – 3).

а) лирика

б)притча

в) комедия

 

3.3.  Телестих   (Максимальное количество баллов – 10)

 

IV. Литература и другие виды искусства      (Максимальное количество баллов – 4).

 

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души», картина А.А.Иванова «Явление Христа народу»

 

V. Интерпретация художественного произведения.  (Максимальное количество баллов – 30).

  (20 баллов за ответы на вопросы для анализа и 10 баллов за речевое  оформление сочинения).

1.    Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе – (2 балла)

2.    Уровень владения теоретико-литературными знаниями – (2 балла)

3.    Обоснованность привлечения текста произведения – (2 балла)

4.    Последовательность и логичность изложения – (2 балла)

5.    Следование нормам речи – (2 балла)

Итого - 70 баллов.