Урок
Оценка 5

Урок

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—9 кл
19.06.2024
Урок
приёмы сжатия текста
сжатие текста.docx

Русский язык. 8 класс

Конспект урока

Тема урока. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.

Цели и задачи урока.

Обучающая цель: дать понятие о сжатом изложении, познакомить с приемами сжатия текста.

Практическая цель:  

·         использовать приемы сжатия текста при подготовке к изложению;

·         научиться распознавать существенную и несущественную информацию для воспроизведения основного содержания текста.

Развивающая задача: формирование умения определять основную мысль текста и основную мысль микротемы.

Технологии. В ходе урока используются игровые технологии (деловая игра) и технология коллективного способа обучения.

Ход урока.

1. Организационные моменты. Приветствие, запись в тетрадях даты и темы урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста; воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно-логической структуры, стиля и типа речи исходного текста.

Основное содержание текста – это то содержание, которое несет главную тему, проблему, идею текста, передает авторский замысел.

В настоящее время на ГИА по русскому языку учащиеся должны написать сжатое изложение.  Почему именно сжатое, а не подробное изложение включено в экзамен?  Потому, что сжатое изложение позволяет проверить комплекс умений, важнейшими из которых являются следующие:
– умение точно определять круг  явлений действительности, отражаемой в тексте;
– правильно  понимать  авторский  замысел;
– найти главное в информации;
– сокращать текст различными  способами;
– правильно  и лаконично излагать содержание текста;
– находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Сжатие текста предполагает использование таких основных приемов, как исключение второстепенной информации, подробностей,  деталей, обобщение единичных явлений и фактов, а также упрощение синтаксических структур.

Исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений.

Например:

а) Есть люди, которым все всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании –  короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и  не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, ­–  безнадежные люди.

                                                                    (По В.И.Курбатову)

б) Есть люди, которым всегда все ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Они ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым все ясно, – безнадежные люди.

Одним из самых распространенных примеров исключения при языковом сжатии текста является  исключение одного или нескольких синонимов в  ряду однородных членов.
Другой пример исключения – удаление из текста поясняющих конструкций, например, ряда однородных членов при обобщающем слове.

Обобщение  единичных  явлений и фактов может быть достигнуто при помощи  замены однородных членов их обобщенным наименованием.

Упрощение касается прежде всего замены сложного предложения простым.
Мы постепенно освоим все способы сжатия исходного текста.

4. Коллективная работа учащихся.

Сегодня мы начнем обучение сжатию текста с приема исключения. Для того чтобы овладеть этим приемом, проведем деловую игру. Для этого необходимы 4 желающих провести игру. Принцип игры заключается в следующем. В классе остается один играющий. Он, первый из играющих, получает устную информацию, которую затем должен передать другому с наименьшими потерями по смыслу. Каждый следующий играющий заходит в класс и делает то же самое – получает и передает информацию, стараясь минимально искажать смысл. Остальные присутствующие в классе молча следят за процессом игры. Последний из играющих участников передает информацию присутствующим в классе.

Возможный вариант текста:

Мне позвонил сегодня утром директор школы и попросил передать, что не сможет к 12 часам прийти на совещание. Он сказал, что хочет посетить сегодня выставку школьного оборудования в Гавани, так  как она работает последний день. Он просил совещание без него не начинать, так как надеется прийти к 13 часам.  На этой выставке представлено новое оборудование для кабинетов физики,  химии, биологии, иностранного языка; спортивное оборудование для тренажерных залов, компьютерные классы, мебель для столовой и библиотеки. Директор просил передать, что если он не придет к 13 часам, то совещание нужно провести без него. Также он просил сообщить классным руководителям, что завтра в поликлинике в 10-00 будет проводиться у психолога тестирование  учащихся 9-х классов по профориентации.

После информационного сообщения последнего участника присутствующие определяют, донесли игроки исходную информацию до слушателей или нет. Затем учитель читает всем  первоначальное сообщение еще раз  и предлагает ответить на вопрос: «Сколько блоков существенной информации было  в тексте?» Учащиеся определяют, что в тексте присутствуют 3 блока  существенной информации.

Несущественной информацией являются подробности о том, что представлено на выставке школьного оборудования. Таким образом, вы научились находить второстепенную информацию, подробности, которые можно исключить.  

5. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель раздает текст для самостоятельной работы. Учащиеся получают задание: произвести сжатие текста, применяя способы сжатия в каждом абзаце. Записать сжатый текст.

Текст для сжатого изложения

Великого русского баснописца  Ивана Андреевича  Крылова наш народ  издавна зовет Дедушкой    Крыловым. У его памятника в Летнем саду,  в Ленинграде,  всегда на площадке   играет детвора, рассматривает  с большим вниманием сидящего  в кресле  задумавшегося поэта, искусно изображенных  героев его басен – разных зверей и птиц, знакомых каждому  ребенку.

          И  до  Крылова писали  басни, и писали не так плохо – Сумароков,  Хемницер, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их всех. Он писал так просто, так доходчиво, так по-народному, что  каждый легко запоминает их чудесный русский язык, узнает русский характер. Плохое или хорошее изображено в этих   баснях кратко,  сильно, с такой ясностью, что  видишь всех, кто выведен в  басне.

          В  своих  баснях он показывал, что упорный труд, скромность,  прилежание, честность –  главное в жизни, что  ум и храбрость возьмут верх над  невежеством и трусостью.  

    Крыловские   басни доходили до самых дальних краев  России.  Недаром в 1838 году, на юбилее  баснописца, поэт В.А.Жуковский сказал,  что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она вся бы пришла, потому  что она знает и любит Крылова. Это была правда.

   Строки  крыловских  басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную   речь. Вспомним только самые привычные:  «А ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит петуха за то, что  хвалит он кукушку», «А вы,  друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «Слона-то  я и не приметил», «Недаром говорится, что дело  мастера боится»,  «Сильнее кошки  зверя нет», «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона». Многими из этих мудрых  крыловских  слов мы пользуемся ежедневно.

    Недаром Пушкин находил в баснях Крылова отличительные  свойства нашего народа: «веселое лукавство  ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Гоголь называл эти басни притчами, он так и писал  про басни Крылова:  «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

6. Итог урока. Рефлексия.

После окончания самостоятельной работы несколько учащихся читают вслух свои варианты сжатия исходного текста. Учитель и ученики обсуждают, комментируют работы. Делается обобщающий вывод, какие из приемов сжатия можно было применить в каждом из абзацев: в первом абзаце – исключение, во втором и третьем – обобщение, в четвертом – упрощение, в пятом – исключение, в шестом – упрощение.

Учащиеся говорят о том, что начинать учиться сжатию текста хорошо, имея текст перед глазами, так как становится понятно, какой из приемов лучше применить.

7. Домашнее задание.

На примере классной работы, произвести сжатие текста варианта 1 из сборника  «ГИА – 2011. Русский язык, тренировочные варианты экзаменационных работ ФИПИ».

Литература к уроку

1.      Бабайцева  В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория, 5 – 9 классы,      «Дрофа», 2004г.

2.      Пособие по русскому языку Егораевой Г.Т.  «ГИА. 9 класс. Типовые тестовые задания», М., 2009 г.

3.      Цибулько И.П., Степанова Л.С. ГИА – 2011. Русский язык, 9 класс, тренировочные варианты экзаменационных работ (ФИПИ).

 

 

 

 

 

 


 

Русский язык. 8 класс Конспект урока

Русский язык. 8 класс Конспект урока

Сжатие текста предполагает использование таких основных приемов, как исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение единичных явлений и фактов, а также упрощение синтаксических структур

Сжатие текста предполагает использование таких основных приемов, как исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение единичных явлений и фактов, а также упрощение синтаксических структур

Директор просил передать, что если он не придет к 13 часам, то совещание нужно провести без него

Директор просил передать, что если он не придет к 13 часам, то совещание нужно провести без него

Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Сильнее кошки зверя нет», «Ай,

Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Сильнее кошки зверя нет», «Ай,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2024