Дата |
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
9а |
9б |
|
____________Р.С-С.Алиханова |
Урок №4 «Размножение и развитие организмов».
Тема урока: Размножение и развитие организмов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: изучение разновидностей размножения и развития организмов.
Задача урока: сформировать знания о размножении организмом, его биологическом значении, о способах размножения, оплодотворения, эмбриональном и постэмбриональном развитии.
Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения и развития организмов.
Развивающие задачи: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в группах).
Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций,
Планируемые результаты обучения:
-предметные: знание о размножении организмов как важнейшим их свойством, его ролью, о способах размножения организмов — бесполом и половом, оплодотворении и стадиях развития животных.
-метапредметные: умение работать с текстом учебника, рисунками, в группе, слушать и слышать собеседника.
-личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.
Основные понятия урока: размножение — бесполое, половое, вегетативное, онтогенез, оплодотворение.
Оборудование: живые экземпляры комнатных растений (размножающихся вегетативным способом), таблица «Типы размножения», мультимедийная доска, презентация, учебник Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация и ориентировка.
Эпиграф урока:
«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время»
( К.Г. Паустовский)
Как вы думаете о чем говорится?
-Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.
-Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.
-О каком свойстве живых организмов идёт речь?(о размножении).
Скажите пожалуйста, если бы не было размножения, были бы на Земле: растения, животные, грибы, микроорганизмы и мы, люди?
«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других»
Вывод: размножение – это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и темой нашего урока является Размножение и развитие организмов»,
записываем в тетрадь число и тему урока.
3.Актуализация знаний
- Что такое размножение?
Размножение – это воспроизведение себе подобных. Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.
- Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток, в основе его лежит митоз).
Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.
- Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?- Половое и бесполое.
4. Изучение новой темы.
1.Размножение . Способы размножения живых организмов.
В ходе беседы выясняются разные способы размножения организмов. Способы размножения: бесполое и половое.
Работа в группах с учебником-объяснить сущность каждого способа.
Какой организм возник раньше и каким способом он размножался? (растительный или животный) Формы размножения.
Формы размножения |
Суть процесса |
Примеры организмов |
Деление клетки |
Происходит деление ядра, затем деление цитоплазмы |
Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли |
Спорообразование |
Размножение с помощью одноклеточных спор |
Простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники. |
Почкование |
На материнской особи происходит образование выроста – почки, из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё. |
Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки. |
Деление тела |
Из каждой части вырастает полноценный организм |
Плоские и кольчатые черви, иглокожие |
Вегетативное размножение |
Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур |
Многие растения. |
2.Оплодотворение внешнее и внутреннее оплодотворение у животных.
Оплодотворение – это процесс слияния мужской (сперматозоида) и женской (яйцеклетки) гамет, сопровождающееся объединением их генетического материала.
В чем заключается биологическое значение оплодотворения?
Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что, восстанавливается диплоидный набор хромосом и поддерживается генетическое разнообразие организмов, которое служит материалом для естественного отбора и эволюции видов.
Типы оплодотворения
Наружное внутреннее
3. Стадии развития животных; индивидуальное развитие, или онтогенез; периоды онтогенеза, их последовательность.
Каждый живой организм, обитающий на Земле в определенное время и в определенном месте, имеет начало и конец своего существования, проходит свой жизненный путь. Это и есть онтогенез, или индивидуальное развитие.
Как вы считаете, с чего начинается онтогенез каждого живого организма? (начинается с оплодотворенной яйцеклетки – зиготы).
Итак, записываем в тетрадях: Индивидуальным развитием, или онтогенезом, называют весь период жизни особи – с момента слияние сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма.
Онтогенез делится на два периода: 1) эмбриональный
( от греч. эмбрион – зародыш), который протекает в
организме матери, т.е. – является внутриутробным. Он начинается с
момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
2) постэмбриональный – начинается с
момента выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
Запишем это в виде следующей схемы:
Онтогенез
Эмбриональный период Постэмбриональный период период
(от образования зиготы до рождения) (от рождения до смерти)
В эмбриональный период происходит закладка всех органов и систем зародыша. И, несмотря на свое многообразие, большинство многоклеточных животных, в зависимости от сложности их организации, имеют единые стадии эмбрионального развития.А именно – дробление, гаструляцию и первичный органогенез .
Работа с учебником в группах . Из учебника выписать основные этапы эмбрионального развития, с. 16-17
5. Закрепление материала
Верны ли утверждения. ( ставите цифру и+ или-)
1. Спорообразование характерно для гидры. -
2. Амёба размножается путём деления клетки. +
3. При бесполом размножении участвует одна особь. +
4. Мхи и папоротники размножаются почкованием. -
5. При бесполом размножении потомство сильно отличается от родительских организмов. –
6. Для простейших характерно деление пополам. +
7. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. +
8. Гидра размножается почкованием. +
9.Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются вегетативно. +
10.В бесполом размножении участвуют одна особь. +
11. Оногенез – это эмбриональное развитие организма –
12. Развитие с неполным превращением - яйцо личинка взрослая особь +
Подведение итогов
Выставляются оценки.
6. Рефлексия Сегодня урок легкий или трудный, интересный или скучный полезный или ненужный.
Я ученик старательный или ленивый, внимательный или невнимательный, урок усвоил или не усвоил.
4. Домашнее задание
Изучить параграф ответить на вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.