Дата |
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
9а |
9б |
|
____________Р.С-С.Алиханова |
Урок №4 «Размножение и развитие организмов».
Тема урока: Размножение и развитие организмов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: изучение разновидностей размножения и развития организмов.
Задача урока: сформировать знания о размножении организмом, его биологическом значении, о способах размножения, оплодотворения, эмбриональном и постэмбриональном развитии.
Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения и развития организмов.
Развивающие задачи: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в группах).
Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций,
Планируемые результаты обучения:
-предметные: знание о размножении организмов как важнейшим их свойством, его ролью, о способах размножения организмов — бесполом и половом, оплодотворении и стадиях развития животных.
-метапредметные: умение работать с текстом учебника, рисунками, в группе, слушать и слышать собеседника.
-личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.
Основные понятия урока: размножение — бесполое, половое, вегетативное, онтогенез, оплодотворение.
Оборудование: живые экземпляры комнатных растений (размножающихся вегетативным способом), таблица «Типы размножения», мультимедийная доска, презентация, учебник Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация и ориентировка.
Эпиграф урока:
«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время»
( К.Г. Паустовский)
Как вы думаете о чем говорится?
-Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.
-Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.
-О каком свойстве живых организмов идёт речь?(о размножении).
Скажите пожалуйста, если бы не было размножения, были бы на Земле: растения, животные, грибы, микроорганизмы и мы, люди?
«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других»
Вывод: размножение – это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и темой нашего урока является Размножение и развитие организмов»,
записываем в тетрадь число и тему урока.
3.Актуализация знаний
- Что такое размножение?
Размножение – это воспроизведение себе подобных. Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.
- Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток, в основе его лежит митоз).
Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.
- Какие формы размножения свойственные
живым организмам вам известны?- Половое и бесполое.
4. Изучение новой темы.
1.Размножение . Способы размножения живых организмов.
В ходе беседы выясняются разные способы размножения организмов. Способы размножения: бесполое и половое.
Работа в группах с учебником-объяснить сущность каждого способа.
Какой организм возник раньше и каким способом он размножался? (растительный или животный) Формы размножения.
Формы размножения |
Суть процесса |
Примеры организмов |
Деление клетки |
Происходит деление ядра, затем деление цитоплазмы |
Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли |
Спорообразование |
Размножение с помощью одноклеточных спор |
Простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники. |
Почкование |
На материнской особи происходит образование выроста – почки, из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё. |
Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки. |
Деление тела |
Из каждой части вырастает полноценный организм |
Плоские и кольчатые черви, иглокожие |
Вегетативное размножение |
Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур |
Многие растения. |
2.Оплодотворение внешнее и внутреннее оплодотворение у животных.
Оплодотворение – это процесс слияния мужской (сперматозоида) и женской (яйцеклетки) гамет, сопровождающееся объединением их генетического материала.
В чем заключается биологическое значение оплодотворения?
Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что, восстанавливается диплоидный набор хромосом и поддерживается генетическое разнообразие организмов, которое служит материалом для естественного отбора и эволюции видов.
Типы
оплодотворения
Наружное внутреннее
3. Стадии развития животных; индивидуальное развитие, или онтогенез; периоды онтогенеза, их последовательность.
Каждый живой организм, обитающий на Земле в определенное время и в определенном месте, имеет начало и конец своего существования, проходит свой жизненный путь. Это и есть онтогенез, или индивидуальное развитие.
Как вы считаете, с чего начинается онтогенез каждого живого организма? (начинается с оплодотворенной яйцеклетки – зиготы).
Итак, записываем в тетрадях: Индивидуальным развитием, или онтогенезом, называют весь период жизни особи – с момента слияние сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма.
Онтогенез делится на два периода: 1) эмбриональный
( от греч. эмбрион – зародыш), который протекает в
организме матери, т.е. – является внутриутробным. Он начинается с
момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
2) постэмбриональный – начинается с
момента выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
Запишем это в виде следующей схемы:
Онтогенез
Эмбриональный период Постэмбриональный период период
(от образования зиготы до рождения) (от рождения до смерти)
В эмбриональный период происходит закладка всех органов и систем зародыша. И, несмотря на свое многообразие, большинство многоклеточных животных, в зависимости от сложности их организации, имеют единые стадии эмбрионального развития.А именно – дробление, гаструляцию и первичный органогенез .
Работа с учебником в группах . Из учебника выписать основные этапы эмбрионального развития, с. 16-17
5. Закрепление материала
Верны ли утверждения. ( ставите цифру и+ или-)
1. Спорообразование характерно для гидры. -
2. Амёба размножается путём деления клетки. +
3. При бесполом размножении участвует одна особь. +
4. Мхи и папоротники размножаются почкованием. -
5. При бесполом размножении потомство сильно отличается от родительских организмов. –
6. Для простейших характерно деление пополам. +
7. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. +
8. Гидра размножается почкованием. +
9.Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются вегетативно. +
10.В бесполом размножении участвуют одна особь. +
11. Оногенез – это эмбриональное развитие организма –
12. Развитие с неполным превращением - яйцо личинка взрослая особь +
Подведение итогов
Выставляются оценки.
6. Рефлексия Сегодня урок легкий или трудный, интересный или скучный полезный или ненужный.
Я ученик старательный или ленивый, внимательный или невнимательный, урок усвоил или не усвоил.
4. Домашнее задание
Изучить параграф ответить на вопросы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.