Урок №4 «Размножение и развитие организмов».
Оценка 4.6

Урок №4 «Размножение и развитие организмов».

Оценка 4.6
docx
11.05.2020
Урок №4  «Размножение и развитие организмов».
урок 4.docx

Дата

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

 

____________Р.С-С.Алиханова

Урок №4  «Размножение и развитие организмов».

Тема урока: Размножение и развитие организмов.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: изучение разновидностей размножения и развития организмов.

Задача урока: сформировать знания о размножении организмом, его биологическом значении, о способах размножения, оплодотворения, эмбриональном и постэмбриональном развитии.

Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения и развития организмов.

Развивающие задачи: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в группах).

Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций,

Планируемые результаты обучения:

-предметные: знание о размножении организмов как важнейшим их свойством, его ролью, о способах размножения организ­мов — бесполом и половом, оплодотворении и стадиях развития животных.

-метапредметные: умение работать с текстом учебника, рисунками, в группе, слушать и слышать собеседника.

-личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.

Основные понятия урока: размножение — бесполое, половое, вегетативное, онтогенез, оплодотворение.

Оборудование: живые экземпляры комнатных растений (размножающихся вегетативным способом), таблица «Типы размножения», мультимедийная доска, презентация, учебник Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация и ориентировка.

Эпиграф урока:

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время»

( К.Г. Паустовский)

Как вы думаете о чем говорится?

-Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.

-Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.

-О каком свойстве живых организмов идёт речь?(о размножении).

Скажите пожалуйста, если бы не было размножения, были бы на Земле: растения, животные, грибы, микроорганизмы и мы, люди?

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас кома­ра, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смерт­ность одних особей компенсируется рождением других»

Вывод: размножение – это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и темой нашего урока является Размножение и развитие организмов»,

записываем в тетрадь число и тему урока.

3.Актуализация знаний

- Что такое размножение?

Размножение – это воспроизведение себе подобных. Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

- Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток, в основе его лежит митоз).

Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.

- Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?- Половое и бесполое.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/01/s_5a4a503a56aa7/784994_1.png

4. Изучение новой темы.

1.Размножение . Способы размножения живых организмов.

В ходе беседы выясняются разные способы размножения организмов. Способы размножения: бесполое и половое.

Работа в группах с учебником-объяснить сущность каждого способа.

Какой организм возник раньше и каким способом он размножался? (растительный или животный) Формы размножения.

Формы размножения

Суть процесса

Примеры организмов

Деление клетки

Происходит деление ядра, затем деление цитоплазмы

Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли

Спорообразование

Размножение с помощью одноклеточных спор

Простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники.

Почкование

На материнской особи происходит образование выроста – почки, из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё.

Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки.

Деление тела

Из каждой части вырастает полноценный организм

Плоские и кольчатые черви, иглокожие

Вегетативное размножение

Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур

Многие растения.

2.Оплодотворение внешнее и внутреннее оплодотворение у животных.

Оплодотворение – это процесс слияния мужской (сперматозоида) и женской (яйцеклетки) гамет, сопровождающееся объединением их генетического материала.

В чем заключается биологическое значение оплодотворения?

Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что, восстанавливается диплоидный набор хромосом и поддерживается генетическое разнообразие организмов, которое служит материалом для естественного отбора и эволюции видов.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/01/s_5a4a503a56aa7/784994_2.png           Типы оплодотворения

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/01/s_5a4a503a56aa7/784994_3.png

Наружное        внутреннее

 

3. Стадии развития животных; индивидуальное развитие, или онтогенез; периоды онтогенеза, их последовательность.

Каждый живой организм, обитающий на Земле в определенное время и в определенном месте, имеет начало и конец своего существования, проходит свой жизненный путь. Это и есть онтогенез, или индивидуальное развитие.

Как вы считаете, с чего начинается онтогенез каждого живого организма? (начинается с оплодотворенной яйцеклетки – зиготы).

Итак, записываем в тетрадях: Индивидуальным развитием, или онтогенезом, называют весь период жизни особи – с момента слияние сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма.

Онтогенез делится на два периода: 1) эмбриональный ( от греч. эмбрион – зародыш), который протекает в организме матери, т.е. – является  внутриутробным. Он начинается с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек; 2) постэмбриональный – начинается с момента  выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
Запишем это в виде следующей схемы:

Онтогенез

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/01/s_5a4a503a56aa7/784994_4.png

Эмбриональный период                                      Постэмбриональный период период

(от образования зиготы до рождения)                     (от рождения до смерти)

В эмбриональный период происходит закладка всех органов и систем зародыша. И, несмотря на свое многообразие, большинство многоклеточных животных, в зависимости от сложности их организации, имеют единые стадии эмбрионального развития.А именно – дробление, гаструляцию и первичный органогенез .

Работа с учебником в группах . Из учебника выписать основные этапы эмбрионального развития, с. 16-17

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/01/s_5a4a503a56aa7/784994_5.jpeg

5. Закрепление материала

Верны ли утверждения. ( ставите цифру и+ или-)

1. Спорообразование характерно для гидры. -

2. Амёба размножается путём деления клетки. +

3. При бесполом размножении участвует одна особь. +

4. Мхи и папоротники размножаются почкованием. -

5. При бесполом размножении потомство сильно отличается от родительских организмов. –

6. Для простейших характерно деление пополам. +

7. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. +

8. Гидра размножается почкованием. +

9.Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются вегетативно. +

10.В бесполом размножении участвуют одна особь. +

11. Оногенез – это эмбриональное развитие организма –

12. Развитие с неполным превращением - яйцо личинка взрослая особь +

 

 

Подведение итогов

Выставляются оценки.

 

6. Рефлексия Сегодня урок легкий или трудный, интересный или скучный полезный или ненужный.

Я ученик старательный или ленивый, внимательный или невнимательный, урок усвоил или не усвоил.

4. Домашнее задание

Изучить параграф ответить на вопросы.


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Мотивация и ориентировка. Эпиграф урока: «Это процесс, с помощью которого

Мотивация и ориентировка. Эпиграф урока: «Это процесс, с помощью которого

Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?-

Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?-

Оплодотворение внешнее и внутреннее оплодотворение у животных

Оплодотворение внешнее и внутреннее оплодотворение у животных

А именно – дробление, гаструляцию и первичный органогенез

А именно – дробление, гаструляцию и первичный органогенез

Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются вегетативно

Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются вегетативно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020