Урок 5 ТЕМА И ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА

  • docx
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.docx

Урок 5
Тема и главная мысль текста

Тема

Тема и главная мысль текста

Педагогические цели

Создать условия для развития умения определять тему и главную мысль текста, развития речи; способствовать ознакомлению с правописанием словарного слова сентябрь

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные
результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: оценивают уровень владения тем или иным учебным действием, отвечают на вопрос:
что я не знаю и не умею?

Познавательные: общеучебные – умеют работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – анализируют, определяют основную мысль текста; постановка и решение
проблемы
– самостоятельно находят способы решения проблемы.

Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных
и познавательных задач

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Тема и главная мысль текста. Заглавие. Слово с непроверяемым написанием сентябрь

Образовательные
ресурсы

Схема «Текст»

 

Сценарий урока

 

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Все ли правильно сидят?

   Все ль внимательно глядят?

   Все ль готовы слушать?

   Начинаем наш урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

й ий

хороший урожай

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка
домашнего
задания.

Главная мысль текста. Работа
в рабочей тетради (№ 8)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– О чем хотел сказать автор
в стихотворении? Подчеркните слова, в которых выражена
главная мысль

– Земля родная – одна

Высказывают свое
мнение. Определяют главную мысль текста

Беседа по вопросам

IV. Актуализация знаний.

Текст

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Что такое текст?

– Назовите признаки текста

Отвечают на вопросы

Определяют текст
и его признаки

Беседа по вопросам


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

V. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 17)

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа, чтение

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос

– Что такое тема и главная мысль текста?

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

 

VI. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Тема текста. Развитие речи (упр. 13;
учебник, с. 17)

Фронтальная. Словесный,
творческий,
практический. Чтение, беседа, письмо

Предлагает прочитать текст, определить его тему, придумать заголовок, объяснить
выражения, ответить письменно на вопрос, познакомиться
с понятием «тема текста»

– Заорал во все горло – громко закричал.

Откуда ни возьмись – появился неожиданно.

Выполняют задания

Осмысленно читают текст, определяют
главную мысль.

Устанавливают причинно-следственные связи. Письменно
выражают мысль

Беседа по вопросам, письменный ответ, правило

2. Предложения

и текст (упр. 14)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.

– Спишите те предложения,
которые могут составить текст. Определите тему текста
и озаглавьте его

– Предложения не объ-

единены общей темой
и не связаны по смыслу.

– Предложения 2, 3, 5. «Ласточка»

Различают предложения и текст. Определяют признаки текста. Составляют из предложений текст, объединяя их общей темой

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Пальчиковая
гимнастика

Кольца

Поочередно соединяют подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко (сначала на правой, затем на левой

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются

Правильное выполнение дви-
жений

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

 

 

руке). А в конце занятия
осуществляют синхронные
движения обеими руками.

– Раз, два, три, четыре, пять –

   Вышли пальчики гулять.

   Раз, два, три, четыре, пять –

   Будем пальчики считать

 

правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке

 

3. Главная мысль текста (упр. 15; учебник, с. 18)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания к нему.

– Ознакомьтесь с правилом
и расскажите, что называется главной мыслью текста

Читают стихотворение. Находят главную мысль в тексте, списывают предложение.

Знакомятся с правилом

Определяют главную мысль текста. Находят в тексте предложения, выражающие главную мысль. Приводят примеры использования выражения. Доказывают свое мнение

Беседа по вопросам, письмо

4. Тема и главная мысль текста

(упр. 16)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
наглядный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте заголовок и текст. Определите тему и главную мысль текста. Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста. Спишите предложения, в которых говорится о том, как муравей укрылся от дождя

Читают текст.

Отвечают на вопросы. Находят в тексте
предложения на заданную тему, грамотно списывают

Осмысленно читают текст, соблюдая интонацию и знаки препинания. Соотносят текст и заголовок. Приводят доказательства, что заголовок отражает главную мысль

Чтение,
беседа по вопросам, письмо


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

5. Словарно-орфографическая работа. Сентябрь

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, письмо

– Прочитайте словарное слово, что оно означает? Спишите его, запомните написание

Читают словарное слово, отвечают на вопрос, записывают. Запоминают правописание

Усваивают написание непроверяемого слова, объясняют значение слова

Беседа по вопросам, письмо
словарного слова

VII. Закрепление знаний
и способов
действий.

Развитие речи. Составление
текста (упр. 17)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический, творческий.

Чтение, беседа, письмо, рассказ

– Прочитайте. Почему так
говорят?

– Спишите. Проверьте себя.

Докажите, что это не текст,
а предложение. Устно составьте текст, включив в него данное предложение

Читают. Отвечают

на вопросы. Записыва-

ют предложение.
Составляют рассказ

Различают предложение и текст, приводят доказательства. Объясняют смысл прочитанного. Составляют устный рассказ
на заданную тему

Беседа по вопросам, письмо,
рассказ

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Чем
необычен и полезен был сегодняшний урок? Какой опыт вы приобрели?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

IX. Домашнее

задание.

Работа в рабочей тетради (№ 11)

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития