Урок 69
Русская
сказка о мудрых людях
(«Мудрая дева»)
Педагогическая цель: способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям.
Планируемые результаты образования.
Предметные: воспринимают на слух текст в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами; понимают смысл заглавия произведения; выборочно пересказывают текст; отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения.
Личностные: понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают; высказывают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: применяют правила делового сотрудничества – сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из текста и иллюстраций; ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; добывают новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); логические – осуществляют сравнение сказок разных народов, находят сходство и различия; делают выводы; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни; понимают иные позиции (взгляды, интересы); слушают и понимают речь других.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Пожелайте удачи друг другу.
II. Актуализация знаний.
Выставка детских работ.
– Прочитайте загадку и отгадку к своему рисунку.
– Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему?
– Мудрость ценилась не только у народов Востока. Среди русских сказок тоже есть сказки о мудрости. Вам интересно, похожи ли они на сказки других народов?
III. Постановка проблемы.
– Откройте книгу на с. 19. прочитайте название сказки. Что оно вам напомнило? Почему же не «девушка», а «дева»?
– Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите?
– Как передает художник внутреннее состояние, настроение героев?
IV. Открытие учениками нового знания.
Чтение 1-й части сказки.
Словарная работа.
Кума – крестная мать по отношению к родителям крестника.
…один бедный, другой именитый…
Именитый – занимающий высокое положение, почтенный.
… – У моего мужа каряя кобыла…
… – У нас другой год рябой боров кормится…
Каряя – каурая.
Другой – следующий за первым, второй.
Рябой – пятнистый, пестрый.
Боров – самец свиньи.
– Из-за чего спорили братья?
– Почему судьи не разрешили их спор?
– Какие загадки загадал царь?
– Кто и как помог богатому брату?
V. Первичное закрепление.
– Как отгадала эти загадки дочь-семилетка?
– Чьи ответы вам кажутся правильнее, мудрее? Почему?
– Что, по-вашему, случится дальше?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Чтение 2-й части самостоятельно про себя.
Словарная работа.
… – Не кручинься, батюшка…
Кручиниться – горевать, грустить.
– Какие задания давал царь девочке?
– Справилась ли с ними девочка?
– Почему же царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику?
Загадаю вам загадку…
Загадаю вам загадку,
Становитесь на зарядку.
(Ходьба на месте.)
Раз – листочки поднимаем,
(Руки через стороны вверх.)
Два – листочки загибаем,
(Руки за спину.)
Три – еще разок свернули,
(Обхватили руками плечи.)
На четыре – развернули.
(Руки в стороны.)
Буква спряталась внутри.
(Приседания.)
Кто догадлив?
(Прыжки на месте.)
Назови!
Упражнение «Часики»
Развести пальчики и начать ими вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
VII. Повторение пройденного.
Выборочное чтение:
1) самое трудное задание;
2) устаревшие слова.
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 23.
– Какой момент сказки изобразил художник? Какого вы видите царя?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Что общего у русской, татарской и киргизской сказок? Как вы думаете, почему авторы учебника поместили эти три сказки рядом?
Оценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.