Министерство промышленности и торговли Тверской области ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный Профессия «Повар, кондитер» Дисциплина «Биология» |
|
|
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА ТЕМА: «АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»
|
|
|
|
Торжок, 2023
|
Министерство промышленности и торговли Тверской областиГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж» |
|
Рецензент должность, место
работы __. __. 2023 |
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УМР _____________ О.В.Гамелько __. __. 2023
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА ТЕМА: «АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ» для профессии «Повар, кондитер»
биология
Составлена в соответствии с ФГОС СПО
|
|
Преподаватель высшей категории ___________Т.В.Королёва
Председатель ПЦК ____________ Т.В.Королёва __. __. 2023 Методист ____________ Т.В.Белякова __. __. 2023 Рецензент Преподаватель ___ категории ____________ _____________ __. __. 2023
|
Пояснительная записка
Арт-педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Её суть состоит в формировании у личности основ художественной культуры и овладении практическими навыками в разных видах художественной деятельности.
Функции арт-педагогики:
• культурологическая (обусловлена связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека);
• образовательная (направлена на развитие личности и познание ею действительности через искусство; обеспечивает усвоение знаний в сфере искусства и практических навыков художественно-творческой деятельности);
• воспитательная (формирует морально-эстетические и коммуникативные основы личности; содействует социокультурной адаптации с помощью искусства);
• коррекционная (содействует профилактике, коррекции и компенсации недостатков развития)ной деятельности.
Задачи арт-педагогики:
• ясное понимание проблемы
• чёткая постановка цели (что хотите получить в результате деятельности)
• готовность к углублённой психолого-педагогической и аналитической деятельности в условиях организованной среды с помощью арт-педагогических упражнений
• классификация художественно-эстетических арт-педагогических упражнений и задач
• умение вести наблюдение за поведением в различных ситуациях арт-педагогических игр и фиксировать их воздействие на интеллектуальные,
Возможности арт-педагогики:
• облегчение процесса обучения
• поиск социально приемлемого выхода агрессии и негативных чувств
• наличие материала для интерпретации и диагностических заключений
• проработка учебного материала, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми
• налаживание отношений и создание наиболее благоприятных условий для ведения диалога
• содействие в сохранение целостности человеческой личности, путем воздействия в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности
• содействие адаптации личности в социуме
• развитие рефлексивной культуры, чувства контроля
• содействие развитию чувств, памяти, внимания, воли,
воображения, интуиции в процессе обучения,
воспитания и развития
Обоснование возможности применения результатов в профессиональной деятельности
Разработанный план занятия может быть использован в деятельности преподавателей биологии СПО для проработка учебного материала с технологией артпедагогики , что сделает знания, умения и навыки личностно значимыми для студентов.
Процесс создания поделки позволяет выделять компоненты экосистемы, взаимосвязанные между собой; объяснять роль живых организмов; объяснять образование адаптаций. Позволят выработать: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценку, умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Информационная карта урока (ИКУ)
(с использованием технологии арт-педагогики)
Тема: «Адаптации организмов к окружающей среде»
Методическая цель занятия: Использование арт-педагогики в преподавании дисциплины «Биология»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Вид урока: урок смешанного типа.
Целевая аудитория студенты первого курса СПО
Время 90 минут
Преподаватель: Королёва Татьяна Владимировна
|
Цели:
|
|
образовательные: - показать, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы; - расширить представления о адаптации организмов, о роли живых организмов в экосистемах, о видах адаптаций.
|
развивающие: - развивать у учащихся умения планировать свою деятельность; - развивать и формировать информационную компетентность; - развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.
|
воспитательные: - формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы.
|
СОДЕРЖАНИЕ |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. Орг. момент. 2. Мотивационный этап. Постановка целей и задач урока - жизнь, как особая форма существования материи, представлена на нашей планете несколькими уровнями организации. ? Какие уровни организации живого вам известны? 3. Арт-техника. Создание поделок характеризующих разные виды адаптаций - Работа с фоном ( краски зеленая, голубая, бежевая и т.д., губка) - Работа с объектами экосистемы (растение, животное, грибы, почва, солнце, вода и т.д.) - Рассказ о взаимосвязи 4. Характеристика адаптаций по ходу создания рисунка 5. Арт-техника Рефлексия - «Каракули» ( снятие эмоционального и физического напряжения (эмоциональный сброс); • развитие спонтанности и креативности; • снижение контроля) ДЗ.- составить рассказ о своей работе
|
Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами. Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная: создание поделок с использованием разнообразного материала Групповая работа (4 группы): по изучению адаптаций Фронтальная: работа с тренажёром, тетрадями. Оборудование: лист А 5, акриловые краски, гуашь, кисть, губка, вода, салфетки, камушки, ракушки, сухоцвт (для каждого студента)
|
Результаты Предметные:
Выделять компоненты экосистемы, взаимосвязанные между собой; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ; объяснять образование адаптаций; приводить примеры естественных и искусственных экосистем. Метапредметные: Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
|
Экосистема включает в себя все живые организмы (растения, животные, грибы и микроорганизмы), которые в той или иной степени, взаимодействуют друг с другом и окружающей их неживой средой (климат, почва, солнечный свет, воздух, атмосфера, вода и т.п.).
Адаптации в процессе эволюции.
Адаптация - это совокупность морфологических физиологических, поведенческих и других особенностей данного вида, oобеспечивающая возможность специфического образа жизни в определённых условиях среды. Общие адаптации являются приспособлениями к жизни в обширном диапазоне условий среды (например, конечности наземных позвоночных). Частные адаптации - это узкие приспособления к определённому образу жизни (например, узко специализированные конечности различных видов насекомоядных млекопитающих). Адаптации придают строению и жизнедеятельности организмов черты целесообразности и совершенства.
Адаптации строения тела (морфологические адаптации). Бывают значительными (на уровне отрядов, классов и т. д), так и мелкими (на уровне видов). Примерами первых являются возникновение шерсти у млекопитающих, способности к полету у птиц, легких у земноводных. Пример мелких адаптаций — разное строение клюва у близкородственных видов птиц, питающихся разными способами.
Физиологические адаптации. Это перестройка обмена веществ. Для каждого вида, приспособленного к своим условиям обитания, характерны свои особенности обмена веществ. Так некоторым виды много едят (например, птицы), т. к. их обмен веществ достаточно быстрый (птицам требуется много энергии для полета). Некоторые виды могут длительно не пить (верблюды). Морские животные могут пить морскую воду, в то время как пресноводные и наземные этого не могут.
Биохимические адаптации. Это особое строение белков, жиров, дающие организмам возможность обитать в тех или иных условиях. Например, при низких температурах. Или способность организмов вырабатывать яды, токсины, пахучие вещества для защиты.
Покровительственная окраска. Многие животные в процессе эволюции приобретают такую окраску тела, которая делает их менее заметными на фоне травы, деревьев, грунта, т. е. там, где они обитают. Одним это позволяет защититься от хищников, другим — незаметно подкрасться и напасть. Часто покровительственной окраской обладают детеныши млекопитающих и птенцы. В то время как взрослые особи могут уже не иметь покровительственной окраски.
Предостерегающая (угрожающая) окраска. Такая окраска яркая и хорошо запоминающаяся. Характерна для жалящих и ядовитых насекомых. Например, птицы не едят ос. Один раз попробовав, они на всю жизнь запоминают характерную окраску осы.
Мимикрия — внешнее сходство с ядовитыми или жалящими видами, опасными животными. Позволяет избежать поедания хищниками, которым «кажется» что перед ними опасный вид. Так мухи-журчалки похожи на пчел, некоторые неядовитые змеи на ядовитых, на крыльях бабочек могут быть узоры, похожие на глаза хищников.
Маскировка — схожесть формы тела организма с объектом неживой природы. Тут не только возникает покровительственная окраска, но и сам организм по своей форме напоминает объект неживой природы. Например, ветку, лист. Маскировка в основном характерна для насекомых.
Поведенческие адаптации. У каждого вида животных формируется особый тип поведения, позволяющий наилучшим образом адаптироваться к конкретным условиям обитания. Это и запасание корма, забота о потомстве, брачное поведение, спячки, затаивание перед нападением, миграции и т. д.
Часто разные адаптации взаимосвязаны. Например, покровительственная окраска может сочетаться с замиранием животного (с поведенческой адаптацией) в момент опасности. Также многие морфологические адаптации обусловлены физиологическими.
Арт. техника
Оборудование: лист А 5, акриловые краски, гуашь, кисть, губка, вода, салфетки, камушки, ракушки, сухоцвт (для каждого студента)Цель: создание целостной картины экосистемы при помощи правополушарного рисования
1. Работа с фоном ( краски зеленая, голубая, бежевая и т.д., губка)
2. Работа с объектами экосистемы (растение, животное, грибы, почва, солнце, вода и т.д.)
3. Рассказ о взаимосвязи (по ходу рисования)
4. Создание поделки отражающей вид адаптации
Примеры работ
|
|
|
|
Арт-техника
Рефлексия учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока
Атр- техника «Каракули»
Задачи:
• снятие эмоционального и физического напряжения (эмоциональный сброс);
• развитие спонтанности и креативности;
• снижение контроля. Необходимые материалы: бумага (А4), ручка или карандаш, цветные мелки или фломастеры
Ход: на листе А4. Ручкой или карандашом. Закрытыми глазами. Хаотично, без контроля движений. 1-2 минуты
Ответы на вопросы:
1. Понравился ли вам урок?
2.Что показалось самым удачным, интересным?
3.Что узнали нового?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.