КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 8 КЛАССЕ
Тема: Квадратные уравнения
Тип урока: обобщение изученного материала
Учитель: Бакаева Н.А
Цели урока:
Обучающая:
обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Квадратные уравнения»
Развивающие:
- развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
- развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
- развитие навыков критериального оценивания
Воспитательные:
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
- воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.
Форма урока: урок путешествие –восхождение к вершинам знаний
Девиз урока: «Силу уму придают упражнения, а не покой».
Александр Поуп - английский поэт 18 века.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
1. Вводно-мотивационный (3 мин.) |
- Какую тему мы изучаем? - Зачем мы изучаем квадратные уравнения? - На следующем уроке вы пишете контрольную работу по теме «Квадратные уравнения». Значит, какова основная цель урока? - На основе листа оценки достижений по теме сформулируйте задачи лично для себя. - Сегодня мы совершим путешествие к вершинам знаний по теме «Квадратные и рациональные уравнения». Маршрут путешествия таков: Первая вершина- основа основ (отработка теоретической базы) Вторая вершина-техника безопасности (устные упражнения) Третья вершина –лучше гор могут быть только горы (отработка навыков решения уравнений и задач) Четвертая вершина - сияющая вершина, или умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт.
|
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели и задачи урока Читают девиз урока, объясняют, как они его понимают. |
|||
2. Операционный |
Итак, первая вершина-основа основ (отработка теоретической базы) 1. Повторим теорию с помощью игры «Домино» (3 мин.) 2. Совершим небольшое путешествие в историю квадратных уравнений (3 мин.) 3. Вспомним формулы, которые нужны для решения квадратных уравнений (3 мин.) 4. Оценим степень успешности прохождения первой вершины, сделаем вывод (1 мин.)
Вторая вершина-техника безопасности (устные упражнения) – 5 минут 1. Устно решите уравнения, предложенные на слайде
2. Найдите количество корней уравнения:
3.
3. Определите наибольший корень первого квадратного уравнения (задание из ОГЭ). 4. Оцените степень успешности преодоления второй вершины, сделайте вывод для себя. Третья вершина – лучше гор могут быть только горы (Самостоятельная работа по отработке навыков решения уравнений и задач). – 7 мин. - На этом этапе вы можете реализовать поставленные в начале урока личные задачи. 1. Выберите задание, соответствующее одному из базовых критериев. 3. Выполните задание. 4. Проверьте себя по карточке –эталону (она такого же цвета), оцените степень успешности. - Если позволяет время, можете выполнить ещё одно задание. -Если что-то непонятно, обратитесь к учителю или соседу по парте. Четвертая вершина - сияющая вершина, или умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт. - На этом этапе урока вы тоже можете сделать выбор: попробовать свои силы в заданиях повышенного уровня сложности или потренироваться в нахождении корней квадратного уравнения с помощью теоремы Виета. Вы можете работать самостоятельно или в паре, группе. |
В группах играют в математическое домино (Приложение 1)
Смотрят слайды презентации
Выполняют задание на выбор формул из предложенных с избытком Работают с листом самооценки на урок (Приложение 4)
В паре решают устно уравнения: х2 – 3 х = 0 - х2 + 9 = 0 х2 + 25 = 0 (х - 4) (х + 2,7) = 0 7 х2 = 0 Находят число корней уравнения, используя дискриминант. Определяют наибольший корень первого уравнения. Работают с листом самооценки
Самостоятельно решают выбранное задание (Приложение 3) , проверяют и оценивают себя.
Решают задания, дифференцированные по уровню сложности индивидуально или в паре, тройке. Проверяют и оценивают свою работу |
|||
3. Рефлексивно-оценочный |
- Подведите итоги своей работы: подсчитайте общее количество баллов, определите свой уровень успешности на уроке, поставьте оценку. - Вернитесь к листу оценки достижений по теме. Вспомните, какую задачу вы ставили себе на урок? - Достигли ли вы её? - По каким критериям вы могли бы добавить себе баллы после сегодняшнего урока? - Удалось ли продвинуться на более высокий уровень? - Домашние задания я вам предлагаю на выбор, в зависимости от того, на какую оценку вы претендуете. |
Работают с листом самооценки по уроку и с листом оценки достижений по теме (Приложение 5) Выбирают домашнее задание (Приложение 4) |
Приложение 1
Игра «Домино»
|
Какое уравнение называется квадратным?
|
Квадратным уравнением называется уравнение вида ах2 +вх + с = 0, где а, в и с – числа, коэффициенты, а х - переменная |
Что называют корнем квадратного уравнения? |
Корнем квадратного уравнения называют значение переменной х, при котором ах2 +вх + с = 0 |
Сколько корней может иметь квадратное уравнение? Как это определить? |
Если D >0 – 2 корня, D =0 – 1 корень, D < 0 – нет корней |
Как найти дискриминант квадратного уравнения? |
Дискриминант можно найти по формуле: D = в2 – 4ас |
Какие виды квадратных уравнений существуют?
|
Полное, неполное, приведённое
|
Какое уравнение называют приведённым? |
Приведённым называют квадратное уравнение, в котором старший коэффициент а= 1 (х2 + px + q = 0) |
|
Приложение 2
Карточки для самостоятельной работы
Критерий 3. Вариант 1
Реши уравнения:
А) х2 +8 х + 15 = 0 Б) х2 - 112 х + 327 = 0 В) х2 +102 х + 392 = 0
Критерий 3. Вариант 2
Реши уравнение:
x2−5x−14=0
Найдите корни уравнения : x2+3x=18
Решите уравнение x2 −20=x
Если уравнение имеет более
одного корня, в ответ запишите больший
из корней.
Критерий 5. Вариант 1
Разложи на множители квадратный трёхчлен:
А) х2 - 11 х + 24 = 0 Б) - х2 +11 х - 28 = 0 В) 6 х2 + 5 х + 1 = 0
Критерий 5. Вариант 2
Разложи на множители квадратный трёхчлен:
А) х2 + 7 х +12 = 0 Б) - х2 +5 х - 4 = 0 В) 3 х2 - 5 х - 2 = 0
Критерий 7. Вариант 1
Сократи дробь:
Критерий 7. Вариант 2
Сократи дробь:
Критерий 8. Вариант 1
Из города M в город N , находящийся на расстоянии 120 км, выехали одновременно автобус и легковая машина, скорость которой на 20 км/ч больше скорости автобуса. Найдите скорости автобуса и легкового автомобиля, если автомобиль прибыл в город N на 1 час раньше.
Критерий 8. Вариант 2
Из пунктов А и В, расстояние между которыми 19 км, одновременно навстречу друг другу вышли два туриста и встретились в 10 км от В. Турист, шедший из А, сделал в пути получасовую остановку. Найдите скорость туриста, шедшего из В, если известно, что он шёл со скоростью, на 1 км/ч меньшей, чем турист, шедший из А.
Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт!
Критерий 3*
Найди корни уравнения, пользуясь теоремой Виета, выпиши в ответ наименьший корень
А) х2 - 7 х +12 = 0 Б) х2 + 12 х +20 = 0 А) х2 +9 х - 22 = 0
Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт!
Критерий 10*. Вариант 1
Отношение корней квадратного уравнения х2+ 3 х + q = 0
равно 5. Найди корни уравнения и значение q.
Критерий 10*. Вариант 2
Один из корней квадратного уравнения х2 - 2 х + q = 0 на 5 больше другого.
Найди корни уравнения и значение q.
Приложение 3
Домашнее задание.
1 уровень
1. Реши уравнения: А) х2 +11 х + 28 = 0 Б) х2 - 116 х + 660 = 0
1. Сократи дробь:
2 уровень
1. Реши уравнения: А) - х2 -11 х - 28 = 0 Б) х2 - 116 х + 1600 = 0
2.Сократи дробь:
2. Реши задачу №27.12
3 уровень
1. Реши уравнения: А) - х2 -11 х - 28 = 0 Б) х2 - 116 х + 1600 = 0
2.Сократи дробь:
3.Реши задачу №27.13
4. Один из корней квадратного уравнения х2 - 5 х + q = 0 на 3 меньше другого.
Найди корни уравнения и значение q.
Найди корни уравнения и значение q.
Приложение 4
Лист самооценки по математике
_________________________________________
Тема : Квадратные уравнения (обобщающий урок)
Критерий* |
3б. – знаю, понимаю, умею, решаю без ошибок |
2б. – знаю, понимаю, умею, но в решении иногда допускаю ошибку (не более 1) |
1б. – знаю, умею, но в решении обычно допускаю ошибки (2 и более) |
0 б. – не знаю, не понимаю, не умею |
Знание теории и формул по теме «Квадратные уравнения» |
|
|
|
|
Умение устно решать простейшие квадратные уравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 критерия – общие для всех, далее следуют индивидуально выбранные критерии
Приложение 5
Лист оценки индивидуальных достижений
________________________________________________
по предмету «Математика» (8 класс)
Блок №7 «Квадратные уравнения»
Критерии |
Образец задания |
Макс. балл |
Само-оценка |
Оценка учителя |
1. Знание формул корней квадратного уравнения, теоремы Виета |
Напиши не менее 3 формул для нахождения корней квадратного уравнения |
3 |
|
|
2. Умение определять количество корней квадратного уравнения через дискриминант |
Определи число корней уравнения: 9 х2 + 12 х + 4 = 0 х2 – 2 х + 5 = 0 х2 – 8 х – 84 = 0 |
3 |
|
|
3. Умение решать квадратные уравнения |
Реши уравнения: 3 х2 – 5 х – 2 = 0 х2 +108 х + 891 = 0 х4 – 17 х2 + 16 = 0 |
3 |
|
|
4. Умение решать задачи с помощью квадратных уравнений |
Одна сторона прямоугольника на 5 см больше другой, а его площадь равна 84 см2. Найдите стороны прямоугольника |
3 |
|
|
5. Умение раскладывать квадратный трёхчлен на множители |
Разложи на множители квадратный трёхчлен: х2 + 9 х + 14 - х2 – 8 х + 9 3 х2 + 5 х – 2 |
3 |
|
|
6. Умение сокращать дроби, содержащие квадратный трёхчлен |
№ 29.20, 29.21 |
3 |
|
|
7. Умение решать рациональные уравнения |
№26.3, 26.5, 26.11 |
3 |
|
|
8. Умение использовать рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций |
Реши задачу: №27.5, 27.25, 27.27 |
3 |
|
|
9. Умение решать иррациональные уравнения |
№30.1, 30.2, 30.7 |
3 |
|
|
Дополнительный критерий: 10. Умение выполнять задания повышенного уровня сложности, в том числе решать квадратные уравнения с параметрами
|
№ 25.39,25.46, 29.46 При каких значениях параметра р уравнение х2 – рх + р = 0 имеет один корень? Отношение корней квадратного уравнения х2+ 3 х + q = 0 равно 4. Найди корни уравнения и значение q. |
3
3 |
|
|
Подведение итогов:
27 – 30 б. (90 –100%) – высокий уровень освоения темы – «5»
20 – 26 б. (66 – 89%) – выше среднего – «4»
15-19 б. (50–65%) – средний уровень – «3»
Меньше 15 б. (менее 50%) – низкий уровень – «2»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.