План-конспект урока алгебры и начала анализа в 10 классе
по теме: «Предел функции на бесконечности».
Место и роль данного урока в системе уроков по теме: данный урок является 3 по теме «Производная». Является пропедевтикой для введения новой темы. Первое знакомство с серьезным разделом высшей математики.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные:
1.Знакомство учащихся с понятием предела функции на бесконечности;
2.Выработка умений определять по графикам предел функции, строить эскизы графиков;
Развивающие: Развитие логического мышления, пространственного воображения, интуиции, творческих способностей;
Воспитательные: Воспитание партнерских отношений, взаимоуважения.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
понятие предела функции на бесконечности;
Учащиеся должны уметь:
определять по графикам предел функции;
строить эскизы графиков;
Используемая технология: использование элементов развивающего обучения учащихся, использование ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская.
Программно – дидактическое обеспечение: мультимедийный проектор, презентация «Предел функции на бесконечности», карточки
· Орг. момент. Постановка цели урока
· Актуализация знаний. Устная работа.
· Новая тема «Предел функции на бесконечности»
· Закрепление –1) выполнение заданий (фронтальная работа), 2) выполнение заданий по группам и защита их решений.
· Разноуровневая самостоятельная работа.
· Подведение итогов.
· Объявление домашнего задания. Выставление оценок.
Ход урока:1 этап. Актуализация знаний.
Эпиграф урока: Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий.(слайд)
Мы с вами вместе находимся на пороге изучения интересной темы из курса математического анализа «Дифференциальное исчисление». Это направление в математике было создано трудами великих ученых, среди которых Ньютон, Лейбниц, Коши, Эйлер, Вейерштрасс. (слайд)
В школе проходят только самые начала этой математической теории. В полном объеме вы познакомитесь с ней, если будете учиться в ВУЗе.
Тему сформулируем и раскроем в ходе нашего урока.
Сейчас предлагаю выполнить устную работу:
1. Вычислите:
2. Внимательно рассмотрите данные графики функций и скажите, есть ли среди них графики, имеющие асимптоты? Что является асимптотами этих функций? (слайд)
Как, вы, заметили, вначале урока я принесла чайник и включила, он вскипел. Теперь вода в чайнике остывает.
(слайд)
Вот перед вами график процесса остывания воды в чайнике, заданной какой-то формулой у=f(x).
Как, вы, думаете в нашей классной комнате до какой температуры она может остыть?
Примерно, нормальная температура в комнате составляет 18º С . Пусть это число будет постоянной. А ниже этой температуры в данной комнате может опуститься температура воды?
Значит, опускается до температуры 18ºС.
Чем будет являться прямая у=18 для функции у=f(x)?
2 этап. Изучение новой темы.
1. На примере простой жизненной задачи мы подходим к новой теме. Попробуйте сформулировать её. Тема «Предел функции на бесконечности». Какую цель поставим перед собой на уроке?
2. (слайд) а). Теперь рассмотрим произвольную функцию у=f(x) и прямую у=в, которая является горизонтальной асимптотой при х →∞,
(слайд) б) Рассмотрим, при х→ - ∞
(слайд) в). Как ведет себя эта функция?
3 этап. Закрепление знаний.
А) (слайд) Выясните, имеют ли пределы данные функции? Если да, то чему она равна?
Какими свойствами обладает функция?
Б) Задание по группам на листе.
Построить эскиз графика какой-нибудь функции у=f(x), обладающей указанным свойством:
1 группа 2 группа 3 группа
Дополнительное задание:
Каждая группа объясняет решение своих заданий.
4 этап. Разноуровневая самостоятельная работа.
По уровню усвоения выбирают работу сами.
(слайд) Построить эскиз графика функции, обладающей следующими свойствами:
5этап. Подведение итогов. Задание на дом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.