Цели урока:
— выработка навыков применения свойств степени с натуральным
показателем;
— формирование познавательного интереса учащихся к различным
аспектам математической деятельности, развитие их творче-
ской активности;
— развитие исследовательских навыков.
Форма урока: урок решения задач с элементами исследования.
Ход урока
Актуализация опорных знаний
(в форме интеллектуальной игры «Счастливый случай»)
Задание 1-му варианту
1. Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется…
2. Степень отрицательного числа с четным показателем есть число…
[Положительное.]
3. Квадрат любого числа есть число…
[Положительное или 0.]
4. При делении степеней с одинаковыми основаниями получаем…
5. При возведении в степень произведения…
6. Как называют вторую степень числа а и почему?
7. Назовите значения степеней числа 2 от единицы до десяти.
Задание 2-му варианту
1. Степенью числа а с целым отрицательным показателем n называется…
2. Степень отрицательного числа с нечетным показателем есть число…
[Отрицательное.]
3. При умножении степеней с одинаковыми основаниями получаем…
4. Степень числа, не равного нулю, с нулевым показателем равна…
5. При возведении степени в степень…
6. Как называют третью степень числа а и почему?
7. Назовите значение степеней числа 3 от единицы до пяти.
Составление задач по схемам и таблицам
Сформулировать условие и требование задачи, закодированные в данных схемах или таблицах.
1.
(– 3) [Представить число 81 в виде степени с основаниями:
3 – 3, 3, – 9, 9.]
81 (– 9)
9
2. (– 2) [Представить число 64 в виде степени с заданными
основаниями или степенями.]
2
64 (– 8)
3
3.
уn |
|
y |
y5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
[Представить выражение у6 в виде произведения двух степеней с основаниями у.]
4.
(a2)
а36 (a - 3)
( ) 9
[1) Представить выражение а36 в виде степени с основанием: а) а2; б) а - 3;
2) Найти выражение, девятая степень которого равна а36.]
Самостоятельная работа
(с последующей самопроверкой)
Двое учащихся работают у перекидной доски, остальные на месте.
Вариант 1
1. Запишите в виде степени:
а) а5 ∙ а - 7; б) х10 : х - 5;
в) (а5)2 ; г) (аb) - 5.
2. Найдите значение выражения:
а) 1 – 5х2 при х = – 4; б) .
Вариант 2
1. Запишите в виде степени:
a) 2 - 5 ∙ 23; б) 5 - 8 : 56;
в) (3 - 2) - 4; г) 27 ∙ 57.
2. Найдите значение выражения:
а) 2а3 при а = – 4; б) .
Повторение и развитие
1. Верно ли утверждение:
а) Квадрат натурального числа может оканчиваться любой цифрой. [Нет.]
б) Куб натурального числа может оканчиваться любой цифрой. [Да.]
в) Четвертая степень натурального числа может оканчиваться только одной из цифр: 0, 1, 5, 6. [Да.]
г) Пятая степень натурального числа оканчивается той же цифрой, что и само число. [Да.]
2. Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?
nbb
|
0nn |
1nn |
2nn |
3nn |
4nn |
5nn |
6nn |
7nn |
8hh |
9jj |
n2
|
0 |
1 |
4 |
9 |
6 |
5 |
6 |
9 |
4 |
1 |
n3
|
0 |
1 |
8 |
7 |
4 |
5 |
6 |
3 |
2 |
9 |
n4
|
0 |
1 |
6 |
1 |
6 |
5 |
6 |
1 |
6 |
1 |
n5
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
n6
|
0 |
1 |
4 |
9 |
6 |
5 |
6 |
9 |
4 |
1 |
3. Что можно сказать про степени числа 5, числа 6?
4. Что можно сказать про последние цифры в записи степени целого числа?
[Они периодически повторяются.]
5. Какой цифрой оканчивается: а) 52015; б) 42014?
[а) 5, так как 5 в любой степени оканчивается цифрой 5;
б) 6, так как 4 в четной степени оканчивается цифрой 6.]
6. Целое число m оканчивается цифрой 6. Какой цифрой будет оканчиваться число:
а) m2 + 1; б) m112 + 25? [а) 7; б) 1.]
7. Сравните 243 и 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 6 ∙ 8 ∙ 12 ∙ 24. Подсказка. Для преобразования выражения, стоящего справа, удобно использовать «симметрию» множителей, а именно:
1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 6 ∙ 8 ∙ 12 ∙ 24 = 24 ∙ 24 ∙ 24 ∙ 24 = 244. [243 < 244.]
Задание на дом: № 215, 216.
Творческое задание
1. Найти какое-нибудь значение p, при котором число p2 + 1 делится без остатка на 5.
2. Доказать, что 2,6 ∙ (26n – 1) — целое число при любом натуральном n.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.