Урок "Алые паруса мечты"
Оценка 5

Урок "Алые паруса мечты"

Оценка 5
docx
14.05.2021
Урок "Алые паруса мечты"
УРОК Алые паруса мечты.docx

Технологическая карта урока литературы «Алые паруса мечты» в соответствии с ФГОС ООО

 

 

Тема:

 

 

«Алые паруса мечты»

Цель:

 

Воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения друг к другу.

Задачи:

а) предметные: овладеть понятием (литературный портрет).

б) метапредметные-коммуникативные: развить коммуникативные навыки (через общение, составление устного высказывания, обоснование личной точки зрения на предмет обсуждения);

в) воспитательные: воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать;  создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений;

Метапредметые УДД

Личностные: воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни.

Метапредметные: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, умение самостоятельно организовывать свою деятельность.

Предметные: показать А.С. Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса;  воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать;  создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений.

Познавательные УУД

Коммуникатив-ные

УУД

 

 

 

 

Личностные УУД

 

 

Регулятивные УУД

 

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Доносить свою позицию до слушателей, владея приёмами монологической и диалогической речи,

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критически относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.

Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация); искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществить действия по реализации плана; соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.

Умение оценивать  масштаб личности выдающегося ученого, определить свою позицию в отношении возможностей человека, сознательно выбирающего путь служения высоким целям, умение  определить путь собственного развития.

Определять цель деятельности, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки с помощью учителя.

 

Основные понятия

Литературный потрет, образ героя

Основные этапы организации учебной деятельности

 

Цель этапа

 

Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1.Постановка учебных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Целеполагание

 

 

 

Создание проблемной ситуации.

Фиксация учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определить цель работы

Представление темы урока.

Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег, представьте небольшой поселок, где живет маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви . А где-то далеко-далеко в огромном замке живет мальчик, который позже произнесет такие слова: «Я прихожу к той, которая ждет только меня, и не хочу никого другого кроме нее».

Как вы думаете, о каком произведении мы будем сегодня говорить?

- О чем мы сегодня будем говорить?

-Как бы вы сформулировали тему урока ?

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют целеполагание

 

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют цель урока

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Осмысление. Работа по теме урока.

Углубление знания и понимания прочитанного.

Я предлагаю вам тему нашего урока «Алые паруса мечты». Сегодня на уроке я зажгу свечу, чтобы создать атмосферу уюта и расположить вас к разговору о мечте, а еще в память о замечательном человеке. Последнем романтике 20 века -Александре Грине.

-О какой стране говорится в стихотворении? Как ее называли?(Гринландия).

Вы все прочитали произведение «Алые паруса», давайте проверим, какие внимательные вы читатели и проведем небольшую викторину.

1. Как известно, Грин – псевдоним писателя. Назовите его настоящую фамилию. (Гриневский).

2. В каком жанре написано произведение «Алые паруса»? (феерия)

3. Дайте определение жанру «феерия». (Феерия – театральное представление сказочного содержания, волшебное сказочное зрелище).

4. Кому Грин посвятил феерию «Алые паруса»? ( своей жене Нине Николаевне Грин)

5. Как звали жену Лонгрена? (Мэри)

6. В каком городе развиваются события повести. (Каперна).

7. Отчего умерла мать Ассоль?( простудилась)

8. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет»)

9. Она также просила тебя. Чьи это слова? К кому они обращены? (Лонгрен говорил Меннерсу).

10. Что было любимым развлечением Ассоль в детстве. ( она любила взобраться отцу на колени и слушать его рассказы о людях и о жизни)

11. Что продавал Лонгрен, чтобы содержать семью?

12. Что случилось с Ассоль по дороге в Лисс?

Об этой удивительной встрече нам расскажут ребята.

Инсценировка «В лесу»

-Какую сказку подарил Эгль девочке?(сказку о принце на корабле с алыми парусами)

-Как изменилась жизнь Ассоль после встречи со сказочником? (она стала мечтать, верить в чудо).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученица читает стихотворение

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут по заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отсвет морей в январе.

С великою злобой, с могучей любовью,

С соленой, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают, высказывают свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают, отвечают на вопросы викторины

Воспринимают и сохраняют учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принятие и сохранение учебной задачи

 

 

 

4.Самостоятельная работа

Тренировать способность к обобщению

Я вижу, вы хорошо знаете произведение. А сейчас мы будем работать в группах. Вы обратили внимание на предметы, которые лежат на ваших стола. (косынка, шляпа, сумка)

-Каким героям они принадлежат?

-Как вы думаете, почему за вашим столом оказались эти предметы? (каждая группа будет работать над образом данного героя). Придумайте название вашего корабля и выберите капитана.

Перед вами находится карта героя. За 6 минут вам необходимо будет ее заполнить. И впоследствии ознакомить нас с ней.

Первая группа работает над образом Ассоль. Вторая группа работает над образом Артура Грэя. Третья группа работает над образом Эгля.

Возраст

Внешность

Дом

Семья

Происхождение

Характер

Отношения с

окружающими

Отношение к природе

Мечта

Судьба

Эти ребята будут биографами. Некоторые ребята в группе будут работать с толковыми словарями и выяснять значение незнакомых слов, которые относятся к образу данного героя. А затем ознакомят нас с результатами своей работы. Эти ребята – языковеды (специалисты в области языка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая группа (языковеды)

Прочитайте текст. Выпишите из словаря значения выделенных слов, подберите, где возможно, синонимы к ним.

За ореховой рамой в светлой пустоте стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. Глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».

Вторая  группа (языковеды)

Прочитайте текст. Выпишите из словаря значения выделенных слов, подберите, где возможно, синонимы к ним.

Капитан «Ансельма» был добрый человек, но суровый моряк, взявший мальчика из некоего злорадства. В отчаянном желании Грэя он видел лишь эксцентрическую прихоть, и заранее торжествовал, представляя, как через месяца два Грэй скажет ему, избегая смотреть в глаза: «Капитан Гоп, я ободрал локти, ползая по снастям. Все эти мокрые канаты в два пуда на весу рук созданы на мучение моему нежному телу».

Третья группа (языковеды)

Прочитайте текст. Выпишите из словаря значения выделенных слов, подберите, где возможно, синонимы к ним.

Но Эгль, заметив, как широко раскрылись ее глаза, сделал крутой вольт…Тут только он уяснил себе, что в лице девочки так пристально отмечено его впечатлением . «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, решил он. – Ах, почему я не родился писателем? Какой славный сюжет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют обсуждение в группах. Выступают, высказывают свою точку зрения.

Принятие и сохранение учебной задачи

 

5. Физкультминутка

 

Послушайте, мы слышим море. Повторяйте движения за учителем.

Море волнуется, волны качаются, чайки видны вдалеке.

Ветер шумит, паруса расправляются, парус плывет и к тебе.

 

 

 

6. 1.Беседа по данному образу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2. Работа над содержанием и идеей произведения.

 

А сейчас ребята познакомят нас с результатами своей работы.

Над чем мы работали?

Знакомство с понятием литературный портрет. Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер[

- Сегодня мы работали над образами трех героев, а почему мы выбрали именно этих героев, что их объединяет?(их объединяет вера в чудеса, в мечту).

- А хорошо ли быть мечтателем?  Что дает человеку мечта?( новые чувства, цель в жизни…)

А как вы понимаете поговорку: «Человек без мечты, как птица без крыльев»? (мечта позволяет человеку высоко взлететь, подняться ввысь и парить).

У каждого из вас есть  мечта. Я предлагаю вам представить себя на несколько минут волшебниками и самим превратить белые паруса в алые. Для этого вам нужно написать свою мечту на паруснике, то к чему вы стремитесь.

Вот и наш парусник стал алым, пусть плывет он туда, где его ждут. Я вам желаю, чтобы и к вам однажды, как к Ассоль, приплыл корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты.

Я предлагаю вам посмотреть этот удивительный эпизод из фильма  и объяснить слова Грэя, сказанные о чудесах.

- Что сказал Грэй о чудесах? Благодаря кому осуществилась мечта Ассоль?

- Чему нас учит поступок Грэя? (дарить чудеса друг другу).

-Какие чудеса мы можем дарить друг другу ежедневно? ( улыбка, радость, доброе слово, прощенье).

Почему, по мнению Грэя, владеть этими чудесами, значит владеть всем.( человек радуя другого, сам радуется, становится добрее светлее).

Ребята, давайте дарить друг другу чудеса, прекрасные слова и улыбки. Мы можем подарить чудеса своим близким, прийдя домой и сказав им доброе ласковое слово,вы увидите, как приятно им будем и вам от этого станет хорошо.

10.   И сейчас  я хочу вас познакомить  с чудесной песней «Алые паруса». Я предлагаю вам исполнить вместе со мной эту красивую песню. И пусть она соединит ваши сердца и произойдет маленькое чуд

Ребята из каждой группы делятся с результатами своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята из каждой группы пишут свою мечту на паруснике

Строят высказывания, слушают друг друга и учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают, высказывают свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строят высказывания, слушают друг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принятие и сохранение учебной задачи

 

 

6. Рефлексия деятельности

Определение, как и насколько обучающиеся смогли справиться с поставленной целью;

определение обучающимися личных

достижений на уроке

Итак, у нас сегодня получился серьезный разговор.

Что вам запомнилось на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

- Что для вас стало открытием?

Анализируют, контролируют, оценивают результат

Строят

высказывания, слушают друг друга и учителя, приходят к итогам урока.

Какие новые слова и понятия узнали при изучении темы.

Осуществляют самооценку собственной  учебной деятельности, соотносят цель  и результаты, степень их соответствия.

8. Домашнее задание

 

Связать работу на уроке с домашним заданием

Домашнее задание на выбор.

1.    Написать

отзыв о произведении «Алые паруса»

2.    Написать письмо героям

3.    Написать сочинение «Моя мечта»

 

 

.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока литературы «Алые паруса мечты» в соответствии с

Технологическая карта урока литературы «Алые паруса мечты» в соответствии с

Коммуникатив-ные УУД

Коммуникатив-ные УУД

Постановка учебных задач 2

Постановка учебных задач 2

Целеполагание Создание проблемной ситуации

Целеполагание Создание проблемной ситуации

Последнем романтике 20 века -Александре

Последнем романтике 20 века -Александре

Как известно, Грин – псевдоним писателя

Как известно, Грин – псевдоним писателя

Кому Грин посвятил феерию «Алые паруса»? ( своей жене

Кому Грин посвятил феерию «Алые паруса»? ( своей жене

Грей. («Секрет») 9. Она также просила тебя

Грей. («Секрет») 9. Она также просила тебя

Что случилось с Ассоль по дороге в

Что случилось с Ассоль по дороге в

Ученица читает стихотворение

Ученица читает стихотворение

Придумайте название вашего корабля и выберите капитана

Придумайте название вашего корабля и выберите капитана

Артура Грэя. Третья группа работает над образом

Артура Грэя. Третья группа работает над образом

А затем ознакомят нас с результатами своей работы

А затем ознакомят нас с результатами своей работы

Выпишите из словаря значения выделенных слов, подберите, где возможно, синонимы к ним

Выпишите из словаря значения выделенных слов, подберите, где возможно, синонимы к ним

Какой славный сюжет .

Какой славный сюжет .

Беседа по данному образу 6

Беседа по данному образу 6

Сегодня мы работали над образами трех героев, а почему мы выбрали именно этих героев, что их объединяет?(их объединяет вера в чудеса, в мечту)

Сегодня мы работали над образами трех героев, а почему мы выбрали именно этих героев, что их объединяет?(их объединяет вера в чудеса, в мечту)

А как вы понимаете поговорку: «Человек без мечты, как птица без крыльев»? (мечта позволяет человеку высоко взлететь, подняться ввысь и парить)

А как вы понимаете поговорку: «Человек без мечты, как птица без крыльев»? (мечта позволяет человеку высоко взлететь, подняться ввысь и парить)

Вот и наш парусник стал алым, пусть плывет он туда, где его ждут

Вот и наш парусник стал алым, пусть плывет он туда, где его ждут

Что сказал Грэй о чудесах? Благодаря кому осуществилась мечта

Что сказал Грэй о чудесах? Благодаря кому осуществилась мечта

Ребята, давайте дарить друг другу чудеса, прекрасные слова и улыбки

Ребята, давайте дарить друг другу чудеса, прекрасные слова и улыбки

И пусть она соединит ваши сердца и произойдет маленькое чудРебята из каждой группы делятся с результатами своей работы

И пусть она соединит ваши сердца и произойдет маленькое чудРебята из каждой группы делятся с результатами своей работы

Рефлексия деятельности Определение, как и насколько обучающиеся смогли справиться с поставленной целью; определение обучающимися личных достижений на уроке

Рефлексия деятельности Определение, как и насколько обучающиеся смогли справиться с поставленной целью; определение обучающимися личных достижений на уроке

.

.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2021