Технологическая карта урока литературы «Алые паруса мечты» в соответствии с ФГОС ООО
Тема:
|
«Алые паруса мечты» |
||||
Цель:
|
Воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения друг к другу. |
||||
Задачи: |
а) предметные: овладеть понятием (литературный портрет). б) метапредметные-коммуникативные: развить коммуникативные навыки (через общение, составление устного высказывания, обоснование личной точки зрения на предмет обсуждения); в) воспитательные: воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать; создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений; |
||||
Метапредметые УДД |
Личностные: воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни. Метапредметные: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, умение самостоятельно организовывать свою деятельность. Предметные: показать А.С. Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса; воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать; создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений. |
||||
Познавательные УУД Коммуникатив-ные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
|
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Доносить свою позицию до слушателей, владея приёмами монологической и диалогической речи, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критически относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация); искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществить действия по реализации плана; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Умение оценивать масштаб личности выдающегося ученого, определить свою позицию в отношении возможностей человека, сознательно выбирающего путь служения высоким целям, умение определить путь собственного развития. Определять цель деятельности, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки с помощью учителя.
|
||||
Основные понятия |
Литературный потрет, образ героя |
||||
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа
|
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
познавательная |
коммуникативная |
регулятивная |
|||
1.Постановка учебных задач
2.Целеполагание
|
Создание проблемной ситуации. Фиксация учебной задачи
Определить цель работы |
Представление темы урока. Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег, представьте небольшой поселок, где живет маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви . А где-то далеко-далеко в огромном замке живет мальчик, который позже произнесет такие слова: «Я прихожу к той, которая ждет только меня, и не хочу никого другого кроме нее». Как вы думаете, о каком произведении мы будем сегодня говорить? - О чем мы сегодня будем говорить? -Как бы вы сформулировали тему урока ? |
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Осуществляют целеполагание
|
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Определяют цель урока |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
|
3.Осмысление. Работа по теме урока. |
Углубление знания и понимания прочитанного. |
Я предлагаю вам тему нашего урока «Алые паруса мечты». Сегодня на уроке я зажгу свечу, чтобы создать атмосферу уюта и расположить вас к разговору о мечте, а еще в память о замечательном человеке. Последнем романтике 20 века -Александре Грине. -О какой стране говорится в стихотворении? Как ее называли?(Гринландия). Вы все прочитали произведение «Алые паруса», давайте проверим, какие внимательные вы читатели и проведем небольшую викторину. 1. Как известно, Грин – псевдоним писателя. Назовите его настоящую фамилию. (Гриневский). 2. В каком жанре написано произведение «Алые паруса»? (феерия) 3. Дайте определение жанру «феерия». (Феерия – театральное представление сказочного содержания, волшебное сказочное зрелище). 4. Кому Грин посвятил феерию «Алые паруса»? ( своей жене Нине Николаевне Грин) 5. Как звали жену Лонгрена? (Мэри) 6. В каком городе развиваются события повести. (Каперна). 7. Отчего умерла мать Ассоль?( простудилась) 8. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет») 9. Она также просила тебя. Чьи это слова? К кому они обращены? (Лонгрен говорил Меннерсу). 10. Что было любимым развлечением Ассоль в детстве. ( она любила взобраться отцу на колени и слушать его рассказы о людях и о жизни) 11. Что продавал Лонгрен, чтобы содержать семью? 12. Что случилось с Ассоль по дороге в Лисс? Об этой удивительной встрече нам расскажут ребята. Инсценировка «В лесу» -Какую сказку подарил Эгль девочке?(сказку о принце на корабле с алыми парусами) -Как изменилась жизнь Ассоль после встречи со сказочником? (она стала мечтать, верить в чудо). |
Ученица читает стихотворение Он жил среди нас, этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов бегут по заре Высокие люди с улыбкой обманной, С глазами, как отсвет морей в январе. С великою злобой, с могучей любовью, С соленой, как море, бунтующей кровью, С извечной, как солнце, мечтой о добре.
|
Выступают, высказывают свою точку зрения.
Выступают, отвечают на вопросы викторины |
Воспринимают и сохраняют учебную задачу
Принятие и сохранение учебной задачи
|
4.Самостоятельная работа |
Тренировать способность к обобщению |
Я вижу, вы хорошо знаете произведение. А сейчас мы будем работать в группах. Вы обратили внимание на предметы, которые лежат на ваших стола. (косынка, шляпа, сумка) -Каким героям они принадлежат? -Как вы думаете, почему за вашим столом оказались эти предметы? (каждая группа будет работать над образом данного героя). Придумайте название вашего корабля и выберите капитана. Перед вами находится карта героя. За 6 минут вам необходимо будет ее заполнить. И впоследствии ознакомить нас с ней. Первая группа работает над образом Ассоль. Вторая группа работает над образом Артура Грэя. Третья группа работает над образом Эгля. Возраст Внешность Дом Семья Происхождение Характер Отношения с окружающими Отношение к природе Мечта Судьба Эти ребята будут биографами. Некоторые ребята в группе будут работать с толковыми словарями и выяснять значение незнакомых слов, которые относятся к образу данного героя. А затем ознакомят нас с результатами своей работы. Эти ребята – языковеды (специалисты в области языка).
|
Первая группа (языковеды) Прочитайте текст. Выпишите из словаря значения выделенных слов, подберите, где возможно, синонимы к ним. За ореховой рамой в светлой пустоте стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. Глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование». Вторая группа (языковеды) Прочитайте текст. Выпишите из словаря значения выделенных слов, подберите, где возможно, синонимы к ним. Капитан «Ансельма» был добрый человек, но суровый моряк, взявший мальчика из некоего злорадства. В отчаянном желании Грэя он видел лишь эксцентрическую прихоть, и заранее торжествовал, представляя, как через месяца два Грэй скажет ему, избегая смотреть в глаза: «Капитан Гоп, я ободрал локти, ползая по снастям. Все эти мокрые канаты в два пуда на весу рук созданы на мучение моему нежному телу». Третья группа (языковеды) Прочитайте текст. Выпишите из словаря значения выделенных слов, подберите, где возможно, синонимы к ним. Но Эгль, заметив, как широко раскрылись ее глаза, сделал крутой вольт…Тут только он уяснил себе, что в лице девочки так пристально отмечено его впечатлением . «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, решил он. – Ах, почему я не родился писателем? Какой славный сюжет.
|
Выполняют обсуждение в группах. Выступают, высказывают свою точку зрения. |
Принятие и сохранение учебной задачи
|
5. Физкультминутка |
|
Послушайте, мы слышим море. Повторяйте движения за учителем. Море волнуется, волны качаются, чайки видны вдалеке. Ветер шумит, паруса расправляются, парус плывет и к тебе. |
|
|
|
6. 1.Беседа по данному образу
6.2. Работа над содержанием и идеей произведения. |
|
А сейчас ребята познакомят нас с результатами своей работы. Над чем мы работали? Знакомство с понятием литературный портрет. Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер[ - Сегодня мы работали над образами трех героев, а почему мы выбрали именно этих героев, что их объединяет?(их объединяет вера в чудеса, в мечту). - А хорошо ли быть мечтателем? Что дает человеку мечта?( новые чувства, цель в жизни…) А как вы понимаете поговорку: «Человек без мечты, как птица без крыльев»? (мечта позволяет человеку высоко взлететь, подняться ввысь и парить). У каждого из вас есть мечта. Я предлагаю вам представить себя на несколько минут волшебниками и самим превратить белые паруса в алые. Для этого вам нужно написать свою мечту на паруснике, то к чему вы стремитесь. Вот и наш парусник стал алым, пусть плывет он туда, где его ждут. Я вам желаю, чтобы и к вам однажды, как к Ассоль, приплыл корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. Я предлагаю вам посмотреть этот удивительный эпизод из фильма и объяснить слова Грэя, сказанные о чудесах. - Что сказал Грэй о чудесах? Благодаря кому осуществилась мечта Ассоль? - Чему нас учит поступок Грэя? (дарить чудеса друг другу). -Какие чудеса мы можем дарить друг другу ежедневно? ( улыбка, радость, доброе слово, прощенье). Почему, по мнению Грэя, владеть этими чудесами, значит владеть всем.( человек радуя другого, сам радуется, становится добрее светлее). Ребята, давайте дарить друг другу чудеса, прекрасные слова и улыбки. Мы можем подарить чудеса своим близким, прийдя домой и сказав им доброе ласковое слово,вы увидите, как приятно им будем и вам от этого станет хорошо. 10. И сейчас я хочу вас познакомить с чудесной песней «Алые паруса». Я предлагаю вам исполнить вместе со мной эту красивую песню. И пусть она соединит ваши сердца и произойдет маленькое чуд |
Ребята из каждой группы делятся с результатами своей работы.
Ребята из каждой группы пишут свою мечту на паруснике |
Строят высказывания, слушают друг друга и учителя.
Выступают, высказывают свою точку зрения.
Строят высказывания, слушают друг
|
Принятие и сохранение учебной задачи
|
6. Рефлексия деятельности |
Определение, как и насколько обучающиеся смогли справиться с поставленной целью; определение обучающимися личных достижений на уроке |
Итак, у нас сегодня получился серьезный разговор. Что вам запомнилось на уроке? -Что нового узнали на уроке? - Что для вас стало открытием? |
Анализируют, контролируют, оценивают результат |
Строят высказывания, слушают друг друга и учителя, приходят к итогам урока. Какие новые слова и понятия узнали при изучении темы. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
8. Домашнее задание
|
Связать работу на уроке с домашним заданием |
Домашнее задание на выбор. 1. Написать отзыв о произведении «Алые паруса» 2. Написать письмо героям 3. Написать сочинение «Моя мечта» |
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.