«Бабушкины куклы – оберег семьи»
Вид урока - комбинированный
Форма урока – художественная мастерская
Вид деятельности – объемное выполнение куклы
Цель урока – знакомство с обрядовым значением куклы - идолов, научить выполнять куклу – оберег.
Задачи:
· Отработка навыков и умений при работе с тканью
· Приобщение учащихся к народному искусству
· Развитие пространственного и образного воображения, эстетического вкуса
· Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности
Оборудование и материалы:
· Лоскут ткани белой х/б 20*30
· Лоскутки Ø 20,18,17 см из различных видов ткани
· Белого и красного цвета пряжа
· Технологическая карта
· Колокольчик декоративный
План урока
1. Проверка готовности к уроку
2. Актуальность знаний
· ДПИ
· Красный угол
· Вышивка, пряжа
· Глина – самый незаменимый материал для быта наших предков
3. Вводная беседа
4. Приемы выполнения куклы - берегини
5. Физкультминутка
6. Украшение
7. Рефлексия
8. Выставка
9. Домашнее задание
Ход урока
1. Проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний
Творение русских умельцев дороже
душе моей всяких иных
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
Вглядишься: и что то былое воскреснет
И станет теплей на душе.
В резьбе и узоре, в раскраске весенней
Остались умельцев черты…
Что такое декоративно - прикладное искусство? (ответы детей)
Декоративно-прикладное искусство - это само древнее искусство, которое появилось вместе с развитием человека.
Многие традиции, сохранившиеся в наши дни, зароились в далекие языческие времена. Конечно, неграмотные люди много боялись, многого не могли объяснить в природе. Даже дом строили с верой в разных богов, сохраняли различные традиции.
А знаете ли вы, что такое красный угол? (ответы детей)
Чем являлась глина для наших предков, какова ее роль в традиционном оформлении русского дома? (ответы детей)
Как вы думаете, в современной жизни мы сохранили русские традиции при оформлении своего жилища? (ответы детей, примеры современных интерьеров)
Кто может сказать, какая тема урока у нас сегодня? (ответы детей)
Правильно мы сегодня с вами познакомимся с обрядовым значением куклы - идолов и выполним куклу – оберег.
3. Вводная беседа
Когда на улице мороз, вьюга, метель и начинает темнеть. Чем же заняться в такую погоду людям дома? У них не было современных развлечений (компьютера, телевизора, даже книги они не могли читать из-за неграмотности и отсутствия электричества) - размышления детей
Что такое кукла? Какую роль играет в жизни человека, в вашей жизни? (ответы детей)
В словаре Ожегова объясняется – это детская игрушка в виде фигурки человека.
У многих древних людей был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Долгие годы они приносили женщин в жертву Великой матери природы.
Вспомните примеры из русских народных сказок (Садко и т.д.)
В древнем мире кукла была изображением бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом-оберегом.
И даже когда она, стала просто игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное, уважительное отношение к ней.
В куклы не только играют – они помогают человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах, при рождении младенцев. С ними встречали гостей, дарили на дни рождения, придумывали сказки, делились радостями и невзгодами. Верили в то, что они непременно помогут.
Ведь кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы ее подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.
Что видел малыш, открывая глазки в колыбели? Конечно же, куколку, которую сотворили любящие материнские руки. А значит, ее любовь оберегала ребенка с момента его рождения.
Куколка-колокольчик - куколка добрых вестей. Она может стать незаменимой помощницей, если что-то не ладится. Куколка поможет тем, кто отправляется в дорогу.
Нижняя «юбка» край колокольчика.
Верхняя покатая сторона зовется «плечи». Есть и сарафан – название указывает на силуэт женщины одетой в русский сарафан.
4. Физкультминутка
5. Приемы выполнения куклы-берегини.
На понадобится: три круглых лоскутка разного цвета и диаметра,
В центр большого круга кладем вату, формируем голову и обвязываем ниткой, красного цвета, на шее. Аккуратно распределяем складочки. Есть поверье: чтобы кукла стала оберегом, обвязывает три раза, завязывая три узелка. Поверх на голову одеваем второй круглый лоскут, а затем третий (от большего к меньшему). Получается основа - кукла в трех юбках.
Прямоугольный лоскут надеваем на голову куклы. Перевязываем на шее. Формируем ладошки, подгибая внутрь, перевязываем нитью.
6. Украшение изделия
Чтобы куколку украсить повязываем ленточку и платочек на голову. Куколка-колокольчик готова.
7. Рефлексия
Оцените выполненную работу. Понравилось ли вам выполнять работу. Чтобы вы посоветовали новичкам при изготовлении оберега?
8. Выставка
Какие куклы больше всего понравились и чем?
Какое настроение у вас после этого урока?
О чем вы расскажите родителям?
9. Домашнее задание
Найти информацию о других обегегах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.