Урок "Бабушкины куклы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Бабушкины куклы.docx

«Бабушкины куклы – оберег семьи»

Вид урока - комбинированный

Форма урока – художественная мастерская

Вид деятельности – объемное выполнение куклы

Цель урока – знакомство с обрядовым значением куклы - идолов, научить выполнять куклу – оберег.

Задачи:

·         Отработка навыков и умений при работе с тканью

·         Приобщение учащихся к народному искусству

·         Развитие пространственного и образного воображения, эстетического вкуса

·         Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности

Оборудование и материалы:

·         Лоскут ткани белой х/б 20*30

·         Лоскутки Ø 20,18,17 см из различных видов ткани

·         Белого и красного цвета пряжа

·         Технологическая карта

·         Колокольчик декоративный

План урока

1.      Проверка готовности к уроку

2.      Актуальность знаний

·         ДПИ

·         Красный угол

·         Вышивка, пряжа

·         Глина – самый незаменимый материал для быта наших предков

3.      Вводная беседа

4.      Приемы выполнения куклы - берегини

5.      Физкультминутка

6.      Украшение

7.      Рефлексия

8.      Выставка

9.      Домашнее задание

 

Ход урока

 

1.       Проверка готовности к уроку

2.      Актуализация знаний

Творение русских умельцев дороже

 душе моей всяких иных

И чем-то особым и звонким похожи

На тех, кто задумывал их.

Вглядишься: и что то былое воскреснет

И станет теплей на душе.

В резьбе и узоре, в раскраске весенней

Остались умельцев черты…

Что такое декоративно - прикладное искусство? (ответы детей)

Декоративно-прикладное искусство - это само древнее искусство, которое появилось вместе с развитием человека.

Многие традиции, сохранившиеся в наши дни, зароились в далекие языческие времена. Конечно, неграмотные люди много боялись, многого не могли объяснить в природе. Даже дом строили с верой в разных богов, сохраняли различные традиции.

А знаете ли вы, что такое красный угол? (ответы детей)

Чем являлась глина для наших предков, какова ее роль в традиционном оформлении русского дома? (ответы детей)

Как вы думаете, в современной жизни мы сохранили русские традиции при оформлении своего жилища? (ответы детей, примеры современных интерьеров)

Кто может сказать, какая тема урока у нас сегодня? (ответы детей)

Правильно мы сегодня с вами познакомимся с обрядовым значением куклы - идолов и выполним куклу – оберег.

3.      Вводная беседа

Когда на улице мороз, вьюга, метель и начинает темнеть. Чем же заняться в такую погоду людям дома? У них не было современных развлечений (компьютера, телевизора, даже книги они не могли читать из-за неграмотности и отсутствия электричества) - размышления детей

Что такое кукла? Какую роль играет в жизни человека, в вашей жизни? (ответы детей)

В словаре Ожегова объясняется – это детская игрушка в виде фигурки человека.

У многих древних людей был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Долгие годы они приносили женщин в жертву Великой матери природы.

Вспомните примеры из русских народных сказок (Садко и т.д.)

В древнем мире кукла была изображением бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом-оберегом.

И даже когда она, стала просто игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное, уважительное отношение к ней.

В куклы не только играют – они помогают человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах, при рождении младенцев. С ними встречали гостей, дарили на дни рождения, придумывали сказки, делились радостями и невзгодами. Верили в то, что они непременно помогут.

Ведь кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы ее подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.

Что видел малыш, открывая глазки в колыбели? Конечно же, куколку, которую сотворили любящие материнские руки. А значит, ее любовь оберегала ребенка с момента его рождения.

Куколка-колокольчик - куколка добрых вестей. Она может стать незаменимой помощницей, если что-то не ладится. Куколка поможет тем, кто отправляется в дорогу.

Нижняя «юбка» край колокольчика.

Верхняя покатая сторона зовется «плечи». Есть и сарафан – название указывает на силуэт женщины одетой в русский сарафан.

 

4.      Физкультминутка

5.      Приемы выполнения куклы-берегини.

На понадобится: три круглых лоскутка разного цвета и диаметра,

В центр большого круга кладем вату, формируем голову и обвязываем ниткой, красного цвета, на шее. Аккуратно распределяем складочки. Есть поверье: чтобы кукла стала оберегом, обвязывает три раза, завязывая три узелка.  Поверх на голову одеваем второй круглый лоскут, а затем третий (от большего к меньшему). Получается основа - кукла в трех юбках.

Прямоугольный лоскут надеваем на голову куклы. Перевязываем на шее. Формируем ладошки, подгибая внутрь, перевязываем нитью.

 

6.      Украшение изделия

Чтобы куколку украсить повязываем ленточку и платочек на голову. Куколка-колокольчик готова.

 

7.      Рефлексия

Оцените выполненную работу. Понравилось ли вам выполнять работу. Чтобы вы посоветовали новичкам при изготовлении оберега?

           

8.      Выставка

Какие куклы больше всего понравились и чем?

Какое настроение у вас после этого урока?

О чем вы расскажите родителям?

9.       Домашнее задание

Найти информацию о других обегегах.