Урок биологии 10 класс. Тема. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование
Задачи урока:объяснить причины единообразия гибридов F1, расщепление признаков в F2;
рассмотреть механизм и значение анализирующего скрещивания;рассмотреть механизм неполного доминирования, его причины;решить разнообразные задачи на моногибридное скрещивание.
Ход урока
Повторение
Индивидуальный опрос (работа у доски):
рассказать о моногибридном скрещивании (устное выступление по I, II закону Г. Менделя);
решить задачу №4 (с комментариями), с. 98 учебника;
Терминологический диктант (10 мин.): гибрид, генетика, ген, генотип, фенотип, рецессивные и доминантные признаки, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота (всего 10 терминов, за работу можно поставить две отметки – за правильное написание терминов и за определение терминов по выбору учителя).
Вводная беседа
Когда Грегор Мендель проводил свои эксперименты и получал результат (а это было в XIX веке, тогда ничего не было известно ни о гаметогенезе, ни о митозе, ни о мейозе. Но сейчас мы можем доказать сформулированный Грегором Менделем закон о наследовании признаков, зная основы цитологии; основываясь на уже имеющихся знаниях о развитии гамет, митозе и мейозе.
Изучение нового материала
Цитологические доказательства I закона Г. Менделя
Дадим цитологическое обоснование единообразию гибридов F1. Сделаем это, решив задачу.
Неполное доминирование (промежуточное наследование)
Известны случаи, когда аллели не проявляют в полной мере доминантность или рецессивность, так что в гетерозиготном состоянии (Aa) ни один из аллелей не доминирует. Это явление получило название неполное доминирование.
Неполное доминирование наблюдается и у растений, и у животных, когда потомство (гетерозигота) имеет промежуточный фенотип между родительскими формами
Решим задачу в качестве примера:
Андалузские куры, полученные в результате скрещивания чистопородных черных и «обрызганных» белых кур. Черное оперение обусловлено наличием аллеля, который определяет синтез черного пигмента меланина. У «обрызганных» кур этот аллель отсутствует. У гибридов (гетерозигот) он развивается не в полной мере, создавая лишь голубоватый отлив перьев.
B – аллель черной окраски
BW – аллель «обрызганной» окраски
Примеры неполного доминирования:
Анализирующее или возвратное скрещивание
Организм из поколения F1, полученного от скрещивания между гомозиготной доминантной особью и гомозиготной рецессивной особью, гетерозиготен по генотипу, но имеет доминантный фенотип. Решим эту задачу.
Для того, чтобы проявился рецессивный фенотип, организм должен быть гомозиготным по рецессивному аллелю (аа).
В F2 особи с доминантным фенотипом могут быть и гомозиготными (АА) и гетерозиготными (Аа). Случается, селекционеру надо выяснить генотип неизвестной особи – гомозигота это или гетерозигота. В этих случаях проводят анализирующее скрещивание. Скрещивают организм неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивному аллелю. Рыжий теленок может быть по генотипу гомозиготой или гетерозиготой (рыжий цвет доминирует над белым). Для установления генотипа этого быка его скрещивают с коровой, гомозиготной по рецессивному аллелю, т.е. проводится анализирующее скрещивание. Если все телята при этом скрещивании будут рыжими, то бык гомозигота по доминантному аллелю; если в потомстве появляются и белые, и рыжие телята, то бык – гетерозигота.
Для улучшения стада используются чистопородные животные, которые по генотипу являются гомозиготами (передают свои ценные качества потомству). Таким образом, становится понятным, почему определение генотипа является важным для фермера.
Данные рассуждения можно подтвердить схемами скрещивания: А – рыжая масть (доминантный признак)
а – белая масть (рецессивный признак)
Повторение
Решение задач на моногибридное скрещивание. Домашнее задание. Параграф 40, вопросы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.