Урок биологии 5 класс ФГОС. Тема. Водоросли.
Общая дидактическая цель: выяснить особенности строения и многообразия водоросли, значение в природе и жизни человека.
Планируемые результаты.
Личностные УД:Проявлять интерес к предмету.
Предметные УД:Распознавать на гербарных образцах представителей отдела Водоросли, решать задачу по описанию водоросли в процессе выполнения практической работы.
Регулятивные УД:Контролировать результат действия и сравнивать с эталоном.
Познавательные УД:Находить информацию о водорослях из гербарного материала и использовать его для характеристики.
Коммуникативные УД:Работать в парах.
Ход урока
Этап урока, |
Управляющая |
Учебная деятельность учащихся |
||
Регулятивная |
Позна- |
Коммуни- |
||
1. Этап мотивации |
1. Предлагает рассмотреть ситуацию: “Многие из вас часто наблюдали такое явление, как “цветение” воды в природных водоёмах и аквариумах”. 2. Организует диалог на осознание значимости изучаемой темы: “Подумайте, а с чем это может быть связано? Какова причина цветения воды летом в водоёмах и в наших аквариумах? ” |
Соотносят и разграничивают знания и не знания; Формулируют ответа на вопрос о содержании незнания |
Получают и добывают информацию из личного опыта и опыта одноклассников |
Слушают учителя, одноклассников. |
2.
Этап целе- |
1. Организует диалог, подводя к формулировке цели урока: “Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока”; 2. Планирует: предлагает средства для достижения цели (Работа с гербарием, работа с текстом учебника, работа с интернетом, рассказ учителя), форму работы в паре, озвучивает правила работы в паре (Приложение 1). |
Формулируют цель урока;
Выбирают средства для достижения цели (работа с гербарными образцами), обосновывают выбор |
Выбирают материал для использования при достижении поставленных целей |
Высказываются; устанавливают рабочие отношения в паре, принимают условия работы в паре, распределяют обязанности. |
3. Основной этап (решение учебной задачи) |
1. Объясняет состав и последовательность выполнения учебных действий, условия выполнения, указывает на наличие листа алгоритма действий по выполнению работы (Приложение 2). 2. Уточняет правила работы с гербарием (обучающиеся проговаривают основные правила, учитель дополняет). 3. Объясняет правила работы в паре (слушать друг друга, не перебивать, уважительно относиться, оказывать взаимопомощь, считаться с чужим мнением, аргументировать своему оппоненту и др.). 4. Контролирует и консультирует выполнение учебных действий школьника по плану алгоритма. 5. Предлагает полученные знания о водорослях оформить в виде схемы на доске (в центре доски написать слово “Водоросли”, к которому обучающиеся будут дописывать новую информацию, полученную при работе с гербариями). 6. Предлагает корректировать самостоятельно полученные знания при помощи текста учебника (Статья “Водоросли”), дополнить знания о водорослях. 7. Предлагает дополнить схему на доске после прочтения статьи в учебнике. |
Усваивают правила и алгоритм работы, уточняют план; принимают способ работы Уточняют правила работы с гербарием; Принимают правила работы в паре;
Оформляет схему “Водоросли” на доске.
Оценивают правильность выполненного задания и вносит коррективы, работая с текстом учебника. Дополняют схему. |
Используют новый источник информации (гербарии), делают вывод об особенностях водорослей как живых организмах, описывают внешнее строение (форма растения, цвет тела растения, размеры, отделы тела, название вида и т.д.), добывают информацию о названиях из описательных карточек гербария; Сравнивают добытую информацию с текстом учебника и формируют целостную картину о строении и многообразии водоросли. Анализируют известную информацию, осмысляют текст учебника и корректируют знания, дополняют недостающие термины в схеме на доске. |
Слушают друг друга, обмениваются полученной информацией по описанию водоросли (каждый имеет несколько экземпляров гербарного материала, с которым они работают сначала сами, а потом обмениваются инф – ей в паре), распределяют роли, сравнивают результаты работы с планом в листе деятельности (план работы с гербарным материалом). Дополняют работу друг друга, задают вопросы, обсуждают полученный материал, осуществляют контроль друг друга, промежуточную оценку деятельности, сотрудничают в работе по дополнению схемы на доске после анализа статьи учебника; консультируются с другими парами и учителем. |
4. Этап контроля и оценки (ситуация реализации контроля и оценки) |
1. Предлагает ответить на поставленный вопрос в начале урока: “А теперь давайте вернёмся к первому вопросу, который открывал наш урок. Назовите, исходя из полученных на уроке знаний, главную причину цветения воды в водоёмах и аквариумах. Перечислите основные факторы, условия, которые позволяют одноклеточным водорослям так бурно размножаться?”. 2. Предлагает оценить самого себя по листу оценивания (Приложение 3). 3. Предлагает формулировать вывод о результатах УД (“Сегодня вы познакомились со строением водорослей, узнали их особенности, разнообразие и причины распространения. Объясните, какова их роль в природе и жизни человека”. 4. Предлагает выбрать дифференцированное домашнее задание с учётом индивидуальных особенностей. Домашнее задание: 1) Выучить новые термины, привести примеры использования водорослей в жизни человека (базовый уровень). 2) Выучить новые термины. Расскажите причины и последствия исчезновения водорослей и влияние его на окружающую среду. На примере одноклеточных водорослей докажите своё суждение и прогнозируйте последствия (повышенные уровень). |
Используют полученные знания для ответа на поставленный вопрос. Дают оценку деятельности по результатам работы (самостоятельной и в парах), формулируют выводы о проделанной работе; фиксируют результаты оценки. Знакомятся с листом самооценивания (определяют то умения, которые научились выполнять). Выбирают задание с учётом индивидуальных особенностей |
Применяют полученные знания о водорослях при решении поставленной задачи (отвечают на вопрос); сравнивают результаты с поставленными целями урока и анализируют итоги; оценивают значение водоросли в природе и жизни человека.
|
Оценивают свою работу самостоятельно, работу в паре, работу партнёра, аргументируют выбор оценки. Самооценка. Слушают друг друга, учителя, соглашаются, высказывают личное мнение, аргументируют, приходят к общему выводу урока. Распределяют домашнее задание в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося. |
Приложение 1
Правила работы в паре
1. Слушать и слышать друг друга;
2. Вести себя вежливо по отношению к партнеру и окружающим;
3. Будь внимателен;
4. Умей сгладить конфликтные ситуации, либо обратиться к учителю;
5. Умей учитывать разные мнения;
6. Формулируй собственное мнение аргументировано;
7. Координировать своё мнение с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;
8. Умей спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
9. Не груби и не повышай голоса;
10. Умей распределять роли в группе, самоорганизовываться и организовывать других.
Приложение 2
Алгоритм действий при выполнении практической работы в парах
1. На партах даны гербарные экземпляры с водорослями (8 на каждую пару). Распределите по 4 экземпляра на человека и ознакомьтесь, вспомнив правила работы с гербарием;
2. Внимательно рассмотрите материалы;
3. Познакомьтесь с названиями и найдите места обитания данных видов (описательный материала к гербарным экземплярам);
4. Опишите в парах друг другу особенности водорослей по следующим параметрам:
o Одноклеточная или многоклеточная водоросль;
o Форма тела (нитчатая, листообразная, изогнутая);
o Цвет водоросли (зелёная, красная, бурая);
o Размеры (примерно);
5. Рассмотрите водоросль. На какие отделы вы можете поделить тело? Аргументируйте свой ответ.
6. Как вы думаете, какие особенности строения водоросли говорят о водной среде обитания?
7. Предположите, каким образом водоросли могут размножаться. Аргументируйте ответ.
Приложение 3
Лист самооценивания
Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания
1. Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________
2. Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________
3. Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (что?) ______________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
5. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
6. Осталось непонятным (что?) _______________________________________
7. Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) ___________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.