Урок биологии 5 класс. Тема урока: «Лишайники»
Цель урока: Формировать умения давать характеристику живым организмам на примере лишайников.
Ученик научится:
1.Давать характеристику лишайникам.
2. Узнавать их на гербарных экземплярах, иллюстрациях.
Ученик получит возможность:
1. Сравнивать представителей лишайников с грибами и водорослями.
2. Осознать значение лишайников в природе(как корм для животных) и жизни человека(как биоиндикатора).
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предполагаемые результаты |
Актуализация знаний А) Мотивационный этап
Б) Этап целеполагания |
Организует мозговой штурм, предлагая решить задачу Рассказывают, что однажды по бесплодной пустыне брели люди, истощенные голодом и трудным переходом. Вот они увидели на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь… · Как вы думаете, о каких крупинках идет речь в легенде? · Выслушивает ответы учащихся и выводит на экран контрольный ответ: «Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде - это съедобный лишайник, серые комочки которого, ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная»» · Выводит на формулирование темы урока. · Организует работу в группах по составлению кластера, который отражает основные содержательные блоки названной темы урока. Постройте кластер, в котором отразите все, чтобы вы хотели узнать об этих организмах · Выводит учащихся на цель урока. Предлагает свой кластер, чтобы у учащихся была возможность сравнить · Просит учащихся назвать цель урока. |
· Работают в группах. · Набрасывают свои предположения, которых может несколько. · Свои идеи они фиксируют на листе бумаги. · Каждая группа озвучивает свои идеи.
· Сравнивают свои ответы с контрольным.
· Записывают тему урока в тетради.
· Каждая группа строит свой кластер, после чего представляет его всему классу.
· Формулируют цель урока. |
· Развивают умение работать в группе, · Развивают умение слушать и слышать другого, отстаивать свою точку зрения, · Развивают умения преобразовы вать информацию в схемы |
Изучение нового материала |
1.Предлагает учащимся прослушать отрывок из книги К.А.Тимирязева «Жизнь растений»: Выступит ли из волн океана утес, оторвется лиобломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренныйизлом, выламывается ли валун, века пролежавший подземлей, везде на голой бесплодной поверхностипервым появляется лишайник, разлагая горную породу превращая её в плодоносную почву. Он забираетсядалее всех растений на север, выше всех в горы.Ему нипочем зимняя стужа, летний зной.Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли.И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни. И ответить на следующие вопросы: · За что эти организмы получили такое название? · Где селятся лишайники? · Предлагает учащимся внести новую информацию в свои кластеры. 2.Выводит на экран картинки с изображением различных форм лишайников и просит сравнить их. · Обобщает выводы учащихся, используя электронное приложение п19 (134) · Предлагает каждой группе рассмотреть гербарные экземпляры и отметить форму лишайников. 3.Выводит на экран формулу: Водоросли+ Гифы грибницы= Лишайник (симбиоз) Предлагает учащимся используя текст учебника объяснить ее. · Предлагает проверить правильность своих ответов, просмотрев фрагмент п.19 электронного приложения(135) · Предлагает учащимся поработать со своими кластерами и дополнить их. 4.Используя электронное приложение к учебнику п19(136), знакомит учащихся с особенностями размножения лишайников. · Предлагает поработать с кластерами. 5.Для изучения значения лишайников, предлагает учащимся поработать с текстом учебника на стр.105 и дополнить кластер. 6.Предлагает каждой группе представить свой кластер. |
· Слушают отрывок,
· Отвечают на вопросы учителя. · Вносят дополнения в кластеры. · Сравнивают, называют черты отличия. · Делают вывод: «Лишайники отличаются друг от друга окраской, внешним видом и т.д.» · Рассматривают гербарии определяют их форму.
· Работают с текстом учебника. · Ведут обсуждения в группах. · Называют свои варианты ответов. · Вносят в кластеры новую информацию.
· Просмотрев фрагмент эл. приложения, заполняют кластеры.
· Работают с текстом. · Дополняют кластер. |
· Получают знания об особенностях строения лишайников, их многообразии и значении. · Развивают навыки работы с текстом учебника и иллюстрация ми. · Учатся анализировать информацию, переводить ее из одной формы в другую. · Развивают умение работать в группе. · Развивают умение слушать и слышать другого, отстаивать свою точку зрения. |
Применение полученных знаний. |
1Предлагает каждой группе решить задачу: 1. Я смотрел кору на ветке Сквозь стекло точеное: Там в ячейках белой сетки Рыбки спят зеленые. О чем идет речь в данном стихотворении. Ответ обоснуйте. 2.Сговорились Клим с Пахомом Жить совместно, общим домом: Клим готовит соль, водицу, А Пахом Зерно, мучицу. О каком процессе идет речь? Свой ответ обоснуйте. 3.Гуляя в лесу, мы можем с вами заметить, что особенно много лишайников вдали от крупных дорог, промышленных центров. О чем это говорит? 4. Гриб, поправив свою шляпку, быстро побежал к берегу реки. Кругом росло много разных растений. В толще воды плавали водоросли. - Привет, как дела? - приветливо окликнул Гриб знакомую Водоросль. - Да так, потихоньку, - отозвалась она. - Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находиться в земле! Тебе, Гриб, повезло, что живешь на суше. - Ошибаешься, Водоросль, в воде много всякой пищи, просто ты еще не научилась ее использовать, - ответил Гриб. - А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи в земле, правда, хватает, но Солнце лишило меня силы, и еда не идет мне впрок. И все потому, что я отказался очищать воздух, чтобы нашим друзьям, животным, дышалось легко и свободно. - Так что же нам делать? - спросила Водоросль. - Что делать? - загадочно улыбнулся Гриб. - А ты подумай… Закончите сказку. |
· Ведут совместное обсуждение в группе. · Предлагают свое решение. |
Применяют теоретические знания в новой ситуации. |
Рефлексия |
Предлагает учащимся выбрать одно из предложений и закончить его: · На уроке я узнал… · На уроке я понял…. · На уроке я научился… |
· Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. |
Учатся объективно оценивать свою работу. |
Домашнее задание. |
· П.19 Решите биологические задачи: · Русский физиолог растений К.А.Тимирязев назвал лишайники "растениями-сфинксами". Объясните - почему? · На территории Антарктиды растет два вида цветковых растений, а лишайников около 350 видов. Объясните почему? |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.