Урок биологии в 10 классе
Оценка 4.6

Урок биологии в 10 классе

Оценка 4.6
doc
27.01.2021
Урок биологии в 10 классе
Определение и морфологическое описание вида.doc

Урок биологии 10 класс

Тема урока: Определение и морфологическое описание вида.

Вид урока: лабораторная работа

Задачи: - углубить знания об основах систематики растений и животных

                - совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью определителей (на печатной основе)

                - закрепить умения составлять морфологическое описание растений.

Оборудование: -  раздаточный материал (Приложения)

                           -  Гербарии растений

 

  •  
  •  

 

 

План урока:

 

 1. Проверка изученного материала. Пути и методы исследования в биологии.

Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения. Проверим знание основных методы исследования биологии.   

Работа в группах. Выполните  1-4 задания с листа.

Естественно, что общее использование всех вышеуказанных методов дает человечеству возможность овладения знаниями об объектах и явлениях природы. В наше время биология очень связана с такими науками, как химия, физика, математика и кибернетика. Именно совместные плоды их сотрудничества принесли нам самые огромные открытия.  Мы с Вами сегодня закрепим умения составлять морфологическое описание растений и определения растений и животных Среднего Урала с помощью определителей (на печатной основе)

Работа в группах. Выполните лабораторную работу, результаты оформите в таблице.

Работа в группах. Пользуясь определительной карточкой определите растение.

Сделайте вывод.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Лабораторная работа № 1. Морфологическое описание одного вида растений

Группа__________________________________________________________________

Название растения

 

Жизненная форма

дерево

Кустарник

кустарничек

трава

однолетнее

многолетнее

Тип побега

удлиненный

укороченный

Вегетативный

генеративный

листорасположение

очередное

мутовчатое

супротивное

лист

простой

сложный

цветок

одиночный

соцветие

Тип плода

сухой

сочный

односемянный

многосемянный

Место обитания

лес

Город

поле

огород

распространение

редко

Занесено  в Красную книгу

повсеместно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Задание 1. Выберите правильный ответ

 

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЗВОЛЯЕТ

ОПИСАТЬ ЯВЛЕНИЯ

НАБЛЮДАТЬ ЯВЛЕНИЯ

ИСПРАВИТЬ ОПИСАНИЕ

ПРОВЕРИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ

ПРОВЕРИТЬ ГИПОТЕЗУ

ПРИДУМАТЬ ГИПОТЕЗУ

 

 

Задание 2.Определите, о каком методе биологических исследований идет речь:

                   ОПИСАНИЕ  или НАБЛЮДЕНИЕ (136 и 245)

 

    1. клеток было 10, а стало 10000.
    2. Количество клеток растет
    3. В 21 час солнечные цапли одна за другой покинули водоем и перелетели к опушке
    4. В меловых отложениях нашли бедро детеныша тираннозавра
    5. После заката голуби отправились на ночлег
    1. Из раскопа с глубины 2 м извлекли продолговатую кость с округлыми утолщениями по краям длинной 107 см

Задание 3. Определите последовательность действий при проведении опыта: (В А Д Б Г)

 А. Предполагаемое реше­ние, формулировка гипотезы    

 Б. Проведение опыта 

 В. Постановка проблемы

 Г. Обсуждение      

 Д. Планирование

Задание 4.  Определите соответствие между методом исследования и его описанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все биологические исследования начинаются с наблюдений.

Зоолог видит птицу в бинокль, гистолог – зафиксированный и окрашенный срез ткани, молекулярный биолог – изменение концентрации фермента в пробир

 

 

Наблюдение

 

Все наблюдения нуждаются в описании. Описание – это результат интерпретации наблюдений.

Например, палеонтолог, описывая древний скелет, называет кости известными ему именами – бедренная, плечевая – потому что он мысленно установил аналогию со скелетом ныне живущих животных.

Описание

 

 

Грамотно составленные описания можно сравнивать, даже если их произвели разные люди в разных странах и в разное время.

Например, можно сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре, строение плечевой кости у тираннозавра и современного крокодила.

Сравнение

Различия, выявленные при сравнении описаний, можно интерпретировать при помощи предположений о причинах различий – гипотез.

Например, можно предположить, увидев разный темп роста клеток при разных температурах, можно предположить, что температура влияет на скорость роста клеток.

 

 

 

Гипотеза

 

Гипотезы проверяют, искусственно изменяя условия протекания биологических процессов и проводя повторные наблюдения и описания.

Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый.

Эксперимент

Зоолог видит птицу в бинокль, гистолог – зафиксированный и окрашенный срез ткани, молекулярный биолог – изменение концентрации фермента в пробирке.

 

 

Наблюдение

 


Например, палеонтолог, описывая древний скелет, называет кости известными ему именами – бедренная, плечевая – потому что он мысленно установил аналогию со скелетом ныне живущих животных.

Описание

 

 

Например, можно сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре, строение плечевой кости у тираннозавра и современного крокодила.

Сравнение

Например, можно предположить, увидев разный темп роста клеток при разных температурах, можно предположить, что температура влияет на скорость роста клеток.

 

 

 

Гипотеза

 

Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый.

Эксперимент

Приложение 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

                                         Ход работы:

1.Провести эксперимент: в пробирки под номерами: 1 – с песком; 2 – сырым картофелем; 3 – вареным картофелем; 4- с сырым мясом; 5 – с вареным мысом; 6 - с песком и измельченным сырым картофелем – добавить пероксид водорода. Наблюдайте, полученные результаты занесите в таблицу.

№ пробирки

1

2

3

4

5

6

Ткань

 

 

 

 

 

 

результат

 

 

 

 

 

 

2. Объясните полученные результаты,  ответив на вопросы:

а\ В каких пробирках проявилась активность ферментов? Объясните почему.

б\ Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.

в\ Как влияет измельчение ткани на активность фермента?

г\ Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных?

д\ Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок биологии 10 класс Тема урока:

Урок биологии 10 класс Тема урока:

План урока: 1. Проверка изученного материала

План урока: 1. Проверка изученного материала

Приложение 1. Лабораторная работа № 1

Приложение 1. Лабораторная работа № 1

Приложение 2. Задание 1. Выберите правильный ответ

Приложение 2. Задание 1. Выберите правильный ответ

Все биологические исследования начинаются с наблюдений

Все биологические исследования начинаются с наблюдений

Все наблюдения нуждаются в описании

Все наблюдения нуждаются в описании

Например, палеонтолог, описывая древний скелет, называет кости известными ему именами – бедренная, плечевая – потому что он мысленно установил аналогию со скелетом ныне живущих животных

Например, палеонтолог, описывая древний скелет, называет кости известными ему именами – бедренная, плечевая – потому что он мысленно установил аналогию со скелетом ныне живущих животных

Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода?

Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2021