Урок биологии 10 класс
Тема урока: Определение и морфологическое описание вида.
Вид урока: лабораторная работа
Задачи: - углубить знания об основах систематики растений и животных
- совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью определителей (на печатной основе)
- закрепить умения составлять морфологическое описание растений.
Оборудование: - раздаточный материал (Приложения) - Гербарии растений |
|
План урока:
1. Проверка изученного материала. Пути и методы исследования в биологии.
Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения. Проверим знание основных методы исследования биологии.
Работа в группах. Выполните 1-4 задания с листа.
Естественно, что общее использование всех вышеуказанных методов дает человечеству возможность овладения знаниями об объектах и явлениях природы. В наше время биология очень связана с такими науками, как химия, физика, математика и кибернетика. Именно совместные плоды их сотрудничества принесли нам самые огромные открытия. Мы с Вами сегодня закрепим умения составлять морфологическое описание растений и определения растений и животных Среднего Урала с помощью определителей (на печатной основе)
Работа в группах. Выполните лабораторную работу, результаты оформите в таблице.
Работа в группах. Пользуясь определительной карточкой определите растение.
Сделайте вывод.
Приложение 1.
Лабораторная работа № 1. Морфологическое описание одного вида растений
Группа__________________________________________________________________
Название растения |
|
|||||||
Жизненная форма |
дерево |
Кустарник |
кустарничек |
трава |
||||
однолетнее |
многолетнее |
|||||||
Тип побега |
удлиненный |
укороченный |
Вегетативный |
генеративный |
||||
листорасположение |
очередное |
мутовчатое |
супротивное |
|||||
лист |
простой |
сложный |
||||||
цветок |
одиночный |
соцветие |
||||||
Тип плода |
сухой |
сочный |
односемянный |
многосемянный |
||||
Место обитания |
лес |
Город |
поле |
огород |
||||
распространение |
редко |
Занесено в Красную книгу |
повсеместно |
|||||
Приложение 2.
Задание 1. Выберите правильный ответ
ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЗВОЛЯЕТ |
ОПИСАТЬ ЯВЛЕНИЯ |
НАБЛЮДАТЬ ЯВЛЕНИЯ |
|
ИСПРАВИТЬ ОПИСАНИЕ |
|
ПРОВЕРИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ |
|
ПРОВЕРИТЬ ГИПОТЕЗУ |
|
ПРИДУМАТЬ ГИПОТЕЗУ |
Задание 2.Определите, о каком методе биологических исследований идет речь:
ОПИСАНИЕ или НАБЛЮДЕНИЕ (136 и 245)
Задание 3. Определите последовательность действий при проведении опыта: (В А Д Б Г) А. Предполагаемое решение, формулировка гипотезы Б. Проведение опыта В. Постановка проблемы Г. Обсуждение Д. Планирование |
Задание
4. Определите соответствие между методом исследования и его описанием. |
|
|
|
Все
биологические исследования начинаются с наблюдений. |
Наблюдение
|
Все
наблюдения нуждаются в описании. Описание – это результат интерпретации
наблюдений. |
Описание |
|
|
Грамотно
составленные описания можно сравнивать, даже если их произвели разные люди в
разных странах и в разное время. |
Сравнение |
Различия,
выявленные при сравнении описаний, можно интерпретировать при помощи
предположений о причинах различий – гипотез. |
Гипотеза
|
Гипотезы
проверяют, искусственно изменяя условия протекания биологических процессов и
проводя повторные наблюдения и описания. |
Эксперимент |
Зоолог видит птицу в бинокль, гистолог – зафиксированный и окрашенный срез ткани, молекулярный биолог – изменение концентрации фермента в пробирке. |
Наблюдение
|
|
Описание |
|
|
Например, можно сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре, строение плечевой кости у тираннозавра и современного крокодила. |
Сравнение |
Например, можно предположить, увидев разный темп роста клеток при разных температурах, можно предположить, что температура влияет на скорость роста клеток. |
Гипотеза
|
Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый. |
Эксперимент |
Приложение 3.
Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Ход работы:
1.Провести эксперимент: в пробирки под номерами: 1 – с песком; 2 – сырым картофелем; 3 – вареным картофелем; 4- с сырым мясом; 5 – с вареным мысом; 6 - с песком и измельченным сырым картофелем – добавить пероксид водорода. Наблюдайте, полученные результаты занесите в таблицу.
№ пробирки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ткань |
|
|
|
|
|
|
результат |
|
|
|
|
|
|
2. Объясните полученные результаты, ответив на вопросы:
а\ В каких пробирках проявилась активность ферментов? Объясните почему.
б\ Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.
в\ Как влияет измельчение ткани на активность фермента?
г\ Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных?
д\ Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.