Урок биологии в 6 классе по теме "Растительный организм как единое целое"
Оценка 4.9

Урок биологии в 6 классе по теме "Растительный организм как единое целое"

Оценка 4.9
docx
14.02.2021
Урок биологии в 6 классе по теме "Растительный организм как единое целое"
Урок Растительный организм как единое целое.docx

Урок по теме "Растительный организм как единое целое"

Цель:

Систематизировать знания  о строении растительного организма как биосистемы для доказательства его работы как единого целого.

 

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанного с построением структуры изученных понятий

 

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий

 

Задачи:

  1. Образовательные: 
  • раскрыть взаимосвязи в растительном организме;
  • рассмотреть  растительный организм как пример биосистемы;
  • доказать работу организма как единого целого
  1. Развивающие: 
  • развивать умение устанавливать и объяснять причинно-следственные связи;
  • кратко и четко формулировать свои мысли;
  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументировать.
  1. Воспитательные: 
  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней.

 

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательном процессе; осознание необходимости сохранения многообразия растительных  организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
  • предметные – формирование целостных представлений об организме как единой целостной системе;
  • метапредметные – развитие умения  анализировать информацию;  преобразовывать информацию из одной формы в другую;

УУД:

  • Личностные - смыслообразование
  • Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
  • Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  • Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов.

 

Результативность обучения: умение формулировать общий вывод

Основные понятия: клетка, ткань, орган, процессы жизнедеятельности

Тип урока: урок методологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний)

Вид урока: беседа

Методы: частично-поисковый, проблемный

 

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир растений. Что объединяет такие разные организмы? 

 

?Назовите свойства живой материи. 

 

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии. Часто организм называют биосистемой. Почему?

 

Как вы понимаете выражение биологическая система?

n  целое, составленное из частей соединение,

n  множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов,

n  целостное образование, единство,

n  совокупность упорядоченно взаимодействующих структур

n  приведите примеры биосистем и их структур

n  как должна работать любая система?

 

Итак, тема нашего урока "Растительный организм растения как единое целое". Нам предстоит систематизировать знания  о строении растительного организма как биосистемы для доказательства его работы как единого целого.

 

?Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Назовите объект, «выпадающий» из общего ряда. Объясните свой выбор. (примеры организмов различных царств, исключение составляют вирусы как неклеточная форма жизни)

 

?Какое строение имеет организм растений?

 

Строение организма растений можно рассмотреть на разных уровнях.

 

?Вспомните особенности строения растительной клетки (выполните задание №1 в распечатке)

 

? Что образуют клетки в организме растений. Перечислите известные растительные ткани. Вспомните особенности их строения (выполните задание №2 в распечатке)

 

?Что образуют ткани в организме растений. Как классифицируют органы растений.

 

?Каковы функции органов растения.

 

 

 

Даже И.А. Крылов оценил в своей басне «Листы и корни» важность некоторых органов растений.

 

Ребята, а что скажите вы о значимости органов растений? С чем мы сегодня не согласимся?

 

Итак, растительный организм живая биосистема, т.к. обладает признаками живого и состоит из взаимосвязанных структур.

?Какие процессы жизнедеятельности обеспечивают работу организма как единого

целого (питание, дыхание, рост, развитие, размножение, транспирация)

?С чего начинается жизнь растения.

 

?За счет чего организм растения растет и развивается. Поясните схему.

 

?Вспомните видоизменения органов для запаса питательных веществ.

 

Вещества, регулирующие рост – гормоны роста, вырабатываемые клетками образовательной ткани. Образующиеся в листьях органические  вещества  перемещаются к различным органам для роста клеток или откладываются в запас

 

?Какова роль испарения воды в жизни растения.

 

Наличие каждого процесса жизнедеятельности можно доказать (выполните задание

№3 в распечатке).

Итак, растение – целостная биосистема.

n  Строение  клеток, тканей, органов  взаимосвязано, а развитие растений шло по

пути приспособления органов к выполнению определённых функций.

n  Нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена веществ и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.

n  Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.

n  Таким образом, в ходе эволюции растительных организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющего с окружающей средой обмен веществ и функционирующего как единое целое.

?О чем свидетельствуют связи между клетками, тканями и органами в растительном организме.

?Подумайте.

q  Почему в воде растение восстанавливает корневую систему?

q  Как повлияет на прорастание семян фасоли удаление одной семядоли?

q  Почему погибают деревья, если зайцы объели кору?

q  Как зависит урожай растений от окучивания и пикировки?

q  В сочных яблоках находится запас питательных веществ – почему?

q  Почему на глинистых заболоченных почвах растение погибает?

Домашнее задание.

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Карточка – задание к уроку «Растительный организм как единое целое»

ФИ ученика (цы)_________________________

 

Задание № 1: Для каждой цифры подпишите название соответствующей структуры клетки

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 -

Задание № 2: Укажите стрелками составные части на рисунке

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=35256

1.       Устьичные клетки      2.Устьичная щель    3.Клетки кожицы листа      4.Ядро

 

Задание № 3: что доказывает данный опыт?

 

 

 

 

Карточка – задание к уроку «Растительный организм как единое целое»

ФИ ученика (цы)_________________________

 

Задание № 1: Для каждой цифры подпишите название соответствующей структуры клетки

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 -

Задание № 2: Укажите стрелками составные части на рисунке

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=2579

1.Сосуды      2.Ситовидные трубки      3.Волокна        4.Столбчатая ткань        5.Губчатая ткань      6.Кожица  7.Устьице

Задание № 3: что доказывает данный опыт?

 

 

 

 

 

Карточка – задание к уроку «Растительный организм как единое целое»

ФИ ученика (цы)_________________________

 

Задание № 1: Для каждой цифры подпишите название соответствующей структуры клетки

 

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 -

Задание № 2: Назовите зоны корня, обозначенные на рисунке цифрами  Зона всасывания –

Корневой чехлик -           Зона деления –         Зона роста –       Зона проведения –   корневые волоски -

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=659

Задание № 3: что доказывает данный опыт?

Карточка – задание к уроку «Растительный организм как единое целое»

ФИ ученика (цы)_________________________

 

Задание № 1: Для каждой цифры подпишите название соответствующей структуры клетки

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 -

Задание № 2: подпишите части поперечного среза стебля древесного побега

Задание № 3: что доказывает данный опыт?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок по теме "Растительный организм как единое целое"

Урок по теме "Растительный организм как единое целое"

Тип урока: урок методологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний)

Тип урока: урок методологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний)

Даже И.А. Крылов оценил в своей басне «Листы и корни» важность некоторых органов растений

Даже И.А. Крылов оценил в своей басне «Листы и корни» важность некоторых органов растений

Как повлияет на прорастание семян фасоли удаление одной семядоли? q

Как повлияет на прорастание семян фасоли удаление одной семядоли? q

Приложение Карточка – задание к уроку «Растительный организм как единое целое»

Приложение Карточка – задание к уроку «Растительный организм как единое целое»

Карточка – задание к уроку «Растительный организм как единое целое»

Карточка – задание к уроку «Растительный организм как единое целое»

Карточка – задание к уроку «Растительный организм как единое целое»

Карточка – задание к уроку «Растительный организм как единое целое»

Задание № 3: что доказывает данный опыт?

Задание № 3: что доказывает данный опыт?

Задание № 3: что доказывает данный опыт?

Задание № 3: что доказывает данный опыт?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2021