Урок Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…»
Оценка 4.7

Урок Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…»

Оценка 4.7
Документация
docx
русская литература
6 кл—11 кл
21.08.2020
Урок Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…»
урок.docx

Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…»

С именем этого прозаика вы встречаетесь впервые. Это наш современник,

Борис Петрович Екимов родился в семье государственных служащих в Красноярской области 19 ноября 1938 года. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе. Первые произведения Бориса Петровича были опубликованы в 1965 году. Достаточно молодому писателю удалось выделиться и через год он был принят в Союз писателей России, а в 1979 году он успешно оканчивает литературные курсы. Екимов создал более двухсот произведений, которые публиковались в “Нашем Современнике”, “Знамени”, “России” и многих других.

 Главные герои его рассказов преимущественно жители небольших хуторов, а сюжетами являются обычные жизненные истории простых людей, и благодаря этому, любой может найти в них сходство со своими проблемами.

Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки.

С 1985 по 1991 годы писатель состоял в правлении Союза писателей России. Ко всему этому, на протяжении многих лет писатель состоял в редколлегиях во многих отечественных журналах.

В 2008 Екимов удостоился звания лауреата Солженицынской премии. Борис Екимов живёт, как сам часто говорит, «на два дома»: в Волгограде и Калаче-на-Дону. Является почётным гражданином города Калача-на-Дону.  Давайте прослушаем чтение одного из рассказов Екимова.

1. Вступительное слово учителя
Приглашаю к размышлению над рассказом Бориса Петровича Екимова «Говори, мама, говори…».

 Цель нашего урока по внеклассному чтению: познакомиться с творчеством современного русского писателя Б.П. Екимова на примере рассказа «Говори, мама, говори…»;



За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: « Я не знаю, зачем я иду в этот мир! Что я должен делать?

Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он все тебе объяснит».

Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой ангел скажет тебе все.

А как зовут моего ангела?

Неважно, как его зовут, у него много имен…

Ты будешь называть его - ? (мама).



2. Беседа
 сегодня мы поговорим о том  «Как важно вовремя успеть».
- Конечно, поневоле возникает вопрос, что важно успеть? Но на него вы ответите после обсуждения рассказа Бориса Екимова, в заглавии которого тоже есть ключевое слово. Это слово «мама». Именно о ней и пойдёт речь, вернее, о нашем к ней отношении. /Звучит песня в исполнении В. Толкуновой «Поговори со мною, мама»/.


- Да, сегодня пойдёт речь о самом дорогом и близком для каждого из нас человеке – о маме. Тема «отцов и детей» - одна из сквозных тем русской литературы. К ней обращались А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, В. Закруткин и многие другие писатели. Проблема взаимоотношений разных поколений одной семьи оказывается в центре внимания многих современных авторов (Л. Улицкой, Л. Петрушевской, Д. Рубиной, П. Санаева и др.).


- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите или произносите это самое родное слово на свете - мама? Что значит для вас мама?/ Это первое слово, чаще всего, которое произносит малыш, именно к ней мы обращаемся, когда нам больно, тревожно, плохо. Мама для нас оберег, защищающий от напастей и бед. Мы думаем, что мама – «величина постоянная» и никуда и никогда не денется. Порой грубим, резко отвечаем, раздражаемся на её замечания, и не задумываемся о том, что причиняем ей боль. Не задумываемся над тем, что родители не вечны. Чем старше они становятся, тем больше требуют нашего внимания. Именно об этом рассказ Б. Екимова. Он обращает наше внимание на одиночество старого человека.

- Давайте обратимся к страницам рассказа Б. Екимова и попробуем определить его тему. О чём он? /О взаимоотношениях близких людей – матери и дочери, то есть о вечной проблеме «отцов и детей»/. Давайте проследим за отношениями между героинями. Но прежде поближе познакомимся с каждой и них./ Работаем по группам. Вам даётся немного времени на обдумывание. 1 группа представит старую Катерину, 2 группа расскажет о её образе жизни в деревне, 3 группа поведает нам о дочери/.
- Итак, слово первой группе.
1./Писатель обращает внимание на её портретную характеристику. Перед нами «старая бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но ещё проворная старушка», жила она на хуторе возле Дона. Что значит «проворная»? У неё трое детей, двое из которых только упоминаются – это Володя и Коля. Какая жизнь выдалась на долю этой женщины?/Трудная, писатель говорит: «жизнь ведь и вправду нелёгкой выдалась: война, сиротство, тяжкая колхозная работа»/.
- Слово второй группе. Каков образ жизни героини рассказа? Она всю жизнь провела в деревне, где у неё хозяйство, сад, дом, за всем необходимо ухаживать, но с возрастом ей всё тяжелее и тяжелее справляться с таким непосильным трудом. Дети разлетелись, они живут в городе, матери приходится всё делать самой.
- Слово третьей группе. Что мы узнаём о дочери старой Катерины?
/Она живёт в городе, чей уклад полностью отличается от деревенского – неспешного, размеренного. Жизнь в городе торопливая, равнодушная, расчётливая, переполненная общением. Символом этой коммуникации и становится мобильный телефон, который пришёл даже в глухую деревню и подменил живой разговор/.
- Какая же проблема волнует писателя в этом рассказе, над которой он заставляет задуматься и нас, читателей?/В рассказе поставлена острая проблема современной жизни – проблема общения между людьми, родными людьми. Этот рассказ не только о деревне, уходящей в прошлое, а, прежде всего, о связи между поколениями. Выросшая в деревне дочь давно уже живёт в городе. С матерью она поддерживает связь по мобильному телефону. - Что символизирует мобильный телефон? Он является связным, посредником между близкими людьми («Кому хочешь жалься»). Появился мобильный телефон и уезжать никуда не надо.

- Чем становится телефон для Катерины?
- Предположите, что было бы, если бы не было мобильного телефона у Катерины?
- Что заставило Катерину разговаривать с голосом из репродуктора?
- Умеет ли дочь слушать мать? Почему? Дело только в тарифе?
- Каково отношение матери к дочери? Обоснуйте свой ответ.- Но однажды раздался дневной неурочный звонок? /Чтение по ролям/.
- Почему Катерина так испугалась этого дневного неурочного звонка?- Почему дочь позвонила второй раз, в обед?
3. Релаксация
- Итак, вернёмся к теме нашего урока «Как важно вовремя успеть». Теперь, глубже познакомившись с идейным содержанием рассказа, ответьте на вопрос, что же важно успеть?
- Какие уроки вы извлекли из прочитанного?
- А теперь выполните задание. Создайте синквейны, причём темы их будут предложены по группам. 1 группа – родители, 2 группа – дети, 3 группа – семья./Чтение синквейнов, «французские мастерские»/.
- С моей точки зрения, любой человек проверяется в этой жизни на состоятельность, насколько он личность по тому, как относится к престарелым родителям, немощным, больным, слабым. И закончить сегодняшнюю беседу-диалог хочется словами замечательного поэта Андрея Дементьева.
Чтение стихотворения «Не оставляйте матерей одних…».-


 

Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…»

Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…»

Конечно, поневоле возникает вопрос, что важно успеть?

Конечно, поневоле возникает вопрос, что важно успеть?

Какая же проблема волнует писателя в этом рассказе, над которой он заставляет задуматься и нас, читателей ?/В рассказе поставлена острая проблема современной жизни – проблема…

Какая же проблема волнует писателя в этом рассказе, над которой он заставляет задуматься и нас, читателей ?/В рассказе поставлена острая проблема современной жизни – проблема…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2020