урок часть и целое правило

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 10.docx

Урок 10. Часть и целое. Правило

(с. 28—29) Основные идеи урока Учить младших школьников выделять фрагмент целого и выполнять с ним действия, делить целое на части и из частей составлять целое. Привлекать первоклассников к обсуждению правильности выделения части целого (устанавливать соответствие с помощью цвета, формы, размера — пересчёт клеток) и назначения части, объяснять ошибку в выделении заданной части в целом. Готовить к конструированию целого из частей, изображать вторую половину целого (по клеткам, на основе образца). Учить договариваться о способе работы, планировать ход составления целого из частей.

Методический комментарий к уроку Предложите вашим ученикам урок практической работы. Все задания будут сопровождаться выполнением действий в тетради. В первом задании три пункта (они выделены цветными точками). Работа с каждой фигурой в первом пункте задания осуществляется в два этапа (шага, действия): 1. У каждой фигуры нужно выделить заданную часть. 2. Раскрасить выделенную часть по правилу: два ряда по две клетки — синим, ряд из трёх клеток — жёлтым (или: нижний ряд — жёлтым, два верхних — синим1). Выполнение работы с первой фигурой (выделение и раскрашивание части квадрата) проверьте поэтапно. Затем предложите одним детям выполнить аналогичную работу со второй фигурой самостоятельно, а с остальными учениками опять выполните по этапам (сначала выделяем часть, затем раскрашива1 Вы с учениками можете договориться и о другой формулировке правила. Главное — чтобы каждый ученик понимал его смысл и смог использовать при выполнении задания.

41

ем её по правилу). С третьей фигурой могут поработать самостоятельно уже все учащиеся. Здесь допустимы разные варианты выделения искомой части, поэтому предложите наиболее успешным первоклассникам найти второй вариант решения, что даст фору во времени детям, которые ещё не умеют работать быстро, — они успеют закончить работу. Обсудите разные решения, возможные ошибки. Поиск ошибки сопровождайте выделением этапа, на котором она была допущена. Например, спросите ребят: «Верно ли, что ошибка в правиле раскрашивания?» (2-й этап, см. выше), «Возможно, ошибка в выделении заданной части. Вы согласны? Почему?». Использование слов «правило», «часть», «этап» («шаг», «действие») пригодится для доказательства правильности выполнения задания («Миша выполнил задание…»). Второе задание. Если есть возможность, заготовьте для этого урока квадраты размером 5 × 5 клеток в расчёте по 4 квадрата на ученика. Каждому первокласснику потребуются также ножницы. Сначала каждый ребёнок пробует выполнить задание в тетради (показывает пространственные представления, умение видеть фигуру и её части), затем вы предлагаете проверить ответ, разрезав предложенный квадрат на две части в соответствии с ответом («Можно ли разрезать квадрат на две части так, чтобы получились две фигуры, которые ты отметил в тетради?»). Детям, затруднившимся в выполнении задания, покажите, как разрезать квадрат в соответствии с правильным ответом, наложите квадрат и части квадрата на соответствующие фигуры на странице тетради. Покажите ещё раз, как из частей составить целое и разделить целое на части. Главное в выполнении третьего задания — выделение способа поиска ответа (считать кубики снизу вверх, слева направо, видимые и невидимые и т. д.). Здесь же закрепляется умение устанавливать соответствие между числом кубиков и числом закрашенных клеток («столько же, сколько»). Предложите ученикам выбрать фигуру в четвёртом задании и рассказать, как они будут его выполнять. Обсудите способы проверки правильности выполнения: подсчёт клеток, описание наклонных линий, расчёт длины или ширины деталей лодки, частей головы зайца