урок чтения в 7 классе на тему: Ю.Яковлев Багульник "

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема урока Рубцов.docx

Тема урока                    Николай Рубцов. Стихотворение  «Тихая моя родина».

 9 КЛАСС

Цели урока:

познакомить  учащихся с жизнью и творчеством  Н.Рубцова . Анализ стихотворения «Тихая моя родина».  Формирование навыка выразительного  чтения  вслух,  словесного  рисования;

развивать внимание к авторскому слову, поэтический вкус и образное мышление;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, своему краю, патриотизм.

Оборудование:

сборник стихов Николая Рубцова

портрет Н.М.Рубцова;

иллюстрации к стихотворению;

Ход урока

 1. Оргначало...

2. Проверка домашнего задания.

ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»

                           I вариант
1. Осень в лесу развешивает…:
А)  дождинки
Б)  кормушки
В)  хрустальные сети паутины
2.  Какие гости прилетели с далёкого севера?
А)  крохали
Б)  гуси
В)  рябчики
3.  Как звали спаниеля?
А)  Ганг
Б)  Чанг
В)  Манч
4.  У Чанга были…:
А)  короткие гладкие уши
Б)  длинная рыжая шерсть
В)  длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А)  убитую птицу
Б)  ломоть хлеба
В)  ружьё
6.  При виде летящего хлеба Чанг…:
А)  спокойно стоял, глядя на хозяина
Б)  побежал к хозяину
В)  кинулся ловить хлеб
7.  Автор поймал в реке…:
А)  мелкую плотву
Б)  крупного карася
В)  крупную плотвицу

3.Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательных русских поэтов, которые писали о природе, о родных краях, любимой реке – словом – о родине.

Вступительное слово учителя.

Тему родной  природы,  родных  и  близких  сердцу  человека  мест воспевали  в  своих  стихах  многие поэты ,  в  том  числе  и  Николай  Рубцов.  Николай  Михайлович  Рубцов, (1936-1971),  русский поэт,  родился в поселке  Елицк  Архангельской  области  3  января 1936г.  Отец  Николая спустя  три  года  переехал  с  семьей  в  свои  родные  края,  в городок Тотьма   на Вологодчине.  Когда  началась война,  ушел  на  фронт.  Николаю было  всего  шесть  лет,  когда  «от водянки  и  голодовки»   умерла  мать. Старшую  сестру  забрала  к  себе  тетка,  а брата  взяла  в  няньки  мачеха.  Коля  Рубцов, не  нужный  никому,  был  оставлен  в детдоме.  Но  об  обстоятельствах   той  поры  Николай  позже  никогда  не  рассказывал,  хотя, судя  по  его  стихам,  снова  и  снова  грезился  ему  образ  матери,  мучая неотступной  тоской… Учителя  помнят,  что  Николай  с  ранних  лет  любил животных. Учился  он  хорошо. Готовя  рукопись  первой  книги  в  1963г.  Николай Рубцов  отметил  в заметке  «коротко о себе»:  «Стихи  пытался  писать  еще  в  детстве». Мир поэзии  Николая  Рубцова   просторен  и  светел,  холодноват  и  чуть призрачен   –  такими  обычно  бывают дни  бабьего  лета. Необычен  и  подчас  неожидан  этот  мир,  созданный  самобытным поэтом.  Тот  самый  мир, где  мы  живем,  но далеко  не  всегда  так пристально  вглядываемся  в  него,  мир,  о  котором  не  всегда задумываемся.

      В  атмосфере  рубцовской  лирики  свободно  и  вольно  дышится.  Она  грустна  по преимуществу,  но грусть  легка и  возвышенна. Здесь  господствует  не  тоска, с её утомительной  удушливостью, а  чувство, что приходит  в минуты  раздумий  о  большом,  о  главном,  когда  всё  мелкое,  суетное  отступает,  исчезает  и остаются один на один человек и мир.

      Осмысливая  образ  Родины  в  лирике  Н.Рубцова,  читатели  подметили очевидный  факт,  что  стихи  Рубцова  «естественно,  незаметно  вдруг переходят  в  песню,  вернее  не  в  песню,  а  в песенную  стихию».

      Не  ослабевает  интерес  и  в  наши  дни,  популярность,  среди

читателей  остается  устойчивой,  то  есть  можно  говорить  не  о  моде,  а  об

истинном  признании.

      Около  трех  десятков  песен  на  стихи  Рубцова  написал   композитор

А.Лобзов,  который  в  стихах  почувствовал  «новую  поэтическую  стихию,  выражающую   духовные   искания   современного человека».  «Сколько обнаружилось  музыки,  веры,  надежды  и  света!». Поэт  до сих пор потрясает  «глубинным  ощущением  причастности  к  судьбам  нашей  Родины,  мощью  и искренностью  чувства».

      Пошли в народ песни Николая Рубцова,  пошли…   И  чем  полнее  открывается  перед  нами  поэтический  мир  поэта,  тем  острее  с  годами  становится  чувство  утраты.  Замечательные  песни  напеваем  мы : «Букет» А.Барыкина, «Облетели листья с тополей» В.Салтыкова, «Молитва» , «В горнице» А.Морозова и многие другие

             Поэзия  Рубцова  вошла  в  нашу  жизнь,  обогатила   наше  воображение удивительными  образами,  еще  и  еще  раз  заставила  присмотреться  к изначальному  —  к  малой  родине,  которая  есть  у  каждого.

Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке.  («Тихая моя родина»)

Можно ли по названию узнать, о чем будет идти речь в этом стихотворении? (Да)

О чем? (О родине)

Что  вы  представляете,  когда  слышите слово “родина”? (Ответы детей)

Назовите слова-синонимы к слову “родина”. (Россия, Отчизна, Отечество, родная земля) 4. Чтение стихотворения учителем.

Послушайте стихотворение Н.Рубцова “Тихая моя родина”.

Понравилось вам стихотворение?

Какое настроение вызвало оно у вас?

Это стихотворение Рубцов посвятил своему другу Василию Белову, который тоже писал о родине, родных местах. Каждый из них хотел провести диалог между читателем и писателем и донести до нас своё видение и понимание слова “родина”.

5. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися с заданием.

Прочитайте это стихотворение вполголоса и приготовьтесь рассказать, какие картины возникли у вас в воображении при чтении.

6. Словесное рисование.

Какие картины вы представили? (Ответы детей)

Автор делится своими воспоминаниями о доме, о родных местах с другом, с вами, читателями. Ему хочется передать свою нежность и печаль о прошлом, он хочет донести до вас, что воспоминания эти были светлыми и радостными.

Да,  она  у  каждого  своя,  "тихая родина".   Для  Николая  Рубцова это — "купол  церковной  обители",  "река  туманная", "деревянная  школа", "лошадь на мосту", "цветущий луг".

Понравилось вам стихотворение?

Какое настроение вызвало оно у вас?

            Это стихотворение Рубцов посвятил своему другу Василию Белову, который тоже писал о родине, родных местах. Каждый из них хотел провести диалог между читателем и писателем и донести до нас своё видение и понимание  слова  “родина”.

Найдите  в  тексте строки, которые подошли бы к этим картинам. (картины на доске.)

Тихая моя родина // Ивы, река, соловьи…

Тина теперь и болота // Там, где купаться любил…

Там, где я плавал за рыбами // Сено гребут в сеновал…

Новый забор перед школою // Тот же зеленый простор.

А  какие  устаревшие  слова  встретились  вам  в  этом  стихотворении?

Кто  знает  значение  этих  слов?

Где можно найти  лексическое  значение  незнакомых  слов? (В “Толковом словаре”)

Погост – сельское кладбище. (В старину церковь с прилегающим участком и кладбище)

Обоз – повозки, едущие друг за другом.

Обитель – то же, что и монастырь – храм, церковь.

6.    Физкультминутка

7. выразительное чтение

Будем учиться читать выразительно это произведение. Попробуем проникнуть  в  настроение  автора, выяснить, чем оно вызвано и с помощью  каких  приемов  показано.

Подумайте, какой темп  надо выбрать, постарайтесь  передать  настроение  автора.

    8.Анализ стихотворения.

  Да, чудесную  песнь  любви  русской  души  к родине  вслед за  Есениным пропел  Николай  Рубцов,  но  не  повторил,  а  извлек  небывалые   звуки  и чувства.  Первое  впечатление   —   удивительно  простое  и  ясное,  понятное всякому,  кто  хранит  в  душе  тепло  детских  воспоминаний  и  материнских прикосновений.  Невозможно  читать  эти  строки  громко:  кажется, помешаешь,  вспугнешь  человека,  оглядывающего  родную  деревню,  с нежностью  и  печалью  признающего:  "Тихая моя родина,  Я ничего не забыл". Проводя  долгие  часы  наедине  с  природой,  Рубцов  становился  как  бы частью ее,  растворялся  в  таинственных  шорохах  ее  жизни,  раскрывая  ее секреты.     

В чем мудрость, главная мысль этого стихотворения? (Надо любить и беречь свою родину, родные места, людей, с которыми общаешься, и ценить это общение).

Николай Рубцов прожил короткую жизнь, не успев не только опубликовать, но даже записать все произведения, которые родились у него в  голове.  Но  и то, что он оставил  нам,  со  всей  очевидностью  позволяет  утверждать:  не забвению,  а  будущему  принадлежит  поэзия  Рубцова,  чем   и   объясняется значительный интерес читателей к личности поэта.

 Обобщение.

В чем мудрость, главная мысль этого стихотворения? (Надо любить и беречь свою родину, родные места, людей, с которыми общаешься и ценить это общение).

Вот такие замечательные стихи написал о своей малой родине Николай Рубцов.

8.Итого урока

9.  Домашнее задание

     Сегодня домашнее задание состоит из трех частей.

Чтение наизусть стихотворения Н.Рубцова “Тихая моя родина” выразительно, передавая чувства и мысли поэта.