А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»
Задачи: формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения, учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся, Прививать любовь к чтению.
1. Организационный момент.
Повторение.
1. Проверка чтения.
2. Вопросы и задания.
1. Что было главным в творчестве А. С. Пушкина?
2. Сбылись ли предсказания поэта о его широкой известности? Почему так думаете?
Тема урока. А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»
Чтение учителем стихотворения.
Слово учителя.
Почти два столетия отделяют нас от этих важных для русской истории событий. Сегодня на уроке нам предстоит путешествие во времени и пространстве: мы перелистаем страницы истории, ожившие под пером Н.А. Некрасова в поэме «Русские женщины», и вместе с поэтом и женами декабристов отправимся в путь – из Петербурга в Сибирь. Итак, тема урока. Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая» Величие духа русской женщины. Прологом к нашему путешествию станет стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд…» Расскажите о том, как оно было создано.
14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов. Это было открытое выступление дворян, находившихся на военной службе, против самодержавия и крепостного права. Восстание декабристов было жестоко подавлено. Пять декабристов были казнены. Более ста – осуждены и отправлены на каторгу и поселение в Сибирь. Некоторых заключили в крепость или послали рядовыми солдатами на Кавказ, где шла война с горцами.
В обществе отношение к декабристам было неоднозначным. Но первыми, кто встал на сторону своих мужей- участников восстания, были их жены. Они начали бороться за близких, пуская в ход всё: родственные связи, влиятельные знакомства, прошения на «высочайшее имя».
Одиннадцать женщин, разных по социальному и материальному положению, едут в Сибирь за своими мужьями. Смело отправляясь в Сибирь, они вынуждены были оставить своих детей и родителей, так как царь разрешил ехать только жёнам, отказаться от наследственных прав.
Вернемся к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина. Идеи декабристов были во многом близки поэту. Среди них было много его друзей. Мысль о погибших «друзьях, товарищах, братьях» и о тех, кто томился в «каторжных норах» Сибири, мучила Пушкина, ложилась тяжестью на его душу.
26 декабря 1826 года в Москве Зинаида Волконская устроила прощальный вечер в честь своей родственницы Марии Николаевны Волконской, уезжавшей в Сибирь к мужу-декабристу. Среди узкого круга приглашенных был и Пушкин; здесь он увидел Марию Николаевну в последний раз. Об этой встрече она рассказала в своих «Записках»: «Пушкин, наш великий поэт, тоже был здесь; я знала его давно… Во время добровольного изгнания нас, жен сосланных в Сибирь, он был полон самого искреннего восхищения: он хотел передать мне свое «Послание к узникам» для вручения им, но я уехала в ту же ночь, и он передал его Александре Муравьевой».
1.Молчаливое чтение стихотворения обучающимися.
2. Вопросы.
1. Кому посвятил А. С. Пушкин это стихотворение? Расскажите, кто такие декабристы.
2. Прочитайте строки, в которых говорится о тяжёлой жизни декабристов на каторге.
3. К какому терпению призывает поэт узников?
4. Какое понятие вкладывает А. С. Пушкин в выражение «Придёт желанная пора»? О какой поре говорит поэт?
5. Прочитайте строки, содержащие, по вашему мнению, главную мысль стихотворения.
6. Считал ли А. С. Пушкин, что декабристы прекратят борьбу с царским самодержавием, когда их освободят? Какие слова стихотворения подтверждают мысль о том, что декабристы продолжат борьбу? Как вы думаете, кого поэт называет братьями?
3. Работа над выразительным чтением стихотворением.
4. Домашнее задание.
5. Итог урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.