Тема
урока: "Ноябрь – родной брат зиме". (урок-экскурсия) (УМК «Начальная школа XXI века»)
Цели урока: создать условия для наблюдения за явлениями наступившей осени,
уточнения и обобщения представлений о наиболее характерных признаках.
Планируемые результаты:
УУД Личностные: самоопределение – осознают ценностное отношение к
природному миру; смыслообразование – осуществляют целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в
соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать
вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой
деятельности.
Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и
позицию, задавать вопросы; управление коммуникацией – адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в
познавательную; предметные – наблюдать явления наступившей осени, обобщать
представления о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о
наступлении глубокой осени; логические – сопоставлять, выделять и обобщать
характерные признаки, явления.
Место проведения: школьный парк, класс
Оборудование: учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, 1 класс 1 часть, издательство «Вента-Граф», 2019г.
Осеннее дерево с листочками, картинка –ёжик
Сценарий
урока
Этап урока |
Содержание этапа. Формируемые УУД |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя |
1. Организационный момент. |
Создание атмосферы психологического комфорта (на фоне музыки «Осенняя песнь. Времена года» П.И.Чайковского)
-Ребята, посмотрите вокруг себя. Какое сегодня великолепное утро! Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга. Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, научитесь наблюдать, Будем вместе развивать А поможет все узнать наша Любознательность (Личностные, коммуникативные) |
Учащиеся слушают музыку
|
Учитель читает приветствие |
2. Постановка проблемного вопроса |
Поле черно – белым стало, Падает то дождь, то снег. А еще похолодало, Льдом сковала воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь) (Познавательные, коммуникативные) |
-
Ученики читают стихи. |
Беседа - О каком времени года говорится? |
3. Целеполагание |
1. Тема урока
2. План урока
|
Об осени, о ноябре
Что происходит в этом месяце осени? Как изменились деревья? Почему не слышно птиц? Что делают звери? |
- Кто скажет, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Вывод: -На эти вопросы мы попытаемся ответить в течении урока. |
4. Актуализация знаний. |
Игра «Вспомни названия деревьев» Угадать название дерева, подойти к нему и рассказать об изменениях, которые с ним произошли 1. В белом сарафане Стала на поляне. Летели синицы, Сели на косицы(берёза)
2.Что же это за девица: Не швея,не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (ель) 3.С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня всё ж обижают: Шкуру тонкую сдирают. (Липа) 4.Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист ладошкой, С длинной ножкой (Клён)
|
Отгадывают загадки и находят дерево в парке.
|
Загадывает загадки |
А) Создание проблемной ситуации (путём выдвижения гипотезы)
Беседа |
-Я предлагаю вам
отгадать загадку. Стоят деревья без листвы, Седые, плотные туманы, К нам в этом месяце
пришли! (Ноябрь) - По каким признакам вы догадались, что это ноябрь?
(Познавательные, коммуникативные, регулятивные)
-Вспомните, как выглядел парк в сентябре, октябре. -Какие изменения, вы заметили сейчас?
(Коммуникативные , регулятивные , познавательные) |
Отгадывают и называют признаки месяца: - деревья без листьев; - стало холодно; - туманы;
Называют отгадку - ноябрь
Вспоминают, сравнивают, отвечают на вопросы учителя |
Читает загадку
|
Б) Составление рассказа о погоде сегодня. |
(Познавательные, регулятивные) |
Учащиеся рассказывают о погоде сегодня. |
Предлагает составить рассказ о погоде сегодня. |
Д) Беседа
|
Беседа о деревьях.
-Какое дерево еще стоит с плодами? А все ли деревья сбросили листву? Почему они не сбрасывают свои хвоинки?
Беседа о птицах. -А, почему так тихо в нашем парке? - Ребята, скажите, как меняется жизнь птиц с приходом ноября?
Изменения в жизни животных - Ребята, скажите, как меняется жизнь животных с приходом ноября? А как человек может помочь лесным животным? (Коммуникативные, познавательные, личностные) |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Ветки под тяжестью снега обломятся Рябина
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
|
Учитель задает вопросы
Учитель задает вопросы
Учитель задает вопросы
|
|
|
|
|
6. Наблюдение за месяцем. (работа в классе) |
Работа с учебником. стр. 66. Чтение текста «Лесные новости» (Регулятивные, коммуникативные, познавательные) |
|
Учитель читает предложения. |
9. Итог . |
Итог урока: 1) Вспомните название темы урока; 2) - Давайте снова вернёмся к нашим вопросам: - Что мы должны сегодня узнать? Что происходит в этом месяце осени? Как изменились деревья? Почему не слышно птиц? Что делают звери? - Какие признаки ноября вы запомнили? (Коммуникативные, регулятивные) |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы |
Учитель задает вопросы |
10. Рефлексия |
Чему каждый из вас научился? Вы на уроке хорошо
работали, были активны. Кто из вас: · считает себя активным, пусть возьмет листочек большого размера; · кто не уверен в своей активности, пусть возьмёт листочек маленького размера
- А те листочки, которые остались мы отдадим ёжику, чтобы он утеплил свою норку. |
Учащиеся снимают с дерева листочки
|
Учитель спрашивает
Учитель опрашивает учащихся почему он выбрал именно такой листик. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.