Урок-экскурсия по математики как средство формирования познавательного интереса младших школьников
Формирование познавательного интереса младших школьников может осуществляться посредством различных предметных областей. Творческие задания, интеллектуально развивающие технологии помогают учителю проводить интересные, увлекательные и, способствующие гармоничному развитию младших школьников, уроки. Такие уроки развивают познавательный интерес и активность учащихся, снимают усталость, позволяют удерживать внимание.
Нестандартные уроки являются одним из средств формирования познавательного интереса к предмету, в том числе и к такой строгой дисциплине, как математика. Ведь в начальной школе крайне важно не только помочь детям освоить необходимые навыки, получить знания, но и постараться увлечь предметом. Одним из видов нестандартных уроков по математике является урок-экскурсия, который помогает осознать смысл многих процессов окружающего мира и практическое значение математики.
На этих экскурсиях дети учатся провешиванию прямых на местности, упражняются в измерении расстояний на глаз, в измерении расстояний до недоступных точек и др.
Математические экскурсии способствуют:
· расширению мышления;
· развитию внимательности и памяти;
· усовершенствованию ориентировке в явлениях в окружающей реальности;
· открытию нового для себя математического знания, в том числе из программного материала;
· осмыслению, усваиванию учебного материала;
· углублению и поддержки познавательного интереса, развитию учебной мотивации;
При организации и планировании своей деятельности, я использую методическую работу Т.В. Смолеусовой « уроки-экскурсии по математике в начальной школе». Выделяется 3 этапа:
Ниже представлено два примера математических экскурсий, проводимых мною в начальной школе.
Учебный предмет |
Математика |
Раздел программы |
Итоговое повторение |
Тема из раздела |
Геометрические фигуры |
Класс |
1 |
Место проведения урока - экскурсии |
Школьный двор |
Время года |
Весна |
Этап изучения темы |
Закрепление |
Тип урока-экскурсии по ведущей деятельности |
Наблюдение, поисковая работа |
Оборудование урока - экскурсии |
карточки с заданиями (2 шт.), фотоаппарат (2 шт.). |
План проведения урока - экскурсии |
I. Доэкскурсионная подготовка (проходит в учебном кабинете)
II. Экскурсия (вне учебного кабинета)
III. Послеэкскурсионная работа (проходит в учебном кабинете) |
Задания и вопросы для учеников на каждом из трёх этапов урока - экскурсии (раскрыть план) |
Доэкскурсионная подготовка (проходит в учебном кабинете) Вводная беседа учителя Учитель: Сегодня мы с вами будем играть в прятки с нашими друзьями. А с какими именно, вы попробуйте угадать сами. Посмотрите, какой мешочек у меня есть! Давайте будем угадывать, что спрятано в мешочке? ( Дети должны на ощупь отгадать, какие геометрические фигуры спрятаны в мешочке и называть их. В мешочке лежат квадрат, круг, прямоугольник, треугольник) Учитель: Как вы думаете, кто нас пригласил сегодня играть в прятки? Учащиеся- Геометрические фигуры Актуализация опорных знаний Учитель: Скажите, чем круг отличается от квадрата? Учащиеся: У квадрата есть стороны и углы, а у круга нет Учитель: Молодцы! А чем прямоугольник отличается от квадрата? Учащиеся: У квадрата все стороны равны, у прямоугольника равны противоположные стороны. Учитель: Отлично! Чем Прямоугольник отличается от треугольника? Учащиеся: У треугольник 3 стороны и 3 угла, у прямоугольника сторон и угол по 4. Учитель: Замечательно! Геометрические фигуры уже спрятались у нас во дворе, сейчас мы пойдём их искать. Учитель проводит инструктаж по поведению на улице. Дети выходят в школьный двор. Проведение экскурсии: Задания каждой группе: 1. Найти и сфотографировать предметы, напоминающие по форме круг и квадрат. ( Примеры: круг – баскетбольное кольцо, звонок, фонарь; квадрат- щит около баскетбольного кольца, табличка с названием школы)
2. Найти и сфотографировать предметы, напоминающие по форме прямоугольник и треугольник ( Пример: прямоугольник – ступеньки, дверь, окна, забор; треугольник – крыша, козырьки над дверями, элементы забора) Послеэкскурсионная работа: 1. Обработка экскурсионного материала: Полученные фотографии распечатываются и повторно обсуждаются в группе, подходят ли они под заданный критерий.
2. Презентация обработанного материала
Каждая группа выступает перед классом, демонстрируя результаты своей работы. Ученики показывают фигуру и рассказывают, где она спряталась, кто первый её нашёл, не было ли разногласий в работе. Рефлексия Учитель: Вот лежит волшебный конверт. Там есть геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник. Какого цвета круг, треугольник? Если вам понравилось наше занятие, у вас хорошее настроение - показываете зелёный круг, если не понравилось, у вас плохое настроение - показываете красный треугольник, если вам занятие понравилось, но у вас плохое настроение- показывайте синий квадрат. |
Материальный продукт урока-экскурсии |
Коллаж от каждой группы учащихся |
Учебный предмет |
Математика |
Тема из раздела |
Угол. Виды углов. |
Класс |
2 |
Место проведения урока - экскурсии |
Школьный двор |
Время года |
Зима |
Этап изучения темы |
Закрепление |
Тип урока-экскурсии по ведущей деятельности |
Наблюдение, поисковая работа |
Оборудование урока - экскурсии |
карточки с заданиями, фотоаппараты (телефоны) |
План проведения урока - экскурсии |
I. Доэкскурсионная подготовка (проходит в учебном кабинете)
II. Экскурсия (вне учебного кабинета)
III. Послеэкскурсионная работа (проходит в учебном кабинете) |
Задания и вопросы для учеников на каждом из трёх этапов урока - экскурсии (раскрыть план) |
Доэкскурсионная подготовка (проходит в учебном кабинете) Вводная беседа учителя Учитель: Попросили Точку нарисовать, как она ходит от её дома до школы. Взяла она линейку и решила идти по прямой. Но на середине пути ей мешает болото. Вот и задумалась Точка: «Придется обойти его». «Что же получилось» – думает Точка. А вот и школа, спрошу-ка я у ребят. Они наверняка знают и помогут мне понять, какую же форму имеет моя дорога
Учитель: Ребята, подскажем точки, что за геометрическая фигура у нее получилась?
Актуализация опорных знаний Учитель: Скажите, из каких частей состоит угол? Учитель: Молодцы! Вы помните, какими могут быть углы? Учащиеся: Прямые, острые, тупые. Учитель: Отлично! Сегодня мы будем искать различные углы вокруг нас. Сейчас мы пойдём с вами на улицу, но для начала повторим правила поведения. Проведение экскурсии: Задания каждой группе: 1.-Найти и сфотографировать предметы, в которых есть острый угол.
2.-Найти и сфотографировать предметы, в которых есть тупой угол
3.-Найти и сфотографировать предметы, в которых есть прямой угол
4.- вытоптать на снегу прямые, острые и тупые углы.
Послеэкскурсионная работа: 2. Обработка экскурсионного материала: Полученные фотографии распечатываются и повторно обсуждаются в группе, подходят ли они под заданный критерий.
2. Презентация обработанного материала
Каждая группа выступает перед классом, демонстрируя результаты своей работы. Ученики показывают предметы и рассказывают, какой угол там спрятался, кто первый её нашёл, не было ли разногласий в работе. Рефлексия Сейчас я вас попрошу каждого оценить свою работу на уроке. Если вы старались и у вас сохранилось хорошее настроение- поднимите улыбающийся жёлтый смайл, если у вас возникали сложности и это огорчило вас- оранжевый грустный.
|
Материальный продукт урока-экскурсии |
Коллаж от каждой группы учащихся |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.