Урок-экскурсия в 7-м классе «Приспособленность растений и животных к совместному проживанню в природном группировании».

  • docx
  • 18.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок в 7 классе.docx

Урок-экскурсия в 7-м классе
«Приспособленность растений и животных к совместному проживанню в природном группировании».

 

Цели и задачи:

    образовательные: знать видовое разнообразие и черты приспособленности животных к жизни в сообществах, к переживанию неблагоприятных условий, научиться узнавать  голоса птиц, выявлять следы млекопитающих, распределение растений и животных по ярусам, изучение различных видов взаимосвязи между организмами, уметь составлять цепи питания; знать формулировку понятий «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз»,уметь на конкретных примерах показать взаимоотношения и взаимосвязи организмов между собой и с окружающей средой, приспособленность растений и животных к среде обитания и ее относительный характер, устанавливать взаимосвязи между растениями и животными, правила поведения в природе, уметь применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

    развивающие: продолжить развивать у учащихся понятия о взаимосвязях животного организма с растениями и с условиями окружающей среды, диалектико-материалистические взгляды на природу, продолжить формирование умений проводить исследования, развитие логического мышления; выработать навыки и умения наблюдать и сопоставлять увиденное, формировать творческий подход к выполнению работ, умения определять причинно-следственные связи природных и антропогенных явлений и их последствий, развивать умения анализировать, обобщать,  делать выводы, продолжить  развитие практических навыков работы с живыми объектами, коллекциями, а также развитию коммуникативной культуры учащихся через работу в группах, умение планировать свою деятельность, систематизировать материал, проводить простейший экологический мониторинг, развивать умения фиксировать  результаты наблюдений, выполнять отчёты, уметь работать с дополнительной литературой и специальным оборудованием;

    воспитательные: формировать внимательное и бережное отношение к окружающей среде, чувства сострадания и помощи природе, воспитывать культуру труда и речи, формировать культуру поведения в природе, уметь применять свои знания об окружающих нас животных на практике.

Форма организации познавательной деятельности: работа в группах, парах.

Тип урока: обобщения и систематизации ЗУНов.

Форма проведения урока: урок-экскурсия.

Межпредметные связи: биология, география, литература.

Оборудование: простые карандаши, тетради или блокноты, лопаты, копалки, линейки, лупы, целлофановые мешки, банки, инструкции для выполнения самостоятельной работы, определители растений и животных, фотоаппараты (по возможности).

Место проведения экскурсии: территория школьного парка.

Время проведения: начало мая.

Возраст учащихся: 11-12 лет (6 класс).

План проведения экскурсии:

I.Выбор маршрута экскурсии.

II. Организационный момент. Построение учащихся и проверка оборудования, взятого на экскурсию.

III. Инструктаж.

III.1. Правила поведения во время экскурсии. ТБ.

III.2. Пояснения по работе с инструктивной карточкой в группе.

III.3 .Пояснения о требованиях к выполнению отчетов по проведенной экскурсии

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

IV.1. Мотивация учебной деятельности.

IV.2. Выход на место проведения экскурсии.

V.  Беседа о цели экскурсии и сезонных явлениях в жизни животных.

VI. Проведение экскурсии – Движение по маршруту.

VII. Самостоятельная работа в группах по заданию.

VII.1. Группы выходят на свои участки и выполняют задания в соответствии с инструктивной карточкой.

VII.2. Все группы собираются вместе, переходя от участка к участку, представитель (представители) от группы отчитываются о проделанной работе.

VII.3. Ребята из других групп задают вопросы.

VIII. Физкультминутка (по необходимости и возможности).

IХ. Обобщение. Выводы.

Х. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения:

    обязательное: $ – …повторить; ( вопр…. на стр. …устно);

    тренировочное: найти пословицы и поговорки по теме; характеристика животного – на рекомендательную карточку, создать схему опорного конспекта, составить природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»;

    творческое: мини-сочинение, «напишите письмо» в тетради, выразив свои чувства и мысли. Возможна самооценка. (2-3 предложения), придумать загадку или составить кроссворд (не менее 15 слов) на тему урока, изготовить поделки из природного материала.

ХI. Подведение итогов работы на экскурсии.

Рефлексия. Рефлексивное осмысление результатов экскурсии.

ХII. Организованное возвращение в школу.

 

Ход экскурсии.

При отсутствии леса экскурсию можно провести в лесной полосе или парке. Лучшее время для ее проведения – середина мая.

Особое внимание следует обратить на то, что заучивание как можно большего количества видов не является целью экскурсии.

Можно подготовить детей заранее по вопросам, которые даются за две недели до экскурсии и на которые учащиеся должны подготовить ответы:

         что такое среда обитания?

         что относят к факторам живой и неживой природы?

         что называется растительным сообществом?

         что называется природным сообществом?

         какие деревья и кустарники растут в широколиственном лесу?

         какие травы растут в широколиственном лесу?

         какие полезные насекомые обитают в лесу?

         какие вредные насекомые обитают в лесу?

         какие птицы встречаются в широколиственном лесу?

         какие млекопитающие обитают в широколиственном лесу?

Учащимся дается задание: подобрать и выучить стихи, загадки о лесе с описанием весенней природы.

Постановка учебно-познавательной задачи для учащихся: изучить сообщества видов животных и растительных организмов парка и установить характер приспособленности организмов к разнообразным условиям обитания.

Выполнение индивидуальных заданий по изучению животных и растений парка, отработка разнообразных методов сбора растительного и животного материала; выявление адаптаций организмов к разнообразным условиям среды обитания.

Выделить виды растений и животных, на которых следует остановиться подробнее. Ученикам перед экскурсией предлагается подготовить сообщения об этих видах. План сообщений даётся заранее.

Таким образом, ученики на экскурсии будут не только слушать, но и активно участвовать в ней.

В процессе экскурсии учащиеся могут применять свои знания для узнавания объектов, конкретизировать их и приобрести новые познания природных явлений.

Вводная беседа по установлению места парка в ландшафте населенного пункта. Постановка учебно-познавательной задачи для учащихся: изучить сообщества видов животных и растительных организмов парка и установить характер приспособленности организмов к разнообразным условиям обитания. Выполнение индивидуальных заданий по изучению животных и растений парка, отработка разнообразных методов сбора растительного и животного материала; выявление адаптаций организмов к разнообразным условиям среды обитания.

Экскурсия носит комплексный межпредметный характер и предполагает выполнение учащимися значительного объема заданий для самостоятельной работы на основе содержания курсов географии, природоведения.

Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений. Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты.

На основании знаний, полученных на предыдущих экскурсиях, ученики называют растения и животных и устанавливают, что одним из приспособлений растений является ярусное расположение надземных органов.

Примечание. Можно рассмотреть вначале микробиоценоз, например сообщество растений на проселочной дороге, пне, валуне, болотной кочке.

 

Информация для учителя

Биоценоз – это природное сообщество, включающее в свой состав животных, растения, грибы, лишайники и бактерии, совместно населяющие определенную территорию. Состав обитателей в биоценозе не случаен     .

Важно отметить, в каком окружении находится наблюдаемое растение, какие животные способствуют его распространению. Например, если плоды и семена высоких деревьев первого яруса распространяются ветром, то низкие деревья и кустарники второго яруса с сочными плодами привлекают птиц и, наконец, семена растений нижнего яруса расселяются мелкими животными. Семена фиалки, очитка едкого переносятся дождевой водой. Внимание учащихся обращается не только на биологию, приспособленность отдельных растений к жизни в данной среде, но на жизнь всего биоценоза, на взаимоотношения растений, почвы и животных друг с другом. Устанавливаются пищевые связи, цепи питания в животном мире, причины переселения в связи с сезонными изменениями.  

Специфичность среды растительных сообществ определяет влияние их и на неживую природу (выветривание горных пород, циркуляцию вод, газовый состав атмосферы) и на животный мир территории. Вся эта система взаимосвязей, складывающихся между сообществами растений, животных и неживой природой, обусловливает существование в природе комплексов, называемых биогеоценозами. Все компоненты биогеоценоза находятся между собой в тесном взаимодействии, причем растительный компонент – фитоценоз создает материально-энергетическую базу для всей системы.

 

В широколиственном лесу, парке выделяют 7-8 ярусов. Первый ярус образуют деревья: дуб, граб, ясень и др. Второй ярус составляют менее высокие деревья: липа, клён, и др. Третий ярус образован кустарниками: лещина, крушина. Четвёртый и пятый ярусы представлены травянисто–кустарничковым и мохово-лишайниковым покровом. Шестой ярус лесная подстилка, седьмой и восьмой ярусы – почвенные.

Чем сильнее выражены ярусность и мозаичность растений, тем больше в сообществе мест обитания для животных, грибов, бактерий. Все ярусы – «этажи» леса – взаимодействуют между собой. Отмершие ветви, листья попадают в надпочвенный ярус, где происходит интенсивное разложение органического вещества. Вода и минеральные вещества из подземных ярусов переходят в надземные ярусы.

Верхний ярус характеризуется ярким светом в течение круглого года, резкими колебаниями суточных и сезонных температур, влажности. Здесь главным фактором выступает ветер. Поэтому растения живущие здесь, обычно ветроопыляемые. Для животных, размещающихся здесь, характерны суточные миграции в пределах крон растений: многочисленные гусеницы, жуки-листоеды, клопы в самое жаркое время перемещаются внутрь кроны, а по мере снижения жара, вновь мигрируют к периферии.

Несколько иные условия жизни будут для организмов 2 и 3 ярусов. Кроны растений первого яруса затеняют нижележащие растения и создают условия более мягкого ровного климата. Растения этих ярусов теневыносливы, почти все насекомоопыляемые.

Среди обитателей средних ярусов многочисленны насекомые: листоеды, пчёлы, осы, шмели, мухи, слепни, бабочки, тли. Все они питаются нектаром, листьями, соком растений. Многочисленны пауки, а на стволах деревьев личинки жуков, питающиеся корой и древесиной. Важным компонентом этих ярусов являются птицы. Среди них есть плодоядные (сойка, оползень); насекомоядные, уничтожающие летающих насекомых или стволоедов, собирающие насекомых с листьев: большая синица, дрозды, зяблик, пеночка, дятел и др.

В процессе беседы учитель определяет значение птиц. Выясняется, что дятлы уничтожают злейших врагов леса – усачей, короедов и их личинок (большого пестрого дятла называют доктором леса); поползни уничтожают открыто сидящих на стволах деревьев жуков-долгоносиков, короедов, усачей; пищухи ловят насекомых, извлекая их из трещин коры деревьев; дрозды собирают насекомых с поверхности почвы и уничтожают во время лета майских жуков. Кукушка – одна из самых полезных птиц, т.к. съедает массу волосистых гусениц шелкопрядов, златогузки, пядениц, майских жуков и других опасных вредителей. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Скворцы за период кормления птенцов также уничтожают большое количество вредных насекомых. Многие лесные птицы питаются семенами и плодами деревьев, способствуя их расселению. Так, сойки поедают большое количество желудей, часть из них теряют, способствуя этим расселению дуба. Дрозды, славки, распространяют на большие расстояния семена калины, крушины, терна, шиповника, бересклета, бузины, жимолости. Щеглы, жаворонки, голуби питаются семенами сорняков, препятствуя их расселению. Грачи, поселяясь целыми колониями на деревьях, причиняют вред лесу повреждением веток, загрязнением пометом в такой степени, что вызывают гибель отдельных деревьев или их групп. На основании рассказов учеников учитель делает вывод, что птицы оказывают существенное влияние на природное сообщество, каким является лес или парк.

Четвёртый ярус представлен травянистыми растениями, большинство из них имеют теневую структуру листьев. Светолюбивые растения здесь представлены лишь в виде эфемеров и эфемероидов успевающих расцвести и опылиться в краткие сроки.

Среди животных обитающих в пятом ярусе, многочисленны растительноядные насекомые фитофаги: жуки листоеды и их личинки, различные виды клопов, листовёрток, молей, хищные пауки.

Ученик рассказывает о многообразии отношений между растениями и животными. Приводятся интересные сведения о том, что, несмотря на наличие в сосне многих терпких, горьких на вкус дезинфицирующих веществ противопаразитарного действия, у сосны есть свои вредители.

Демонстрируется обратная сторона коры погибающей сосны с ходами личинок короедов соснового пильщика.

Трофические отношения – возникают тогда, когда один вид в биоценозе питается другим (либо мертвыми остатками особей этого вида, либо продуктами их жизнедеятельности). Продуценты – производители органического вещества (автотрофные растения и цианобактерии).

Консументы первого порядка – потребители органического вещества (травоядные животные). Консументы второго порядка – потребители органического вещества (хищные животные). Редуценты – разрушители органического вещества (бактерии). Форические отношения – участие одного вида в распространении другого. Среди ветвей деревьев и побегов травянистых растений можно увидеть сеть-ловушку паука-крестовика, в которую попадают мелкие насекомые. Ученикам предлагается ответить на вопрос почему паук-крестовик может питаться живой пищей, а также установить взаимоотношения между пауком и насекомыми.

Затем учитель обращает внимание учеников на дерево, сплошь пораженное грибами-трутовиками, вспоминает отношения типа паразит-хозяин как форму межвидовой борьбы за существование и выясняет, в чем заключается взаимовыгодность сожительства микоризы гриба и корней сосны.

Затем делают сообщения учащиеся, которые наблюдали за взаимоотношениями деревьев и лишайников. Между деревом и лишайником существуют односторонние отношения, проявляющиеся в том, что дерево служит жизненным пространством для лишайника. Лишайник, в свою очередь, – симбиоз гриба и водоросли, одинаково полезный для слагающих его компонентов.

На основании наблюдений и найденных плодовых тел грибов учащиеся сообщают о различных взаимоотношениях деревьев и грибов. На стволах деревьев встречаются плодовые тела трутовиков, мицелий которых развивается в древесине. Гифы гриба – тонкие ветвящиеся нити – разрушают древесину. Под кронами деревьев могут быть найдены плодовые тела грибов, мицелий которых, находящийся в почве, срастается с корнями деревьев, образуя микоризу – взаимовыгодное отношение.

Наиболее важными взаимосвязями организмов в природе являются взаимосвязи, выстраивающиеся в цепь – пищевые связи или цепи питания, которые начинаются с растения. Растения образуют органические вещества, распределение и перемещение которых впоследствии происходит в пищевых связях животных. Окончательное разложение органического вещества завершается бактериями и грибами. Цепь питания заканчивается тем, что они разлагают органические вещества на минеральные.

Благодаря круговороту веществ все три группы представляют единое целое. Примеры цепей питания: растение – растительноядное насекомое – хищное насекомое – насекомоядные птицы – хищные птицы или млекопитающие – отмершие части растений – дождевые черви – слепыш – грибы или бактерия.

Находящаяся подстилка из опавших листьев образует шестой ярус. В нём обитают клещи, грибы, бактерии и др. Кроме этого встречаются много видов питающихся опадом листьев, плодов – т.е. сапрофаги: дождевые черви; копрофаги, питающиеся помётом животных: жуки-навозники. Типичными здесь являются хищные жужелицы. Богат и разнообразен мир насекомых.

Седьмой и восьмой яруса – почвенные, заполнены корнями растений.

Органические вещества поступают в почву при разложении подстилки из листьев. Здесь организмы представлены в основном бактериями, грибами, клещами, круглыми червями, личинками жуков и др.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что ярусы в биогеоценозе различаются не только высотой, но и составом организма, их экологии и той ролью, которую они играют в жизни всего сообщества.

Между различными видами в биоценозе возникают определённые связи, основной формой которых служат пищевые взаимоотношения, на базе последних формируются пищевые цепи.

Одни виды представлены большим числом особей, а другие виды встречаются редко. На характеристике доминантных видов следует остановиться подробнее, используя сообщения учеников, подготовленные дома. Подобные сообщения можно подготовить и о других растениях.

В связи с разнообразием условий среды, в лесу многообразен и видовой состав животных. Знакомство с животными целесообразно начать с птиц и насекомых, которых всегда можно встретить на экскурсии. На вершинах деревьев обычны серая ворона и сорока. Об этих птицах могут рассказать ученики, подготовившие заранее свои сообщения. Можно предложить своим учениками понаблюдать за каким-нибудь одним видом птиц, отметив некоторые моменты поведения: где она держится, где кормится, как передвигается и т.д.

Из земноводных обитают лягушки, жабы. О них также могут рассказать ученики.

Из пресмыкающихся – гадюка, прыткая ящерица.

Млекопитающие леса немногочисленны: это ёж обыкновенный, крот обыкновенный, мыши, полёвка.

Необходимо вспомнить понятийное поле «Характеристика экосистемы»:

1)экосистема (пример миниэкосистемы, подсистемы: биота, биотоп);

2) компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты);

3) структура экосистемы (организация): трофическая (цепи и сети питания), видовая, морфологическая (жизненные формы организмов);

4) экологическая ниша («адрес» и «профессия» вида);

5) биотические взаимоотношения (симбиоз, хищничество, паразитизм, квартирантство и др.);

6) взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой;

7) устойчивость и сукцессия экосистемы.

Пищевые цепи в парке, лесу переплетены в сложную пищевую сеть, поэтому выпадение какого-нибудь одного вида животных обычно не нарушает существенно всю систему. Правило экологической пирамиды: всегда количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, в несколько раз больше, чем общая масса растительноядных животных, а масса каждого из последующих звеньев пищевой цепи также уменьшается.

Следует отметить роль леса, парка как создателя органических веществ, хранителя воды и защитника почвы, кормовой базы многих животных. Необходимо также сказать о благоприятном влиянии леса на окружающую среду и климат, о его значении в жизни человека.

 

Задание.

1.   Изучите животных, обитающих в подстилке. Разложите несколько горстей растительного опада на листе белой бумаги. Найдите беспозвоночных животных, определите, к каким типам они относятся. Подумайте, какую роль эти животные играют в жизни парка?

2.   Подсчитайте количество дождевых червей в почве разных участков парка. Для этого на площадке размером 25×25 см тщательно перекопайте почву и подсчитайте численность дождевых червей. Сделайте вывод о зависимости численности червей и степени вытоптанности почвы.

3.   Изучите видовой состав животных травянистого покрова. Для этого осмотрите растения и проведите энтомологическим сачком кошение.

4.   Изучите комплекс насекомых, связанных с древесными породами. Осмотрите ветки и листья деревьев и кустарников, стряхните насекомых на расстеленные под деревьями и кустарниками полотна пленки.

5.   Изучите видовой состав позвоночных животных парка. Визуально найдите позвоночных животных или следы их жизнедеятельности (объеденные шишки, погадки, клочья шерсти, перья, гнезда и т.д.). сделайте вывод о многообразии позвоночных животных, населяющих парк.

6.   Составьте примерную схему, отражающую связи между животными организмами, населяющими парк.

После выполнения всех самостоятельных работ по рассмотренным инструктивным карточкам и обсуждения результатов по их выполнению учащиеся приходят к выводу о том, что:

    почва парка вытоптана;

    деревья и кустарники сильно повреждены;

    лесные травянистые растения практически не встречаются.

Парк испытывает сильное отрицательное антропогенное воздействие, что приводит к следующим негативным последствия:

    уменьшается видовое разнообразие древесно-кустарниковой и травянистой растительности;

    снижается видовое разнообразие животных, причем наблюдается возрастание численности животных-паразитов растений.

 

Задание.

Животные. Охарактеризуйте основные виды птиц, насекомых и других животных, обитающих в парковой зоне. Определите особенности образа жизни, питания. Охарактеризуйте состояние, численность отдельных представителей (не менее 3 видов).

Задание.

Животные. Охарактеризуйте основные виды птиц, насекомых и других животных, обитающих в парковой зоне. Определите особенности образа жизни, питания. Охарактеризуйте состояние, численность отдельных представителей (не менее 3 видов).

 

Виды животных

Особенности

Численность

(много, мало)

образа жизни

питания

Черви

 

 

 

 

 

 

 

Насекомые

 

 

 

 

 

 

 

Земноводные

 

 

 

 

 

 

 

Пресмыкающиеся

 

 

 

 

 

 

 

Птицы

 

 

 

 

 

 

 

Млекопитающие

 

 

 

 

 

 

 

 

Растительность. Определите доминирующие древесные, кустарниковые и травянистые виды. Их значение. Характеристика состояния растительности в зоне парка.

 

Древесные растения

Кустарниковые

растения

Травянистые

растения

Состояние почвы. (Фактор вытаптывания. Непосредственное воздействие вытаптывания на почву и травы. Состояние растений на территориях, подвергающихся систематическому вытаптыванию).

Установить формы борьбы за существование (внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными факторами среды).

Определите влияние человека на природный комплекс.

Охарактеризуйте общее состояние парковой зоны. (Свалки мусора: перечень веществ и материалов; их влияние на природу. Повреждения деревьев: виды повреждений /людьми, животными, погодными условиями/, разрушение древесины после повреждения /под воздействием абиотических и биотических факторов/; рекомендации по уменьшению количества поврежденных деревьев). Сформулируйте меры по охране окружающей среды, рекомендации по восстановлению растительности увеличению численности полезных животных.

Задание. «Описание ярусов».

 

Видовой состав

Высота

Число

Обилие

Жизненность животных

 

 

 

 

 

 

Задание. Составьте цепи питания, используя названия растений и животных, увиденных вами во время экскурсии.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание (другой вариант).

Жизнедеятельность организмов поддерживается вследствие потребления и усвоения пищи. В любом биоценозе между видами существуют пищевые взаимоотношения: организма одного вида служат пище другим видам. Пищевые взаимоотношения в биоценозах обеспечивают организм энергией. Механизм передачи веществ и энергии в пищевых взаимоотношениях называется цепью питания.

Заполните недостающие звенья в следующих цепях питания:

а) 1. Растения → 2. Заяц → 3. ………

б) 1. Семена злаков → 2. …………… → 3. лисица.

в) 1. ………………. → 2. белка → 3. куница.

 

Задание (другой вариант).

Найди среди деревьев и кустарников насекомоопыляемое растение. Понаблюдай за ним. Какие приспособления у растений к насекомоопылению? Проследи, какие растения, какими насекомыми посещаются. Не посещают ли один и тот же цветок разные насекомые? Не посещают ли одни и те же насекомые разные цветки?

 

Задание (другой вариант).

1группа

Проведите наблюдения за поведением пчелы в природе. В чем связь растения – пчелы – урожай? Как пчела опыляет цветы? Для чего пчела посещает цветы? Как она собирает пыльцу, нектар? Как можно назвать сложное поведение пчелы? Чем оно обусловлено? Сделайте вывод.

2группа

Найдите позвоночных животных на данном участке, опишите их внешнее строение и особенности поведения. Указать особенности строения, позволяющие им хорошо приспособиться к условиям окружающей среды. Сделайте вывод.

3 группа

Изучите местонахождение гнезда птицы, опишите его форму, определите из какого строительного материала изготовлена внешняя и внутренняя сторона гнезда. Определите, кому оно принадлежит? Какими семенами и плодами могут питаться птицы и млекопитающие данного участка? Сделайте вывод.

4 группа

Укажите какие животные проживают в данной местности.

Какие связь между ними и растениями данного участка? Какова их роль в жизни человека? Сделайте выводы.

 

Задание (другой вариант).

1. Выберите пробный участок размером 30×30 см.

2. Внимательно рассмотрите, какие живые организмы и в каком количестве обитают на поверхности почвы.

3. На пробном участке осторожно снимите дерн. Положите его нижней стороной вверх на кусок светлой ткани. Рассмотрите, какие живые организмы и в каком количестве встречаются под слоем дерна и на нижней стороне дерновины.

4. Далее, снимая слои почвы и разбирая их на светлой ткани, определите видовой и количественный состав живых организмов на глубине 5, 10, 15 и 20 см под слоем дерна.

5. Все данные занесите в полевой дневник. Сделайте выводы о видовом и количественном составе живых организмов в зависимости от глубины.

6. Ликвидируйте следы своей деятельности: заройте ямку, уложите дерн.

 

Дата ________________________________
Место проведения наблюдений _________________________
Состояние погоды ___________________________________
Температура воздуха _________________________________

Глубина почвенного слоя

Виды живых организмов

Количество экземпляров каждого вида

Поверхность почвы Дерновой слой

Слои почвы:

 5 см.

 10 см.

 15 см.

 20 см.

 

 

 

Вывод:_____________________________________________ Фамилии исследователей: ____________________________

Установить черты приспособленности к условиям существования

 

Задание (другой вариант).

1. Каких птиц вы наблюдали? Узнайте у учителя названия птиц. Обратите внимание на внешнее строение птиц, их размеры, окраску, отметьте, как они передвигаются.

2. Опишите встреченных птиц, заполнив таблицу.

 

Название птицы

 

 

Размеры (по сравнению с голубем)

 

 

Окраска:

– головы

– спины

– крыльев

– хвоста

 

 

Длина хвоста по сравнению с телом

 

 

Особенности внешнего строения

 

 

Как передвигается по земле (прыгает, шагает, бегает)

 

 

Чем питается

 

 

Какие звуки издает

 

 

 

Установить черты приспособленности к условиям существования

 

Вариант проведения экскурсии.

Можно провести самостоятельную работу по плану:

    растительные сообщества, растительность, среда обитания, приспособленность;

    структура растительного сообщества (аспект, видовой состав, обилие, ярусность, жизнедеятельность растений);

    лес или парк как природное сообщество, его характерные особенности, значение в природе и жизни человека;

    приспособленность растений и животных к факторам неживой природы в связи с сезонными изменениями;

    самостоятельная работа учащихся по письменным заданиям учителя, включающим наблюдения и сбор гербария растений в цветущем состоянии, а также образцов растений, поврежденных насекомыми и грибами;

    факторы неживой природы, воздействующие на живые организмы природного сообщества (свет, температура, воздух, ветер, вода, почва, рельеф);

    разнообразие видов живых организмов (растения, животные, бактерии, грибы, лишайники), образующих природное сообщество; влияние их друг на друга, установление взаимоотношений и связей;

    цепи питания: растения – продуценты – животные – консументы первого, второго и т.д. порядка – грибы и бактерии – редуценты. Частные примеры: растения – насекомые – насекомоядные птицы – хищные птицы – хищные млекопитающие и т. д;

    антропогенные факторы, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу;

    охрана природы и ее рациональное использование;

    заключительная беседа, включающая выводы и обобщения учащихся по итогам самостоятельной работы.

Экскурсия начинается с вступительной беседы по вопросам, предложенным учителем заранее. На первой остановке учитель обращает внимание учащихся на то, что растительный покров состоит из определенного набора видов и характеризуется различными группировками этих видов. Виды растений и животных расселяются на той или иной территории неслучайно, а в определенных сочетаниях в зависимости от требований к среде обитания. Перед учащимися можно поставить вопрос: растет ли в степи ландыш, а в лесу ковыль? Учитель поясняет: ландыш не может расти в степи, т.к. связан целым рядом биолого-морфологических особенностей в связи с произрастанием под пологом леса (рассеянный свет, достаточное увлажнение воздуха и почвы). Для нормального же развития ковыля необходимы открытые солнечные пространства. Приспособления у растений к тем или иным условиям возникают не сразу, а в результате длительного исторического развития и обусловлены сложным комплексом факторов, взаимоотношений и взаимосвязей организмов. Вывод: сочетания растений – закономерные, исторически сложившиеся группировки, характеризующиеся определенными условиями существования, определенными внешними признаками, внутренним строением и взаимосвязями организмов. Такие группировки называются растительными сообществами или фитоценозами.

 

Задание (другой вариант).

Выясните условия местообитания видов древесных растений, распространенных в глубине леса и на открытых местах (поляне, опушке). Для этого определите степень освещенности крон, температуру, условия увлажнения, влажность и состав почвы, степень разложения лесной подстилки, движение воздуха. Данные наблюдений занесите в таблицу.

 

Условия местообитания

В глубине леса

На опушке

Освещенность

 

 

Температура воздуха

 

 

Увлажнение

 

 

Влажность почвы

 

 

Состав почвы

 

 

Влажность воздуха

 

 

Движение воздуха (ветер)

 

 

 

Назовите виды древесных растений изучаемого участка леса; подсчитайте количество экземпляров каждого вида; установите, какой из видов является лесообразующей породой. Сколько ярусов древесных растений можно выделить? Есть ли подрост и проростки деревьев? В какой фазе развития находятся деревья на участке? Укажите способы опыления и распространения их плодов и семян. Данные занесите в таблицу.

 

Виды деревьев

Ярус (обилие)

Фаза разви­тия

Распро­странение семян и плодов

Животные

насеко­мые

пти­цы

млекопи­тающие

 

Внимательно осмотрите кроны, кору и стволы деревьев. Какие животные на них селятся? Найдите на стволах деревьев лишайники, трутовики, под деревьями – шляпочные грибы. Названия животных занесите в таблицу.

Выясните взаимоотношения и взаимосвязи между растениями, животными, растениями и животными, растениями и грибами. Данные наблюдений занесите в таблицу.

 

Виды взаимоотношений

Организмы, вступающие во взаимоотношения

Примечания

Симбиоз

 

 

Паразитизм

 

 

Хищничество

 

 

Конкуренция

 

 

 

Задание.

Выясните условия местообитания кустарников и подроста деревьев в лесу и на открытом месте (поляне, опушке). Определите степень освещенности, температуру воздуха, условия увлажнения, влажность и состав почвы, степень разложения листовой подстилки, движение воздуха. Данные занесите в таблицу.

 

Условия местообитания

В глубине леса

На опушке

Освещенность

 

 

Температура воздуха

 

 

Увлажнение

 

 

Влажность почвы

 

 

Состав почвы

 

 

Влажность воздуха

 

 

Движение воздуха (ветер)

 

 

 

Назовите виды кустарников, растущих на изучаемом участке. В каком ярусе они располагаются? Подсчитайте количество экземпляров каждого вида. В какой фазе развития они находятся? Укажите способы опыления этих растений, распространение плодов и семян. Данные занесите в таблицу.

 

Виды кустар­ников

Число особей каждого вида

Ярус

Фаза раз­вития

Опы­ление

Распро­странение семян и плодов

Животные

насе­ко­мые

пти­цы

мле­копи­таю­щие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно осмотрите ветви и кору кустарников и назовите животных, которые селятся на них. Название животных занесите в таблицу. Соберите веточки кустарников с повреждениями, нанесенными животными, грибами, заложите их в папки.

Выясните взаимоотношения и взаимосвязи между растениями, животными, растениями и животными, растениями и грибами. Данные занесите в таблицу.

Виды взаимоотношений

Организмы, вступающие во взаимоотношения

Примечания

Симбиоз

 

 

Паразитизм

 

 

Хищничество

 

 

Конкуренция

 

 

 

Карточка 3

Выясните условия местообитания видов травянистых растений, распространенных в лесу и на открытом месте (опушка, поляна). Определите степень освещенности в лесу и на открытом месте, температуру, условия увлажнения, влажность и состав почвы, степень разложения лесной подстилки, движение воздуха. Данные занесите в таблицу.

 

Условия местообитания

В глубине леса

На опушке

Освещенность

 

 

Температура воздуха

 

 

Увлажнение

 

 

Влажность почвы

 

 

Состав почвы

 

 

Влажность воздуха

 

 

Движение воздуха (ветер)

 

 

 

Назовите виды травянистых растений, распространенных на изучаемом участке. Сколько ярусов можно выделить среди травянистых растений? Установите их обилие (обильно – расстояние между растениями не более 60см; рассеянно – 1,5-2 м; единично – 2-3 растения на участке), фазы развития, способы опыления, распространение плодов и семян. Соберите по одному экземпляру растений в цветущем состоянии, заложите в папку. Данные наблюдений занесите в таблицу.

 

Виды травяни­стых расте­ний

Ярус (обилие)

Фаза разви­тия

Распростра­нение семян и плодов

Животные

насеко­мые

пти­цы

млеко­питаю­щие

 

Внимательно осмотрите побеги травянистых растений и установите, какие животные обитают на них. Назовите виды животных и отметьте следы их жизнедеятельности. Соберите для гербария растения с повреждениями, нанесенными животными и грибами. Данные наблюдений занесите в таблицу.

Выясните взаимоотношения и взаимосвязи между растениями, животными, растениями и животными, растениями и грибами. Данные наблюдений занесите в таблицу.

 

Виды взаимоотношений

Организмы, вступающие во взаимоотношения

Примечания

Симбиоз

 

 

Паразитизм

 

 

Хищничество

 

 

Конкуренция

 

 

 

После экскурсии:

Решить задачу: дятлы истребляют в большом количестве короедов, усачей-жуков и их личинок, питающихся корой и древесиной. Объясните, прямо или косвенно влияют дятлы на короедов и усачей? На деревья?

Заключительная беседа

 

1. Какие компоненты входят в состав биогеоценоза? (Неорганические – воздух, горные породы, вода и органические – животные и растения – микроорганизмы).

2. Чем они связаны между собой? (Круговоротом веществ и потоком энергии).

3. Какими путями осуществляется взаимодействие органических и неорганических компонентов лесного биогеоценоза? (При фотосинтезе поглощается солнечная энергия, связывается углекислота, создается органическое вещество и выделяется кислород. Дыхание сопровождается потерей энергии в виде тепла, поглощением кислорода и выделением углекислоты. В атмосферу растения выделяют воду и различные фитонциды. Корни растений выделяют в почву большое количество различных веществ.

Вода, выпавшая в виде осадков, вымывает из почвы различные химические соединения. Кроны деревьев задерживают осадки. Мышевидные грызуны, перемешивая лесную подстилку с верхним слоем почвы, улучшают ее аэрацию и способствуют проникновению влаги.

Опад определяет состав и обилие почвенных животных и микроорганизмов. При разложении опада пополняются запасы ряда минеральных веществ в почве.)

4. Почему толщина лесной подстилки не увеличивается с каждым годом? (Микроорганизмы быстро разлагают опад, а продукты разложения включаются в круговорот веществ данного биогеоценоза).

5. Каковы цепи питания в данном биогеоценозе? Приведите пример. (Тли питаются соками растений, божьи коровки поедают тлей. Гусеницы бабочек питаются листьями растений, гусениц едят птицы и жужелицы. Жужелиц едят птицы и насекомоядные млекопитающие).

Первоначальным источником веществ и  энергии в большинстве экосистем являются (растения). Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем (её устойчивости).

Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как (они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией).

Мы установили, что парк можно рассматривать как отдельную модель природного сообщества. В нем отдельные компоненты влияют друг на друга древесные растения влияют на травянистый покров, почву, характер поверхности, создают свой микроклимат, влияющий на жизнедеятельность животных организмов. Жизнедеятельность животных парка должна рассматриваться с учетом таких факторов внешней среды, как температура, освещенность, влажность, характер почвы и растительности Сообщества растений здесь состоят различных видов смешанного леса и культурных сортов деревьев и кустарников.

В конце экскурсии учитель формулирует домашнее задание: завершите работу по заданиям инструктивных карточек, оформите итоговой отчет по результатам экскурсии.



 

Скачано с www.znanio.ru