Цели и задачи:
− образовательные: знать видовое разнообразие животных родного края, особенности морфологического строения животных, уметь узнавать наиболее распространенные виды животных, знать животных местной флоры, занесённые в Красную книгу Украины, систематические понятия «вид», «класс», «отряд», правила поведения в природе, знать видовое разнообразие и черты приспособленности животных к жизни в сообществах, к переживанию неблагоприятных условий, научиться простейшим наблюдениям за птицами (выявлять отличительные внешние особенности птиц обитателей родного края), уметь применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
− развивающие: продолжить развивать у учащихся понятия о взаимосвязях животного организма с растениями и с условиями окружающей среды, диалектико-материалистические взгляды на природу, продолжить формирование умений проводить исследования, развитие логического мышления; выработать навыки и умения наблюдать и сопоставлять увиденное, формировать творческий подход к выполнению работ, умения определять причинно-следственные связи природных и антропогенных явлений и их последствий, развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, продолжить развитие практических навыков работы с живыми объектами, коллекциями, а также развитию коммуникативной культуры учащихся через работу в группах, умение планировать свою деятельность, систематизировать материал, проводить простейший экологический мониторинг, развивать умения фиксировать результаты наблюдений, выполнять отчёты, уметь работать с дополнительной литературой и специальным оборудованием;
− воспитательные: формировать внимательное и бережное отношение к окружающей среде, чувства сострадания и помощи природе, воспитывать культуру труда и речи, формировать культуру поведения в природе, уметь применять свои знания об окружающих нас животных на практике.
Форма организации познавательной деятельности: работа в группах, парах.
Тип урока: обобщения и систематизации ЗУНов.
Форма проведения урока: урок-экскурсия.
Межпредметные связи: биология, география, литература.
Оборудование: простые карандаши, тетради или блокноты, лопаты, копалки, линейки, лупы, целлофановые мешки, банки, инструкции для выполнения самостоятельной работы, определители растений и животных, фотоаппараты (по возможности).
Место проведения экскурсии: территория школьного парка.
Время проведения: начало мая.
Возраст учащихся: 11-12 лет (6 класс).
План проведения экскурсии:
I. Выбор маршрута экскурсии.
II. Организационный момент. Построение учащихся и проверка оборудования, взятого на экскурсию.
III. Инструктаж.
III.1. Правила поведения во время экскурсии. ТБ.
III.2. Пояснения по работе с инструктивной карточкой в группе.
III.3 .Пояснения о требованиях к выполнению отчетов по проведенной экскурсии
IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
IV.1. Мотивация учебной деятельности.
IV.2. Выход на место проведения экскурсии.
V. Беседа о цели экскурсии и сезонных явлениях в жизни животных.
VI. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
VII. Самостоятельная работа в группах по заданию.
VII.1. Группы выходят на свои участки и выполняют задания в соответствии с инструктивной карточкой.
VII.2. Все группы собираются вместе, переходя от участка к участку, представитель (представители) от группы отчитываются о проделанной работе.
VII.3. Ребята из других групп задают вопросы.
VIII. Физкультминутка (по необходимости и возможности).
IХ. Обобщение. Выводы.
Х. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения:
− обязательное: $ – …повторить; (вопр…. на стр. …устно);
− тренировочное: найти пословицы и поговорки по теме; составление мини – альбома «Животные из школьного двора», характеристика животного – на рекомендательную карточку, создать схему опорного конспекта, составить природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»;
− творческое: мини-сочинение, «напишите письмо» в тетради, выразив свои чувства и мысли. Возможна самооценка. (2-3 предложения), придумать загадку или составить кроссворд (не менее 15 слов) на тему урока, изготовить поделки из природного материала.
ХI. Подведение итогов работы на экскурсии.
Рефлексия. Рефлексивное осмысление результатов экскурсии.
ХII.Организованное возвращение в школу.
Ход экскурсии.
Отметьте в тетради место проведения экскурсии, погодные условия в момент проведения экскурсии: облачность, наличие осадков, направление и сила ветра, температура воздуха. Слышно ли пение птиц. По возможности, определите, каким птицам принадлежат услышанные вами голоса.
На экскурсии наблюдается связь животных с растениями: на каких деревьях селятся птицы, белки; какими растениями питаются, какие запасают впрок. Интересны следы дятла, который вставляет шишки в развилки деревьев, и следы белки – вылущенные шишки. Обращается внимание на многоярусность обитания птиц в парке. Попутно объясняется необходимость охраны природы. К проведению такой экскурсии следует подходить не только как зоологу, но и как педагогу, воспитывающем у на зоологическом материале эстетические чувства, интерес и любовь к природе.
Успех экскурсии, в основном, зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. Не следует умалчивать о воздействии человека на растения, на животных и на неживую природу.
Прежде чем переходить к изучению частностей, надо рассмотреть явление в целом всем классом под руководством учителя. Здесь уместен краткий рассказ учитель об изучаемом объекте, но не следует предвосхищать то, что дети могут дальше рассмотреть сами.
Центральный момент экскурсии – наблюдение объекта или явления.
Здесь возможны разнообразные приёмы: если материал труден для самостоятельного изучения, учитель ведёт работу со всем классом: задаёт вопрос, выслушивает ответы, исправляет их, задаёт следующий вопрос и т. д. и попутно или в конце даёт задание собрать необходимый материал для дальнейшего изучения в классе материал.
Если материал нетруден для понимания и у детей уже имеются некоторые навыки самостоятельной работы, можно прямо перейти к работе по заданиям. Задания могут быть индивидуальными или групповыми.
Прежде чем обучающиеся приступят к выполнению заданий. Иногда необходимо показать приёмы работы.
Работа по заданиям обычно чередуется с моментами общей работы. По сигналу учителя все собираются, сообщают о результатах наблюдений, показывают материал. Учитель помогает сформулировать вывод, сообщает необходимые дополнительные сведения. Далее снова переходят к самостоятельным наблюдениям и т. д.
Как вариант – по остановкам.
Остановка птицы.
Объект наблюдений – Воробей полевой.
Беседа по вопросам:
− расскажите, что вы знаете о воробьях?
− посмотрите на эту стайку воробьёв. Все ли они одинаковы по окраске?
− чем питается воробей? (Летом воробьи усиленно истребляют насекомых-вредителей. За 1 час один воробей съедает 10 крупных насекомых. Семья воробьёв (самец, самка и 5 птенцов) в течение 1 часа съедает 70 насекомых, за весь длинный летний день – не менее 1000 насекомых. За период выкармливания одного выводка – не менее 30000 насекомых, а при двух – 60000! Вот какой отменный аппетит у воробья!
− где гнездятся воробей полевой и домовый воробей? (Полевой воробей гнездится в дуплах деревьев, в скворечниках, а домовый воробей – в щелях крыш, наличниках).
Дополнение учителя: зимой обязательно воробьёв надо подкармливать, так как зимой им сложно добыть пропитание. (Им страшна бескормица, а не морозы).
Объект наблюдений – Ворона серая.
Беседа по вопросам:
− какая птица обитает недалеко от школьной столовой? (Серая ворона)
− в какое время года мы можем увидеть серую ворону? (Мы её видим в течение года);
− ворона – это перелётная птица или нет? (Это не перелётная птица, но она способна откочёвывать на большие расстояния в холодное время года, поэтому зимой мы видим серых ворон из более северных мест обитания этой птицы);
− часто ворону называют глупой птицей? Верно ли это? (Нет, не верно. Ворона очень умная птица. Если ворона видит человека идущего с палкой, то она осторожно подпустит близко человека к себе. Но если человек с ружьём в руках, то ни одна ворона не подлетит на расстояние выстрела);
− разглядим очень внимательно голову и грудь сидящих ворон. Что заметили? (У одних сидящих ворон чёрных пятен на груди и на голове больше, чем у других. Это самцы, а остальные – самки);
− чем питаются вороны? (Зимой – различными отбросами. Весной и летом – червями, лягушками, слизнями, мышами);
− почему, увидев ворону, другие птицы начинают беспокоиться? (Вороны вытаскивает из гнёзд яйца или птенцов. Поэтому мелкие птицы встречают ворону беспокойными криками. Не откажется ворона и от цыплёнка, утёнка, гусёнка, которые ей попадутся возле жилья. За всё это ворону похвалить нельзя. Но такая пища для неё не основная. Она приносит больше пользы, истребляя вредителей сельского хозяйства).
Объект наблюдений – Большой пёстрый дятел.
Беседа по вопросам:
− вслушаемся в тишину парка, смешанного леса. Что услышали? (стук дятла). Давайте пойдём тихонько на стук и рассмотрим дятла;
− рассмотрите его внешность внимательно, как работает дятел?
− какой это дятел? (Большой пёстрый дятел);
− как отличить самца и самку у большого пёстрого дятла? (У самца красная шапочка на голове, а у самки – чёрная);
− как работает дятел? Что заметили во время его работы? (Стучит по дереву клювом и слушает. Здоровое дерево отзывается звонко, а больное – отзывается глухо. Продолбив отверстие в коре или в древесине, дятел вставляет свой клюв и высовывает длинный до 12 см, круглый, покрытый слизью, со щетинками на конце язык, который движется, как червяк, по ходу насекомого или личинки. Вредитель прилипает к языку и вместе с ним втягивается в глотку);
− где живёт дятел?
− Посмотрите на дупло нашего дятла. Какое по форме у него входное отверстие? (Входное отверстие называется леток. Большой пёстрый дятел делает его круглым);
− Какое значение имеет работа дятла для других птиц? (В брошенных дуплах дятла поселяются синицы, поползни и др.);
− Посмотрите на эти два пня. Что заметили вокруг них? (Кучи брошенных шишек. Это «кузница дятла»);
Задание. Охарактеризуйте основные виды птиц, насекомых и других животных, обитающих в парковой зоне. Определите особенности образа жизни, питания. Охарактеризуйте состояние, численность отдельных представителей (не менее 3 видов).
Виды животных |
Особенности |
Численность (много, мало) |
|
образа жизни |
питания |
||
Черви |
|
|
|
|
|
|
|
Насекомые |
|
|
|
|
|
|
|
Земноводные |
|
|
|
|
|
|
|
Пресмыкающиеся |
|
|
|
|
|
|
|
Птицы |
|
|
|
|
|
|
|
Млекопитающие |
|
|
|
|
|
|
|
Задание.
Каждой группе предлагается пронаблюдать за пищевыми взаимоотношениями животного организма и составить пищевую цепочку своей площадки.
Задание (другой вариант)
Среда обитания животных |
Условия жизни животных |
Примеры животных |
Наземно-воздушная |
|
|
Водная |
|
|
Подземная (почва) |
|
|
Тела живых организмов |
|
|
Задание (другой вариант)
Задание 1.
1. Определить число ярусов растений биоценоза. Какой фактор является определяющим в распределении растений по ярусам? Каким образом ярусы и их обитатели взаимодействуют между собой?
2. Определить, жизнь каких животных приурочена к тому или иному ярусу. Какие обстоятельства влияют на распределение животных в наземных ярусах? Что обеспечивает такое распределение жизненного пространства в биоценозе?
3. Описать животных одного из ярусов, указать черты их приспособленности к жизни в этом ярусе.
Задание 2.
1. Осмотреть поверхность листьев, стволов деревьев, пней, трещины коры. Найти обитающих там насекомых.
2. Понаблюдать, чем питаются насекомые. К какому отряду относят этих насекомых? В чем приспособленность этих насекомых к питанию растительной пищей?
3. Осмотреть трещины коры упавших деревьев. Найти яйца насекомых, их личинок, куколок, взрослых особей. Определить, к какому отряду принадлежат взрослые насекомые. Выяснить, конкурируют ли друг с другом эти насекомые. Как при этом насекомые используют биотические и абиотические ресурсы биоценоза?
4. Выяснить, какие животные питаются насекомыми. Составить цепи питания по результатам наблюдений.
Задание 3.
1. Найти места поселений животных в биоценозе. Какие факторы среды влияют на выбор животными мест проживания? Как часто животные служат местом проживания для живых организмов и наоборот?
2. Определить систематическое положение наблюдаемых животных и их приспособленность к живому месту проживания в биоценозе?
3. Найти места проживания, которые используют животные разных систематических групп. Почему, несмотря на совместное обитание, животные не конкурируют друг с другом за жизненное пространство? Как в этом случае они используют биотические и абиотические ресурсы биоценоза?
Задание 4.
1. Найти в биоценозе активно летающих насекомых. Понаблюдайте, как часто эти насекомые посещают цветущие растения.
2. Описать этих насекомых, определить черты их приспособленности к питанию. Какую роль выполняют эти насекомые в биоценозе?
3. Понаблюдать за птицами и млекопитающими, питающимися семенами и плодами. В чем проявляется приспособленность животных к определенному виду пищи? Как часто в покровах одних животных обитают другие? Какова в связи с этим дополнительная роль животных в биоценозе?
Задание 5.
1. Измерить толщину листового опада. Какова роль опада в биоценозе?
2. Разложить на белой бумаге несколько горстей опада. Найти животных, обитающих в опаде.
3. Определить систематическое положение этих животных: тип, класс. Указать черты их приспособленности к жизни в напочвенном ярусе. Почему толщина подстилки не увеличивается с каждым годом?
4. Разложить на белой бумаге несколько горстей верхнего слоя почвы. Найти в нем обитающих животных. Какую роль выполняют почвенные животные и микроорганизмы в биоценозе?
Заключительная беседа.
Рефлексия.
Остановка «Игровая»
Дети располагаются на полянке, проводится игра «Я знаю...» Цель игры – подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии.
1. Я знаю пять явлений весны ...
2. Я знаю пять перелетных птиц ...
3. Я знаю пять первоцветов ...
4.Я знаю пять насекомых...
5. Я знаю пять проснувшихся зверей ...
Пояснение домашнего задания и алгоритма составления отчета.
Определительная карточка (составить дома).
Рисунок (фотография) |
– русское и латинское название вида ... – размеры животного … – морфологические признаки ... – характерные особенности этологии … |
Викторина о животных см. Приложение 1.
1. Какое дерево считается деревом сюрпризов? (Кедр, Называют потому, что в кедровой посуде долго не киснет молоко, в шкафу из кедровых досок не заводится моль, комары и клещи боятся запаха кедра).
2. У какого дерева самое большое детство? (У пихты. Она впервые цветёт в возрасте 75-77 лет).
3. Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнёзд, не стало и птиц. Молодой лес погибает от вредных насекомых).
4. Почему на стволах деревьев в парках больших городов нет лишайников, а в лесах они есть? (Они есть, где чистый воздух).
5. Какое дерево цветёт первым, а какое последним? ( Первой цветёт ольха, последней – липа).
6. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён).
7. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
8. Из какого дерева делают пианино? ( Из ели).
9. Какие дрова самые жаркие? (Из дуба и берёзы).
10. Сейчас из древесины изготовляют около 30 тысяч различных предметов, вещей и продуктов. Учёные подсчитали, что человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями.
11.Какое растение даёт лучший мёд? (Липа).
12.Какое из насекомых – вредителей размножается так быстро, что, родившись утром, вечером становится бабушкой? (Комар).
13.Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло).
14. Какие растения называют часами и почему? (Шиповник, цикорий, одуванчик, ноготки, мать-и-мачеха и некоторые другие цветы открывают и закрывают свои цветки в определённое время, за что и получили название «цветочные часы»).
15.Почему нельзя кору с дерева кольцом обдирать? (Дерево может высохнуть, так как питательные соки от корней поднимаются вверх к веткам только по коре.).
16.Какие растения и как предсказывают погоду? ( Среди растений много «барометров»: одуванчик, иван-чай, чертополох, вьюнок и другие цветы, которые к дождю преждевременно закрываются и поникают).
17.На каком хвойном дереве ягоды растут? (На можжевельнике. Часто это хвойное дерево имеет форму куста. Ягоды можжевельника первый год зелёные, второй год серые и только на третий год спелые сине-чёрные. Слово «можжевельник» происходит от слов «между» и «ельник», то есть «растущий между елями». Можжевельник отлично очищает воздух большого города от микробов).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.