Урок – естествознание
Тема: «Термометр»
Учитель: Чижаковская Г.З.
Школа: КГУ «Вишнёвская СШ»
Класс: 2
Тип урока: проблемный
Цель: открытие нового знания.
Задачи:
- совершенствование базовых знаний и умений по теме;
- познакомить со значением температуры для всего живого;
- научить пользоваться термометром;
- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;
- формирование умения работать в группах;
- понимание важности изучения окружающего мира.
Формулировка проблемы: Что такое температура и как ее определять.
Формулировка нового знания:
1. Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.
2. Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
3. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.
Оборудование: учебник , термометр.: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров.
Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.
Рабочая тетрадь.Стаканы с холодной и горячей водой. Картина «Осень» с ошибками.
Основные термины и понятия: погода, термометр, температура, шкала, подкрашенная жидкость, корпус
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Предметные УУД:
- Знать виды термометров и их назначение, осуществлять самоконтроль;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о термометре и температуре;
- определять температуру;
- приводить примеры и записывать температуру;
- устанавливать связь между температурой, погодными условиями и ощущениями человека;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Технологическая карта изучения темы
1 этап: Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение учебную деятельность.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учитель:
1. Организация начала урока.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи!
- Проверьте свое рабочее место: есть все необходимое, аккуратно ли на столе, удобно ли вам.
Ученики настраиваются на работу.
II этап. Актуализация знаний
(на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.
Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.
УЧИТЕЛЬ: Какое сейчас время года?. Назовите число и месяц.
Рассмотрите картину и найдите ошибки.
УЧИТЕЛЬ: А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?
УЧИТЕЛЬ: Какая основная причина изменений?
УЧИТЕЛЬ: Что мы чувствуем, когда говорим потепление?
УЧИТЕЛЬ: А если потепление небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?
(У детей вопрос вызвал затруднение)
III этап. Постановка учебной задачи.
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.
Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке спомощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий;
1. Создание проблемной ситуации.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите небольшой видеоролик, постарайтесь найти ответ.
Просмотр видеоролика:
Катя: Женя, ты что все время кутаешься?
Женя: Я совсем замерзла!
Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло!
Женя: А мне кажется – холодно.
УЧИТЕЛЬ: Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?
(У детей возникают тоже разные мнения)
2. Побуждение к формулированию учебной проблемы
УЧИТЕЛЬ: Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос?
УЧИТЕЛЬ: (добавляет) И с помощью какого прибора (учитель показывает различные виды термометров)
- Какова же будет тема сегодняшнего урока?
(На ИД модель термометра)
ДЕТИ: Термометр.
Формулировка проблемы
ДЕТИ. Как определять температуру.
3. Актуализация проблемы.
УЧИТЕЛЬ: (Уточнение темы и поставленной проблемы) Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. А для чего это надо уметь?
УЧИТЕЛЬ: Для кого особенно важна температура воздуха?
ДЕТИ: Для людей, животных, растений.
(Один мальчик решил уточнить: для всего живого)
IV этап. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения. Открытие нового знания.
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.
Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о термометре и принципах работы, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать, осуществляя проверку группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи информации; готовность слушать собеседника.
УЧИТЕЛЬ: Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойненько в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит?
ДЕТИ: Он показывает температуру маме.
1. Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.
УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году. Из чего он состоит?
УЧИТЕЛЬ: Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть.
ДЕТИ: Трубочка с жидкостью, корпус, деления.
Словарная работа. (На ИД рядом с моделью термометра появляются таблички с названиями частей термометра).
Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному.
Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке
указывает на число градусов.
2. Виды термометров.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на этот термометр. Что видите?
УЧИТЕЛЬ: Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля?
УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается?
УЧИТЕЛЬ: Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.
УЧИТЕЛЬ: Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.
Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
1. Практическая работа: «Принцип работы термометра» (групповая работа)
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.
Проводится опыт с холодной и тёплой водой.
При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.
УЧИТЕЛЬ: А почему жидкость перестает ползти?
УЧИТЕЛЬ: Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет.
УЧИТЕЛЬ: Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»?
ДЕТИ: опустилась вниз.
Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.
Физкультминутка
(Все дети встают около своих парт. (Ученики повторяют движения вслед за учителем).
V этап. Применение новых знаний. (фронтальная работа)
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний с использованием ИД.
Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике.
1. Чтение и сравнение температур.
УЧИТЕЛЬ: Запиши значения температур
Прочтите по-разному.
- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры?
- Какая температура приемлема для помещения? Покажите на моделях эти температуры.
- Распредели показания температур:
+48⁰ … +54⁰ +12⁰ … –12 +23 ⁰… –2⁰ –60⁰ … –30⁰ –8⁰ … 0⁰ +4⁰ … 0⁰
2. Интерактивный тест ИД
При какой температуре замерзает вода?
1. -1о 2. 0о 3. + 1о
Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца? Почему?
1. Да 2. Нет
Закончи предложение: Ноль градусов— это...
1. Отсутствие температуры.
2. Самая низкая температура.
3. Граница между градусами тепла и градусами холода.
Интерактивный тест.
Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно, жарко?
1. Имеют в виду осадки.
2. Имеют в виду ветер.
3. Имеют в виду облачность.
4. Имеют в виду температуру.
Какие бывают термометры?
1. Комнатный. 2. Медицинский.
2. Уличный. 4. Почвенный.
4. Водный. 6. Продуктовый.
В программе «Вести» сообщили, что в Якутии температура —50°, а в Антарктиде —57°. Где, по-твоему, теплее?
1. В Якутии. 2. В Антарктиде.
VI этап. Итог урока (целевой)
Цель: краткое обозрение, отчёт о степени и качестве достижения цели урока
Формируемые УУД: формирование навыков сотрудничества при ведении диалога,морально-этическая ориентация, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, контроль и коррекция
УЧИТЕЛЬ: Для кого важна температура?
Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.
- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами?
Д.З Цель: обобщение и закрепление полученных знаний на основе самостоятельной работы.
1.Задание в тетради на стр. 10-11, №2, №3.
2.Придумать свой термометр при помощи методов фантазирования
VII этап. Рефлексия.
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
- Кто сегодня рад полученным знаниям?
- Оцените свою работу на уроке, покажите смайлик. Похвалите себя и своего соседа за совместную работу.- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок!
Для настроения - цветок на воде.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.