Урок физики в 7 классе по теме «Плотность вещества»
Оценка 4.8

Урок физики в 7 классе по теме «Плотность вещества»

Оценка 4.8
docx
24.05.2024
Урок физики  в 7 классе по теме «Плотность вещества»
урок
phpOETdHc_urok-Plotnost-vecshestva.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект

урока физики

в 7 классе по теме

«Плотность вещества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 7

Дата проведения:

Тема урока: «Плотность вещества»

Цели урока:

обучающая: выяснение зависимости массы тела от объёма тела и рода веще­ства;

введение плотности вещества, выяснение её физического смысла и; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;

развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организа­цию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка вни­мания учащихся через смену учебной деятельности;

воспитательная: воспитание познавательного интереса к но­вым знаниям; воспитание культуры логического мышления и ак­тивности мышления.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Оборудование для демонстраций: весы, наборы для опреде­ления плотности вещества (тела из дерева правильной формы, тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).

Демонстрации:

взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготов­ленных из разных веществ (алюминия и свинца);

взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовлен­ных из разных веществ;

взвешивание тел, изготовленных из одного вещества, но имеющих разный объём.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Слайды №1-3

(Объявление темы и целей урока) 

Учитель. Ребята, вы приготовились? Тогда начинаем урок физики.

Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос. Что такое плотность вещества?    Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И наконец вытащим из тайников памяти кое-что ценное и интересное.  

Теперь откроем тетради, запишем число и тему урока .

Сегодня на уроке мы с вами должны:

1. Выяснить зависимость массы тела от объёма тела и от рода вещества        

2. Ввести понятие плотности вещества и единиц измерения плотности.

3.Вывести формулу для расчёта плотности вещества.

4. Выяснить физический смысл плотности вещества.

 

П. Повторение пройденного материала   Слайд №4

1.Фронтальный опрос

Как определить массу тела?

Что характеризует масса?

В каких единицах измеряется масса?

Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?

Как найти объем тела неправильной формы?

Слайд №5

Устные задачи на перевод единиц измерения в СИ.

III. Изучение нового материала  

Слайд №6

Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ.

Сегодня, мы изучим одну из физических величин, характеризующих вещество.

Слайд №7

Учитель. Ребята, если в стеклянную бутылку налить воды, закрыть пробкой и поставить её на мороз, то, что произойдёт? Почему лопнула бутылка? Почему льда стало больше, чем было воды? Ответ на этот вопрос мы и найдём сегодня на уроке.

Слайд №8  Проведём исследовательскую работу.

Учитель: На ваших столах находятся весы с разновесами, и деревянные бруски разной формы. Вам нужно исследовать отношение массы этих брусков к их объёму. Для этого нужно составить план своих действий.

(Слайд №9) Результаты исследований занести в таблицу№1. Работать будете парами.

Теперь результаты каждой пары занесём в таблицу № 2.

(Слайд №10) Какой вывод можем сделать?

(Слайд №11) Демонстрация: взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого.

Учитель:   Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы...

Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.

Вывод. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ имеют разные массы.

Слайд №12.  Демонстрация: взвешивание двух цилиндров разного объёма,   изготовленных из разных веществ, но имеющих равную массу.  

Учитель: Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы...

Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.

Слайд №13. Вывод. Тела с равными массами, изготовленные из разных веществ

имеют разные объёмы.

Слайд №14. Учитель: Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность. Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объема.

Слайд №15. Как можно найти плотность данного вещества?   

Например. Льдина объёмом 5 м³ имеет массу 4500 кг. Какова масса 1 м³ льда?

   4500 кг : 5 м³ = 900 кг/м³ - плотность льда

Слайд №16.

Учитель: Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная массу тела и его объем?

Плотность вещества численно равна отношению массы тела к объему этого тела. Плотность вещества показывает, «чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м3 (или 1см3). Запишем в тетради формулу для расчёта плотности и обозначение физических величин.

Слайд №17. Учитель: Изучим единицы плотности.


 

Слайд №18. Учитель: Что общего и чем отличаются данные кубики друг от друга?  

 Рассмотреть рисунок 52 в учебнике на стр. 49. Что показывает плотность вещества?

Слайд №19. Используя таблицы плотностей на странице 50-51 учебника, ответьте на вопросы:

Какая жидкость имеет наибольшую плотность?

Чему равна плотность воды?

Что показывает это число?

Чему равна плотность водяного пара?

Что показывает это число?

Чему равна масса одного кубического метра льда?

Слайд №20 . Учитель: Одинакова ли  плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях?

Вывод. Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна.

Слайд №21. Учитель: Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь утонет в расплавленном железе. Но нет правил без исключения! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы.

А теперь вернёмся к нашей проблеме, возникшей в начале урока.

Почему же лопнула бутылка? (Плотность льда меньше плотности воды и при замерзании воды объём льда увеличивается)

Слайд №22. Учитель: Существует прибор для измерения плотности. Его называют Ареометр. Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.

 Ареометры применяются для измерения:

  плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах;

  плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов;

  плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др.

Слайд №23. Учитель: Какая жидкость имеет наибольшую плотность?

Слайды №24-25. Интересные факты. Сообщение учащегося.

Демонстрация 2: взвешивание тел, имеющих равный объём, но из­готовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Вывод о зависимости от рода вещества.

IV. Закрепление изученного материала. Слайд №26

1. Что показывает плотность?

2. Что означает запись: «Плотность олова – 7300кг/м3»?

3. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?

4. Два кубика — из серебра и золота— имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объем?

5. Зависит ли плотность мёда от его объёма?

6. Объёмы воды и нефти одинаковы. Масса какой жидкости будет больше? Почему?

7. Объём чего больше: 1 кг ваты и 1 кг стальных скрепок?

Слайд №27.  Учитель: А теперь решим задачу. (Самостоятельная работа)

 1). Кусок металла имеет массу 29,2 кг и объём 4 дм3. Из какого металла изготовлен брусок?

    (Ответ : из олова)     

 2). Чугунный шар при объёме 125 см3 имеет массу 800г. Сплошной или полый этот шар? (Ответ: шар полый)

V. Подведение итогов урока . Рефлексия.  Слайды №28-29.

Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

VI. Домашнее задание.

§21, упр. 7.

(Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа 2007.)

Слайд №30

Учитель: Урок завершен, до встречи на следующем уроке!"  

 

Литература:

1.Уроки физики с использованием информационных тех­нологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательство «Глобус», 2010.

2.Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Откры­тость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. — 9-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

3.Интернет ресурсы (сайты)

http://festival.1september.ru/articles

 

 

Этапы урока

      Постановка проблемы

      Исследовательская работа

      Понятие плотности

      Определение плотности

      Формула для вычисления плотности

      Работа с таблицей плотностей

      Разрешение проблемы


 

План-конспект урока физики в 7 классе по теме «Плотность вещества»

План-конспект урока физики в 7 классе по теме «Плотность вещества»

Класс: 7 Дата проведения:

Класс: 7 Дата проведения:

III . Изучение нового материала

III . Изучение нового материала

Какая жидкость имеет наибольшую плотность?

Какая жидкость имеет наибольшую плотность?

Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия

Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2024