План-конспект
урока физики
в 7 классе по теме
«Плотность вещества»
Класс: 7
Дата проведения:
Тема урока: «Плотность вещества»
Цели урока:
обучающая: выяснение зависимости массы тела от объёма тела и рода вещества;
введение плотности вещества, выяснение её физического смысла и; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;
развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;
воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Оборудование для демонстраций: весы, наборы для определения плотности вещества (тела из дерева правильной формы, тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).
Демонстрации:
взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца);
взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовленных из разных веществ;
взвешивание тел, изготовленных из одного вещества, но имеющих разный объём.
Ход урока
I. Организационный момент. Слайды №1-3
(Объявление темы и целей урока)
Учитель. Ребята, вы приготовились? Тогда начинаем урок физики.
Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос. Что такое плотность вещества? Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И наконец вытащим из тайников памяти кое-что ценное и интересное.
Теперь откроем тетради, запишем число и тему урока .
Сегодня на уроке мы с вами должны:
1. Выяснить зависимость массы тела от объёма тела и от рода вещества
2. Ввести понятие плотности вещества и единиц измерения плотности.
3.Вывести формулу для расчёта плотности вещества.
4. Выяснить физический смысл плотности вещества.
П. Повторение пройденного материала Слайд №4
1.Фронтальный опрос
Как определить массу тела?
Что характеризует масса?
В каких единицах измеряется масса?
Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
Как найти объем тела неправильной формы?
Слайд №5
Устные задачи на перевод единиц измерения в СИ.
III. Изучение нового материала
Слайд №6
Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ.
Сегодня, мы изучим одну из физических величин, характеризующих вещество.
Слайд №7
Учитель. Ребята, если в стеклянную бутылку налить воды, закрыть пробкой и поставить её на мороз, то, что произойдёт? Почему лопнула бутылка? Почему льда стало больше, чем было воды? Ответ на этот вопрос мы и найдём сегодня на уроке.
Слайд №8 Проведём исследовательскую работу.
Учитель: На ваших столах находятся весы с разновесами, и деревянные бруски разной формы. Вам нужно исследовать отношение массы этих брусков к их объёму. Для этого нужно составить план своих действий.
(Слайд №9) Результаты исследований занести в таблицу№1. Работать будете парами.
Теперь результаты каждой пары занесём в таблицу № 2.
(Слайд №10) Какой вывод можем сделать?
(Слайд №11) Демонстрация: взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого.
Учитель: Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы...
Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.
Вывод. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ имеют разные массы.
Слайд №12. Демонстрация: взвешивание двух цилиндров разного объёма, изготовленных из разных веществ, но имеющих равную массу.
Учитель: Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы...
Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.
Слайд №13. Вывод. Тела с равными массами, изготовленные из разных веществ
имеют разные объёмы.
Слайд №14. Учитель: Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность. Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объема.
Слайд №15. Как можно найти плотность данного вещества?
Например. Льдина объёмом 5 м³ имеет массу 4500 кг. Какова масса 1 м³ льда?
4500 кг : 5 м³ = 900 кг/м³ - плотность льда
Слайд №16.
Учитель: Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная массу тела и его объем?
Плотность вещества численно равна отношению массы тела к объему этого тела. Плотность вещества показывает, «чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м3 (или 1см3). Запишем в тетради формулу для расчёта плотности и обозначение физических величин.
Слайд №17. Учитель: Изучим единицы плотности.
Слайд №18. Учитель: Что общего и чем отличаются данные кубики друг от друга?
Рассмотреть рисунок 52 в учебнике на стр. 49. Что показывает плотность вещества?
Слайд №19. Используя таблицы плотностей на странице 50-51 учебника, ответьте на вопросы:
Какая жидкость имеет наибольшую плотность?
Чему равна плотность воды?
Что показывает это число?
Чему равна плотность водяного пара?
Что показывает это число?
Чему равна масса одного кубического метра льда?
Слайд №20 . Учитель: Одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях?
Вывод. Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна.
Слайд №21. Учитель: Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь утонет в расплавленном железе. Но нет правил без исключения! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы.
А теперь вернёмся к нашей проблеме, возникшей в начале урока.
Почему же лопнула бутылка? (Плотность льда меньше плотности воды и при замерзании воды объём льда увеличивается)
Слайд №22. Учитель: Существует прибор для измерения плотности. Его называют Ареометр. Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.
Ареометры применяются для измерения:
плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах;
плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов;
плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др.
Слайд №23. Учитель: Какая жидкость имеет наибольшую плотность?
Слайды №24-25. Интересные факты. Сообщение учащегося.
Демонстрация 2: взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Вывод о зависимости от рода вещества.
IV. Закрепление изученного материала. Слайд №26
1. Что показывает плотность?
2. Что означает запись: «Плотность олова – 7300кг/м3»?
3. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?
4. Два кубика — из серебра и золота— имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объем?
5. Зависит ли плотность мёда от его объёма?
6. Объёмы воды и нефти одинаковы. Масса какой жидкости будет больше? Почему?
7. Объём чего больше: 1 кг ваты и 1 кг стальных скрепок?
Слайд №27. Учитель: А теперь решим задачу. (Самостоятельная работа)
1). Кусок металла имеет массу 29,2 кг и объём 4 дм3. Из какого металла изготовлен брусок?
(Ответ : из олова)
2). Чугунный шар при объёме 125 см3 имеет массу 800г. Сплошной или полый этот шар? (Ответ: шар полый)
V. Подведение итогов урока . Рефлексия. Слайды №28-29.
Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.
VI. Домашнее задание.
§21, упр. 7.
(Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа 2007.)
Слайд №30
Учитель: Урок завершен, до встречи на следующем уроке!"
Литература:
1.Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательство «Глобус», 2010.
2.Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. — 9-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.
3.Интернет ресурсы (сайты)
http://festival.1september.ru/articles
Этапы урока
• Постановка проблемы
• Исследовательская работа
• Понятие плотности
• Определение плотности
• Формула для вычисления плотности
• Работа с таблицей плотностей
• Разрешение проблемы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.