Урок физики в 7 классе по теме «Плотность вещества»

  • docx
  • 24.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок
Иконка файла материала phpOETdHc_urok-Plotnost-vecshestva.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект

урока физики

в 7 классе по теме

«Плотность вещества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 7

Дата проведения:

Тема урока: «Плотность вещества»

Цели урока:

обучающая: выяснение зависимости массы тела от объёма тела и рода веще­ства;

введение плотности вещества, выяснение её физического смысла и; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;

развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организа­цию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка вни­мания учащихся через смену учебной деятельности;

воспитательная: воспитание познавательного интереса к но­вым знаниям; воспитание культуры логического мышления и ак­тивности мышления.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Оборудование для демонстраций: весы, наборы для опреде­ления плотности вещества (тела из дерева правильной формы, тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).

Демонстрации:

взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготов­ленных из разных веществ (алюминия и свинца);

взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовлен­ных из разных веществ;

взвешивание тел, изготовленных из одного вещества, но имеющих разный объём.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Слайды №1-3

(Объявление темы и целей урока) 

Учитель. Ребята, вы приготовились? Тогда начинаем урок физики.

Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос. Что такое плотность вещества?    Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И наконец вытащим из тайников памяти кое-что ценное и интересное.  

Теперь откроем тетради, запишем число и тему урока .

Сегодня на уроке мы с вами должны:

1. Выяснить зависимость массы тела от объёма тела и от рода вещества        

2. Ввести понятие плотности вещества и единиц измерения плотности.

3.Вывести формулу для расчёта плотности вещества.

4. Выяснить физический смысл плотности вещества.

 

П. Повторение пройденного материала   Слайд №4

1.Фронтальный опрос

Как определить массу тела?

Что характеризует масса?

В каких единицах измеряется масса?

Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?

Как найти объем тела неправильной формы?

Слайд №5

Устные задачи на перевод единиц измерения в СИ.

III. Изучение нового материала  

Слайд №6

Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ.

Сегодня, мы изучим одну из физических величин, характеризующих вещество.

Слайд №7

Учитель. Ребята, если в стеклянную бутылку налить воды, закрыть пробкой и поставить её на мороз, то, что произойдёт? Почему лопнула бутылка? Почему льда стало больше, чем было воды? Ответ на этот вопрос мы и найдём сегодня на уроке.

Слайд №8  Проведём исследовательскую работу.

Учитель: На ваших столах находятся весы с разновесами, и деревянные бруски разной формы. Вам нужно исследовать отношение массы этих брусков к их объёму. Для этого нужно составить план своих действий.

(Слайд №9) Результаты исследований занести в таблицу№1. Работать будете парами.

Теперь результаты каждой пары занесём в таблицу № 2.

(Слайд №10) Какой вывод можем сделать?

(Слайд №11) Демонстрация: взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого.

Учитель:   Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы...

Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.

Вывод. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ имеют разные массы.

Слайд №12.  Демонстрация: взвешивание двух цилиндров разного объёма,   изготовленных из разных веществ, но имеющих равную массу.  

Учитель: Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы...

Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.

Слайд №13. Вывод. Тела с равными массами, изготовленные из разных веществ

имеют разные объёмы.

Слайд №14. Учитель: Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность. Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объема.

Слайд №15. Как можно найти плотность данного вещества?   

Например. Льдина объёмом 5 м³ имеет массу 4500 кг. Какова масса 1 м³ льда?

   4500 кг : 5 м³ = 900 кг/м³ - плотность льда

Слайд №16.

Учитель: Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная массу тела и его объем?

Плотность вещества численно равна отношению массы тела к объему этого тела. Плотность вещества показывает, «чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м3 (или 1см3). Запишем в тетради формулу для расчёта плотности и обозначение физических величин.

Слайд №17. Учитель: Изучим единицы плотности.


 

Слайд №18. Учитель: Что общего и чем отличаются данные кубики друг от друга?  

 Рассмотреть рисунок 52 в учебнике на стр. 49. Что показывает плотность вещества?

Слайд №19. Используя таблицы плотностей на странице 50-51 учебника, ответьте на вопросы:

Какая жидкость имеет наибольшую плотность?

Чему равна плотность воды?

Что показывает это число?

Чему равна плотность водяного пара?

Что показывает это число?

Чему равна масса одного кубического метра льда?

Слайд №20 . Учитель: Одинакова ли  плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях?

Вывод. Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна.

Слайд №21. Учитель: Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь утонет в расплавленном железе. Но нет правил без исключения! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы.

А теперь вернёмся к нашей проблеме, возникшей в начале урока.

Почему же лопнула бутылка? (Плотность льда меньше плотности воды и при замерзании воды объём льда увеличивается)

Слайд №22. Учитель: Существует прибор для измерения плотности. Его называют Ареометр. Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.

 Ареометры применяются для измерения:

  плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах;

  плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов;

  плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др.

Слайд №23. Учитель: Какая жидкость имеет наибольшую плотность?

Слайды №24-25. Интересные факты. Сообщение учащегося.

Демонстрация 2: взвешивание тел, имеющих равный объём, но из­готовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Вывод о зависимости от рода вещества.

IV. Закрепление изученного материала. Слайд №26

1. Что показывает плотность?

2. Что означает запись: «Плотность олова – 7300кг/м3»?

3. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?

4. Два кубика — из серебра и золота— имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объем?

5. Зависит ли плотность мёда от его объёма?

6. Объёмы воды и нефти одинаковы. Масса какой жидкости будет больше? Почему?

7. Объём чего больше: 1 кг ваты и 1 кг стальных скрепок?

Слайд №27.  Учитель: А теперь решим задачу. (Самостоятельная работа)

 1). Кусок металла имеет массу 29,2 кг и объём 4 дм3. Из какого металла изготовлен брусок?

    (Ответ : из олова)     

 2). Чугунный шар при объёме 125 см3 имеет массу 800г. Сплошной или полый этот шар? (Ответ: шар полый)

V. Подведение итогов урока . Рефлексия.  Слайды №28-29.

Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

VI. Домашнее задание.

§21, упр. 7.

(Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа 2007.)

Слайд №30

Учитель: Урок завершен, до встречи на следующем уроке!"  

 

Литература:

1.Уроки физики с использованием информационных тех­нологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательство «Глобус», 2010.

2.Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Откры­тость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. — 9-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

3.Интернет ресурсы (сайты)

http://festival.1september.ru/articles

 

 

Этапы урока

      Постановка проблемы

      Исследовательская работа

      Понятие плотности

      Определение плотности

      Формула для вычисления плотности

      Работа с таблицей плотностей

      Разрешение проблемы