Урок географии 6 класс
ТЕМА УРОКА: «Движение воздуха. Ветер».
ЦЕЛИ:
Образовательные: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере, познакомить учащихся с причинами образования ветра, некоторыми видами ветров, приборами, позволяющими измерять направление и силу ветра, показать
учащимся значение ветра и возможность его использования человеком.
Развивающие: развивать представления о неживой природе, развивать умения и навыки работать с иллюстративным материалом, текстом учебника, обобщать, делать вывод.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, выражать свои мысли языком географии, взаимодействовать в парах.
Оборудование: учебники, тетради, таблица «Работа ветра», компьютер, презентация урока.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.Организация внимание. II. Актуализация ранее изученного. 1. Задание на знание закономерностей. 1) Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления? 2) Как изменяется давление с высотой? 3) Подписать в точках А, В, С, Д. Атмосферное давление 809, 760, 720, 749. Какое давление нормальное, пониженное, повышенное? 4) Как называется прибор для измерения атмосферного давления? Расскажите о его строении
2. Задания на проверку умений. 1) У поднятия возвышенности атмосферное давление равно 760 мм. рт. ст. Какова высота возвышенности, если на вершине на вершине наблюдается давление 748мм.рт.ст.? Холм это или скала? 2) У края пропасти давление 754 мм. рт. ст. Чему равно давление на её дне при глубине 200 м? 3) На дне пропасти 780мм. рт. ст. Найдите глубину пропасти. III. Изучение нового материала. 1) Демонстрация опыта.
|
Фронтальная беседа в начале урока, решение задач активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия. Это позволяет учителю увидеть степень усвоения знаний учащимися по прошедшей теме урока.
|
||||||||||||||||||||||
Зажечь свечу и поставить её на какую-то подставку на стол. Поместить её в ламповое стекло, под которое подложить брусочки. Подержите под ламповым стеклом руку. - Что вы чувствуете при этом? Подержите под ламповым стеклом кусочек бумаги, разрезанный на тонкие полоски. - Что будет происходить с ними? Выполняя опыт, вы заметили, что полоски бумаги, которые находились под ламповым стеклом с горящей свечкой, отклонились вверх. Рукой вы почувствовали, что из лампового стекла шёл тёплый воздух. Из проведённых опытов можно сделать вывод: воздух нагревается, и нагретый воздух поднимается вверх. Место тёплого воздуха занимает холодный. Проблемный вопрос: - Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окнами вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Вопрос: Куда девается дым? (Дым выходит в трубу). - Почему дым не заходит в комнату? ( Дым вытягивается в трубу). - Почему дым вытягивается в трубу? ( На уровне топки Атмосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в области низкого). Чем сильнее нагретая земная поверхность, тем теплее воздух, нагреваемый от неё, а чем теплее воздух, тем он легче. Поэтому тёплый воздух всегда стремится вверх. Над тёплой земной поверхностью образуется низкое атмосферное давлении, а над холодной – наоборот, образуется область высокого атмосферного давления. Воздушные массы начинают перемещаться туда, где давление воздуха на земной поверхности меньше, т.е. из области высокого давления в область низкого. Движение воздуха является причиной образования какого-то процесса. Хоть бескрылый, а летает, Безголосый, а свистит. Хоть безрукий, но, бывает, Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою, он сердит. Только что он был везде – Миг и нет его нигде. (Ветер). 2) Сообщение темы и цели урока. - Итак, тема нашего урока «Движение воздуха. Ветер». - Сформируйте цели нашего урока. Ветер – это перемещение воздуха из областей высокого давлений в области низкого давления относительно земной поверхности. Воздух прозрачен и бесцветен. Но мы всегда можем сказать, что он существует, так как чувствуем его движение – ветер Белым – бело на свете белом, Льдом звонким скованы пруды. В саду наигрывает ветер, Как музыкант на все лады (И.Осмухина). Обратите внимание на записи на доске 1) 760 720 2) 740 720 -В каком направление будет дуть ветер в этих двух случаях (760 720; 740 720). - Где будет ветер сильнее? (В первом случае). _ Почему? Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость. 3. Характеристики ветра. - Как вы думаете, где ветры сильнее – у поверхности земли или на высоте? (На высоте они постоянны и дуют со скоростью 20-25 м/с). Ветер характеризуют по следующим показателям: направлению, скорости и силе. Направление – это то направление, откуда дует ветер. (Западные ветры дуют с запада, восточные с востока).
Существуют главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра – по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. Лишь 1874г. она была принята международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-бальная, а в Америке 17-бальная.
На метеорологических станциях направление и скорость ветра измеряют флюгером, который устанавливают на высоте 10м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряют по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (демонстрация прибора)
- Самое ветряное место на земле – мыс Денисова в Антарктиде – 300 дней в году ветры достигают 89м/с. - Самые сильные ветры на земле 104 (м/с) – зарегистрированы 12.04.1934г. на горе Вашингтон (США) ФИЗМИНУТКА 5. Постоянные ветры над поверхностью земли.
6. Самостоятельная работа I вариант №39 с.117. п.2. Как возникает ветер бриз? II вариант №39 с.177-118. п.2. Как возникают ветры муссоны?
7. Работа по вариантам. а) Бризы - Главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками подстилающей поверхности. Почему атмосферное давление не везде одинаковое? Рассмотрим на примере ветра, который возникает на берегу моря, побережья больших водоёмов, озёр, рек, водохранилищ. Это ветер силой до 4 баллов. Он хорошо выражен в тёплое время года, когда контраст температуры (вода-суша) наибольший. Бризы – суточные ветры, меняют своё направление дважды в течение суток. рис. 76 Жарким летним днём воздух перемещается с моря в сторону суши, от воды веет прохладой. Почему? Суша нагревается быстрее, чем вода. Известно также, что для нагревания 1 см3 воды требуется в три раза больше тепла, чем для нагревания 1 см3, например песка. Нагревшийся от суши воздух расширяется, становится легче и поднимается в верх до 1-2 км, где растекаются в стороны (на рис.76 стрелки А-В). Воздуха над сушей становится меньше, и давление понижается. (прочитайте на рис. 76 числа температуры и атмосферного давления понижается. А над морем, куда воздух приходит, давление повышается. (прочитайте на рис.76 числа температуры и атмосферного давления над морем и над сушей). Более холодный и плотный у поверхности моря воздух устремляется в сторону нагретой суши (стрелка В). Так образуется несущий прохладу дневной (морской) бриз. Ночью – наоборот: суша остывает быстрее, чем вода. Холодный воздух над ней уплотняется, « прижимается» к поверхности. А пришедший поверху со стороны моря воздух увеличивает давление над сушей. Там, откуда он ушёл, - над морем – давление понижается. Охлаждённый над сушей воздух из места с большим давлением перемещается туда, где давление меньше. Возникает ночной (береговой) бриз, который дует с суши на море и несёт прохладный, но сухой воздух. (Нарисуйте схему образования ночного бриза) Бризы проникают в глубь в глубь суши и моря иногда на несколько десятков километров. Чем больше разница в атмосферном давлении между сушей и морем, тем тем быстрее перемещается воздух, тем сильнее ветер. б) Демонстрация фильма «Образование дневного и ночного бриза» (рассказ ученика) в) Муссоны Эти ветры охватывают часть нижней тропосферы. Они резко меняют своё направление по сезонам: летом дуют с океана на сушу, зимой с суши на океан. (слово «муссон» -в переводе с арабского означает «Времена года», «сезон»). Муссоны особенно характерны для восточных окраин материка Евразия. Летом материк быстро и значительно нагревается, а океан – холоднее его, над ним более высокое атмосферное давление. Зимой материк быстро и сильно охлаждается, а океан сохранит накопившееся за лето тепло. Поэтому более высокое атмосферное давление над материком. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. В России муссоны хорошо выражены на Дальнем Востоке (рис.77) Летом там преобладает пасмурная, с туманом и длительным дождём погода. Зимой – холодная, безоблачная, сухая. г) Видеофрагмент «Образование муссонов» 7. Опыт группы климатологов Ветер самум – властелин пустынь, несущий раскаленный песок, заставляющий лечь людей и верблюдов. видеофрагмент «Пустыня» Сильные ветры возникают при формировании циклона. Самая ненастная погода бывает при тропических циклонах. Они формируются над морем, но могут в дальнейшем двигаться над сушей. Часто эти ветры наблюдаются в трёх районах Земли: в Карибском море и Южной части северной Атлантики (здесь они называются ураганами), в индийском океане (известны как циклоны, а австралийцы зовут их «вилли-вилли» , японцы называют их тай фуками. Переходя над сушей, тропические циклоны оставляют за собой огромные разрушения. Некоторые виды тропической древесной растительности приспособились к ним: имеют особые так называемые досковидные корни, которые делают их устойчивыми к ураганам. Максимальной скорости ветры достигают в смерчах (торнадо)
Проносится он со скоростью 60 км/ч, а вращается 600-1200км/ч. В мае 1931г. в американском штате Миннесота смерч вырвал из курьерского поезда вагон весом 65т. и отбросил его на несколько метров, опрокинув набок. В 1904г. московский смерч перенёс шестилетнего мальчика Петю Селезнёва по воздуху от Мытищ до Сокольников, где его нашли на следующий день, ошеломленного, ничего не понимающего, но живого. Смерчи были зарегистрированы в 1904г.,1945г.,1951г.,1986г.,1987гг. Сильный весенний ветер северо-западного или северо-восточного направления называют ветробоем или листобоем, потому что он срывает с деревьев листву. Рассердился, дохнул ветер с высоты И рывком с дуба сдул все его листья. («Дубы». Н.Матвеева). Просмотр видеофильма. «Торнадо» - Тот, кто летом на самолёте, замечал, что из точки А в точку Б мы прилетаем, к примеру за 12, а обратно за 1ч.20мин. Ветер бывает попутный и встречный. И путь наш не кончается, Простор родной широк, И гонит, гонит лодочку Попутный ветер. («Лодочка», М.Матусовский). В разных местах жители давали свои названия местным ветрам: «женатый» - на озере Селигер (стихает на ночь); «плакун» - Западный ветер в Архангельском поморье (часто сопровождается дождём); «мужичий» - северный ветер на Дону; «бабий» - слабый камчатский ветер (сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятной для сушки белья); «на» - штиль на Гавайских островах; «доктор» - нерезкий, освежающий ветер, (англичане); «кошачьи лапки» - мягкие удары воздуха по песчаной и водной поверхности, «утиный ветер» - весной дующий в наших местах с юга на север (на его «крыльях» без большой траты сил летят родину птицы); «гнилой ветер» - в юго-западной части реки Волги (часто приносит плохую погоду). Ветры Ставропольского края. На равнинных территориях летом господствуют ветры западных направлений, зимой – восточных. Летом – восточные ветры приносят сухой, пыльный воздух, с ним связаны суховеи, которые наносят большой вред сельскому хозяйству. Иногда они сопровождаются пыльными бурями, когда частицы мелкозёма поднимаются в воздух, переносятся на большие расстояния, образуя бугры чернозёма у лесополос и строений, засыпая каналы, водоёмы, в результате чего земля оголяется до камней, выводятся из с/х использования большие массивы пашни. Город Ставрополь по числу дней с сильным ветром, превышающим 15м/с, занимает одно из первых мест в крае. На равнинах ветры сильнее в западной части края, чем в восточной. Часто бывают фены – сухие тёплые ветры, образующиеся при переваливание воздушных масс через кавказский хребет. Наиболее часто фены наблюдаются зимой. 8. Значение ветра - ветер великий в природе работник. Вспомните, ещё А.С. Пушкин подметил: Ветер, ветер ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море… - Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью: Взгляни на небосвод – Повсюду облака плывут, Послушные ветрам, и Громоздят они причудливые формы. (В. Гюго). Ветер, ветер, не свисти, Тучей снежной налети. Все деревья запуши, Все кусты запороши. Ветер воет, воет, воет, Тёплым снегом сеет, сеет. (Л. Квитко). - очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населённых пунктов. - вырабатывает электроэнергию. Полярники используют ветреные двигатели для получения света и тепла; американские фермы тянут ветряками воздух из скважин. - ветер съедает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в виде башни или истукана (г. Кольцо в г. Кисловодске). - мощные пласты плодородного леса - наносы ветра - ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов. - люди ещё в древности поняли, что лодка может и без вёсел плавать, был бы ветер! Стали ловить его широкими полотнищами-парусами, постепенно научились строить корабли-парусники. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. (А.С. Пушкин) На территории Казахстана расположен прославленный курорт «Боровое». Более всего привлекают отдыхающих берёзовый танцующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля - ветер. Велико эстетическое значение ветра (поистине ощущаешь ласковость, нежность лёгкого ветерка – одно удовольствие). «Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»... – так описывает ветер А.С. Пушкин. Заслушивание проектов учащихся по темам: «Ветер-друг человека», «Ветер-враг человека». Вывод: с одной стороны ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой враг и беда. А что означают следующие выражения: «держать ноc по ветру» - быть в курсе всего «ищи ветер в поле» - не найти «бросать слова на ветер» - не сдержать слова «в голове ветер гуляет» - ни о чём не думает» «ехать с ветерком» - быстро Упоминается ветер и в стихах, поговорках, песнях: Как будто с яблонь облетая, Последний падает снежок, А ветер щёки надувая Трубит в серебряный рожок. И чутко ловит вся округа Маститых елей разговор О том, что этот ветер с юга Сзывает птицу на первый сбор. Прочитаем строки из песен, в которых авторы вспоминают про ветер. «… только ветер гудит в проводах…», «Пой, ветерок, песню неси, Пусть её слышат все на Руси». IV Закрепление 1. Продолжите фразу: Ветер – это… Сравнительная таблица «Муссоны и бриз».
V Д/з §39, с.116-120 вопросы 1-4 Сообщение «Образование облаков»
1. Провести опыт со свечой 2. Ответить на вопросы: - Как движется тёплый, холодный воздух? - Сделать вывод.
|
Учащиеся через проблемные вопросы учителя и демонстрацию опыта самостоятельно определяют тему и цели урока.
Учитель настраивает класс на положительный результат урока, на значимость учебного материала и практическое его применение.
Учитель постоянно обращается к слайдовой презентации для создания ярких образов и концентрации внимания учащихся.
Работа с учебником позволяет учащимся самим искать ответы на вопросы, добывать знания самостоятельно.
Учащиеся сообщают дополнительный материал, работая на опережение.
Учитель постоянно использует знания из личного опыта учеников, тем самым, показывает значимость каждого ученика, его индивидуальных особенностей
Практическое применение знаний о ветре является важным этапом в запоминании нового материала
Учитель использует эмоциональную сферу учащихся для создания ярких запоминающихся образов
Этап рефлексии направлен на выяснение степени участия и эмоциональной удовлетворенности учащихся в процессе занятия, на выделение самых интересных и запоминающихся моментов урока
Домашнее задание дифференцированное. Ученик сам выбирает уровень сложности, а значит оценку в случае успешного его выполнения
|
||||||||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.